Лэпбук "Слоговичок"
учебно-методическое пособие по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Коротышева Светлана Григорьевна

Цель: Содействовать формированию познавательной активности ребенка при коррекции дефектов слоговой структуры слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slogovichok_lepbuk.docx18.29 КБ

Предварительный просмотр:

Лэпбук «Слоговичок»

Цель: Содействовать формированию познавательной активности ребенка при коррекции дефектов слоговой структуры слова.

    Речевая функция является одной из важнейших функций человека. С помощью речи человек не только получает новую информацию, но и усваивает её. Не секрет, что с каждым годом увеличивается число детей, страдающих тяжёлыми нарушениями речи. У многих из них в той или иной степени присутствует нарушение слоговой структуры слова. Если это нарушение во время не исправить, в дальнейшем оно приведет к негативным изменениям в развитии личности ребёнка, таким как формирование застенчивости, замкнутости и неуверенности в себе. Это будет мешать ему как в обучении, так и в общении со сверстниками и взрослыми. 

Логопедическая работа по устранению нарушений слоговой структуры слова предполагает формирование и развитие всех компонентов речевой системы. Для реализации этой задачи требуется многоплановый по своей тематике и рассчитанный на учебно-игровую форму работы материал. Представляю вашему вниманию лэпбук, в котором собраны дидактические игры:

1.Упражнение «Гусеница посчитайка»

Цель: учить считать звуки.
Материал: детские музыкальные и шумовые инструменты, карточки с цифрами, кубик с точками.
Ход упражнения:
Вариант 1. Ребёнок хлопает в ладоши (стучит в бубен и др.) столько раз, сколько точек выпало на кубике.
Вариант 2. Логопед воспроизводит звуки, ребёнок считает их и выкладывает на гусеницу карточку с соответствующей цифрой.

Вариант 3. Логопед воспроизводит звуки, ребенок считает их и выкладывает на гусеницу столько фигур, сколько слышит звуков.

2.Упражнение «Повтори так же»

Цель: учить воспроизводить заданный ритм.
Материалы: мяч, барабан, бубен, металлофон, палочки.
Ход упражнения: Логопед задаёт ритм с одним из предметов, ребёнок должен повторить так же.

3.Игра «Дом»

Цель: закреплять умение анализировать слоговой состав слова.

Материал: набор предметных картинок, можно подбирать по лексическим темам.

Ход игры: ребёнок должен расположить картинки в заданной последовательности: одно вверху – с односложным словом, два в середине – с двухсложными словами, три внизу – с трёхсложными словами.

4.Игра «Поезд»

Цель: учить подбирать слова с заданной слоговой схемой. Материал: поезд с вагончиками, набор предметных картинок, схемы слоговой структуры слов, можно подбирать по лексическим темам. Ход игры: детям предлагается помочь «рассадить пассажиров» в вагоны в соответствии с количеством слогов.

5.Игра «Помоги клоуну собрать слова»

На циферблате часов вместо чисел изображены шары со слогами. Логопед: «Клоун жонглировал шарами и перепутал все слова. Помогите клоуну собрать слова». Дети передвигают стрелки часов, соединяя слоги, составляя двусложные слова.
6.Упражнение «Позови слова вдаль».

Цель: закреплять умение анализировать слоговую структуру слов, определять ударный слог. Материал: предметные картинки, карточки со схемами слоговой структуры. Карточки с изображением предметов. Ход упражнения: Ребёнок подбирает картинкам к схемам, и определяет ударный слог.

7.Игра «Помоги гномику»

Цель: учить произносить слова сложной слоговой структуры. Материалы: предметные картинки. Ход игры: Проговори слово по слогам.

8.Игра «Наведём порядок»

Цель: совершенствовать слоговой анализ и синтез. Материал: набор карточек со слогами и картинками к ним. Ход игры: дети выбирают из общего количества слоги и расставляют их в нужном порядке, в результате правильного сбора получается картинка.

9.Игра «Солнышко»

Цель: учить обратные слоги и петь прямые. Материалы: Солнце, буквы. Ход игры: ребенок ведет по лучикам от гласных к согласному и наоборот, согласные звуки меняются.

8. Вращающийся круг « Помоги клоуну собрать слово из слогов »

Цель: совершенствовать слоговой анализ и синтез. Материал: набор карточек со слогами. Ход игры: дети выбирают из общего количества слоги и соединяют их стрелочками  в нужном порядке, в результате правильного сбора получаются слова.

    Многие  дети нарушают слоговую структуру слова, поэтому возникла необходимость в создании лэпбука « Слоговичок»

    Лэпбук  представляет  из  себя развивающую книгу (игрушку-самоделку), которая посвящена теме «Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у дошкольников». Лэпбук информативен, вариативен и полифункционален. Он обеспечивает игровую,познавательную, исследовательскую и творческую активность  воспитанников, обладает дидактическими свойствами. Материал в лэпбуке можно менять и добавлять. В лэпбуке 8 игр по формированию и развитию слоговой структуры слова для детей. Размер лэпбука формат А4. Выполнен он из плотного картона и различных картинок.

    В ходе коррекционной работы, дети с помощью занимательной игры научились:

 -воспроизводить слова различной слоговой структуры;

 - определять количество слогов;

 - подбирать слова к слоговым схемам;

 - употреблять в активной речи слова различной слоговой структуры без наглядных опор;

- составлять предложения со словами различной слоговой структуры;

-овладеть элементарными навыками слогового анализа.

     Сформировалась оптико-пространственная ориентация, возможность темпо-ритмической организации движений и действий, способность к серийно-последовательной обработке информации. Был повышен уровень мотивации к занятиям.