НОД
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Разумова Наталья Владимировна

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по автоматизации звука в словах в группе для воспитанников с нарушениями речи 6 года жизни. Звук "Л".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ Детский сад 18

                                                                                                   учитель-логопед                                                                                                                              Разумова Наталья Владимировна

Тема: Звук Л.

Цель: Автоматизация звука Л в словах.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Закреплять правильное произношение  звука «Л» изолированно, в слогах и словах.

Коррекционно-развивающие:

Совершенствовать фонематический слух и восприятие.

Развивать просодическую сторону речи.

Развивать   внимание,  зрительное восприятие, общую моторику, координацию движений пальцев рук.

Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать навыки самоконтроля и взаимоконтроля в работе.

Оборудование: картинки с изображением ласточки, «Лошарика», конверт с письмом, разноцветные кружки, карточки для выполнения артикуляционной гимнастики [1], зеркала, карточки с картинками для игр [2], дощечки из бархатной бумаги и нитки для выкладывания.

Ход занятия:

1.Организационный момент:

- К нам на занятие прилетела птичка. Вы узнали ее?  /картинка с изображением Ласточки, конверт/

- Она очень взволнованна. Что случилось? Посмотрите, у нее телеграмма.

- Давайте почитаем, что там написано:

«Здравствуйте, ребята! Меня зовут «Лошарик» (на доске появляется картинка с изображением «Лошарика»). Я гулял на лугу и вдруг подул сильный ветер, я не успел спрятаться и все мои шарики разлетелись. И теперь я стал прозрачным и некрасивым.  Помогите, мне, пожалуйста, собрать шарики!»

- Ребята, а вы знаете кто такой «Лошарик»?

- Посмотрите, на кого он похож? (на лошадку) Из каких фигур он состоит? (из шариков). Так вот  шарики разлетелись. Ребята, поможем их собрать?

2. Сообщение темы занятия:  

- Для того, чтобы помочь «Лошарику», нам надо выполнить все задания и отыскать разноцветные шарики. 

- Предлагаю поиграть  в игру «Найди общий звук в словах».

- Если вы правильно ответите на вопросы, то узнаете, с каким  звуком мы будем  работать сегодня на занятии.

- Кто к нам прилетел на занятие? (ласточка).

- Кому надо помочь? (Лошарику).

- Где нас ждет Лошарик? (на лугу).

  • ласточка, Лошарик, луг  (общий звук для этих слов – звук л)

- Молодцы, правильно узнали этот звук! Мы сегодня будем правильно и красиво произносить звук  Л.

3. Артикуляционная гимнастика. [3]

«Наказать непослушный язычок»

- Язычок кусаем, мышцы расслабляем.

«Лодочка» и «Весла»

- Лодочка плывет, веслами гребет (язык в виде лодочки, движение языка из одного уголка рта к другому).

«Лошадка»

- Мы лошадку запряжем, цокать весело начнем.

«Маляр»

- Будем язычком играть, синей краской рисовать.

«Болтушка»

- Язычком болтаем, вот что получаем: бл-бл-бл.

«Качели»        

- Вверх за зубки язычок и подержим так чуток…

- Вниз за зубки язычок и подержим тут чуток… (широкий кончик языка за верхними зубами и за нижними зубами под счет до 5)

- Вы очень хорошо работали, ребята, посмотрите, один шарик нашелся.

- Каким цветом шарик? (желтый)

4. Автоматизация звука изолированно и в слогах.

- Давайте представим, что мы пилоты и летим на самолете. Приготовились, полетели… (дети поднимают руки в стороны и произносят звук «л»)

- Для того, чтобы приземлиться, надо произнести заклинание:

- лу-ла-лу;                    - пла-пло-плу-плы;

- ло-ла-ло;                    - алс-олс-улс-ылс;

- лы-ло-лы;                  - гла-гло-глу-глы;

- ла-ло-лу-лы;              - акл-окл-укл-ыкл;                                  

- ал-ол-ул-ыл;              - сла-сло-слу-слы.    

- А вот и следующий шарик. Каким цветом? (голубой)  

- А сейчас игра «Закончи слово» [4]

Шко…ла, пи…ла, мы…ло, ши…ло, стре…ла, ю…ла, ска….ла, кры…ло, стек…ло, се…ло, са…ло, сто…лы, по…лы, ор…лы.

- К «Лошарику» вернулся еще один шарик, каким цветом? (зеленый).

5.Физминутка. [5]

В понедельник я купался, (Изображаем плавание.)
А во вторник — рисовал. (Изображаем рисование.)
В среду долго умывался, (Умываемся.)
А в четверг в футбол играл. (Бег на месте.)
В пятницу я прыгал, бегал, (Прыгаем.)
Очень долго танцевал. (Кружимся на месте.)
А в субботу, воскресенье (Хлопки в ладоши.)
Целый день я отдыхал. (Дети садятся на корточки, руки под щеку — засыпают.)                       

6. Автоматизация звука  в словах.

Дети встают в круг.

 - А теперь поиграем в «Телеграф» (для игры подготовить карточки, которые лежат на столе).

Логопед называет слово первому ребенку, он передает слово шепотом своему соседу и так по цепочке до последнего ребенка. Последний ребенок берет ту картинку на столе, которая соответствует слову, которое он услышал.

Далее дети меняются местами. И так играем, пока у каждого ребенка не появиться в руках картинка.

- Все слова правильно передали. К нам прикатился еще один шарик? Какого он цвета? (зеленый)

- А теперь сядет тот, кто назовет свое слово ласково (стол-столик, белка-белочка и т.д.).

-Молодцы, все справились! Какого цвета шарик к нам прикатился? (фиолетовый)

7. Развитие координации движений  пальцев рук.

- Перед вами лежат дощечки и нитки. При помощи нитки аккуратно выложите букву, которая обозначает звук «л».

- И с этим заданием вы замечательно справились! А вот и последний шарик, какого он цвета (белый). Вот и нашлись все шарики и  «Лошарик» очень рад. Покажите  ваши работы «Лошарику».

8. Итог занятия:  

- Наше занятие подошло к концу. Какой звук мы сегодня на занятии произносили правильно и красиво? Зачем мы помогали «Лошарику»? Назовите цвета шариков, которые мы собрали.

- Пришло время прощаться с «Лошариком»! До скорых встреч!

/Оценивается работа детей в целом и индивидуально/

[1] Л.А. Комарова. Автоматизация звука Л в игровых упражнениях: альбом дошкольника.

[2] И.Л. Лебедева. Трудный звук, ты наш друг!

[3] стихи Н.В.Разумова.

[4] Е.И. Шаблыко. Коррекция нарушений произношения сонорных звуков. Пособие для логопедов ДОУ и школ.

[5] [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/kartoteka-fizminutok