Автоматизация звуков с использованием пальчиковой гимнастики
статья по логопедии

Ольга Николаевна Шикина

Данный материал используется для автоматизации поставленного звука Ш с пальчиковой гимнастикой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtomatizatsiya_zvukov.docx20.99 КБ

Предварительный просмотр:

Автоматизация звуков  с использованием  пальчиковой гимнастики.

 Правильно произносить различные звуки нам помогает не только хорошая подвижность органов артикуляции, но и хорошая подвижность кончиков пальцев и кистей рук.

В.А.Сухомлинский говорил « Источник способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источники творческой мысли»

Руке посвящали стихи, писали оды. А народная мудрость о значимости руки отразилась в пословицах «Отбиться от рук», «Всё дело в руках», «Даю волю рукам», «Глаза боятся, а руки делают».

Автор Су-Джок терапии Пад-Жеву доказал, что на руке находятся биологически активные точки нашего организма.

 Учёные пришли к выводу, формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигает достаточной точности. Другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Есть все основания рассматривать кисть руки, как орган речи — такой же, как артикуляционный аппарат. Кроме того доказано, что и мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значить систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.

Следует помнить, что пальцы левой и правой рук следует нагружать равномерно. После каждого упражнения нужно расслаблять пальцы                 ( потрясти ими). Все упражнения выполняются в медленном темпе от 3-5 раз сначала одной рукой, затем другой (если не предусмотрено участие обеих рук), а в завершении двумя руками вместе.

Дети с нарушениями речи особенно нуждаются в пальчиковой гимнастике.  Мы можем наблюдать, что многие из них  не могут одновременно произносить стихотворение на заданный звук и выполнять движения пальцами.  совместить мелкую моторику с автоматизацией звуков в стихах и чистоговорках  вполне возможно и очень эффективно: с одной стороны закрепляем звук в речи, с другой стороны развиваются пальцы. Работа над звуками в стихотворных формах имеет определенные требования : пока звук вводится в речь, содержание стихов соответствует этому звуку( в стихах отсутствуют звуки, которые ещё не поставлены). Это нужно для того, чтобы ребёнок уже на первых этапах работы слышал свою речь в правильном звучании. Также постоянное заучивание стихов утомляет детей, пальчиковая гимнастика поддерживает интерес и облегчает процесс запоминание стихотворений. Я использую  стихи на определённые звуки и к ним подбираю  различные движения пальцами. Были выделены 4 группы  по автоматизация звуков в стихах с использованием пальчиковой гимнастики: 1группа- свистящие звуки, 2 группа- шипящие звуки, 3 группа- звуки ЛЬ,Л, 4  – звуки РЬ,Р.

Виды работ по автоматизации звуков:

1)Применение сопряженной гимнастики (артикуляционная и пальчиковая гимнастики)  в логопедической практике ускоряет исправление дефектных звуков у детей-логопатов, так как работающая рука многократно усиливает импульсы, идущие к речевой зоне коры головного мозга от языка.

Текст произносит взрослый

Движения или статическая поза рук

Движения или статическая поза языка

1.Наступило утро,
выглянуло солнышко.

Пальцы разжаты и подняты вверх.

Губы в улыбке, зубы видны.

2. И друзья пошли в лес:
топ-топ, топ-топ-топ.

Имитация ходьбы пальчиков в заданном ритме: указательным и средним.

Рот открыт. Язык поднимается и опускается.

3. Увидели большое дерево. Вот его ствол.

Локти, ладони соединены, пальцы подняты вверх.

Язык высовывается и напряженно тянется к носу.

4. Вот его крона.

Пальцы чуть согнуты.

_____________________

5. На дереве сидит птица
Тук-тук-тук,
Тук-тук-тук,
Раздаётся чей-то стук.
Это дятел на сосне,
Долбит клювом по коре.

На первую строчку — постучать кулачком правой руки по раскрытой ладони левой; на вторую-наоборот.
Соединить все пальцы правой руки, изображая клюв дятла, левую руку поднять, пальцы развести в стороны, изображая дерево.
Пальцами, изображающими клюв, постучать по ладони другой руки.


Напряженным кончиком языка постучать в верхние резцы, многократно и отчётливо произнося «д-д-д-д».

6. Под деревом растут грибы. У одних грибов ножки толстые, у других-тонкие.

Щепоть одной руки показывает толстую ножку, а ладонь другой руки-шляпку. Положение рук меняется (боровики).
Указательный палец одной руки-ножка, а ладонь другой руки-шляпка; положение рук меняется (поганок много).

7. Собираем их в корзину.

Переплетаем пальцы «корзинкой».

Язык – «чашечкой».

8. Идём по лесу дальше.

См. второе упражнение- имитация ходьбы.

9. Растёт дикая яблонька. На ней плоды – яблочки.

Руки от локтей до запястий сведены вместе, кисти сжаты в кулаки, большие пальцы подняты вверх.

Язык – «чашечкой» с опорой на верхнюю губу.

10. Дома сварим из них варенье — во какое!

Большой палец правой руки поднят кверху — жест одобрения.

Улыбнуться и облизать верхнюю губу.

11. Поэтому соберём их в корзины.

Пальцы рук переплетены «корзинкой».

Язык – «чашечкой».

12. Тяжело нести корзины.
Увидели лошадку.
На лошадке ехали.
Гоп-гоп! Гоп-гоп!
Радостные ехали,
Гоп-гоп! Гоп-гоп!

Хлопки: два коротких, один длинный.

Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки.

13. Приехали домой.

Соединить кончики пальцев (пальцы «домиком»).

15. Радостные и весёлые мы стали играть на гармошке:
Громко хлопаем в ладошки,
Головой слегка качаем,
Руки кверху поднимаем.

Соединить ладоши вместе.
Хлопать в ладоши.
Головой кивать вперёд.
Руки поднять вверх.

Открывать и закрывать рот.

14. А в это время пошёл дождь:
«Весёлый дождик».
Дождик капнул на ладошку-
Т-д, т-д….
На цветок- т-д, т-д…
И на дорожку т-д, т-д…
Застучал по крыше он – т-д, т-д….
И раздался частый звон – т-д, т-д, т-д….

Правой рукой изобразить падающие капельки дождя.
Левой рукой изобрази цветок.
Из левой руки сделай дорожку.
Изобрази левой рукой крышу домика.
Дождик пошёл сильнее.

Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка в верхние резцы.

2) Автоматизация звука Ш изолированно: пальчики  правой и левой рук «здороваются»,  произнося Ш-Ш-Ш-Ш-Ш;  поочерёдно соединяем пальцы рук с большим (сначала на правой руке, затем на левой, на двух руках одновременно);

3) Автоматизация звука Ш в слогах: загибаем пальчики в  кулачок, произнося ША;  играем на «пианино», ставим пальчики на нарисованные ладошки (сначала правой руки, затем левой и вместе двумя руками):АШ-ОШ-УШ-ЭШ-ЫШ;

4)Автоматизация звука в словах: считаем предметы, загибая пальчики и произнося слова со звуком Ш; игра «Секрет» (разгибаем пальчики и придумываем слова со звуком Ш, чтобы получить  сладкий сюрприз на ладошке);

5)Автоматизация звука Ш в стихах: дети поочерёдно одевают массажное колечко на каждый  пальчик, произнося стихотворение пальчиковой гимнастики:

На  правой руке:

Этот малыш-Илюша (на большой палец),

Этот малыш-Ванюша (на указательный),

Этот малыш-Алеша ( на средний),

Этот малыш-Антоша (на безымянный),

А младшего зовут  Мишутка.

На левой руке:

Эта малышка-Танюша,

Эта малышка-Ксюша,

Эта малышка-Маша,

Эта малышка-Даша,

А меньшую зовут Наташа.

Для автоматизации  мы можем использовать массажный мячик:

Ша-ша-ша, ша-ша-ша (дети стучать мячиком по столу)

Шёл ёжик не спеша (катаем по ладошкам),

Ша-ша-ша, ша-ша-ша (стучим мячиком по столу),

К мышатам-малышам. (катаем по ладошкам)

Их мама-мышка

Напекла пышки (катаем по кругу по ладошкам)
Ши-ши-ши, ши-ши-ши (стучим по ладошкам),

Вышли пышки хороши .(катаем по кругу).

Такими упражнениями у ребёнка закрепляется заданный звук в речи и развивается  моторика пальцев рук.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автоматизация звуков с использованием знаков-символов. Автоматизация звука [р] в начале слова с открытым слогом. (индивидуальное занятие для детей с нарушением интеллекта 4 год обучения)

Коррекционно-образовательные цели:-автоматизация правильного произношения звука [р] в прямых слогах, в начале слова;-обучение навыку звукового анализа слова (определение места звука в слове);-развитие...

Автоматизация звуков в стихах с использованием пальчиковой гимнастики.

Автоматизация звуков в стихах с использованием    пальчиковой гимнастики....

Автоматизация звуков в стихах с использованием пальчиковой гимнастики.

Движение необходимо не только телу ребёнка. Правильно произносить различные звуки нам помогает не только хорошая подвижность органов артикуляции, но и хорошая  подвижность кончиков пальцев и кист...

«Оптимизация процесса автоматизации звуков путем использования пальчиковых игрушек»

Игровые приемы автоматизации звуков. Как интерсно и "незаметно" для ребенка научить его правильному произношению трудных звуков...

Автоматизация звуков с использованием пальчикового театра

Автоматизация звуков с использованием пальчикового театра...

"Автоматизация звуков с помощью пальчиковых и нейроигр"

Автоматизация звука – это закрепление правильных движений артикуляционного аппарата для произнесения того или иного звука....

Автоматизация звуков в стихах с использованием пальчиковой гимнастики.

Автоматизация звуков в стихах с использованием пальчиковой гимнастики....