Игры на развитие речевого слуха.
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа)

Уличкина Вера Ивановна

Игры предполагают подготовку органов речи и слуха ребенка к восприятию правильного звука и к правильному артикуляционному укладу, необходимому для его воспроизведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_na_razvit_rechev_sluha_-_kopiya_-_kopiya_-_kopiya.docx18.52 КБ

Предварительный просмотр:

Игры на развитие речевого слуха.

(Автор  В.И. Селиверстов. «Речевые игры с детьми». Москва «Владос» 1994г. )

        Угадай, чей голосок.

  Цель. Определить товарища по голосу. Развитие координаций движений.

  Описание игры. Вариант 1.

  Играющие сидят. Один из них становится ( по назначению педагога) в центре круга и закрывает глаза. Педагог, не называя имени, указывает рукой на кого-нибудь из играющих. Тот произносит имя  стоящего в центре. Последний должен угадать, кто назвал его. Если стоящий в центре отгадал, он открывает глаза и меняется местами с тем, кто назвал его по имени. Если же он ошибся, педагог предлагает  ему снова закрыть глаза, и игра продолжается. Педагог предлагает детям разбежаться по площадке. По сигналу «Бегите в круг» дети занимают свои места в кругу. Один ребенок остается в центре круга. Дети идут по кругу и говорят:

         Мы немножко порезвились,

          По местам все разместились.

          Ты загадку отгадай,

          Кто позвал тебя, узнай.

  Игра повторяется несколько раз.

   

   Вариант 2.

  Оборудование. Мишка (кукла). Описание игры.

 Дети  сидят полукругом. Перед ними на некотором расстоянии спиной к детям сидит ребенок с мишкой. Педагог предлагает кому-нибудь из ребят позвать мишку.

 Водящий должен угадать, кто его позвал. Он останавливается перед позвавшим и рычит. Тот, кого узнали, получает мишку, садится с ним на стульчик  и водит.

                                           

                                                 Улиточка.

 Цель. Узнавать товарища по голосу.

 Описание игры. Водящий (улиточка) становится в середине круга, ему завязывают глаза. Каждый из играющих, изменяя голос, спрашивает:

                        Улиточка, улиточка,

                        Высунь-ка рога,

                        Дам тебе я сахару,

                        Кусочек пирога,

                        Угадай, кто я.

 Тот, чей голос улитка узнала, сам становится улиткой.

                   Угадай, кто это.

 Цель. Воспитание слухового внимания.

 Описание игры. Дети стоят по кругу. Водящий выходит в середину круга, закрывает глаза и затем идет в любом направлении, пока не натолкнется на одного из детей, который должен подать голос заранее условленным образом: «ку-ка-ре-ку», « ав-ав-ав» или «мяу, мяу, мяу» и т.д. Водящий должен угадать, кто из детей кричал. Если угадает, то становится в круг. Тот, кого узнали, будет водящим. Если не угадает, то останется водить еще 3 раза, а затем его меняет другой.

        Лягушка.

 Цель. Узнать товарища по голосу.

 Описание игры. Дети стоят по кругу, а один с завязанными глазами стоит внутри круга и говорит:

            Вот лягушка по дорожке

            Скачет  вытянувши ножки,

            Увидала комара, закричала…

 Тот, на кого он указал, в этот момент говорит: «Ква-ква-ква».

 По голосу водящий должен определить кто лягушка.

                                         Улавливай шепот.

   Цель. Развивать остроту слуха.

 Описание игры. Вариант 1. Играющие разбиваются на две равные группы и строятся в одну шеренгу. Ведущий отходит на определенное расстояние, становится напротив и четким, внятным шепотом (уловимым  только в том случае, если каждый активно вслушивается) отдает команды  «(Руки вверх, в стороны, кругом» и другие более сложные команды). Постепенно  отходя все дальше, ведущий делает свой шепот менее уловимым и усложняет упражнения.

 Вариант 2.

 Все дети сидят по кругу. Ведущий голосом обычной громкости просит выполнить какое-нибудь движение, а затем едва уловимым шепотом произносит имя (фамилию) того, кто должен выполнить. Если ребенок не расслышал свое имя, ведущий вызывает другого ребенка. В конце игры педагог объявляет, кто был самым внимательным.                                      

            

                        Горшочек.

 Цель. Закрепление представлений «горячий-холодный». Развитие координаций движений рук.

 Оборудование. Мяч.

 Описание игры. Дети сидят по кругу на полу и перекатывают мяч. Если ребенок катит другому мяч и говорит: «Холодный», второй ребенок может трогать мяч.

 Но если ему говорят:  «Горячий», то он не должен трогать мяч. Кто ошибается  и дотронется  до  мяча, получает штрафное очко и должен поймать мяч, стоя на одном или обоих коленях ( по усмотрению водящего).

                                            Кто внимательный.

 Цель.  Развитие фразовой речи.

 Оборудование. Различные игрушки: машины, куклы, кубики и т.п.

 Описание игры. Педагог вызывает одного ребенка и дает ему задание, например взять мишку и посадить в машину. Педагог следит, чтобы дети сидели тихо, не подсказывали друг другу. Задания даются короткие и простые. Ребенок выполняет  задание, а затем говорит, что он делал. Постепенно расстояние от детей до стола педагога увеличивается от 3-4 до 5-6м. Выявляются победители.

                                           Принеси игрушки.

 Цель. Развитие ориентации в пространстве и количественных представлений.

  Оборудование. Мелкие игрушки.

 Описание игры. Педагог садится за стол с детьми и просит каждого по очереди принести несколько игрушек из разложенных на другом столе: «Марина, принеси два гриба». Девочка идет, приносит  два гриба и говорит, что она сделала. Если ребенок хорошо справился с поручением, дети в знак поощрения аплодируют ему, если неточно выполнил задание, дети указывают на ошибку и вместе с ним считают принесенные игрушки. Когда дети перенесут все игрушки, они могут поиграть сними.

                                         

                                                 Запомни слова.

 Цель. Накопление словаря, развитие памяти.

 Описание игры. Ведущий называет пять-шесть слов, играющие должны повторить их в том же порядке. Пропуск слова или перестановка считается проигрышем (нужно платить фант). В зависимости от речевых возможностей детей слова подбираются  разной сложности. Победитель тот, кто. Победитель тот, кто потерял меньше фантов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Папка-передвижка "Игры на развитие речевого слуха, чтения..."

Папка-передвижка "Игры на развитие речевого слуха, чтения..."...

Конкурс-игра по развитию речевого слуха с детьми старшей и подготовительной к школе группы, имеющими нарушения слуха.

Конкурс-игра по развитию речевого слуха с детьми старшей и подготовительной к школе группы, имеющими нарушения слуха. Цель: совершенствовать произносительные навыки детей, речевое дыхание; развив...

Игры на развитие речевого слуха

ИГРЫ НАРАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО СЛУХА№ 1Кто это?Цель. Закрепление понятий по теме «Животные и птицы». Формирование правильного звукопроизношения.Оборудование. Картинки с изображением животных и п...

Картотека речевых игр в подготовительной группе "Игры на развитие речевого и фонематического слуха"

Картотека речевых игр в подготовительной группеИгры на развитие речевого и фонематического слуха 1) Игра «Узнай настроение»Задача: развить выразительность речи, мимику, подр...

Консультация для педагогов на тему: «Речевые игры для развития фонематического слуха на занятиях по развитию речи»

У человека, с самого раннего детства, закладываются все личностные качества: вкусы, привычки, характер. И в становлении личности огромную роль играет речь.Речь – это сложная функция, и её развит...

Игра на развитие речевого слуха "Угадай как надо делать?"

Тема: Развитие умения определять на слух изменение темпа речи.Цель: Учить детей на слухопределять темп речи и выполнять движения в соответствующем темпе.Ход: Воспитатель несколько раз произносит в раз...

Дидактическая игра на развития речевого слуха "Почтальон Печкин"

Дидактическая игра разработана в рамках изучения дисциплины "МДК.03.02 Теория и методика развития речи у детей". Опубликованный материал является авторским, нарушение моих авторских прав нед...