Главные вкладки

    Дидактические игры, направленные на сенсорное воспитание и развитие детей младшего дошкольного возраста
    консультация по логопедии (младшая группа)

    Осинцева Ирина Алексеевна

     

    Консультация для педагогов и родителей

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon igry_na_sensoriku.doc45.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Дидактические игры, направленные на сенсорное воспитание и развитие детей младшего дошкольного возраста

    Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Овладение знаниями и умениями требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов (форме, цвету, величине).  Развивающие игры должны создаваться с учётом возраста и интересов детей. Ведь когда ребёнку интересно, обучение проходит более успешно и результативно.

     Роль дидактических игр в сенсорном воспитании очень великаДидактическая игра помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир, и расширить его кругозор. Дидактические игры выполняют функцию — контроль над состоянием сенсорного развития детей.

     «Парные картинки»

    Цель игры состоит в том, чтобы учить малышей сравнивать окружающие их предметы по совокупности отличительных признаков, а также по их назначению. Для этого детям предлагается специальный набор красочных парных картинок с привлекательным и разнообразным содержанием. Содержание картинок отвечает естественной потребности детей приобщиться к окружающей действительности — предметной, природной и общественной.

    Игровая ситуация дает возможность детям активно обмениваться впечатлениями и, решая обучающую задачу, осмысливать и осознавать свой пока еще небольшой и несистематизированный жизненный опыт. Выполнение правил игры и вопросы взрослого, направляющие рассматривание картинок, сравнивание их, создают благоприятные условия для систематизации и обогащения представлений ребенка об окружающем мире. Сравнивая картинки, дети учатся выделять знакомые им качества предметов (цвет, форму, величину, назначение), а также знакомятся с действиями живых объектов.

    Таким образом, решая задачу — подобрать к каждой картинке точно такую же, дети приучаются производить элементарный анализ и синтез отличительных особенностей объектов, устанавливать их тождество или различие и определять, в чем оно состоит. Одновременно малыши учатся передавать в связной речи совокупность признаков и качество изображенных объектов и таким образом делают важный шаг на пути к их описанию. В игре принимает участие небольшая группа детей, между которыми возникает познавательное общение, что имеет важное значение для их сближения и развития взаимопонимания.

     В одной игре можно объединить несколько, т. е. сделать разработанные игры многофункциональными.

    Дидактическая игра №1

    «Составь пары предметных картинок»

    Цель: учить различать и сравнивать предметные картинки между собой,

    правильно их называть, развивать способность концентрировать внимание.

    Ход игры:

    Педагог предлагает детям рассмотреть картинки, назвать, какие предметы изображены. Обращает внимание, что картинки повторяются, т. е. являются парными. Воспитатель показывает, как находить пару одинаковых картинок. Затем предлагает выполнить это задание детям.

    Дидактическая игра №2

    «Составь пары по цвету»

    Цель: умение подбирать пары на основе сходного сенсорного признака;

    развивать зрительное восприятие.

    Ход игры:

    Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки с наклеенными цветными квадратами, просит назвать цвет. Затем предлагает детям подобрать пары одинаковых цветных квадратов.

    Дидактическая игра №3

    «Подбери картинку по цвету»

    Цель: закреплять знание основных 4-х цветовразвивать зрительное восприятие.

    Ход игры:

    Воспитатель показывает детям, например, картинку с жёлтым цветом, спрашивает, какой это цвет и предлагает детям подобрать предметную картинку такого же цвета. Затем показывает картинку с зелёным цветом, дети называют цвет и также подбирают картинку.

    Дидактическая игра №4

    «Отгадай предмет по  описанию»

    Цель: обогащать словарь детей прилагательнымиразвивать мышление, внимание.

    Ход игры:

    Воспитатель берёт карточку так, чтобы дети не видели картинку на ней, и начинает описывать предмет. Дети отгадывают, что это. Если ответ правильный, воспитатель показывает отгадку.

    Дидактическая игра №5

    «Что пропало?»

    Цельразвивать внимание.

    Ход игры:

    Воспитатель раскладывает перед детьми 3-4 карточки с картинками, просит их внимательно рассмотреть. Дети называют предметы. Затем дети закрывают глаза, а воспитатель прячет 1 карточку. Дети отгадывают, какого предмета не стало.

      

    «Угадай по тени»

    Данная игра расширяет представления об окружающем мире, закрепляет представление о том, чем питаются некоторые животные; развивать логическое мышления; внимание; память; пространственную ориентацию (справа, слева, сверху, снизу, посередине); зрительное восприятие (соотнесение предметов и их теней); совершенствует грамматический строй речи (отработка и закрепление правильного употребления падежных окончаний существительных в родительном, дательном, творительном, винительном падежах (в процессе ответов на вопросы: Кем? Чем питаются? Что любят? Что не едят? Что (кого) видят? Что нравится? Кому нравится).

    Цельразвитие образного мышления, внимания, зрительной памяти, совершенствовать речь детей; формирование знаний об окружающем мире.

    Ход игры:

    Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки (силуэты диких и домашних животных), затем назвать их.

    «Волшебный паровозик»

    Эта дидактические игра математического характера для детей младшего дошкольного возраста содержит большие возможности расширять и закреплять знания о количестве: «один» и «много»; о равенстве предметов, понимать выражения: столько сколько, поровну, по одному — много, ни одного. Игру можно использовать на занятиях и в свободное время с целью закрепления знаний о геометрических фигурах, для  развития внимания и воображения у детей.

    Дидактическая игра № 1

    Цель: развивать у детей сенсорные умения и способности аналитического восприятия; закреплять знание цветов; умение определять закономерность, научить детей действовать, согласно, предложенного алгоритма.

    Ход игры:

    Воспитатель предлагает ребёнку расположить вагончики поезда согласно заданного алгоритма,  предварительно показав на собственном примере.

           Дидактическая игра № 2

    Цель: учить детей различать геометрические фигуры; закреплять знания цветов; закрепление умения различать контрастные по величине фигуры, используя при этом слова «большой»«маленький».

    Ход игры:

    Воспитатель даёт детям задание приложить к вагончикам окошки (геометрические фигуры), назвать цвет, размер, фигуру.

    Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что ведущей                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             формой сенсорного воспитания являются дидактические игры. Только при определенной системе проведения дидактических игр можно добиться сенсорного развития.                                              

    Дидактический материал подбирается с учётом следующих принципов: наглядности, доступности и прочности, систематичности и последовательности.  Игры должны быть многофункциональны, красочны, эстетичны и могут быть использованы не только педагогами детских дошкольных учреждений,                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                работающими с детьми младшего дошкольного возраста, но и родителями, а также бабушками и дедушками, которые очень любят играть со своими внуками.

       


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Влияние дидактической игры на формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста »

    В материале даны рекомендации по организации работы с детьми младшего дошкольного возраста по формированию культурно-гигшиенических навыков....

    Сенсорное воспитание и развитие детей раннего дошкольного возраста

    комплексное занятие по сенсорному воспитанию и развитию детей раннего дошкольного возраста...

    Сенсорное воспитание и развитие детей раннего дошкольного возраста

    комплексное интегрированное занятие по сенсорному воспитанию и развитию детей раннего дошкольного возраста...

    Дидактическая игра, как средство формирования познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста.

    Дидактическая игра,как средство формирования позновательной активности у детей мл дош возраста....

    Консультация для воспитателей «Использование сенсорных игр в развитии детей младшего дошкольного возраста»

    На третьем году жизни дети начинают овладевать выполнением некоторых продуктивных действий....