ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ В КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ОНР
методическая разработка по логопедии

Садовникова Галина Сергеевна

Предлагается методический материал по использованию игровых методов и приемов в работе по коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на этапе автоматизации поставленного звука. Предложенные игры и игровые приёмы окажутся полезными не только учителям-логопедам, но и всем педагогам, желающим, чтобы их занятия были интересны детям и способствовали максимально быстрому устранению дефектов звукопроизношения. Рекомендуемый игровой материал педагоги могут включать в работу с детьми, как в дошкольном учреждении, так и в работу с детьми и родителями воспитанников в домашних условиях для закрепления полученных навыков звукопроизношения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_metody_i_priyomy_avtomatizatsii_zvukov.docx46.17 КБ

Предварительный просмотр:

ЛГ МАДОУ «ДСОВ № 6 «Росинка»

ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ В КОРРЕКЦИИ

ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ОНР

методические рекомендации

Автор: учитель-логопед

Садовникова Г.С.

Лангепас, 2019

Предлагается методический материал по использованию игровых методов и приемов в работе по коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на этапе автоматизации поставленного звука. Предложенные игры и игровые приёмы окажутся полезными не только учителям-логопедам, но и всем педагогам, желающим, чтобы их занятия были интересны детям и способствовали максимально быстрому устранению дефектов звукопроизношения. Рекомендуемый игровой материал педагоги могут включать в работу с детьми, как в дошкольном учреждении, так и в работу с детьми и родителями воспитанников в домашних условиях для закрепления полученных навыков звукопроизношения.

Систематизация игрового материала позволит незатруднительно выбрать материал, соответствующий речевым возможностям ребенка. Игровые дидактические комплексы универсальны и дают возможность варьировать игровой материал в соответствии с задачами конкретного этапа работы по постановке звука и введении его в свободную речь. Игровые комплексы могут расширяться за счет собственных наработок педагогов и дают возможность творческого подхода.

Воспитатели логопедических групп могут использовать предложенные игры и игровые приёмы с целью закрепления полученных на логопедическом занятии произносительных умений и развития фонематических процессов. Воспитатели дошкольных общеразвивающих групп - при организации совместной деятельности по развитию звуковой культуры речи. При этом материал должен отбираться выборочно, с учетом целесообразности.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

1. Понятие «звукопроизношение» и развитие произносительной стороны речи ребенка в онтогенезе

2. Этапы формирования правильного звукопроизношения у детей с ОНР

3. Значение игры в процессе работы над автоматизацией звуков

4. Взаимодействие с родителями и педагогами как необходимое условие широкого применения речевых игр

5. Рекомендации по применению игр в коррекционной работе

6. Результативность применения в коррекционной работе игр и игровых методов и приёмов в работе по автоматизации звуков

Список литературы

Приложение

ВВЕДЕНИЕ

Возросшее за последние годы количество детей с речевыми нарушениями, в частности с общим недоразвитием речи, требует от специалистов внимания и скрупулезной работы по поиску эффективных форм и методов работы по исправлению речевых нарушений. Нарушение звукопроизношения одно из основных направлений коррекционно-логопедической работы. Работа над звуком, от его постановки до употребления в самостоятельной речи, - это выработка нового сложного навыка. И как любой навык, он требует усилий, времени и определённой системы.

Проблема мотивации – одна из центральных в логопедической работе. Очень часто владения методикой коррекции речи и желания логопеда недостаточно для положительной динамики речевого развития детей. Результат занятий во многом зависит от того, насколько удастся превратить скучную работу над звуком в увлекательную игру. Трудной и несколько монотонной для детей является работа по автоматизации звуков. Ребёнок часто не хочет заниматься, его утомляет ежедневное проговаривание одних и тех же слогов и слов, словосочетаний и предложений. У дошкольника теряется и пропадает интерес к логопедическим занятиям. Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. В этот период работы в арсенале логопеда должно быть достаточно большое количество наглядно-игровых дидактических приёмов для того, чтобы занятие по автоматизации звуков превратилось для ребёнка в увлекательную игру.

Существует огромное количество сборников всевозможных игр и упражнений, помогающих педагогам-практикам. Тем не менее, учителя-логопеды продолжают искать наиболее интересные и эффективные приемы в работе с детьми дошкольного возраста.

Цель предлагаемых методических рекомендаций оказать методическую помощь педагогам-практикам (логопедам, воспитателям) в применении разнообразных игр и игровых заданий в коррекционно-логопедической работе по автоматизации звуков. В данном методическом пособии предложенные рядом авторов (М.Ф. Фомичёвой, В.И. Селивёрстовым, Е.А. Пожиленко, Ю.К. Школьник, Т.А. Ткаченко) логопедические игровые упражнения систематизированы и дополнены собственными вариантами и модификациями, описана система работы по коррекции звукопроизношения с применением игр и игровых приемов, отобраны наиболее эффективные формы взаимодействия с педагогами и родителями по ознакомлению с игровыми приемами работы.

Применение дидактических игр в работе с детьми с ОНР позволит ускорить сроки автоматизации звуков, снизить утомляемость, повысить эмоциональную заинтересованность к логопедическим занятиям, активизировать мыслительную деятельность, развить психические процессы.


  1. Понятие «звукопроизношение» и развитие произносительной стороны речи ребенка в онтогенезе

Общее недоразвитие речи характеризуется нарушением формирования всех компонентов речевой системы, в том числе и звуковой стороны речи (звукопроизношения).

Звукопроизношение – процесс производства звуков речи, осуществляемый согласованной работой трех отделов периферического речевого аппарата (дыхательного, голосообразовательного и артикуляционного) при регуляции со стороны центральной нервной системы (центрального речевого аппарата).

Усвоение ребенком родного языка происходит в определенной последовательности по мере созревания нервно-мышечного аппарата. Овладение звуками речи происходит в определенной онтогенетической последовательности: губные раньше, чем язычные, взрывные – раньше, чем щелевые, затем осваиваются аффрикаты и сонорные.

Условно последовательность формирования артикуляционной базы в онтогенезе можно представить следующим образом:

– к первому году – появляются смычки органов артикуляции;

– к полутора годам – появляется возможность чередовать позиции (смычка – щель);

– после трех лет – появляется возможность подъема кончика языка вверх и напряжения спинки языка;

– к пяти годам – появляется возможность вибрации кончика языка.

Таким образом, артикуляционная база в онтогенезе постепенно формируется к пяти годам. При условии своевременного формирования фонематического слуха (в норме к 1 г. 7 мес. – 2 годам) у ребенка в норме к пяти годам нормализуется звуковая структура речи.

В качестве основного решающего момента, обеспечивающего возможность вхождения звуков в активную речь, является доступность артикуляционных операций при образовании звука. Так, С.Н. Цейтлин, ссылаясь на А.Н. Гвоздева, говорит о том, что неусвоенность звуков [в, в’, ф, ф’] объясняется еще не выработавшимся умением создавать необходимую для этих звуков щель между верхними зубами и нижней губой. Неспособность поднять кончик языка делает невозможным произнесение твердых звуков [н, д, т, с, з, л]. Механизм вибрации, необходимый для звуков [р, р’] и работа по поднятию передней части языка [ш, ж, щ, ч] также сложны для всех детей.

В основе артикуляции лежит тонкая дифференцированная работа языка и губ. У детей с ОНР артикуляционные операции затруднены. Общее недоразвитие речи наблюдается при наиболее сложных формах детской речевой патологии: алалии, афазии, ринолалии, дизартрии – в этих случаях, у детей, вследствие ограниченной подвижности губ и языка, выполнение артикуляционных движений вызывает еще большие трудности по сравнению с детьми, имеющими нормальное речевое развитие.

  1. Этапы формирования правильного звукопроизношения у детей с ОНР

Коррекция звукопроизношения у детей с ОНР осуществляется в соответствии с этапами работы над звуками, принятыми в логопедии.

I этап – подготовительный, предполагающий подготовку речевого аппарата к овладению звуками речи. Он включает подготовку речедвигательного аппарата, его моторики, речевого слуха, речевого дыхания.

II этап – постановка звука. Это создание новой нервной связи между звуковыми (восприятие произнесенного звука), двигательно-кинестетическими (самостоятельное воспроизведение звука) и зрительными (зрительное восприятие артикуляции звука) ощущениями.         В большинстве случаев необходимо одновременно затормозить неправильную связь между представлением о звуке и его произношением.

III этап – автоматизация звуков. С точки зрения высшей нервной деятельности, автоматизация звука есть введение вновь созданной и закрепленной относительно простой связи – речевого звука – в более сложные последовательные речевые структуры – в слова и фразы, в которых данный звук или пропускается совсем, или произносится неправильно (искажается, заменяется либо происходит смешение звуков).

Работу на этом этапе можно рассматривать как затормаживание старых неправильных динамических стереотипов и выработку новых. Это трудная для нервной системы работа. Она требует большой осторожности и постепенности, что обеспечивается доступностью и систематичностью речевого материала (переход от изолированно произносимого звука к включению этого звука в звукосочетание, слово, фразу). Звук дается в разных звукосочетаниях, в начале слова, в середине, в конце. Вначале создаются облегченные условия для произношения звука (звук в открытом слоге, в сочетании с двумя гласными, в закрытом слоге), затем они усложняются.

IV этап – этап дифференциации смешиваемых звуков. В основе его лежит дифференцировочное торможение. Работа над дифференциацией звуков начинается только тогда, когда оба смешиваемых (заменяемых) звука могут быть правильно произнесены ребенком в любом сочетании и все же употребляются не всегда верно и один звук подменяется другим.

V этап – этап формирования коммуникативных умений и навыков. Основной целью этапа является сформирование у ребёнка умений и навыков безошибочного употребления звуков речи во всех ситуациях общения.

На всех этапах обучения звукопроизношению рекомендуются упражнения в форме игр: с картинками, игрушками, звукоподражанием, с элементами движений, с пением; чтение и заучивание стихов, прибауток, потешек, чистоговорок. Пересказ коротких рассказов и рассказывание по картинкам с учетом возраста и стоящих задач обучения начинается с этапа автоматизации звука.

  1. Значение игры в процессе работы над автоматизацией звуков

В литературе по дошкольной педагогике и психологии накоплен значительный материал, указывающий на то, что игра — основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста, одна из характерных закономерностей детского развития. Игра как форма деятельности ребенка способствует гармоническому развитию у него психических процессов, личностных черт, интеллекта. Для детей – дошкольников, страдающих различными речевыми расстройствами, игровая деятельность сохраняет свое значение и роль как необходимое условие всестороннего развития их личности и интеллекта.

Наличие речевого дефекта приводит к изменениям в психической сфере, а именно к появлению таких черт, как повышенная раздражительность, возбудимость, замкнутость, депрессивные состояния, негативизм, заторможенность, апатичность, психическая истощаемость, чувство ущемленности и пр. Именно поэтому необходимость проведения серьезных коррекционных замыслов логопеда в его работе с дошкольниками через игру очевидна. Работа логопеда нуждается в использовании игровых приемов в еще большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятиях.

Работа над автоматизацией звука в словах – это очень трудная и несколько монотонная для детей работа. Обычно такие занятия проводятся по шаблону, трафаретно и скучно: изо дня в день ребёнок повторяет за логопедом слоги, слова, «учит» название предметной картинки, «связывает» заученные с трудом слова в цепочки-предложения. И все это идет по замкнутому кругу: картинки предметные, лото, домино, картинки сюжетные, развернутые фразы, сказки, рассказы. Для всех детей путь одинаков, только одни на этом материале автоматизируют и дифференцируют звуки; другие учат новые слова, третьи идут от сопряженной речи к отраженной речи, отвечают на вопросы и т.д. Логопедические занятия с дошкольниками, которые проводятся по шаблону, трафаретно и скучно малоэффективны. Результативность этой работы можно достичь лишь в том случае, если она будет эмоционально приятной для ребёнка. Если он не просто шаблонно будет рассматривать и называть картинки, а будет играть.

Использование игр делает процесс автоматизации звуков в речи интересным, творческим, увлекательным, лишённым рутины и однообразия. В работе по автоматизации звуков применяются игры с разнообразными предметами (мячами, пирамидками, бусами, пластмассовыми шариками и пр.), а так же настольные игры. Настольные игры могут быть разных форм:

  • игры с карточками, для которых имеются разнообразные игровые поля (шаблоны);
  • игры статичные (без вырезных карточек);
  • вспомогательный материал (карточки с символами, предметные картинки и т.д.);
  • игры по типу «Лото»;
  • Игры по типу «Ходилки-бродилки».

Игровые поля настольных игр универсальны, они могут использоваться в работе со всеми звуками. Также многие поля взаимозаменяемы: во время прохождения одной темы, можно пользоваться полями из других тем. 

Работа логопеда системна. Логопедические игры по автоматизации звука, представленные в приложении к методическим рекомендациям, также представляют из себя систему. Они систематизированы в той последовательности, в которой происходит процесс работы по автоматизации звука в речи ребёнка:

  • закрепление изолированного звука;
  • автоматизация звука в слогах;
  • автоматизация звука в словах;
  • автоматизация звука в словосочетаниях;
  • автоматизация звука во фразах;
  • автоматизация звука в тексте.

  1. Взаимодействие с родителями и педагогами как необходимое условие широкого применения речевых игр

В ходе коррекционно-педагогической работы логопед стремиться вовлечь как можно большее количество людей в этот сложный и трудоемкий процесс (родителей, воспитателей и других специалистов дошкольного учреждения). От того насколько успешно будет решена эта задача, во многом зависят дальнейшие успехи ребенка.

Углубленная работа по автоматизации звуков с использованием игровых методов и приёмов при содействии с родителей и воспитателей позволяет ускорить процесс автоматизации звуков, вызывает интерес детей к логопедическим занятиям, повышает уровень речевого развития старших дошкольников и качество их подготовки к школе.

Работу по коррекции звукопроизношения ведет логопед, а воспитатель, являясь его помощником, закрепляет результаты достигнутого.

Эффективность коррекционной работы логопеда зависит от умения воспитателей слышать и дифференцировать дефектно произносимый звук от чистого, от умения вслушиваться в речь детей, своевременно ее поправлять, напоминать ребенку правильную артикуляцию поставленного логопедом звука. В игровой и занимательной форме воспитатель проводит индивидуальные задания по автоматизации звука, учитывая рекомендации логопеда, поощряет стремление и желание ребенка произносить звук чисто.

Логопеду необходимо научить воспитателей как работать с каждым ребенком и осуществлять контроль за выполнением своих рекомендаций (таблица 1).

Таблица 1 

Разграничение функций логопеда и воспитателя

в коррекции звукопроизношения

Содержание работы логопеда

Содержание работы воспитателя

- Логопед индивидуально с каждым ребенком проводит специальную артикуляционную гимнастику.

- По мере необходимости делает логопедический массаж.

- Работает над развитием речевого дыхания (диафрагмального).

- Готовит артикуляционный аппарат к постановке звука.

- Логопед ставит звуки и вводит их в речь ребёнка.

- Логопед дает рекомендации педагогам, какие игры использовать для автоматизации звука у ребенка.

- Логопед подбирает речевой материал для автоматизации звука.

- Воспитатель под руководством логопеда активно участвует в коррекционной работе: автоматизирует поставленный звук в словах, словосочетаниях, обращая внимание на положение губ, языка, четкость произношения звука.

- Воспитатель создает игровую ситуацию, которая позволяет выполнить поставленные логопедом задачи.

- Воспитатель выполняет рекомендации по созданию игровой коррекционно-развивающей среды.

Игры и упражнения, рекомендуемые логопедом, могут проводиться воспитателем как в индивидуальной, так и во фронтальной работе, в течение дня во время режимных моментов или использоваться при организации непосредственной образовательной деятельности во время динамических пауз.

Одним из вариантов внедрения игры в коррекционный процесс по автоматизации звуков является логопедическая игротека. Логопедическая игротека – это специально организованный уголок в предметно-развивающей среде группы, наполненный разнообразными дидактическими играми, направленными на коррекцию нарушений и развитие всех сторон речи, в том числе и на автоматизацию звуков. Оформить игротеку можно силами родителей и педагогов. Игротека будет большим подспорьем и воспитателям и родителям. Благодаря такому уголку в группе появляется специально отведенное место для индивидуальной и подгрупповой работы воспитателя с детьми в вечерние часы, а представленные пособия экономят время в подготовке и проведении таких занятий. Дети могут играть с речевым материалом в игротеке самостоятельно индивидуально и коллективно.

Настольные речевые игры можно давать на дом родителям - это ускорит процесс введения звука в речь. Но прежде необходимо обучить родителей применению игры для закрепления поставленных звуков у детей в домашней обстановке. Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где логопеды и родители действуют согласованно. В работе с родителями наиболее эффективными являются практические формы взаимодействия, основная цель которых - объяснить родителю, как следует вести домашние занятия с ребенком по автоматизации поставленного звука. Эта общая цель конкретизируется в более частные:

- объяснить, в чем состоит суть дефекта произношения у ребенка;

- показать динамику в коррекции звукопроизношения у ребёнка;

- продемонстрировать игровые упражнения на выработку правильного произношения и зафиксировать внимание на существенных моментах, влияющих на эффективность домашних занятий;

-  стимулировать мотивационное отношение родителей к коррекционной работе с их детьми, убедить родителей в речевом успехе ребенка при условии систематических занятий с логопедом и воспитателем в дошкольном учреждении и с родителями в домашней обстановке; 

-  дать родителям ребёнка детальную инструкцию для проведения домашних занятий, снабдить их необходимым игровым инструментарием.

  1. Рекомендации по применению игр в коррекционной работе

Включение игр в логопедическое занятие должно соответствовать принципу целесообразности, способствовать решению произносительных и других речевых и психологических задач, необходимых для развития конкретного ребенка.

  • Игры могут быть частью занятия, занятие полностью может состоять из игр, объединенных одним сюжетом или одним персонажем.
  • Игры должны проводиться в неторопливом темпе, чтобы ребенок имел возможность понять задание, осознанно исправить ошибку.
  • В игре необходимо добиваться активного речевого участия всех детей, при этом по возможности использовать двигательную активность.  
  • В начале занятия акцентируется внимание на отрабатываемом звуке и дается установка на самоконтроль. По ходу занятия фишками и достижением цели отмечается успешность ребенка. В конце занятия при подведении итога ребенок награждается сезонной наклейкой за старание и успех.
  • Усложнение дидактической задачи в игре зависит от увеличения количества или введения нового речевого материала, усложнения речевого материала, изменения речевого сопровождения действий (речь сопряженная, отраженная, самостоятельная), изменения контроля (со зрительной опорой, без зрительной опоры, переход от контроля логопеда на взаимоконтроль детей или самоконтроль).

Общие правила для всех игр заключаются в четком проговаривании ребенком звуков, слогов, слов с интонационным выделением автоматизируемого звука и строгим контролем произношения этого звука со стороны логопеда. Кроме того, если ребенок берет на себя ведущую роль или логопед выступает как партнер, весь речевой материал проговаривает за всех участников (если это не другие дети) тот же ребенок. Практически во всех играх можно использовать вариант «намеренных ошибок», когда логопед как бы «ошибается» в проговаривании слогов, слов, предложений или выполнении игровых действий, создавая ситуацию, когда ребенок с удовольствием исправляет ошибку.

  1. Результативность применения в коррекционной работе игр и игровых методов и приёмов в работе по автоматизации звуков

Повышение активности посредством включения ребенка в игровую ситуацию, формирование игровой мотивации, способствующей развитию самоконтроля, обеспечивают оптимальность коррекционного процесса и, как следствие, сокращение продолжительности процесса автоматизации.

Кроме того результаты игровой организации логопедических занятий убеждают в том, что в ходе занятий с использованием игры создаются благоприятные условия для речевого общения детей, для активизации и развития их речи. Игра оказывает существенное влияние на развитие значений и функций слова; перенос действий, осуществляемый в игре, служит основой для переноса словесного значения, и, таким образом, игровая деятельность является мощным фактором развития речевого мышления ребенка с нарушением речи. Игра создает такие ситуации, в которых условия усвоения речи гораздо более разнообразны и поэтому более эффективны. В ходе игр развивается не только внешняя, но и смысловая сторона речи, происходит обогащение слова, расширение его значения, вследствие чего оно приобретает большую мобильность.

Используемые игры и пособия при автоматизации звуков стимулируют действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении дефектов произношения у детей, а также совершенствуют внимание и память, облегчают усвоение навыков письма. Чем больше анализаторов задействовано в коррекционной работе над звукопроизношением, тем эффективней её результат.

Важно то, что направлена такая организация работы не только на коррекцию звукопроизношения, но и на развитие связной речи и лексико-грамматической правильности речи. А также на развитие психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения), зрительно-моторных координаций, мелкой моторики пальцев рук, т. е. всего того, что необходимо для полноценной подготовки дошкольников к обучению в школе. В результате не только сокращаются сроки коррекции произносительных дефектов, но и заметно повышается уровень речевой готовности к школе детей 6-7 лет.

 Таким образом, предложенная игровая организация деятельности, сочетающая решение, как произносительных задач, так и лексико-грамматических и звукового анализа и синтеза, обеспечивает быструю коррекцию дефектов звукопроизношения у детей и пропедевтическую направленность коррекционных занятий. 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бодраченко И.В. Речевые игры: что это такое и как в них играть // Логопед, 2007, № 3. - С.97 - 102.

2. Борисова Е.А. Картинки старые? Нет, новые! // Логопед, «006, № 5. - С. 43 -46.

3. Бохан О.А. Игровые приемы в коррекции звукопроизношения // Логопед, 2006, № 2. - С. 69 - 71.

4. Ерошкина С.Т. Универсальные игровые пособия // Логопед, 2007, № 2. - С. 74 - 75.

5. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1981. – 112с.

6. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. ЛОГОПЕДИЯ: преодоление ОНР у дошкольников. - Екатеринбург. 2004.

7. Калинченко А.В. Развитие игровой деятельности дошкольников. - М., 2004.

8. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. - М., 2004.

9. Костылева Н.Ю. Автоматизация звуков: как скучное сделать интересным // Логопед, 2008, № 2. - С. 74 - 77.

10. Левина Е.В. Логопедические игры по автоматизации и дифференциации звуков // Логопед, 2004, № 5. - С. 58 - 64.

11. Лопухина И.Г. Логопедия. Звуки, буквы и слова, СПб, 2001.

12. Печинина С.И. Универсальная игра «Познавай-ка» // Логопед, 2007, № 4. - С. 90 - 92.

13. Пожиленко Е.А. Использование наглядных пособий и игровых приемов в коррекции речи дошкольников // Дефектология, 1995, № 3.

14. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников / Под ред. О.С. Ушаковой. – М., 1996. – 192 с.

15. Степанова О.А. Методика игры с коррекционно-развивающими технологиями. - М., 203. – 272 с.

16. Черноусова Ю.В. Автоматизация звуков с помощью игровых приемов // Логопед, 2006, № 5. - С. 41 - 42.

17. Чернякова В.Н. Стихотворно-игровые комплексы для дошкольников с недостатками речи // Логопед, 2005, № 2. - С. 61 - 63.

18. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 1988. – 64с.

19. Шигина Г.Ф. Игровой и занимательный материал для логопедических занятий // Логопед. 2005, № 6. - С. 51 - 58.

20. Шичанина О.В. Игровые приемы коррекционной работы по автоматизации поставленных звуков // Логопед, 2005, № 5. - С. 96 - 99. 112с.

21. Сайт: http://logorina.rusedu.net

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

      Игры, игровые методы и приёмы для автоматизации звука в изолированной форме

Для детей 3-7 лет

Су-джок. Ребенок прокатывает ребристое колечко по пальчику, отрабатывая речевой материал.

Пирамидка. Ребенок нанизывает колечки на стержень пирамидки, проговаривая слоговые ряды, слова.

Научи Петрушку Логопед берет пальчиковую куклу и просит ребенка научить ее правильно произносить тот или иной звук или слог. Ребенок выступает в роли учителя, Петрушка – ученика.

Поедем на машине. Игра используется для автоматизации изолированного звука [р]. В тетради для индивидуальных занятий ребенок и логопед рисуют машину, от которой тянется извилистая дорожка к домику (деревцу, гаражу, скамейке и т.д.). Ребенок ставит палец на начало маршрута и, длительно произнося [р], ведет пальцем по дорожке. В результате он должен «доехать» до интересующего объекта. В первый раз разрешается делать 2-3 остановки в пути. Для автоматизации звука [л] выбирается образ гудящего парохода или самолета; для [з] – комарика; для [ж] – жука и т.д.

Пальчики здороваются. Ребенок большим пальцем поочередно прикасается к указательному, среднему, безымянному, мизинцу. Одновременно он произносит заданный звук или слог. Логопед следит за правильностью произношения и точностью движений пальцев рук ребенка.

 

Для детей 5-7 лет.

Ступеньки. В тетради ребенка логопед рисует ступеньки. Нужно прошагать пальчиками по ступенькам вверх и вниз, правильно повторяя звук или слог. Другой вариант: ступеньки выкладываются самим ребенком на столе из счетных палочек или спичек. Задание остается прежним.

Прокати мяч. Логопед предлагает ребенку прокатить по полу мяч из одного конца кабинета в другой, произнося при этом заданный звук. Используется для автоматизации шипящих, свистящих и сонорных звуков. Также ребенок может подбрасывать мяч вверх.

Кубик. Ребёнку предлагается произнести слово столько раз или придумать слова с определенным звуком, какое число выпало на кубике.

Тихо — громко. «Мы катались по горам, Пели тут и пели там». Цель: закрепление артикуляции гласных, шипящих, свистящих и сонорных звуков, развитие фонематического восприятия, работа над силой голоса. Ход игры. Пропевание заданного звука по демонстрации логопеда. Сила голоса соизмеряется с направлением движения руки. По мере движения руки с мячом вверх (на горку) сила голоса увеличивается, вниз (под горку) — уменьшается При горизонтальном движении руки с мячом (мяч катится по дорожке) сила голоса не изменяется. В дальнейшем дети самостоятельно дают задание друг другу.

Волчок. Деревянный или пластмассовый волчок, раскручивается большим и указательным пальцами, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем. Упражнение сначала выполняется пальцами ведущей руки, а затем другой руки. Пока волчок крутится, ребёнок произносит отрабатываемый звук.

Говорящий карандаш. Рисуем, обводим линии - тянем звук.

 Игры, игровые методы и приёмы для автоматизации звука в слогах

 Для детей 3-7 лет

Счеты. Ребенок произносит слог столько раз, сколько косточек отложено на счетах, либо произносит речевой материал с одновременным движением косточки.

Лабиринт. По нарисованному лабиринту (дорожке) ребенок проводит пальчиком, проговаривая звук, слоги.

Заборчик. Дети рисуют вертикальные палочки с одновременным проговариванием звуков, слогов, слов.

Волшебная веревочка. Ребенок наматывает веревочку (ленточку) на пальчик, проговаривая изолированный звук.

Пуговицы. Ребенок произносит слог столько раз, сколько предметов на игровом поле, либо произносит речевой материал с одновременным движением пуговицы на игровое поле.

Проведи слог по звуковой дорожке

Одна «дорожка» - ровная: идя по ней, слоги нужно произносить спокойным, негромким голосом. Другая «дорожка» ведёт «по кочкам»: слоги произносятся то громко, то тихо. А вот третья «дорожка» ведёт «в гору»: в начале пути слог произносится очень тихо, затем всё громче, а «на вершине горы» - очень громко.

Цветочек. Слоги и слова проговариваются с разгибанием и сгибанием пальчиков – «лепестки раскрываются и закрываются».

Музыкант или Программист. Ребёнок имитирует игру на пианино или работу за клавиатурой, ударяет по очереди каждым пальчиком и проговаривает заданный слог нужное количество раз. Можно отсчитывать бусины на счётах, перебирать бусины, выкладывать узор и т.д.)

Раз – шажок, два – другой…  Ребенок стоит, руки на поясе. Логопед предлагает ему прошагать всю комнату, на каждый шаг повторяя заданный слог или ряд слогов. Упражнение логоритмическое.

Для детей 5-7 лет

Говорящие руки. Иногда ребенку долго не удается ввести новый правильный звук в слоги. Как только к согласному звуку присоединяется гласный, автоматически включается произношение старого дефектного звука. Предположим, что речь идет об автоматизации звука [ш]. Логопед дает инструкцию: Мы с тобой поиграем в «говорящие руки». Левую руку научим говорить [ш], а правую – [а]. Давай попробуем! Логопед берет своей рукой левую руку ребенка и показывает, как совместить произношение [ш] с легким ударом руки по столу, точно так же правая рука «обучается» говорить [а]. Поочередно, слегка ударяя руками по столу, ребенок в медленном темпе произносит: Ш – а, ш – а. Постепенно пауза между [ш] и [а] сокращается, и ребенок переходит к слитному проговариванию.

Телеграмма. Дети, взявшись за руки, образуют круг. Логопед, поворачиваясь к ребенку, называет звук, слог или пару слогов. Ребенок должен повторить этот слог, повернувшись к товарищу. Телеграмма проходит круг, возвращаясь к педагогу. Если кто-то из детей неверно повторит звуковой ряд, значит телеграмма не дошла до адресата, и игра начинается заново. Упражнение используется не только для автоматизации звуков в слогах, но и для развития фонематического восприятия. Например, по кругу передаются слоги ша – са , ко – го, зу – жу – зу и др.

Ромашка. В тетради ребенка логопед рисует крупную ромашку, в центре которой пишет необходимую согласную букву (р, л, з, ж, ш и т.д.) На лепестках ромашки пишутся гласные буквы. Ребенок, переходя от одного лепестка к другому, прочитывает прямые и обратные слоги: ра, ро, рэ; ар, ор, эр и т.д. Упражнение проводится с детьми 5-7 лет, которые знают буквы, а также используется при обучении грамоте.

Слог да слог — и будет слово, мы в игру сыграем снова.  Логопед говорит ребёнку: — Я произнесу первую часть слова, а ты вторую: ко-са, о - са. Затем логопед бросает мяч и говорит первый слог, ребёнок ловит и бросает обратно, называя целое слово. Можно перебрасывать мяч.

 

 Игры, игровые методы и приёмы для автоматизации звука в словах

Для детей 3-7 лет

Сто ходов.  Дети проговаривая названия картинок соревнуются друг с другом – кто быстрее дойдёт до финиша.

Бродилка. Ребёнок проговаривает речевой материал, передвигаясь по дорожке от одного предмета к другому.

Гармошка. Ребёнок называет картинки, изображенные на сложенной гармошке;

Волшебный клубочек. Ребёнок наматывает нитку на катушку, проговаривая речевой материал.

Дорожка. Узоры. Дети выкладывают палочки с одновременным произнесением слов.

Нарядим ёлочку. Цель: Автоматизация звука, развитие памяти.

Описание игры: Ребёнок 3-4 лет развешивает на ёлочку игрушки-картинки с отрабатываемым звуком, ребёнок 5-7 лет выбирает для ёлочки игрушки на заданный звук.

Для детей 5-7 лет

Собери бусинки. Цель: Научить детей подбирать картинки, название которых начинается на заданный звук. Описание игры: Дети нанизывают на шнурок бусинки, на которых изображены картинки (в названии картинок есть заданный звук.)

Цветущий кактус. Перед ребенком расположить цветы так, чтобы были видны только предметные картинки. Логопед просит ребенка отыскать только те картинки, в названии которых есть звук Ш (С, Р, Л). Если задание выполнено верно, то цветы окажутся одного цвета, если их перевернуть.

Когда все картинку будут перевернуты, ребенка просят вспомнить, что было изображено на картинке.

Ребенка можно попросить определить, где находится заданный звук в слове (в начале, середине или конце).

Помоги мышке добраться до сыра. Цель: автоматизация звуков, подбор картинок на заданный звук. Описание игры: Ребёнок проходит по дорожке, называя четко слова (название картинок), ребёнок выбирает картинки на заданный звук и расставляет их по дорожке, проходит с мышкой и называет чётко слова.

Мяч передавай — слово называй. Ребенок называет слово на заданный звук и передает мяч назад двумя руками над головой (возможны другие способы передачи мяча). Следующий игрок самостоятельно придумывает слово на этот же звук и передает мяч дальше.

Мяч поймаем — раз! И два — мы распутаем слова! Ход игры: Бросая мяч детям, логопед произносит слова, а дети, возвращая мяч, их повторяют: Тарелка, пещера, комната, посуда, витрина, колодец. Затем логопед запутывает слова, переставляя слоги. А дети должны их распутать. Логопед – релтака, дети – тарелка, логопед - щепера, дети – пещера, логопед – накомта, дети – комната, логопед – супода, дети – посуда, логопед – тривина, дети – витрина, логопед – локодец, дети – колодец.

Логопедические кубики. Цель: автоматизировать поставленные звуки в словах, фразах, упражнять в употреблении простых предлогов, согласовании числительных с существительными, связную речь, воображение.

 Варианты игр:

1.Перед ребенком стопка предметных картинок (подобранных с учетом автоматизируемого звука) и синий кубик. Ребенок берет картинку и бросает кубик, затем считает с данным словом до того числа, который выпал на верхней грани кубика.

2.Если у ребенка красный кубик, то нужно придумать предложение с тем «маленьким словом» (предлогом), схема которого изображена на верхней грани, либо отобрать те картинки, которые подходят к данной схеме.

   

 Игры, игровые методы и приёмы для автоматизации звука в предложениях

Для детей 5-7 лет

Живые предложения. Дети становятся «словами» и, взявшись за руки, образуют «предложение». Эта игра позволяет детям усвоить, что предложения состоят из слов, слова в предложении должны стоять по порядку, раздельно, но быть «дружными» (согласованными), в конце предложения нужно ставить знак – точку, восклицательный или вопросительный знаки. Дети запоминают жестовый показ знаков: сжатый кулачок – точка, на кулачок ставится прямая рука – восклицательный знак, на кулачок ставится рука, изогнутая в форме вопроса – вопросительный знак.

Нелепицы

Цель: автоматизация поставленных звуков, развитие связной речи, мышления, памяти.

Описание игры: Логопед просит ребенка назвать, что изображено на картинке. Объяснить, в чем допущена ошибка. Затем картинки убираются, ребенок рассказывает по памяти.

С целью автоматизации звуков следует отобрать соответствующие картинки.

Общий звук. Цель: автоматизировать поставленные звуки на материале слов, фраз, развивать фонематический слух, связную речь.

Варианты игры:

1.Определить звук, который есть в названиях всех картинок на карточке

2.Определить место звука в слове (после того, как будет определен общий звук)

3.Придумать еще одно слово со звуком, общим для данных слов

4.Составить предложение с каждым из слов

Подружи слова. Составить предложение с заданными словами (картинками);

Путаница. Составить предложение из перепутанных слов.

Исправь взрослого. Ребёнок исправляет неправильное произношение звука в предложении.

Так бывает или нет? Исправить смысловую оболочку предложения.

Добавлялочки. Наращивание предметного ряда.

Спроси – ответь. Задать вопрос к любому слову предложения.

Волшебный клубок. Составление распространенного предложения.

Дополни предложение. Дополнить предложение недостающим словом.

Четвёртый лишний. Составление сложноподчиненных предложений.

Верю – не верю. Составление сложноподчиненных предложений.

Весёлая полянка. Цель: постановка и автоматизация звуков, развитие фонематического слуха, совершенствование навыков звукового анализа и синтеза, закрепление умений определять количество слогов в слове. Учить составлять предложение по опорным словам, выполнять анализ предложения, выкладывать его графическую схему. Развивать интонационную выразительность речи и силу голоса, работа над просодической стороной речи.

 Игры, игровые методы и приёмы для автоматизации звука в связной и самостоятельной речи

На последнем этапе автоматизации звука используются различные пересказы, составлении рассказов по картине или по серии картин. Эти задания довольно утомительны для ребёнка, поэтому, чтобы вызвать интерес, можно использовать пересказы и рассказы с фигурками на магнитной доске, придумывание сказок и их разыгрывание и др.

Заучивание чистоговорок, скороговорок, стихов с использованием мнемодорожек.

Заучивание стихов с помощью движений.

Пересказ с помощью мнемодорожек.

Пересказ от лица героя рассказа.

«Сочини сказку» (по игре «Сто ходов»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование игровых приёмов в коррекции звукопроизношения у дошкольников. Автоматизация звука Ш".

Использование различных игровых приёмов для коррекции звукопроизношения на примере автоматизации звука Ш у детей....

Выступление на методическом объединении логопедов "Использование игровых приёмов в коррекции звукопроизношения детей с ОНР"

Многие логопеды-практики часто задают себе вопрос: как сделать занятия по автоматизации звуков разнообразными, увлекательными и в то же время продуктивными для ребенка? Ведь хочется не просто из занят...

Статья из опыта работы «Игровые методы и приёмы при обучении творческому рассказу детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения»

Ограниченный набор методических приемов при обучении детей с нарушением зрения составлению рассказов по картине, приводит к отсутствию интереса, активности к данному виду занятий со стороны и педагого...

Игровые приёмы в коррекции звукопроизношения дошкольников

Игровые приёмы в коррекции звукопроизношения дошкольников...