Особенности межличностных взаимоотношений заикающихся детей 5 - 6 лет
статья по логопедии (старшая группа)

Клюева Анна Валерьевна

Дети, страдающие заиканием, испытывают трудности во всех сферах жизни: нарушаются коммуникативные возможности, изменяется развитие личностных качеств, в значительной мере затрудняются межличностные отношения. Вследствие этого, исследования межличностных отношений  заикающихся детей играют огромную роль в планировании и проведении коррекционной работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности межличностных взаимоотношений

 заикающихся детей 5 – 6 лет

    Парамонова А. Г. в своей работе [11], говоря о заикании, указывает  на две основные точки зрения на эту патологию: как на невроз, и как на неврозоподобное состояние.

    Невротическое заикание чаще всего возникает на основе ослабленности нервной системы ребенка. Эти дети до появления заикания уже отличаются эмоциональной неустойчивостью, ранимостью, нарушением режима сна. Они чувствительны к неблагоприятным условиям, которые впоследствии могут стать ближайшей причиной появления заикания. У детей с таким речевым нарушением часто появляются переживания по поводу своего речевого расстройства, появляется страх речи, попытки скрыть свой недуг.

    Невротическому заиканию характерно волнообразное течение с периодическим усилением и ослаблением симптомов. Заикание чаще всего усиливается при эмоциональном напряжении, утомлении.

    Разные точки зрения на механизмы заикания предлагает в своей работе и  Г. А. Волкова [2]. Автор указывает на то, что большинство ученых относят заикание к неврозам в понимании И.П. Павлова - он  рассматривал невроз, как следствие отрицательных психогенных реакций. Это вызывает перенапряжение нервных процессов, их срыв.

    Но такое понимание заикания не решает проблему механизмов заикания у взрослых и у детей раннего возраста. В.Н. Мясищев [9] говорит о том, что у маленьких детей возникает так называемый «реактивный невроз» как острое нарушение высшей нервной деятельности и «невроз развития», при котором образование патологических стереотипов происходит постепенно, в неблагоприятных условиях среды — перераздражения, подавления, изнеживания. Отсюда можно выделить заикание развития и реактивное заикание.

    С позиций психологического изучения патогенеза заикания у дошкольников, авторы определяют заикание как своеобразное и сложное расстройство речи, обусловленное дизонтогенезом психических функций и дисгармоничным развитием личности. Психологические и речевые нарушения у этих детей влияют на процесс речевого общения и нарушают его. Характер личностных и других психических изменений зависит от доступных заикающимся форм общения.

    Также опровергает заикание как вид невроза, в своих работах Н. И. Жинкин [4]. Автор говорит о том, что методы работы по коррекции заикания неэффективны. Упражнения в скандированном, метрическом, распевном произнесении фраз выполняются заикающимися с легкостью, но при переходе на разговорную речь или чтение заикание возобновляется. Отсюда следует что, если двигательный слоговой стереотип словопроизнесения однороден по динамической конструкции и постоянен, то он может повторяться в этой форме без нарушений. При этом способность слогообразования у заикающихся сохраняется. Если же двигательные слоговые стереотипы произносимых слов неоднородны по динамической конструкции и происходит перемена мест сильных позиций от слова к слову и от синтагмы к синтагме, то словообразование у заикающегося нарушается. Вследствие этого, он останавливается на одном из слогов или повторяет его несколько раз. Происходит разрушение динамической конструкции нормализованного во времени слогового стереотипа. В этом и состоит сущность заикания.
     Свою точку зрения на механизмы заикания предлагает и Р. Е. Левина [7]. Освоение регуляторных механизмов, преодолевающих импульсивность речи, по мнению автора,  происходит в том случае, когда выражена первичная способность ребенка к отсроченному реагированию и одновременному охвату нескольких раздражителей, к гибкости переключения.

      Эти черты поведения сильно зависят от типологических особенностей течения психических процессов.  Неблагоприятным фактором для ребенка является неустойчивость внимания, мешающая внутреннему анализу сказанного, недостаточная гибкость переключения, возбудимость или его заторможенность. Перечисленные черты обнаруживают у заикающихся детей.

     Особенности психики заикающегося ребенка,  в первоначальном периоде речевого расстройства, не сводятся только к реактивным изменениям личности, кроме того у многих заикающихся детей установлена недостаточность тех процессов, которые являются основой для нормального формирования речевого поведения. Не случайно заикание наступает в период становления активной речи.
     Коррекционная работа с заикающимися должна охватывать два направления – развитие связной речи и неречевых процессов. Эти направления работы должны осуществляться в тесной взаимосвязи.

     В своих работах Селиверстов Н. М. [12] говорит о том, что необходимо учитывать степень фиксированности заикающегося на своем дефекте. Автор делает следующие выводы: воссоздание психологической модели фиксированности заикающихся на дефекте позволяет увидеть ее развитие в определенной нарастающей последовательности сначала на уровне психических процессов. Одновременно от первого непроизвольного эмоционального реагирования на свой дефект у заикающихся детей постепенно формируется свое отношение к нему, связанное с эмоциональными переживаниями и отражаемое в волевых усилиях (действиях и поступках) в самостоятельной и безуспешной борьбе с заиканием.
    В зависимости от благоприятных или неблагоприятных социальных условий, в которых растет и воспитывается ребенок, названные психические явления могут в разной степени или проявляться кратковременно или закрепляться и перерастать в стойкие психические состояния и свойства личности, определяя в целом уже психологические особенности заикающихся.

  В. А. Куршев [6], также указывает на то, что заикание внешне нарушает речь. Конечно, речевой дефект неприятен больному, и это приводит к тревоге, страху перед предстоящим разговором, к попыткам скрыть речевые затруднения. Иногда такие больные становятся замкнутыми, враждебно настроенными к окружающим. Автор называет это вторичными реакциями личности.

 Беккер К. – П. [1] тоже указывает на социальные последствия заикания. Ребенок младшего возраста чаще всего не осознает свой дефект до тех пор, пока заикание не проявляется слишком сильно. Когда ребенок начинает осознавать свой дефект, он начинает избегать речевого контакта и отдаляется от окружающих людей. Это проявляется в негативистском поведении.

 Отношение окружающих имеет важнейшее значение для течения заикания и появления вторичных симптомов. Но помощь родителей редко бывает эффективной. В детском коллективе заикающийся ребенок страдает от насмешек других детей, иногда они исключают его из своего коллектива.

 На психологические особенности заикающихся детей указывают и такие авторы, как С. С. Ляпидевский, С. Н. Шаховская [10]. Они отмечают, что заикание не ограничивается только судорогами мышц, участвующих в процессе речи. В ряде случаев неврологический механизм речи заикающегося осложняется патопсихологическими особенностями, которые возникают в эмоционально-волевой сфере и в характере больного.

    Личностные особенности чаще всего трактуются в качестве психических сдвигов, они возникают как вторичные реакции на свой речевой дефект, и с возрастом такие психологические особенности становятся наиболее ярко выраженными. Вопрос же о особенностях детей-дошкольников  практически не изучен.

    Психологические, физиологические основы речи заикающегося дошкольника значительно отличаются от более позднего возраста. Существует мнение и о том, что в раннем дошкольном возрасте практически отсутствуют психогенные наслоения, а имеются преимущественные нарушения моторной стороны речи. Но такое утверждение не может относиться ко всем детям младшего возраста. Отсутствие патопсихологических наслоений у некоторых детей объясняется тем, что у них нет синдрома заикания как судорожной формы речи.

    Длительные наблюдения за детьми дошкольного возраста, страдающими заиканием, проводимые Р. Р. Карпухиной [5], позволили сделать выводы о том, что динамика заикания у всех детей проявляется по – разному. Она зависит от свойств личности ребенка, от условий его жизни и воспитания. Гармоничное развитие предпосылок волевого поведения и речи обуславливает быстрое и самостоятельное преодоление дефекта. Неблагоприятное течение заикания наблюдается у детей с повышенной неустойчивостью общего поведения, а наличие неблагоприятных или благоприятных свойств личности напрямую зависит от характера и условий воспитания. Вследствие всего вышесказанного, можно сказать о том, что изучение индивидуальных особенностей детей помогает прогнозировать течение заикания и определять рациональные пути коррекции дефекта

    Изучением индивидуально – психологических особенностей заикающихся детей также занималась Г. А. Волкова [3]. Автор указывает на то, что структура заикания у дошкольников обусловлена дисгармоническим развитием ряда психических функций на    психодинамическом и психосодержательном уровнях.

    Общительность проявляется в стремлении к общению с людьми, легкости, инициативности, разнообразии и широте круга общения. Анализ признаков общительности у заикающихся детей показал, что ее дизонтогенез обнаруживается как на ранних этапах, так и далее: у 70% заикающихся выявлены трудности вступления в контакт с детьми и взрослыми, что указывает на сужение круга общения ребенка, пассивности, избирательности и неустойчивости в общении. В игровой ситуации у 80%  детей наблюдались отрицательные эмоции: возбудимость, раздражительность, негативизм.

    М. И. Лохов [8] так характеризует ребенка больного заикания: легко возбудим, двигательно  расторможен, непоседлив. Стремится к контактам, но тут же о них забывает. Стремится к признанию, требует чрезмерного внимания к себе окружающих его взрослых. От своей активности быстро устает и внутренне всегда готов к ласке, к расслаблению.

    М. Е. Хватцев [13] так же отмечает важность того, что при оказании помощи заикающемуся ребенку, необходимо считаться с его индивидуальными особенностями, возрастом, характером и склонностями. С бойкими и непоседливыми детьми можно действовать смелее, а с вялыми и замкнутыми – обращаться осторожна, постепенно вовлекать их в жизнь коллектива. Автор, говоря о заикающихся отмечает , что в большинстве случаев, они очень мнительны: им кажется, что окружающие в душе смеются над ними, тяготятся их речью, жалеют их. Чем острее эти переживания, тем сильнее страх перед речью.

     Кроме того важнейшую роль в формировании личности заикающегося и его взаимоотношений с окружающими людьми играет прежде всего семья. Горина Н. В.  отмечает, что для заикающихся детей характерен процесс приема информации. Ребенок практически всегда выступает в роли реципиента (пассивного слушателя), а не инициатора общения. Наблюдается недостаток взаимной информационной активности со стороны родителей. Автор выявила, что потребность в общении с родителями у заикающихся детей очень высока, но она неудовлетворяется у большинства детей.  Анализ, полученный в с помощью методики «Моя семья», показал, что у большинства детей фон взаимоотношений является отрицательным, в семье отсутствует эмоционально – положительный контакт между родителями и ребенком.

     Исследованиями личностных характеристик детей дошкольного возраста с нормальным речевым развитием и с заиканием занимались Г. А. Волкова   и   А. Ю. Панасюк [2]. Полученные данные показали, что при возникновении трудностей, конфликтов дети с нормальным речевым развитием проявляют чаще негативные реакции, которые в большей мере не адекватны ситуации. Реакции же признания своей вины, разрешения негативной ситуации у них еще недостаточно развиты.

    По данным формам поведения у детей уже развит половой диморфизм: мальчики более негативны, чем девочки, они реже признают свою вину, реже стремятся к преодолению возникшего конфликт.

   Дети же с заиканием по - разному реагируют на конфликт: проявляют негативизм, личную и безличную агрессию к другому лицу, активность и самостоятельность в разрешении ситуации, чувство виновности, эмоциональности, принимают или отрицают конфликт. Но реакция негативизма превалирует над другими во всех типах ситуаций.

   Анализ негативных реакций по принадлежности к полу не выявил различий в поведении заикающихся мальчиков и девочек.

    В целом можно отметить, что недружественное отношение к участникам общения становится одной из ведущих особенностей поведения детей 6 лет с заиканием.

    Выводы:

  1. Становление межличностных отношений охватывает весь период дошкольного детства. С каждой новой возрастной ступенью ребенок встает на более сложный уровень социальных отношений. Вследствие этого важно, чтобы этот процесс прошел все стадии развития.

  1. В возрасте 5 – 6 лет у ребенка происходят перемены по отношению к себе, к взрослым и сверстникам. Все неудачи переживаются очень тяжело и при их накоплении у ребенка могут снизиться представления о себе.

  1. Заикание не ограничивается только судорогами в речевом аппарате. Чаще всего оно осложняется патопсихологическими особенностями в характере больного и во всех сферах его жизни.

  1. Межличностные отношения заикающихся детей характеризуются выборочностью и непостоянством. В общении таких детей наблюдается раздражительность и негативизм.

5. Коррекционная работа с заикающимися должна охватывать два направления – развитие связной речи и работа над психологическими особенностями детей. Эти два направления должны осуществляться в тесной взаимосвязи.

Список используемой литературы:

  1. Беккер К. – П., Совак М. Логопедия. – М., 1981.
  2. Волкова Г.А., Заикание и дизонтогенез. // Методы изучения и преодоления речевых расстройств — СПб., 1994.
  3. Волкова Г. А. Индивидуально – психологические особенности заикающихся детей дошкольного возраста // Расстройства речи. Клинические проявления и методы коррекции. Сб. научн. тр. – СПб., 1994. С. 71 – 77.
  4. Жинкин Н. И. Механизмы речи. – М., 1958.
  5. Карпухина Р. Р. К вопросу о заикании в дошкольном возрасте // Дефектология. № 4. – М., 1979.
  6. Куршев В. А. Заикание. – М., 1973.
  7. Левина Р. Е. К проблеме заикания у детей // Дефектология. №3. – М., 1969. С. 9 – 17.
  8. Лохов М. И. Психофизиологические механизмы коррекции речи при заикании. – Л., 1994.
  9. Мясищев В. Н. Психология отношений. – М., 2004.
  10. Нарушение речи и голоса у детей. / Под. ред. С. С. Ляпидевского, С. Н. Шаховской. – М., 1975.
  11. Парамонова Л. Г. О заикании: профилактика и преодоление недуга. – СПб., 2007.
  12. Селиверстов Н.М. О психологической модели феномена фиксированности заикающихся на своем речевом дефекте. Учитель-дефектолог. Проблемы подготовки. — М., 1989.
  13. Хватцев М. Е. - Заикание недуг устранимый. – Л., 1972.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Межличностные взаимоотношения детей младшего дошкольного возраста в коллективе сверстников

В младшем дошкольном возрасте я учу детей взаимоотношениям со сврестниками: быть добрыми, уступать. Вместе с детьми выучилиюмористические стихи для примирения. Большое внимание обратила на гендорное в...

Особенности межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.

В статье рассматриваются особенности межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи....

МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ Детей в Детском Саду

МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ Детей в Детском Саду...

Особенности межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста

В статье рассмотрены особенности формирования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста. Описаны основные особенности взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в ...

Публикация на тему: "Особенности межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста"

Межличностные взаимоотношения представляют собой практически любые виды отношений с окружающими людьми. Зачастую, они передают эмоции, настроение и мироощущение человека. Межличностные отношения ничто...

Особенности межличностного общения у детей с речевыми нарушениями

От того как будут выстраиваться межличностные контакты зависит не только эмоциональное благополучие, но и успех людей. Ведь вся жизнь любого человека проходит в социуме, а значит в общении и межличнос...