Публикация на тему: "Особенности межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста"
материал по психологии (старшая группа)

Межличностные взаимоотношения представляют собой практически любые виды отношений с окружающими людьми. Зачастую, они передают эмоции, настроение и мироощущение человека. Межличностные отношения ничто иное, как комплекс разнообразных видов коммуникации: вербальное и невербальное общение, особенности поведения, стиль общения (жестикуляция, мимические выражения), эмоции и т. п.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya_mezhlichnostnye_otnosheniya.docx14.76 КБ

Предварительный просмотр:

Публикация на тему: «Особенности межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста»

         Межличностные взаимоотношения представляют собой практически любые виды отношений с окружающими людьми. Зачастую, они передают эмоции, настроение и мироощущение человека. Межличностные отношения ничто иное, как комплекс разнообразных видов коммуникации: вербальное и невербальное общение, особенности поведения, стиль общения (жестикуляция, мимические выражения), эмоции и т. п.

        Как утверждают многие исследователи, начиная с этого возраста, огромное значение обретает оценка личных качеств детей друг другом. На основе этого формируется выбор детьми друг друга для общей деятельности и взаимного общения. Дети старшего дошкольного возраста создают свои сообщества, основанные на игровой деятельности, являющейся их ведущим видом деятельности. Эти сообщества имеют, непостоянный состав, который определяется, как правило, содержанием игры.

        Итак, в дошкольной образовательной организации, дети постоянно находятся в обществе сверстников, контактируя с ними. В это время создается детское общество, в котором дети, находясь среди равных участников, обретают начальные навыки общения и поведения. Именно в этих условиях детям регулярно приходится применять на практике приобретенные правила поведения. Таким образом, на развитие личности ребенка оказывает влияние общество сверстников. На протяжении всего дошкольного воспитания личность ребенка преодолевает значительный путь в развитии. Ребенок осваивает правила поведения и адекватного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

        В свою очередь, ребенок по-разному реагирует на запросы окружающих. Так формируются взаимоотношения дошкольника с окружающей средой. Эти взаимоотношения могут быть совершенно разными, не всегда благополучными. Отношения ребенка в группе детского сада могут проявляться по-разному. Его поведение может быть замкнутым или, наоборот, агрессивно-общительным. Это явление очень серьезное, так как за ним часто скрывается глубокий конфликт в отношениях со сверстниками. В следствии этого ребенок может остаться в одиночестве.

        В становлении личности ребенка очень важно эмоциональное взаимодействие со взрослыми. Отсутствие любви и поддержки взрослого, а также доверительного общения провоцирует неразвитость эмоциональной сферы, что в свое время приводит к замедлению эмоционального развития ребенка. Ребенок может потерять интерес к окружающему миру. Ведь первоначальное развитие, жизненный опыт, элементарные знания, необходимые для нормального формирования сознания, продуктивной умственной деятельности ребенок получает в семье.

         Взаимоотношения дошкольников со сверстниками значительно отличаются от взаимоотношений с взрослыми. В своих проявлениях общение со сверстниками выражается более эмоционально, здесь присутствуют руководящие интонации, крики, гримасничество. Так же при общении друг с другом дети больше хотят высказаться сами, чем услышать сверстника. Это особенно заметно, когда дети не могут продолжить или развивать диалог, в силу отсутствия ответной инициативы другого участника. Диалог распадается. Ребенку важнее его личная деятельность или собственные утверждения, которые ставятся им на первый план по отношению к инициативам сверстников. В общении со взрослыми ребенок вынужден придерживаться более жестких правил, чем при контактах со сверстниками. Во взаимоотношениях друг с другом у детей появляется некая свобода, позволяющая им проявлять индивидуальность. Собственно, в общении с другими дошкольниками у детей начинают проявляться лицемерие, притворность, позерство, фантазирование.  Часто, чтобы казаться лучше в глазах сверстников дети начинают прибегать к выдумыванию и обману.

       В дошкольном возрасте у детей возникают разные взаимоотношения. Эти взаимоотношения могут быть как дружелюбными, так и конфликтными. Несомненно, здесь особняком стоят дети с трудностями в общении. Однако, с взрослением у детей наблюдается изменение отношений к сверстникам, они оцениваются не только по деловым характеристикам, но и по личностным.

       Старший дошкольник с удовольствием принимает участие в совместных делах, способен принять общую цель и условия, стремится согласовывать свои действия с другими, старается прийти к общему результату. Достаточно высокая подготовленность в различных видах деятельности и в сфере взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста уже в значительной степени сформирована. Эта подготовленность проявляется, в первую очередь, в способности принимать собственные решения на основе имеющихся умений, компетенций, знаний и опыта.

       Важное значение проблемы развития межличностных отношений у детей заинтересовало многих психологов и педагогов. Этой теме посвящены экспериментальные и теоретические исследования Я.Л. Коломинского, Т.А. Репиной, Е. О. Смирновой, Т.Д. Марцинковской, М.И Лисиной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.

В статье рассматриваются особенности межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи....

Проблема межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Коммуникативные возможности детей с выраженной речевой патологией отличаются заметной ограниченностью и по всем параметрам значительно ниже нормы. Обращает на себя внимание невысокий уровень развития ...

Обобщение опыта: «Формирование межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры»

Обобщение опыта:«Формирование межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры»...

Сюжетно-ролевая игра, как средство формирования межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста

Возникновение и развитие игр у детей дошкольного возраста находится в прямой зависимости от усвоения ими конкретных знаний о явлениях окружающей жизни. Чтобы полученные сведения стали источником содер...

Исследование уровня развития межличностных отношений среди детей старшего дошкольного возраста

В статье проведено исследование исследование развития межличностных отношений в группе детей старшего дошкольного возраста...

«Формирование межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста посредствам сюжетно – ролевой игры».

Дошкольный возраст - особо ответственный период в воспитании, он является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложн...