Исследование уровня развития межличностных отношений среди детей старшего дошкольного возраста
статья (старшая группа) на тему

Кузнецова Нина Сергеевна

В статье проведено исследование исследование развития межличностных отношений в группе детей старшего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

159.9.072

ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СРЕДИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Кузнецова Н.С., ст. гр. ППО-13 (5)

Научный руководитель: к.п.н., доцент Мамедова Л.В.

Жизнь каждого человека насыщенна контактами с другими людьми. Потребность в общении является самой важной из всех потребностей человека. Общение является ведущим элементом эффективности деятельности человека.

В дошкольном возрасте общение со сверстниками имеет большое значение в развитии личности ребенка. Оно влияет на развитие познавательной сферы, на возникновение произвольного поведения, умение действовать в соответствии с правилами, на формирование личного самосознания.

Ребенок, который мало общается со своими сверстниками, не может выстроить межличностное взаимодействие с ними, и из-за этого он чувствует себя ненужным, неинтересным, изгоем. Следствием таких переживаний является заниженная самооценка, замкнутость, робость.

В настоящее время проблема межличностных отношений между детьми дошкольного возраста очень обострена. Поэтому мы считаем, что главная задача педагога помочь ребенку научиться взаимодействовать с окружающими и сверстниками.

В приказе № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17.10.2013 г. в пункте 2.6 отмечено, что «Содержание образовательной программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать социально-коммуникативное развитие, которое направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками [4].

Проанализировав психолого-педагогические труды Л. Н. Галигузовой, В. С. Мухина, М. И. Лисиной, Л. М. Фридмана и другие, мы выявили, что межличностное взаимодействие людей друг с другом в процессе общения является главным условием формирования и развития личности.

В. С. Мухина отмечает, что в предметной деятельности через общение со взрослыми создается основа для усвоения значений слов и связывания их с образами предметов и явлений окружающего мира. Благодаря психологической включенности в общение со взрослыми, ребенок быстро овладевает речью [3; c. 119].

В настоящее время существует много трактовок определения общения. По М. И. Лисиной общение рассматривается как взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата [7; c. 70]. В работах А. А. Бодалева под общением понимается процесс взаимодействия людей, в котором участвующие в нем лица своим внешним обликом и поведением оказывают более или менее сильное влияние на притязания и намерения, на мысли, состояния и чувства друг друга[8; c. 315].

Педагоги и психологи выделяют три стороны общения: коммуникативная, интерактивная, перцептивная.

М. И. Лисина выделяет две формы внеситуативного общения, характерного для дошкольного возраста: познавательная, личностная.

Внеситуативно-познавательная форма общения позволяет ребенку расширить границы мира доступного для его понимания и познать взаимосвязь явлений.

К концу дошкольного возраста у ребенка формируется внеситуативно-личностная форма общения. В процессе этой формы взаимодействия ребенок усваивает нормы и правила поведения, овладевает навыками самоконтроля, начинает различать взрослых по их социальной роли (врач, учитель, воспитатель) и учится взаимодействовать с ними[5; c. 243].

Для ребенка дошкольного возраста взрослый – это объект уважительного отношения и общение с ним имеет познавательный смысл. Чем старше становится ребенок, тем у него большее стремление к общению, но при этом изменяется роль взрослого, как объекта общения.

Таким образом, взрослый, как и в раннем детстве, является побудителем общения. Однако, в социальной ситуации развития ребенка-дошкольника значимую роль начинают играть сверстники.

А. Г. Рузская и М. И. Лисина выявили следующие особенности общения дошкольников со сверстниками:

1) большое разнообразие коммуникативных действий и чрезвычайно широкий их диапазон. В общении со сверстниками появляются такие формы коммуникативного поведения, как притворство, стремление сделать вид и выразить обиду, намеренно не отвечать партнеру, кокетство, фантазирование;

2)        чрезвычайная эмоциональность и раскованность. В среднем дошкольники втрое чаще одобряют ровесника и в девять раз чаще вступают с ним в конфликтные ситуации, чем со взрослым;

3)        нестандартность и нерегламентированность общения. Если в общении со взрослым даже самый маленькие дети придерживаются определенных форм поведения, то при взаимодействии со сверстниками дошкольники используют самые неожиданные и оригинальные действия, которым свойственна раскованность и ненормированность, что способствует проявлению детьми своей индивидуальности;

4)        преобладание инициативных действий над ответными. Особенно ярко это проявляется в невозможности продолжить и развить диалог, который распадается из-за отсутствия ответной активности партнера. Инициативу взрослого дети принимают и поддерживают примерно в два раза чаще[1; c 171].

Таким образом, можно сделать вывод, что во внеситуативно-познавательной форме общения ребенок перенимает опыт от взрослого по взаимодействию с предметами, в установлении взаимосвязей между предметами и явлениями, а во внеситуативно-личностной форме общения ребенок усваивает нормы и правила поведения в обществе, приобщается к нравственным и моральным качествам общества.

Итак, развитие навыков общения, культуры поведения, формирование сознания и самосознания личности, а так же взаимодействие друг с другом в ходе общения, оказывает в свою очередь, влияние на формирование всесторонне развитой личности ребенка дошкольного возраста.

На основе анализа психологической и методической литературы по теме исследования нами был составлен психодиагностический комплекс, направленный на выявление уровня развития межличностных отношений у детей дошкольного возраста:

  1. социометрическая методика «Капитан корабля» (Е. О. Смирнова). Цель: оценка уровня комфорта детей во взаимоотношениях, коммуникативных умений детей, а также выявление степени удовлетворенности ребенка общением со сверстниками, выявление статуса ребенка в группе [6, с. 9];
  2. социометрическая методика «Два домика» (Е. О. Смирнова). Цель: определение круга общения ребенка, выявление особенностей взаимоотношений в группе, выявление симпатий к членам группы [6, с. 9];
  3. методика диагностики форм общения (М. И. Лисина). Цель: определение ведущей формы общения ребенка со взрослыми [2].

Нами было проведено исследование межличностных отношений среди детей старшего дошкольного возраста на базе ДОУ № 46 «Незабудка», п. Серебряный Бор, Нерюнгринского района, в подготовительной группе № 7 «Смешарики». В исследовании принимало участие 10 человек в возрасте 6-7 лет.

При использовании социометрических методик «Капитан корабля» (Е. О. Смирнова) и «Два домика» (Е. О. Смирнова) нами были получены следующие результаты:

  1. к статусной группе «звезд» (С1) относится 2 человека Ангелина А., Таисия В.), что составляет 20%;
  2. к группе «предпочитаемых» (С2) относится 2 человека (Шодиена В., Настя Ж.), что составляет 20%;
  3. к группе «пренебрегаемых» (С3) относится 3 человека (Миша В., Арюна Д., Андрей З.), что составляет 30%;
  4. к группе «изолированных» (С4) относится 3 человека (Ева Д., Саша Б., Милана Ж.), что составляет 30%.

анализ статусной структуры, полученной по результатам социометрического обследования группы, показал, что выборы между детьми распределяются неравномерно.

В экспериментальной группе есть дети всех статусных групп. Дети, получившие наибольшее число выборов относятся к первой статусной группе (С1); дети, получившие среднее количество выборов относятся ко второй статусной группе (С2); дети, получившие наименьшее количество выборов относятся к третьей статусной группе (С3), а дети, не получившие ни единого выбора относятся к четвертой группе (С4).

По результатам социометрии в подготовительной группе №7 «Смешарики» в первую группу входит 2 человека, что составляет 20% от общей численности группы, во вторую группу входит 2 человека и составляет 20% от общего количества детей, в третью группу входит 3 человека, что составляет 30% от общей численности детей в группе, в четвертую группу вошло также 3 человека, что составляет 30% от общей количества детей в группе.

В предлагаемой М. И. Лисиной методике исследуются три формы общения за исключением ситуативно-личностной, так как она проявляется лишь у детей раннего возраста (до 6 месяцев).

Педагог приводит ребенка в комнату, где на столе разложены игрушки и книжки, и спрашивает, что бы он хотел: поиграть с игрушками (I ситуация); почитать книжку (II ситуация) или поговорить (III ситуация).

Затем педагог организует ту деятельность, которую предпочел ребенок. После этого ребенку предлагается на выбор один из двух оставшихся типов деятельности. Если ребенок не может самостоятельно сделать выбор, педагог предлагает последовательно поиграть, потом почитать, а затем поговорить. Каждая ситуация длится не более 15 мин.

Во время обследования при выборе каждой новой ситуации психолог (педагог) заполняет на ребенка отдельный индивидуальный лист протокола.

Таким образом, в каждом обследования будет заполнено три протокола — на каждую ситуацию.

В случае, если ребенок вновь и вновь выбирает, например, игровую ситуацию, не проявляя интереса к познавательному и личностному общению, это отмечается в протоколе, взрослый после самостоятельного выбора ребенка мягко, но настойчиво предлагает ему отдать предпочтение двум оставшимся ситуациям общения.

В протоколах фиксируются 6 показателей поведения детей:

  1. порядок выбора ситуаций;
  2. основной объект внимания в первые минуты опыта;
  3. характер активности по отношению к объекту внимания; I
  4. уровень комфортности во время эксперимента;
  1. анализ речевых высказываний детей;
  2. желательная для ребенка продолжительность деятельности.

Типы общения выделяют по предпочтению одной из трех ситуаций:

первая ситуация (совместная игра) — ситуативно-деловое общение;

вторая ситуация (чтение книг) — внеситуативно-познавательное общение;

третья ситуация (беседа) — внеситуативно-личностное общение.

Обработка результатов:

При определении ведущей формы общения у детей показатели их действий оцениваются в баллах. Особое внимание уделяете тематике и содержанию речевых высказываний. Наибольшее количество баллов выставляется за внеситуативные, социально-значимые, оценочные высказывания, свидетельствующие о способности ребенка к внеситуативно-личностному общению со взрослыми.

Во всех ситуациях подсчитывается общее количество баллов, которыми оценивается каждый показатель. Ведущей считается та форма общения, которая оценивается наибольшей суммой баллов.

Исследование проводилось на базе ДОУ № 46 «Незабудка» п. Серебряный Бор, Нерюнгринского района, в подготовительной группе № 7 «Смешарики». В исследовании принимали участие дети в возрасте 6-7 лет в количестве 10 человек.

В ходе исследования нами были получены следующие результаты:

  1. у четверых детей в возрасте от 6 лет 11 месяцев до 7 лет ведущей формой общения со взрослыми является внеситуативно-личностное общение, что составляет 40 % от общего количества детей в группе;
  2. у двоих детей в возрасте от 6 лет 8 месяцев до 6 лет 9 месяцев ведущей формой общения со взрослыми является внеситуативно-познавательное общение, что составляет 20% от общей численности детей в группе;
  3. у четверых детей в возрасте от 6 лет 7 месяцев до 6 лет 11 месяцев ведущей формой общения является внеситуативно-деловое общение со взрослыми, что составляет 40% от общего количества детей в группе.

В ходе исследования у детей отмечалась застенчивость и замкнутость, которая проявлялась в неуверенности, напряженности, страхе перед взрослыми.

Итак, по результатам нашего исследования, можно сделать следующие выводы о том, что у 40% детей наблюдается внеситуативно-деловое общение, которое преобладает у детей в возрасте до двух лет; у 20% детей ведущей формой является внеситуативно-познавательное общение, которое преобладает у детей в возрасте 3-5 лет и у 40% детей ведущей формой является внеситуативно-личностное общение, которое является нормой для данного возраста.

Таким образом, составленный психодиагностический комплекс позволяет выявить уровень межличностных отношений между детьми дошкольного возраста.

Литература:

  1. Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений. – СПб. : Питер, 2009. – 576 с.
  2. Лисина М. И. Методика диагностики форм общения. Режим доступа : http: www.google.ru/ur?sa=t&rct=j&q=&source=web&cd=1&ved=0ahUKEwiz5Kvtnt7LAhWDmHIKHbq6AHMQFggbMAA&url=http%3A%2F%Fspezklynepsy.narod.ru%2Folderfiles%2F1%2FMETODIKA_DIAGNOSTIKI_FORM_OBSCHENIYA.doc&u
  3. Мухина В. С. Возрастная психология : феноменология развития, детство, отрочество : Учебник для студ. вузов. – 5-е изд., стереотип. – М. : Академия, 2000. – 456 с.
  4. Приказ № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17.10.2013 П. 2.6. Режим доступа : http : www.school13.spb.ru / pdf / 1155. pdf /
  5. Смирнова Е. О. Детская психология : Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М. : ВЛАДОС, 2003. – 368 с.
  6. Смирнова Е. О., Холмогорова В. М. Межличностные отношения дошкольников : диагностика, проблемы, коррекция. – М. : ВЛАДОС, 2005. – 158 с.
  7. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – 5-е изд., стереотип. – М. : Академия, 2001. – 336 с.
  8. Фридман Л. М. Психология детей и подростков : Справочник для учителей и воспитателей. – М. : Институт психотерапии, 2003. – 480 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.

В статье рассматриваются особенности межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи....

Проблема межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Коммуникативные возможности детей с выраженной речевой патологией отличаются заметной ограниченностью и по всем параметрам значительно ниже нормы. Обращает на себя внимание невысокий уровень развития ...

ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Статья "Сюжетно - ролевая игра как средство развития межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста"

В Стандарте игра определяется как основной и ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста....

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ГИПЕРМЕТРОПИЕЙ

В данной статье рассмотрены особенности развития  межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста с гиперметропией....

ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье рассматриваются проблемы социально-личностного развития старших дошкольников в процессе становления системы межличностных отношений. Отмечены основные факторы, влияющие на успешное развитие м...