Главные вкладки

    Статья "Сюжетно - ролевая игра как средство развития межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста"
    статья на тему

    Кочубей Оксана Сергеевна

    В Стандарте игра определяется как основной и ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon statya_oksany_kochubey.doc53.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    УДК- 37                                                                                         О.С.Кочубей,

    воспитатель МБДОУ «Ольгинский д/сад»,

    Омская область, Полтавский район, с.Ольгино

    Сюжетно - ролевая игра  как средство развития межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста

    Изучение сюжетно-ролевой игры как средства развития межличностных отношений является чрезвычайно важным как для понимания факторов, влияющих на развитие детских отношений, так и для организации психолого-педагогической практики согласно ФГОС. В настоящее время в детских садах давно произошла подмена игровых видов деятельности учебной работой, что неправильно с точки зрения возрастной психологии [1]. В Стандарте игра определяется как основной и ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста.

    Межличностные отношения – это «вид социально-психологических явлений, возникающих в группе людей как результат их взаимодействия в процессе общения» [2, с. 61]. Межличностное общение выражается в совместимости людей. Выделяют [7, с. 123-125] четыре вида совместимости: физическую, психофизиологическую, социально-психологическую и социально-идеологическую.

    Межличностные отношения ребёнка со сверстниками, возникающие стихийно или организуемые взрослыми, имеют отчётливо выраженные возрастные социально-психологические характеристики. На протяжении дошкольного детства взаимоотношения дошкольников со сверстниками развиваются в общении, которое меняется по мере взросления детей: изменяются содержание, потребности, мотивы и средства общения. Наибольшего расцвета детские взаимоотношения достигают на этапе старшего дошкольного возраста. Как показывают многие исследования (Л.В. Артемова, Т.И. Бабаева, М.И. Лисина, Т.А. Репина, Е.О. Смирнова и др.) у старших дошкольников значительно активнее и настойчивее, чем на предыдущих ступенях, проявляется стремление к содержательному и разнообразному общению со сверстниками. Взаимоотношения старших дошкольников со сверстниками становятся более длительными и личностно-обусловленными. Постепенно развивается умение видеть в партнере не просто ситуативные проявления, но и его желания, настроения. Дети испытывают потребность в признании и уважении сверстника.

    Дети шестого года жизни отличаются достаточно выраженной системой межличностных отношений, симпатий, антипатий, взаимных интересов и привязанностей (М.И. Лисина, Т.А. Репина) [4].

    В дошкольном детстве игра является ведущим видом деятельности, определяющей развитие личности в целом – интеллектуальной, познавательной, социальной, творческой, речевой, коммуникативной и др. сфер ребенка (В.М. Григорьев, В.В. Зеньковский, Т.Г. Казакова, В.Т. Кудрявцев, Д.В. Менджерицкая, С.Л. Новоселова, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин и др.).

    Работа велась по развитию межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры в старшей группе МБДОУ «Ольгинский д/сад», Полтавского района, Омской области, которая состояла из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.

    Для диагностики использовали следующие методики: социометрическая методика «Секрет», «Выбор в действии» (Я.Л. Коломинский, Т.А. Репина); опросник «Мотивация социометрических выборов».

    Показатели исходных данных представлены в сравнительных таблицах 1 и 2., анализ результатов диагностики показал низкий уровень развития межличностных отношений в старшей группе.

    Следующим этапом исследования стало проведение формирующего эксперимента по развитию межличностных отношений старших дошкольников в ходе организации их совместной игровой деятельности. Навыки взаимодействия в совместной игровой деятельности формируются у детей постепенно, поэтому вначале мы предлагали детям несложные игровые упражнения, а затем игровая деятельность детей постепенно усложнялась. Игровые ситуации включали выполнение детьми предлагаемых воспитателем упражнений и разыгрывание сюжетов, которые были направлены на развитие у детей чувства общности, навыков совместной игровой деятельности, формирование доброжелательных отношений друг к другу. С целью установления дружеских взаимоотношений детей в группе проведены беседы с детьми, в ходе которой обсуждались правила эффективного общения и человеческие качества, способствующие формированию дружеских взаимоотношений между детьми.

    Цель контрольного этапа эксперимента – определить изменения в характере взаимоотношений детей исследуемой группы, которые произошли под влиянием формирующего эксперимента. Методы исследования на контрольном этапе использовались те же, что и на констатирующем этапе.

    Сравнение распределения детей по статусным позициям в двух группах на контрольном этапе представлено в таблице 1.

    Таблица 1

    Распределение детей по статусным позициям на констатирующем контрольном этапах эксперимента (%)

    Группы детей

    Констатирующий этап

    Контрольный этап

    Популярные дети

    40

    60

    Непопулярные дети

    60

    40

    После проведения развивающей работы с детьми исследуемой группы, в ней значительно больше стало популярных членов. Сравнение распределения детей старшей группы по статусным позициям до и после формирующего эксперимента в таблице 2.

    Таблица 2

    Распределение детей исследуемой группы по статусным позициям на констатирующем и контрольном этапах эксперимента (%)

    Позиция

    Статус

    Констатирующий этап

    Контрольный этап

    Популярные

    «звёзда»

    8

    8

    предпочитаемые

    32

    52

    Всего

    популярных

    40

    60

    Непопулярные

    пренебрегаемые

    40

    32

    изолированные

    20

    8

    Всего

    непопулярных

    60

    40

    Сравнительный анализ полученных результатов показывает, что количество популярных детей в исследуемой группе значительно увеличилось после проведения формирующего эксперимента (на 20%), а количество непопулярных детей, соответственно, снизилось.

    Индекс изолированности исследуемой группы после проведения формирующего эксперимента снизился до 8% (с 20% на этапе констатации). Следовательно, в исследуемой группе значительно улучшилось эмоциональное благополучие членов группы. В результате проведённого формирующего эксперимента значительно повысился уровень благополучия внутригрупповых взаимоотношений старших дошкольников.

    Анализ показателей контрольного среза привели к выводу, что основными мотивами выбора старших дошкольников являются игровой и нравственный. Дети старшего дошкольного возраста могут выделять хорошие качества сверстников, могут правильно оценивать поступки детей.

    Список  используемой  литературы:

    1. Асмолов А. Г. «Культурный ген связи времён. Растим сообщество почемучек» (интервью) // Учительская газета, №29 от 16. 07. 2013.
    2. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет. – М., 2002. – 143 с.
    3. Коломинский Я.Л., Е.А. Панько. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. – М., 2008. – 190с.
    4. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М, 1986.-144 с.
    5. Мониторинг в детском саду: Научно-методическое пособие / Сост. Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др. – СПб., 2010. – 592 с.
    6. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. – М, 2004. – 112 с.
    7. Общение детей в детском саду и семье / Т.А. Репина, Р.Б. Стеркина, Т.В. Антонова и др.; Под ред. Т.А. Репиной, Р.Б. Стеркиной. – М., 1990. – 150 с.
    8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
    9. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 2008. – 348 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Особенности межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.

    В статье рассматриваются особенности межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи....

    Обобщение опыта: «Формирование межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры»

    Обобщение опыта:«Формирование межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры»...

    Сюжетно-ролевая игра, как средство формирования межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста

    Возникновение и развитие игр у детей дошкольного возраста находится в прямой зависимости от усвоения ими конкретных знаний о явлениях окружающей жизни. Чтобы полученные сведения стали источником содер...

    Исследование уровня развития межличностных отношений среди детей старшего дошкольного возраста

    В статье проведено исследование исследование развития межличностных отношений в группе детей старшего дошкольного возраста...

    «Формирование межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста посредствам сюжетно – ролевой игры».

    Дошкольный возраст - особо ответственный период в воспитании, он является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложн...