ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ГИПЕРМЕТРОПИЕЙ
статья по логопедии (старшая группа)

Купчина Римма Юрьевна

В данной статье рассмотрены особенности развития  межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста с гиперметропией. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ГИПЕРМЕТРОПИЕЙ

Известно, что дошкольное детство – это уникальный период в жизни человека, так как именно в это время закладываются основы формирования всесторонне развитой личности. В этом возрасте перестраивается вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру.

Тема зарождения и становления межличностных отношений в теории и практике психолого-педагогических наук была и остается чрезвычайно актуальной, поскольку множество негативных и деструктивных явлений среди молодежи, наблюдаемых в последнее время (жестокость, повышенная агрессивность, отчужденность ) имеют свои истоки в раннем и дошкольном детстве.

Межличностные отношения в детском возрасте – это  субъективно переживаемые связи между детьми, определяемые межличностным взаимодействием и содержанием совместной деятельности. Их важнейшая специфическая черта – эмоциональная основа. Это означает, что межличностные отношения возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу. Существует две группы таких чувств: конъюнктивные чувства сближающие и объединяющие людей. В каждом случае такого отношения другая сторона выступает как желаемый объект, по отношению к которому демонстрируется готовность к сотрудничеству, к совместным действиям; дизъюнктивные чувства разъединяющие людей, когда другая сторона выступает как неприемлемый, а порой даже фрустрирующий объект, по отношению к которому не возникает желания к сотрудничеству и иным позитивным отношениям.

Гиперметропия (дальнозоркость) представляет собой патологию глазной рефракции, которой свойственно формирование полученного изображения в плоскости, располагающейся за сетчаткой глаза, что и приводит к размытому зрению при попытке рассматривать предметы, расположенные вблизи (на расстоянии 20-40 см).

Дети с нарушением зрения существенно отличаются по характеру своего поведения: одни постоянно конфликтуют, другие спокойно сидят в стороне, третьи всеми силами пытаются привлечь к себе внимание, четвёртые прячутся от посторонних глаз и избегают всяких контактов.

Но несмотря на эти очевидные различия в поведении, в основе почти всех межличностных проблем выступают сходные внутриличностные основания. Суть этих психологических проблем определяется фиксацией ребёнка на своих качествах (на оценке себя), он постоянно думает о том, как его оценивают окружающие, остро аффективно переживает их отношение.

Эта оценка становится главным содержанием его жизнедеятельности, закрывая весь окружающий мир и других людей. Самоутверждение, демонстрация своих достоинств или сокрытие своих недостатков становится ведущим мотивом его поведения. Дети с гармоничным, бесконфликтным отношением к сверстникам никогда не остаются безразличными к действиям сверстника. Именно они пользуются наибольшей популярностью в детской группе, так как могут помочь, уступить, выслушать, поддержать чужую инициативу. Бесконфликтные дети не делают защиту, утверждение и оценку своего «Я» специальной и единственной жизненной задачей, что обеспечивает им эмоциональное благополучие и признание других. Отсутствие этих качеств, напротив, делает ребёнка отвергаемым и лишает симпатии сверстников.

Нарушение зрения влечет за собой нарушение социальных контактов и целый ряд отклонений в формировании личности, что вызывает появление негативных характерологических особенностей у ребенка с нарушением зрения: сужение круга интересов, обусловленное ограничениями в сфере чувственного отражения. Однако в старшем дошкольном возрасте негативные отношения к сверстникам нельзя рассматривать как окончательно сложившиеся и закрытые для каких-либо изменений. Развитие межличностных отношений детей с гиперметропией ещё интенсивно продолжается. На этом этапе возможно преодолеть различные деформации в отношениях с другими, снять фиксацию на самом себе и помочь ребёнку полноценно прожить разные этапы возрастного развития.

При этом выделяют особенности межличностных отношений у детей с гиперметропией:

1) недостаточное овладение невербальными средствами общения (выразительные движения, жесты, мимику, не улавливают изменение настроения);

2) уход от общения, контакта с окружающим, отказ от участия в совместных играх;

3) появление трудностей в установлении контактов с окружающими, поддержание процесса общения, что вызвано слабым владением средствами общения;

4) неумение привлечь  к себе внимание партнера, часто не знают, как нужно обратиться с просьбой к окружающим;

5) деятельность детей с нарушением зрения зачастую организует взрослый;

6) совместная деятельность детей с гиперметропией является непродолжительной.

Все вышеперечисленные признаки могут говорить о том, что ребенок находится в состоянии психоэмоционального напряжения, которое не только влияет на физиологические процессы, но и затрудняет нормальное развитие межличностных отношений в детском коллективе.

Нарушение зрения у детей влияет на формирование всесторонне развитой личности, что отражается на их поведении и отношении в группе сверстников, поэтому становится очевидной необходимость развивать и корректировать межличностные отношения детей с нарушением зрения на данном возрастном этапе развития. Коррекционная работа может проводиться в индивидуальной и групповой форме. Особенно важно для коррекции межличностных отношений, работа с родителями.

Учитель-логопед

Купчина Р.Ю.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.

В статье рассматриваются особенности межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи....

Проблема межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Коммуникативные возможности детей с выраженной речевой патологией отличаются заметной ограниченностью и по всем параметрам значительно ниже нормы. Обращает на себя внимание невысокий уровень развития ...

Обобщение опыта: «Формирование межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры»

Обобщение опыта:«Формирование межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры»...

Исследование уровня развития межличностных отношений среди детей старшего дошкольного возраста

В статье проведено исследование исследование развития межличностных отношений в группе детей старшего дошкольного возраста...

Статья "Сюжетно - ролевая игра как средство развития межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста"

В Стандарте игра определяется как основной и ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста....

Особенности межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста

В статье рассмотрены особенности формирования межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста. Описаны основные особенности взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в ...