ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Весёлая логоритмика»
методическая разработка по логопедии (средняя группа)

Дельнова Наталия Владимировна

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Весёлая логоритмика» (далее – Программа) является Программой социально-педагогической направленности. Уровень освоения Программы – общекультурный. Программа разрабатывалась в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО).

             Программа в целом направлена на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkurs.docx52.21 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №37 комбинированного вида

Василеостровского района Санкт-Петербурга

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Весёлая логоритмика»

Возраст учащихся: 4 - 5 лет

Срок реализации: 1 год

                           

                                                                                                                     Разработчик:

                                                                                                                             учитель – логопед

Дельнова Наталия Владимировна

                                                                                           

Санкт-Петербург

2018

Пояснительная записка

      Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Весёлая логоритмика» (далее – Программа) является Программой социально-педагогической направленности. Уровень освоения Программы – общекультурный. Программа разрабатывалась в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО). Программа создана с использованием методических пособий:

1. Волкова Г.А. «Логоритмическое воспитание детей с дислалией»; 2. Картушина М. Ю. «Конспекты логоритмических занятий с детьми 4-5 лет»; 3. Новиковская О.А. «Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях: практическое пособие для педагогов и родителей».

             Программа в целом направлена на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя.

Логоритмика — это система двигательных упражнений, в которых движения сочетаются с произнесением определенного речевого материала (фраз, слогов, звуков). Чувство ритма – одно из самых важных чувств человека. Все составляющие программы построены на основе музыки; поэтому главной задачей является воспитание музыкально-ритмического чувства – наиболее доступного и близкого маленькому ребёнку. На занятиях логоритмикой музыка становится средством воздействия: определяя темп и характер движений, чередование фраз и разделов, - музыка подсказывает детям образ и выполняемые действия. С другой стороны, сама музыка становится понятней и интересней для ребёнка именно в движении: через танец и жестовые игры, подвижные игры и музицирование, задолго до того, как дети смогли бы понять разговоры о музыке и начать обучаться игре на музыкальных инструментах. Музыка, а точнее, задачи музыкально-ритмического развития детей становятся своеобразным стержнем, на основе которого выстраиваются основные направления деятельности на занятиях логоритмикой:

• упражнения для развития общей и мелкой моторики;

• пальчиковые игры и гимнастика;

• дыхательные и фонопедические упражнения;

  • артикуляционные упражнения;

• логопедические распевки;

• озвучивание, инсценировки и рассказывание сказок;

• музыкальная гимнастика и аэробика;

• подвижные групповые игры, пение и танцы.

        Главная цель упражнений – создание оптимальных условий для развития интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы ребенка.

Отличительной особенностью программы является комплексность подхода при реализации учебно-воспитательных задач. Занятия по программе позволяют проявить творческие способности детей. В программе использованы игровые методики для занятий логоритмикой, что способствует более быстрому запоминанию движений и помогает решить проблему концентрации внимания у дошкольников.

          В возрасте 4 – 5 лет происходит процесс активного формирования всех сторон речевой деятельности: общих речевых навыков, звукопроизношения, лексико-грамматического строя и связной речи. У детей есть предпосылки для развития координационных способностей, необходимых для успешной организации всей двигательной деятельности человека. Дети данной возрастной категории уже хорошо соотносят свои действия с музыкой, поэтому полезно вводить музыкальное сопровождение в серии упражнений, а также больше внимания следует уделять ритмическим упражнениям с речевым сопровождением.

Основной целью Программы «Весёлая логоритмика» является формирование коммуникативной компетенции дошкольников посредством логоритмических занятий.

Разнообразные логоритмические упражнения обеспечивают целенаправленное и комплексное решение обучающих, развивающих и воспитательных задач для детей четырёх – пяти лет:

Обучающие:

  • формировать основу правильной речи;
  • формировать двигательные умения и навыки (учить двигаться под музыку).

Развивающие:

  • развитие речевого дыхания, артикуляционного аппарата, голосовых функций;
  • развитие фонематического слуха;
  • развитие моторной ловкости, силы, координации движений;
  • развитие лексико-грамматического строя речи;
  • развитие связной речи;
  • развитие слухового и зрительного внимания, памяти, воображения, эмоционального самовыражения.

Воспитательные:

  • воспитание целенаправленной двигательной активности;
  • формирование мотивации к занятиям логоритмикой;
  • воспитание способности ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность;
  • воспитание умения перевоплощаться, проявлять свои художественно-творческие способности;
  • содействие формированию коммуникативных умений и навыков (воспитание личностных качеств, чувства коллективизма, умения соблюдать правила).

Условия реализации программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Весёлая логоритмика» реализуется во второй половине дня в период с октября по май месяц включительно (в летний период программа не реализуется) в специально закреплённом помещении для организации дополнительных образовательных услуг. Содержание программы дополнительного образования не дублирует содержательный раздел основной образовательной программы дошкольного образования.  

Условия набора и формирования групп

Наполняемость групп соответствует нормативным показателям и нормам СанПиН, не более 10-15 человек. В группы принимаются учащиеся 4-5 лет, не имеющие медицинских противопоказаний к данному виду деятельности. Занятия проводятся один раз в неделю, продолжительность занятий в соответствии с требованиями СанПиНа 2.4.1.304913 (в ред. на 2015г.).

Программа составлена так, что дает возможность зачисления в группу в течение всего года  обучения по желанию родителей.

Срок реализации программы: 1 год.

Кадровое обеспечение программы

Занятие проводит учитель – логопед совместно с руководителем по музыкальному воспитанию и (или) с инструктором по физическому воспитанию. Указанные специалисты должны иметь профессиональную подготовку и систематически проходить повышение квалификации в соответствии с действующим законодательством в области образования.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Занятия по Программе проводятся в физкультурном (музыкальном) зале, в котором созданы оптимальные условия, имеются:

Оборудование и инвентарь:

  • проектор, ноутбук, музыкальный центр, колонки, экран для проекции;
  • аудиозаписи на электронных носителях;
  • электронные образовательные ресурсы (ЭОР): мультимедийные презентации по Программе;
  • маски, шапочки-маски;
  • музыкальные инструменты: фортепиано, бубны, треугольники, колокольчики, погремушки, молоточки, трещотки, дудочки, свистульки, маракасы, барабан.

Вспомогательное оборудование:

  • оборудование для мест хранения музыкальных инструментов и др. инвентаря;
  • учебно-методическая литература;
  • документы планирования учебного процесса (Программа, календарно-тематическое планирование).

Особенности организации образовательного процесса

Весь учебный материал Программы распределён в соответствии с возрастными особенностями учащихся, направлен на последовательное и постепенное расширение теоретических знаний и формирование практических умений и навыков. На занятиях повторяются различные группы упражнений, постоянно чередующиеся между собой. В основе Программы лежат соответствующие методы воздействия на ребенка с учетом его возрастных особенностей. Ведущими методами являются методы прямого воздействия: словесные, наглядные, практические (игровые).

Формы проведения занятий:

  • игра;
  • досуг – развлечение.

Формы организации деятельности учащихся  на занятиях:

  • демонстрация при разучивании новых движений;
  • работа в мини-подгруппах;
  • работа в паре (позволяет максимально синхронизировать свои движения с движениями партнера);
  • самостоятельная музыкальная деятельность (пение, танцы по инициативе ребёнка)

Планируемые формы организации деятельности учащихся состоят из изучения комплекса упражнений и отработки полученных навыков.

Занятия проходят в живой, непринуждённой атмосфере, на них широко используются подвижные игры, элементы аэробики, гимнастика, танец, импровизация.

Практические занятия построены педагогом на следующих принципах:

  • систематичности;
  • индивидуального подхода к каждому ребёнку в условиях коллективного обучения;
  • доступности и наглядности;
  • всестороннего воздействия;
  • учёта возрастных особенностей речевого развития ребёнка.

Планируемые результаты освоения Программы:

Личностные

Учащиеся:

  • проявляют чувства товарищества, взаимопомощи и трудолюбия;
  • проявляют устойчивый интерес к занятиям логоритмикой;
  • сосредотачиваются на выполнении конкретной задачи, подражая педагогу;
  • общаются в диалоге с педагогом.

Метапредметные

Учащиеся:

  • умеют расслабляться и напрягаться, управлять своей мимикой вместе с педагогом;
  •  координируют движения своего тела;
  • ориентируются в пространстве, двигаются в заданном направлении;

Предметные

Учащиеся:

  • повторяют за педагогом и отражают ритмичность движения в музыкально-образных играх и гимнастике;
  • знают последовательность движений, слов в каждом конкретном задании;
  • умеют делать глубокий вдох, не поднимая плеч и длительный выдох, не надувая щёк;
  •  правильно произносят звуки и слоги на выдохе вместе с педагогом;
  • знают и выполняют пальчиковые фигуры, подражая педагогу, подчиняют действия музыкальному и речевому ритму;
  • умеют извлекать звук на музыкальных инструментах, знают их названия и тембры;
  •  двигаются в соответствии с музыкальным ритмом и текстом;
  •  двигаются под музыку самостоятельно (способны импровизировать).


Месяц

Название

раздела/ темы

№ занятия

Название занятия

Содержание

Количество часов/минут

Формы контроля

всего

теория

практика

октябрь

Осенняя ярмарка

1

«Весёлые звуки»

Знакомство с понятием «Звук»

Песня об осени

20

5

15

фотоотчёт

2

«Прогулка по осеннему лесу»

Пальчиковая игра «Листопад»

Развитие слухового внимания «Собираем грибы»

Артикуляционная гимнастика

Чистоговорка

Фонопедическое упр-е «Осенние листья»

Упр-е на регуляцию мышечного тонуса «Деревья»

20

20

фотоотчёт

3

«Тучки по небу гуляют»

Песня о дождике

Артикуляционная гимнастика

Чистоговорка

Русская народная закличка «Солнышко»

Координация музыки, движений, речи «Тучка»

20

20

фотоотчёт

4

«Мишкина малина»

Сравнительный анализ артикуляции звуков [а] – [у]

Артикуляционная гимнастика «Мишка»

Чистоговорка «Ягодка»

Подвижная игра «Догонялки с мишкой»

Упр-е на регуляцию мышечного тонуса «Мишка нёс домой малину…»

20

5

15

фотоотчёт

5

«Полная корзинка»

Координация музыки, движений, речи «В огород мы пойдём…»

Хороводная игра «Огородная»

Артикуляционная гимнастика

Чистоговорка

Развитие речевого дыхания «Собираем урожай»

Ритмическая игра «Наша грядка

Подвижная игра «Пугало»

20

20

фотоотчёт

ноябрь

Весёлые игрушки

1

«Магазин игрушек»

Координация музыки, движений, речи «Щенок»

Артикуляционная гимнастика «Лошадка», «Лопатка», «Киска»

Чистоговорка

Развитие речевого дыхания «Кукла плачет», «Лошадка»

20

20

фотоотчёт

2

«Поиграем в поезд»

Сравнительный анализ артикуляции звуков [а] – [у] – [и] – [о]

Артикуляционная гимнастика «Трубочка»

Чистоговорка

Координация музыки, движений, речи «Мчится поезд»

Развитие речевого дыхания «Поезд гудит»

20

5

15

фотоотчёт

3

«Городок игрушек»

Знакомство с понятием «Слово»

Выделение первых гласных из слов: уточка, Аня, ослик, игрушка

Координация музыки, движений, речи «Мчится поезд»

Артикуляционная гимнастика

Чистоговорка

Развитие речевого дыхания (пение гласных – «Воздушный шарик»)

20

5

20

фотоотчёт

4

«Машинки»

Фонопедическое упр-е «Машина»

Артикуляционная гимнастика

Чистоговорка

Развитие зрительного внимания «Светофор»

Развитие слухового внимания «Автомобиль»

20

20

фотоотчёт

декабрь

Новогодний калейдоскоп

1

«Два Мороза»

Дыхательная гимнастика «Снежинки летят»

Артикуляционная гимнастика

Чистоговорка

Координация музыки, движений, речи «Дед Мороз»

Самомассаж рук «Маленькие снежинки»

20

20

фотоотчёт

2

«Кошкин дом»

Координация музыки, движений, речи «Мурочка – Снегурочка»

Артикуляционная гимнастика «Киска»

Чистоговорка

Ритмическая игра «Кошкин дом»

20

20

фотоотчёт

3

«Зимняя царица»

Пальчиковая игра «Ёлочка»

Артикуляционная гимнастика «Иголочка»

Чистоговорка

Песня о ёлочке

Новогодний хоровод

20

20

фотоотчёт

4

«Новогодний поезд»

Песня «Часы»

Фонопедическое упр-е «Зверюшки»

Новогодний хоровод

Артикуляционная гимнастика

Чистоговорка

Координация музыки, движений, речи «Тик – так»

Развитие речевого дыхания «Поезд гудит»

20

20

фотоотчёт

январь

Зимние забавы

1

-

-

-

-

-

-

2

«Снежная баба»

Координация музыки, движений, речи «Как на горке снег…»

Артикуляционная гимнастика

Чистоговорка

Двигательное упр-е «На лыжах»

20

20

фотоотчёт

3

«Почему медведь зимой спит?»

Фонопедическое упр-е «Ёжик»

Артикуляционная гимнастика

Чистоговорка

Координация музыки, движений, речи «Мишка по лесу идёт…»

Упр-е на регуляцию мышечного тонуса «Колыбельная для Мишутки»

20

20

фотоотчёт

4

«Иван Иваныч Самоварыч»

Артикуляционная гимнастика «Чашечка»

Чистоговорка

Координация музыки, движений, речи «Посуда»

Коммуникативная игра «Оладушки»

20

20

фотоотчёт

февраль

Кем быть?

1

«Весёлые музыканты»

Ритмическая игра «Лесной концерт»

Народная песня-игра «Эй, кузнец Мартынка!»

Артикуляционная гимнастика

Чистоговорка

20

20

фотоотчёт

2

«Пироги пекла лиса»

Координация музыки, движений, речи «Лиса»

Артикуляционная гимнастика «Месим тесто», «Пирожок»

Чистоговорка «Лиса»

Самомассаж рук «Умывалочка»

20

20

фотоотчёт

3

«Крокодил Гена идёт в армию»

Развитие слухового внимания «Солдат»

Развитие речевого дыхания «Самолёт»

Артикуляционная гимнастика «Пулемёт»

Чистоговорка

Матросский танец «Яблочко»

Координация музыки, движений, речи

«Самолёт»

20

20

фотоотчёт

4

«Строим дом»

Ритмическая игра «Молотки»

Артикуляционная гимнастика «Молоток», «Лопатка», «Клещи»

Чистоговорка

Песня «Строим дом»

20

20

фотоотчёт

март

Поздравляем маму!

1

Мы – мамины помощники!

Хоровод «Будем маме помогать»

Координация музыки, движений, речи

«Хозяюшка»

Пальчиковая игра «Иголка»

Артикуляционная гимнастика «Иголочка», Катушка»

Чистоговорка

Песня о маме

20

20

фотоотчёт

2

«Сказка о глупом мышонке»

Пальчиковая игра «10 мышат»

Подвижная игра «Кот и мыши»

Координация музыки, движений, речи «Мышиная зарядка»

Артикуляционная гимнастика

Чистоговорка

20

20

фотоотчёт

3

«Весенний лес»

Фонопедическое упр-е «Звери просыпаются»

Артикуляционная гимнастика

Чистоговорка

Координация музыки, движений, речи «Семейка»

20

20

фотоотчёт

4

«Зайкин день»

Танец-игра «Эх, зайка!»

Координация музыки, движений, речи «Зайцы делают зарядку»

Артикуляционная гимнастика

Чистоговорка

Песня «Зайка»

20

20

фотоотчёт

апрель

Весенняя карусель

1

«Кто где живёт?»»

Словенская нар. песня «Белка пела и плясала»

Координация музыки, движений, речи «Ёжик и мышонок»

Артикуляционная гимнастика

Чистоговорка

Песня «Зайка»

Фонопедическое упр-е «Ёжик»

20

20

фотоотчёт

2

«Будем космонавтами»

Развитие слухового внимания «Побежали!»

Артикуляционная гимнастика «Качели»

Чистоговорка

Координация музыки, движений, речи «Ракета»

20

20

фотоотчёт

3

«Весна красна»

Комплекс ОРУ «Весенний дождик»

Песня о весне

Артикуляционная гимнастика «Ручеёк»

Чистоговорка

Хоровод «Цветы»

Русская нар. закличка «Солнышко»

20

20

фотоотчёт

4

«Птицы»

Ритмическая игра «Три утёнка»

Артикуляционная гимнастика

Чистоговорка «Утка»

Координация музыки, движений, речи «Мы – птички»

Весенний хоровод

20

20

фотоотчёт

май

Лесные загадки

1

«В гостях у лягушат»

Танец «Весёлая полька»

Артикуляционная гимнастика «Лягушка»

Чистоговорка «Лягушка»

Подвижная игра «Лягушки и цапля»

20

20

фотоотчёт

2

«Забавные насекомые»

Весенний хоровод

Артикуляционная гимнастика

Чистоговорка «Оса»

Пальчиковая игра «Улитка»

Развитие слухового внимания «Бабочка»

Песня о солнышке

20

20

фотоотчёт

3

«На лесной полянке»

Пальчиковая игра «Сосна»

Развитие слухового внимания «Погоня»

Хороводная игра «На лесной полянке»

Артикуляционная гимнастика

Чистоговорка

20

20

фотоотчёт

4

«Сказка про Бурого Мишку и Мышку-Вертушку»

(Досуг – развлечение)

Хороводная игра «А мы по лесу гуляли…»

Артикуляционная гимнастика

Чистоговорка

Координация музыки, движений, речи «Фиалка»

Словенская нар. песня «Белка пела и плясала»

20

20

Открытое занятие, отзыв родителей, видео и фотоотчёт

Список использованной литературы

  1. Фирилёва Ж.Е., Рябчиков А.И. Загрядская О.В. Танцы и игры под музыку для детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие. – Санкт-Петербург, Издательство «Планета Музыки», «Лань», 2018.
  2. Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 4-5 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
  3.  Новиковская О.А. Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях: практическое пособие для педагогов и родителей. – М.: Корона Век, 2013.
  4. Волкова Г.А. Логоритмическое воспитание детей с дислалией. – Санкт-Петербург: РГПУ им. А.И.Герцена, 1993.
  5. Мухина А.Я. Речедвигательная ритмика. – М.: Астрель, 2009.
  6. Анищенкова Е.С. Речевая гимнастика для развития речи дошкольников. – М: Профиздат, 2007.
  7. Тверская О.Н., Каменских Е.В., Беляева В.Н. Интегрированные музыкально-логоритмические занятия для детей старшего дошкольного возраста. - С-Пб.: Детство-Пресс, 2018.
  8. Судакова Е.А. Логоритмические музыкально-игровые упражнения для дошкольников. –  С-Пб: Детство-Пресс, 2017.
  9. Ильина О.В., Дудка И.С., Гальцова П.С. Логопедические сказки для самых маленьких. – М.: ТЦ Сфера, 2016.
  10. Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в считалках. – М.: Гном и Д, 2008.
  11. Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. – М.: Гном и Д, 2008.

Интернет ресурсы, музыкальный материал

  • http://dlya-detey.com/
  • https://detskie-pesni.com/dlja-malyshej
  • Железнова Е. Весёлая логоритмика. Развивалочки от 1 до 5. CD диск. – М.: Детское музыкальное издательство «ТВИК», 2006.
  • «Логопедические распевки», Л. Гаврищева, Н.Нищева;
  • «Курочка и цыплята», Е.Тиличеева;
  • «Грустная песенка», Г.Свиридов. Сюиты (фрагменты);
  • «Осенний дождь», «В лесу», А.Гедике;
  • «Дождик», обр. Ю.Слонова в сб. «Музыка в детском саду»;
  • «Воробей» - русская народная мелодия;
  • «Весёлые гуси» - народная попевка.
  • «Бубен и погремушка», сб. «Музыка в детском саду»;
  • «Дождик», югославская народная мелодия, в сб. «Логоритмика», О.Новиковская;
  • Музыка для слушания и творческих заданий, Ф. Шопен;
  • «Вальс цветов», П.Чайковский;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Веселая логоритмика"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Веселая логоритмика" предназначена для работы с детьми 3-6лет. Материал будет полезен как логопедам, так и воспитателям. Включен...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ВЕСЁЛЫЕ ЗВОНОЧКИ» художественно – эстетической направленности. Возраст детей 6-7 лет.

Программа расчитана на групповую и индивидуальную детьми 6 - 7 лет. То есть, за небольшой промежуток отслеживается музыкальное развитие ребёнка.Ещё одной отличительной особенностью данной образователь...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Весёлые ладошки» Младшая группа Срок реализации 2019-2020 учебный год

-ознакомление детей со способами нетрадиционного рисования; - развитие у детей мелкой моторики, творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Весёлые ладошки» Средняя группа Срок реализации 2020-2021 учебный год

Создание условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник изображения....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Весёлый карандаш"

   Программа предназначена для правильного развития мелкой моторики детей дошкольного возраста и своевременной помощи в формировании последовательной координации движений пальцев рук....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Весёлый английский» по обучению дошкольников английскому языку для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)

Программа кружка «Веселый английский» направлена на воспитание интереса к овладению иностранным языком, формирование гармоничной личности, развитию психических процессов, а также познавате...