Проектная деятельность: Культурные игровые практики: «Игра в действии – рукотворные игры» «Логопедическая кладовая»
проект по логопедии (старшая группа)

Тягнирядно Наталья Олеговна

Авторская игра по синквейну 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №14 «Дружба»

Смоленской обл., г. Ярцева

ПРОЕКТ

Культурные игровые практики:

«Игра в действии – рукотворные игры»

«Логопедическая кладовая»


АННОТАЦИЯ

 реализация проекта предполагает различные виды игр с детьми: это цикл дидактических игр, подвижных игр и словесных игр. В систему работы включены хороводные и театрализованные игры, где дети слушают сказки, отвечают на вопросы и инсценируют их сюжет.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

Культурные игровые практики стремительно ворвались в размеренную жизнь дошкольных учреждений вместе с Федеральным государственным образовательным стандартом. Требованием Стандарта является иное, чем ранее, представление о содержании образования… Оно сводится к освоению ребенком различных культурных практик, а не к приобретению конкретных знаний, умений и навыков. Процесс овладения культурными практиками – это процесс приобретения универсальных культурных умений при взаимодействии со взрослыми и в самостоятельной деятельности в предметной среде. Под культурными практиками мы понимаем разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения, опыта, складывающиеся с первых дней его жизни.

Нужно отметить, что понятие «культурные практики в образовательном процессе» является достаточно новым для отечественной педагогики и образования, но весьма активно обсуждаемым в последнее время на разных образовательных уровнях (Т.Б. Алексеева, Н.Б. Крылова, СВ. Масловская, А.В. Шилова и др.). В коррекционно-развивающем процессе культурные практики дают ребенку возможность получить собственный опыт, как результат манипуляций или деятельности, у которой есть определённая цель, а также знания, переданные педагогом.

Интеграция различных видов культурных практик в работе учителя-логопеда, расширяет возможности дошкольника в образовательной деятельности.

Культурные практики обеспечиваются созданием условий, которые помогут детям вместе со взрослым или самостоятельно познавать новое,
добывать экспериментальным, поисковым путём практический опыт, который впоследствии будет анализироваться и преобразовываться.
Реализация данных условий в коррекционно-развивающей работе возможна в следующих видах культурных практик:

  1. Свободные практики детской деятельности (игра, продуктивная деятельность, познавательно-исследовательская деятельность и др.).
  2. Практики культурной идентификации и взаимодействия ребенка с окружающим социумом (ознакомление с окружающим, продуктивная деятельность, игры и др.).
  3. Практики игрового взаимодействия (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры)
  4. Коммуникативные практики (чтение художественной литературы, развитие речи).
  5. Культурные практики познания мира и самопознания (познавательно-исследовательская, продуктивная деятельность, самопознание).
    Культурная практика «Совместная игра ребенка и взрослого» в работе учителя-логопеда может успешно реализовываться через технологию «Настольные игры» на этапе автоматизации звуков.

Например, использование серии настольных игр «Мемо», издательства «Нескучные игры», позволяет в игровой форме решать коррекционно - образовательные задачи. В серию игр в "МЕМО" входят следующие игры «Весь мир», «Достопримечательности России», «Чудеса России», «Санкт-Петербург», «Картины русских художников», «Космос», «Удивительные животные» и др. Помимо карточек с видами внутри находится компактная энциклопедия с пояснениями. В процессе игры создаётся атмосфера свободы выбора, сотрудничество взрослого и детей. Педагог занимает позицию партнера. У ребенка формируются представления: о мире, обществе, его культурных ценностях; происходит интеграция в национальную, российскую и мировую культуру.

Воспитателям, учителю - логопеду в группе необходимо организовать предметно - развивающую среду, подготовить материально-технические ресурсы, разработать технологическую карту, где будет прописываться запланированная тематика бесед, проблемных ситуаций, а также игры, консультации, поделки и рисунки, которые будут выполнять и решать ребята совместно со взрослыми.

Вид проекта: обучающий, игровой

Тип проекта: долгосрочный

Участники проекта: воспитатели родители, учитель - логопед,  дети старшей логопедической группы

Цель проекта: повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития дошкольников, через  рукотворных игр в действии.

Исходя из этого речевые игры, используемые как для формирования правильной речи, так и для коррекции различных её нарушений, решают следующие задачи:

1.Развивают слуховое внимание и восприятие, речевой слух, фонетический слух, артикуляторную моторику, дыхание и голос, пальцевую моторику

2.Формируют правильное звукопроизношение.

3.Помогают практически усвоить лексические и грамматические средства языка, формируют связную речь.

4.Помогают подготовке к грамоте, овладению элементами грамоты.

5.Развивают внимание, память, словесно - логическое мышление, моторную деятельность.

Игра - очень эффективное средство в логопедической работе. При организации речевых игр мы должны руководствоваться определёнными требованиями:

Ожидаемый результат: 
1. Использование метода проектов в коррекционной работе будет способствовать успешному развитию коммуникативных и творческих способностей детей. 
2. Повышение психолого-педагогической компетенции педагогов и родителей в вопросах речевого развития детей. 
3. Повышение заинтересованности родителей не только в результатах, но и в самом процессе коррекционно-воспитательной работы. 

  1. Игры не должны быть длительными по времени( 10-15 мин.)
  2. Они должны проводиться в неторопливом темпе, чтобы ребёнок имел возможность понять задание, осознанно исправить возможную ошибку
  3. Игра должна быть живой, заманчивой, интересной. В ней обязательны красочное оформление, элементы соревнования, награды.
  4. Игра может быть частью логопедического занятия.
  5. В игре необходимо добиваться активного речевого участия всех детей.
  6. В игре следует развивать у детей навыки контроля за своей и чужой речью и стремление правильно и достаточно быстро выполнять речевое задание.
  7. В игре логопед принимает непосредственное участие, по ходу игры вносит необходимые коррективы и поправки в речь детей.

Подбирая игры для логопедической работы, мы должны помнить не только о требованиях к их проведению, но и строго соблюдать принцип отбора:

  • от простого к сложному ( сначала в игре развиваем слуховое внимание и лишь после этого переходим к развитию фонематического слуха);
  • принцип последовательности;
  • принцип систематизации.

В понятие «звуковая культура речи» входит не только правильное звукопроизношение, но и отчётливое произнесение звуков, слов, фраз, хороший темп речи, громкость, речевой слух.

Игры для развития речевого слуха: « Угадай, чей голос», «Лягушки», « Хлопки».

Игра «Запомни слово».

Цель. Развитие речевого слуха, накопление словаря, развитие памяти.

Описание игры. Логопед называет 5-6 слов, играющие должны их повторить в том же порядке. Пропуск или перестановка- проигрыш, нужно платить фант. Победитель тот, кто потерял меньше фантов.

Игра для развития фонематического слуха: « Красный- синий».

Цель. Нахождение гласных, согласных звуков в звуковых рядах, воспринятых на слух. Оборудование: по 2 кружка каждому учащемуся.

Описание игры. Определить гласный (красный кружок), согласный звуки (синий кружок). Дети соответственно поднимают кружки: - Много звуков есть на свете... Шелест листьев, шум дождя. Отгадайте же вы, дети, Какой звук скажу вам я? -[ А], [О ], [ У], [П ], [Б ] , [Р ] , [ Ю] и т.д.

Игры для активизации артикуляторной моторики:

«Весёлые клоуны», « Заборчик», «Блинчик» и т. д. Игра « Блинчик»

Цель: учиться удерживать широкий язык в спокойном

состоянии до 10 секунд.

Оборудование: на фото изображено лицо с

соответствующим артикуляционным положением губ, языка.

Под картинкой лица значительно меньших размеров -

изображение сковороды с блином.

Описание игры. Логопед:

Язык как блинчик положи, Под счёт его держи: Раз, два, три, четыре, пять, Язычок теперь убрать.

Игра «Почистим зубки» Цель: активизация мышц языка

Оборудование: зеркало, изображение лица с необходимым артикуляционным укладом.

Описание игры. Языком проводить по внутренней стороне зубов, затем по внешней:

Чистим зубки по утрам, По утрам и вечерам. Чтобы зубки не болели, Всё кусали и всё ели!

Игры на развитие речевого дыхания и голоса: «Одуванчики», «Пузырь», «Приятный запах» , «Эхо» и др. Игра «Пузырь».

Цель: развитие длительного плавного вдоха. Активизация и дифференциация звуков С -Ш.

Описание игры. Дети стоят тесным кругом, наклонив голову вниз, имитируя сдутый пузырь. Затем, повторяя за логопедом: Раздувайся, пузырь, Раздувайся большой, Оставайся такой, Да не лопайся дети поднимают головы и постепенно отходят назад, образуя большой круг. По сигналу: «Пузырь лопнул» дети идут к центру круга, произнося: сссссс, подражая выходящему воздуху. Затем шар снова надувается: дети произносят: шшшшшш, подражая раздувающемуся шару.

Игры на развитие мелкой моторики пальцев рук. Данные игры положительно сказываются на развитие речи детей. Проговаривание стихов одновременно с движениями рук обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизируется движениями, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Если проводить пальчиковую гимнастику стоя, в середине занятий, такая гимнастика является и физкультминуткой и служит сразу двум важным целям.

Игра «Дружба».

Цель: соединить одновременно пальцы обеих рук, развивать ритмическое касание одноимённых пальцев рук. Описание игры. Ритмично касаться пальцев рук , начиная с мизинцев. Упражнение сопровождается чтением стихов.
Дружат в нашем классе девочки и мальчики (пальцы рук соединяются в замок)

Мы с тобой подружимся, маленькие пальчики (ритмичные касания одноимённых пальцев) Раз, два, три, четыре, пять, Начинай считать опять (ритмичное касание) Раз, два, три, четыре, пять,(поочерёдное касание) Мы закончили считать.

Игры для развития правильного звукопроизношения. Здесь речевые игры используются с целью вызывания правильного звука, его закрепления, т.е. автоматизации в открытых, закрытых слогах, в слогах со стечением согласных, в словах,во фразовой речи. Игры: «Аэродром», «Поезд», «Чудесный мешочек», «Солнышко и дождик» и др.

Игра «Аэродром»

Цель: автоматизация изолированного звука Р или Л, а так же автоматизация в слогах: ла, ра, ло, ро, лы, ры, лу, ру и т.д, автоматизация звука Р со стечением согласных ДРРРРА, ДРРРО, ДРРРРЫ, ДРРРУ, ТРРРРА, ТРРРРО, ТРРРРЫ И Т.Д. Оборудование: рисунок неба с облаками, земли, игрушка самолёт.

Описание игры. Самолёт заводится на стоянке (в зависимости от цели РРРРР или ЛЛЛЛЛ), взлетает: РРРР, летит, поломка: ДРРР, ТРРР, посадка.

Необходимо строить занятия так, чтобы они способствовали расширению у детей словаря, формированию грамматического строя речи, развитию функции языкового анализа и синтеза, совершенствованию психофизических функций, творческой инициативе детей.

Игра «Сколько слов?»

Цель: дать детям понятие «слово».

Оборудование: книга, кукла, карандаш, мяч.

Описание игры. Педагог объясняет, что все предметы имеют своё название. Называет разные предметы: книгу, куклу, карандаш. Затем берёт предметы и просит, чтобы дети сами их назвали. После этого говорит: «Вы правильно назвали все предметы. И сказали много разных слов, повторите эти слова. А теперь внимательно послушайте и посчитайте, сколько я произношу слов: дом, цветок. Какое первое слово, какое второе? А сейчас сами придумайте по одному слову. (По два слова, по три.) Для закрепления понятия «слово» потребуется несколько занятий и много речевых игр.

Например, игра «Кто это? Что это?» Детям даётся понятие о словах, обозначающих живой или неживой предмет. Игра «Ателье» поможет разобраться в классификации одежды по сезонному признаку, активизировать в речи детей прилагательные. Игры «Вспомни и назови», «Четвёртый лишний» помогут закрепить обобщающие понятия, группировку предметов по их признакам или назначению, т.е. ознакомят детей с использованием в речи существительных.

Игры «Кто как передвигается», «Скажи наоборот», «Угадай, про кого скажу» и другие учат детей слышать слова, обозначающие действия, удерживать в памяти ряд действий, соотносить действие со словом, расширяют глагольный словарь.

Чтобы обучать детей правильному согласованию прилагательных с существительными и местоимениями в роде, числе, падеже, следует предложить детям игры, которые научат их выделять ведущие признаки предмета (цвет, размер, материал, форму).

Коррекционное обучение включает в себя работу над словом, словосочетанием и предложением. Научить детей самостоятельно составлять предложения на определённую тему с помощью опоры на игру, наглядность, действие, логопед переходит к формированию связной речи. Здесь нам на помощь приходят игры - диалоги, которые требуют быстрого включения в ситуацию. Составление рассказа по серии сюжетных картинок является одним из первых и наиболее важных разделов при работе по формированию связной речи. Серии картинок являются планом или схемой пересказа. По ним легко усваивается последовательность действий. Здесь важен ответ на вопрос: «Что делают?» Далее можно подготовить развёрнутый ответ целым предложением и затем подвести детей к полному рассказу. Все эти виды помогают подойти к связному рассказу по сюжетной картинке.

При обучении детей составлению описательного рассказа перед логопедом встаёт несколько задач. Прежде всего, надо подобрать наглядный материал, который отражает жизненные наблюдения и впечатления детей. Рассказ должен быть небольшим, построен логично и последовательно. При формировании связной речи детям помогут игры: «Поможем Незнайке описать предмет»(составить рассказ, правильно расставить картинки) «Поможем Буратино описать время года», «Кто больше знает» и др.

Прекрасным средством для развития интонации и выразительности речи являются чистоговорки, стихи, считалки. Краткие по форме, ритмичные, напевные они вызывают в детях эмоциональный отклик, заинтересованность.

В заключение хочется отметить, что используемые культурные практики открывают для детей новые грани активности, новое содержание жизни и как результат – готовность и способность ребенка действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности на основе культурных норм и приобретенных культурных эталонов.

Литература

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
  2. Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр: Учебно-методическое пособие. –  Изд. 2-е, испр. и доп. – М., 2003.
  3. Груздова Е.В. Научно-педагогические основы развития игровой позиции воспитателя: Автореф. дис.... канд. пед наук. Архангельск, 2001.
  4. Крылова Н.Б. Культурные практики детства и их роль в становлении культурной идеи ребенка // Самобытность детства. М., 2007. С. 79-102. (Новые ценности образования. Вып. 3 (33).
  5. Крылова Н.Б. Развитие культурологического подхода в современной педагогике // Личность в социокультурном измерении: история и современность: Сб. статей. М.: Индрик, 2007. С. 132-138.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проектная деятельность как форма реализации культурных практик в работе учителя-логопеда ДОО Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №14 «Дружба» Учитель-логопед Тягнирядно Н.О.

Слайд 2

«Проект есть всякое действие, совершаемое от всего сердца и с определенной целью» В. Кимпатрик

Слайд 3

Модернизация, происходящая сегодня в системе дошкольного образования, требует от нас, педагогов, новых форм организации педагогического процесса. Особенно актуальным становится поиск новых форм совместной деятельности взрослых и детей

Слайд 4

Одна из таких форм культурные практики. Стандарт планирует новые отношения участников образовательной деятельности, которая должна содействовать становлению у ребенка познавательной активности, формированию субъективной позиции и обеспечивать собственно развития.

Слайд 5

Н.Б. Крылова считает, что «культурные практики» представляют собой разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения и опыта. Практика ребёнка становится культурной (а не социальной, или учебной, или иной). (где культура – сущностное качество любой формы деятельности, практика – накопленный личный опыт

Слайд 6

Характеризуются два направления проектирования культурных практик в образовательном процессе ДОУ: Культурные практики, инициируемые детьми; Культурные практики, инициируемые взрослыми Наиболее эффективной формой реализации культурных практик в развитии дошкольника является проектная деятельность, поскольку она позволяет интегрировать содержание различных практик.

Слайд 7

При развитой системе культурных практик ребёнку необходимо не столько воспитание, сколько сотрудничество, общий душевный настрой (забота) взрослого и ребенка, их взаимное доверие, озабоченность общим делом (интересом).

Слайд 8

Актуальность выбранной мною проектной деятельности определяется тем, что, как показывает практика последних лет, у многих детей с тяжелым нарушением речи (ТНР) дошкольного возраста, к сожалению, наблюдается крайне низкий уровень речевого развития.

Слайд 9

Федеральный Государственный Общеобразовательный Стандарт индивидуализация, социализация и культурные практики

Слайд 10

Одной из важнейших задач в качественной подготовке ребёнка к школе является формирование связной речи. Основополагающее звено в развитии связной речи – воображение. Чтобы связно рассказать о чём-либо, нужно ясно представить себе объект рассказа (предмет, событие), уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения. Одной из форм развития связной речи является сочинение, рассказывание сказок, рассказов, историй детьми. А чтобы сказочную историю, рассказ донести до зрителя, ребенок должен обладать богатым словарным запасом и умением выстраивать контекстное высказывание.

Слайд 11

Хочу рассказать о двух важнейших проектах за последние годы: «Что за прелесть эти книжки» Лэпбук Перед собой я ставила следующие задачи: Сформировать знания и умения необходимые для самостоятельного литературного творчества, интерес к речевому творчеству; Научить детей составлять рассказы, сказки; Формировать практические навыки в развитии связной монологической речи; Активизировать педагогический потенциал родителей, вызвать желание принимать активное участие в коррекционно-педагогическом процессе.

Слайд 12

Много внимания уделяется работе по проектам «Дорога в Храм:

Слайд 13

Проект посвященный к 9 маю «Спасибо Деду за Победу!»

Слайд 14

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование проектной деятельности и игровых технологий в работе со старшими дошкольниками»

Использование современных образовательных технологий в образовательном процессе...

Консультация "Влияние проектной деятельности на игровую деятельность дошкольников"

Проектная деятельность влияет и на содержание игровой деятельности детей – она становится более разнообразной, сложно структурированной, а сами дошкольники становятся интересны друг другу. Проектная ...

Методическая разработка по Познанию с использованием технологий: проектная деятельность, здоровьесберегающая, игровая «Страна «Здоровья»

Обучающие: Познакомить детей, как нужно заботиться и укреплять здоровье; дать представление о микробах.Познакомить детей с понятием «полезная и вредная пища», закрепить знания о пользе вит...

Проектная деятельность во второй группе раннего возраста "Наши пальчики играют".

Картотека упражнений на развитие мелкой моторики у детей 2- лет...

Проектная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий у детей с ограниченными возможностями здоровья

В наше время одним из приоритетных направлений в образовании является доступность образовательной среды для всех детей, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья. Дети с огранич...