"Речь на кончиках пальцев"
статья по логопедии (старшая группа)

Методические рекомендации  для развити тонких движений пальцев рук у дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech_na_konchikah_paltsev.docx18.47 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «МАЛЕНЬКАЯ СТРАНА»

Статья учителя-логопеда

Гориной Анны Александровны

« Речь на кончиках пальцев»

Двигательный анализатор человека достигает очень высокого совершенства: человеку доступны такие тонкие и точные двигательные акты, как письмо, рисование, игра на музыкальных инструментах, речь и т.д., требующие дифференцированных реакций многих мышечных групп, в частности, тонких движений пальцев.

Своевременная коррекция нарушений речевого развития является необходимым условием психологической готовности к усвоению школьных знаний. Следует принимать во внимание взаимосвязь между состоянием речи и моторной сферы ребёнка.

Установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени формирования тонких движений пальцев рук. Так, на основе проведённых опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

У дошкольников нарушения ручной моторики проявляются, в основном, в нарушении точности, быстроты и координации движений. В большинстве случаев оказывается затруднённым или невозможным быстрое и плавное воспроизведение предложенных движений. При этом отмечаются дополнительные движения, персеверации, перестановки, нарушения оптико-пространственной координации. Переключение движений часто осуществляется сопряжено по речевой инструкции и с проговариванием их последовательности.

Движения пальцев рук действительно стимулируют созревание центральной нервной системы, одним из проявлений которого должно быть ускорение развития речи ребёнка. Это показывает серьёзность вопроса о тренировке тонких движений пальцев обеих рук в связи с проблемой развития речевых областей в обоих полушариях. Учёные высказывали предположение о том, что развитие функций обеих рук обеспечивает развитие «центров» речи в обоих полушариях, даёт преимущества в интеллектуальном развитии, поскольку речь теснейшим образом связана с мышлением.

В ходе физиологического изучения речи выявилось необходимое развитие тонких движений пальцев рук для формирования функций речи. Основными задачами этого направление работы являются организация двигательных импульсов, направленных к определённым группам мышц, и уточнение состава двигательного акта, развитие кинестетического анализа и синтеза, кинестетических афферентаций ручных и артикуляционных движений. В этом процессе кистям и пальцам рук придаются различные позиции, которые ребёнок воспроизводит с закрытыми глазами. (Приложение 1).

Так же проводится работа по формированию кинестетической основы ручных и артикуляционных умений проводится параллельно с формированием кинестетической основы движения. Основными задачами этого направления работы являются объединение, обобщение последовательных импульсов в единый, организованный во времени двигательный стереотип, превращение отдельных двигательных навыков в плавные, серийно организованные двигательные навыки; развитие динамической координации движений. Движения руки осуществляются здесь как последовательно, так и одновременно.

(Приложение 2).

ПРИЛОЖЕНИЕ  № 1

Упражнения для развития кинестетической основы движения (выполняются с закрытыми глазами)

После выполнения упражнений энергично потрясти расслабленными пальцами и сделать массаж, поглаживая кисти от кончиков пальцев к запястью.

  1. Сжимаем пальцы в кулак, затем поочерёдно сгибаем и разгибаем каждый

палец при остальных собранных в кулак. Повторять 10 раз.

  1. Соединяем ладони обеих рук с разведёнными пальцами, затем сгибаем и

разгибаем пальцы, перекрещивая их. Повторять 10 раз.

  1. Сжатыми в кулак кистями сделаем круговые движения влево вправо.

Повторим круги в ту и другую сторону 10 раз.

  1. С силой сжимаем и расжимаем пальцы, пока они не устанут.
  2. Развернем ладони, разведем широко пальцы, отведёнными в сторону

большими пальцами сделаем круговые движения 10 раз.

  1. Выпрямим разведённые пальцы, а затем сгибаем и разгибаем две первые

фаланги до 10 раз.

  1. Разведём прямые пальцы и, начиная с мизинца, последовательно сгибаем

пальцы в кулак. Потом, начиная с большого пальца, возвращаем их в исходное положение.

  1. «ОСА». Выпрямить указательный палец правой руки и вращать им.
  2. Те же движения производить указательным пальцем левой руки.
  3.  Те же движения производить указательным пальцем обеих рук.
  4.  «ЧЕЛОВЕЧЕК». Указательный и средний пальцы правой руки «бегают» по

столу.

  1. Те же движения производить указательным пальцем левой руки.
  2.  «ДЕТИ БЕГУТ». Те же движения производить указательным пальцем обеих

рук.

  1.  «КОЗА». Вытянуть указательный палец и мизинец правой руки.
  2.  То же упражнение выполнить пальцем левой руки.
  3.  То же движение выполнить одновременно пальцами обеих рук.

ПРИЛОЖЕНИЕ  № 2

Упражнения для развития кинестетической основы движения

(последовательные и одновременные движения)

  1. Поочередное прикосновение большим пальцем ко второму, третьему,

четвёртому и пятому пальцам правой руки в обычном и максимальном темпе.

  1. Выполнение аналогичного задания пальцами левой руки.
  2. Выполнение двух предыдущих заданий одновременно двумя руками в

обычном и максимальном темпе.

  1. Пальцы правой (левой) руки «здороваются» по очереди с пальцами левой

(правой) руки – похлопывание подушечками пальцев, начиная с большого.

  1. «Пальчики здороваются». Поочерёдное, начиная с большого пальца,

движения-касания всех пальцев обеих рук.

  1. Поочерёдное сгибание пальцев правой (левой) руки, начиная с мизинца.
  2. Одновременно согнуть пальцы правой (левой) руки в кулак, поочередное

их выпрямление, начиная с большого пальца.

  1.  Одновременно согнуть пальцы правой (левой) руки в кулак, поочерёдное

их выпрямление, начиная с большого пальца.

  1. Согнуть пальцы правой (левой) руки в кулак, поочерёдное их

выпрямление, начиная с мизинца.

  1.   Положить кисть правой руки (левой) руки перед собой ( в положении

игры на рояле), выполнить последовательно движения первым и вторым, первым и пятым пальцами.

  1.   Непрерывное ведение линии по нарисованному лабиринту карандашом,

взятым в правую (левую) руку (не поворачивая бумагу, на которой нарисован лабиринт).

  1. Скатать пальцами правой (левой) руки лист бумаги в шарик, не помогая

при этом другой рукой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Речь на кончиках пальцев"

Материал с рекомендациями по развитию мелкой моторики для размещения в родительском уголке....

Речь на кончиках пальцев

В данной статье учитель - логопед Титова С.А. убеждает родителей о необходимости развития мелкой моторики у детей...

Развитие речи на кончиках пальцев

Консультация для родителей...

Речь на кончиках пальцев.

Игры с предметами на развитие мелкой моторики и речи....

Проект "Речь на кончиках пальцев" Формирования речи у детей раннего возраста через развитие мелкой моторики.

Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной...

Семинар-практикум "Речь на кончиках пальцев (Упражнения на автоматизацию звуков в сочетании с играми на развитие мелкой моторики пальцев рук и внимания)"

         Практикующие учителя-логопеды, сталкиваясь в своей работе с речевыми нарушениями у де­тей, отмечают выраженную в разной степени моторную недостат...