Мастер – класс «Игры в рифмы, как средство речевого развития детей с ФФНР»
методическая разработка по логопедии

Лесанова Евгения Николаевна

        Исследователями детской речи и особенностей ее развития, установлено, что дети 3-5 лет имеют естественную потребность в стихосложении (стихотворчестве). Ведь веселое, смешное, устрашающее или дразнящее стихотворение – это и есть словесная «игрушка». И в то же время детская поэзия – это свой особый, свойственный только детям, взгляд на мир, запечатленный в слове.

Скачать:


Предварительный просмотр:

XIII педагогическая конференция работников муниципальных образовательных учреждений г. Канска и группы восточных районов Красноярского края
«Инновационный опыт – основа системных изменений»

Мастер – класс 

«Игры в рифмы, как средство речевого развития детей с ФФНР»

Лесанова Евгения Николаевна, учитель-логопед

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 18 «Сказка»

Введение.

Приглашаю для участия в мастер-классе пять педагогов.

Участники присаживаются за «круглый» стол.

Взаимодействие с участниками.

Добрый день, уважаемые участники! Сейчас я предлагаю поговорить о сочинении стихотворений. Каждый ли из вас сочиняет стихи? А в своей работе вы используете рифмование?

Активизация педагогов (участников):

– Крикните громко и хором, друзья,

Деток вы любите? Нет или да?

Собрались здесь, а сил совсем нет,

Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет.)

Я вас понимаю. Как быть, господа?

Проблемы детей решать нужно нам? (Да.)

Дайте мне тогда ответ:

Активными все будете? (Да.)

Уважаемые коллеги, что вам помогало отвечать на  мои вопросы? (рифма)

Только ли рифма помогает в сочинении стихов?

Тема моего мастер-класса «Игры в рифмы, как средство речевого развития детей с ФФНР».

Цель мастер-класса: повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию в практике работы дидактических игр, направленных на обучение дошкольников составлению рифмованных текстов.     (ОЗВУЧИТЬ)

Задачи:

1. Познакомить педагогов с эффективными приёмами обучения дошкольников составлению рифмованных текстов.

2. Создать условия для освоения приемов: подбор слов похожих по звучанию; подбор рифмы к словосочетанию; создание двухстрочной рифмовки по модели.

3. Рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер – класса.

 Согласно статистике по Красноярскому краю растет число детей дошкольного возраста, имеющих фонетико – фонематическое недоразвитие речи. Результаты  логопедического обследования детей подтверждают этот факт. По данным обследования детей старшего дошкольного возраста МБДОУ д/с №18 было установлено, что более 30% из них неправильно произносят и различают звуки родного языка.

         Помимо проблем в формировании фонематического восприятия  и звукопроизношения у детей наблюдается нарушение темпа и ритма речи.

        Исследователями детской речи и особенностей ее развития, установлено, что дети 3-5 лет имеют естественную потребность в стихосложении (стихотворчестве). Ведь веселое, смешное, устрашающее или дразнящее стихотворение – это и есть словесная «игрушка». И в то же время детская поэзия – это свой особый, свойственный только детям, взгляд на мир, запечатленный в слове.

Сегодня я поделюсь опытом работы по использованию в практике работы учителя-логопеда дидактических игр, направленных на обучение дошкольников составлению рифмованных текстов. Надеюсь, данная тема будет вам интересна.

Чтобы объяснить ребенку, что же такое рифма, можно привести знакомой многим пример из сказки «Незнайка в Солнечном городе»

    Напоминаю, главный герой решил заняться сочинением стихов и подбирал рифмы к словам. Поэт Цветик объяснил Незнайке, что слова должны оканчиваться одинаково. У Незнайки в результате рифмовались «палка»- «селедка».

   Таким образом, недостаточно, чтобы слова имели одинаковое окончание.

        А что же такое рифма по вашему мнению?

     Рифма – совпадение или созвучие концовок двух строк, начиная с последнего ударного звука.

Для детей определение слова рифма – это слова, похожие по звучанию.

      В традиционной дошкольной педагогике созданы методические рекомендации по формированию у детей умению слушать и понимать стихотворные тексты, созданные поэтами. Однако, мало внимания уделено обучению дошкольников самостоятельному  рифмованию текста, фактически не построена система эффективного обучения рифмованию.

      Мною подобраны, поэтапно выделены и апробированы игровые упражнения по активизации способностей детей рифмовать слоги, слова и фразы.

Организованная деятельность по освоению способов составления рифмованных текстов проходит несколько этапов:

  1. Узнавание рифмы;
  2. Рифмование слога, слова, словосочетаний;
  3. Составление рифмовок по модели;
  4. Составление простых рифмованных текстов (двустиший, четверостиший).    

Данные этапы прописаны в таблице, которая находиться у вас на столе.

       Сейчас на примерах дидактических  игр рассмотрим приемы, которые помогают обучить детей рифме на разных этапах.

  1. Прием -  подбор слов похожих по звучанию.

Используя данный прием, поиграем в игру «Слова – друзья».

Оборудование: конверты с картинками.

Раздаются конверты с картинками, и предлагается найти на них слова-друзья.

Ход игры:

Первый вариант игры. Участники ищут пару по рифме к каждой картинке.

Второй вариант игры («Найди лишние»). Участники, должны определить, какие картинки (слова) не рифмуются между собой.

Третий вариант игры «Слова – друзья». Участники самостоятельно подбирают рифму к предложенному слову, без опоры на картинки.

Таким образом, мы увидели, как можно на одном материале провести легкий вариант игры и усложнить ее для детей. 

Уважаемые коллеги! Определите, на каком этапе проводится  игра «Слова – друзья». Для этого перед вами лежит таблица с указанием этапов. Запишите название игры напротив этапа.

Игра «Эхо». Ведущий предлагает поиграть в парах. Один участник показывает картинку, а другой произносит последний ударный слог названия картинки.
( Первый раз следует участникам показать пример, как правильно произносить, чтобы было похоже на эхо).

Например: стрекоза – коза-за-за, муха – уха-ха-ха, уха-ха-ха.
Прошу, вас также определить на каком этапе проводится  игра «Эхо».

  1. Прием -  подбор слова - рифмы к словосочетанию.

Игра «Сочини чистоговорку».

Ход игры:

Первый вариант игры. 

Задаю  определённое звукосочетание, а играющие сочиняют словосочетание с ним.

Примерные чистоговорки:

са – са - са – красивая оса,

ша-ша-ша – вкусная лапша,

Ва-ва-ва – зеленая трава,

Но-но-но – чистое окно

Сы – сы -сы – длинные носы,

До-до-до – высоко гнездо.

Второй вариант игры.

Предлагаю поиграть в паре. Один участник придумывает слоги, а другой подбирает словосочетание, рифмующееся с этим слогом. Затем поменяйтесь ролью в игре.

На каком этапе проводится игра «Сочини чистоговорку»? Отметьте в таблице.

  1. Прием – создание самостоятельной двухстрочной рифмовки по модели.

Игра « Сочинялки».

Ход:  

Подготовительный этап игры: Ведущий предлагает назвать любые слова - предметы. Знакомит с моделью слова – предмета (существительного). Слова – предметы отвечают на вопрос кто?, что?

Участники называют разные существительные и подбирают рифму к ним.

Предлагаю срифмовать два существительных.  И обозначить моделью.

Аналогично проходит знакомство с моделями слова – признака (прилагательного), слова – действия (глагола).

Слова – признаки отвечают на вопрос какой (-ая),

слова – действия: что делает? что сделает?

Второй этап игры.

Ведущий. Возьмите 2 карточки (предмет-признак или предмет-действие) подберите словосочетание, соответствующие этой модели, и придумайте к нему рифму.

Например: сладкая малина горькая калина

Третий этап игры.  

Ведущий. Возьмите три карточки (предмет, признак, действие), подберите по модели слова, связанные по смыслу, и сочините 1-ю строчку, придумайте  к ней рифму 2-ю строчку из 3 слов. (в случае затруднения пояснить, что модель 2 строки не обязательно должна соответствовать 1-ой)

Четвертый этап игры. 

Самый сложный. На данном этапе мы предлагаем детям самостоятельно придумать: считалки, дразнилки, поздравления. Предлагаю вам попробовать придумать либо считалку, либо дразнилу, либо поздравление.

   

Прошу,  определить, на каком этапе проводится игра «Сочинялки».

Таким образом, с помощью интересных игр можно обучить детей с ФФНР сочинению рифмованых текстов, а также способствовать формированию фонематического восприятия.

Практическое задание для участников.

Деление на подгруппы. Задание для обсуждения.

  1. Перечислите  формы организации детской деятельности, в которых можно использовать игры на рифмование.
  • «Утренний сбор»:    игры «Комплименты», «Доскажи словечко»,  «Загадки-обманки», «Да - нет», «Загадка дня», составление групповых правил в стихотворной форме.
  • Свободная деятельность: сочинение считалок, загадок, небылиц, стихотворений; изготовление книжек – малышек.
  • Образовательная деятельность: использование моделей для развития связной речи, согласование частей речи, дидактические игры по словообразованию.
  • Конкурсы, развлечения, праздники: сочинение поздравления в стихах;   оформление открытки, газеты; выступление. (комментировать наоборот)
  • Коррекционная работа с детьми с ОВЗ: составление чистоговорок на заданный звук, дидактические игры на формирование фонематического восприятия, упражнения на автоматизацию и дифференциацию  звуков.
  1. Обсудите в группе и запишите, какие задачи может решить педагог, используя данные игры.

Образовательные задачи:

  •  обучать приемам сочинения стихотворений

  Развивающие задачи:

  •  развивать творческие способности;
  •  развивать внимание, память, мышление, воображение;
  •  развивать темп, ритм речи;
  •  развивать фонематическое восприятие;
  •  развивать лексику, грамматический  строй речи;

  Воспитательные задачи:

  •     воспитывать любовь и интерес к поэзии;
  • поддерживать инициативу детей

Скажите, пожалуйста, какие из данных задач будут направлены для детей с ФФНР?

Задачи:

  • поддерживать инициативу и интерес детей к коррекционно – развивающим занятиям;
  • развивать темп, ритм речи;
  • развивать фонематическое восприятие: различение слов, близких по звуковому составу; дифференциация фонем; дифференциация слогов;
  • автоматизация звуков.

Решая данные задачи  на практике, мы с детьми добились следующих результатов:

  • повысился интерес детей при посещении коррекционно – развивающих занятий;
  • повысилась речевая активность детей;
  • дети научились находить рифмующиеся между собой слова;
  • дети научились  составлять рифмовки, используя разнообразные модели.

Для определения результатов мною используется методика обследования фонематического восприятия, состоящая из 8 заданий из методик Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной.  

Рефлексия.

      Наш мастер-класс подошёл к концу. Я благодарю всех участников за активность, творчество, эмоциональность. Мне очень важно знать ваше мнение о ценности предложенного мастер-класса. 

Коллеги, прошу высказаться одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана. И если, у вас получится срифмовать строку, свой ответ, то это будет просто замечательно! 

  1. Сегодня я…… узнала,…  (познала, мечтала, пожелала, искала).
  2. Я ….. поняла, … (ждала, назвала, пришла, нашла).
  3. ……мне захотелось, …(смелость, загорелось, пелось)
  4. Было интересно …
  5. Было трудно …..
  6. Теперь я могу …..
  7.  * Свой вариант.

Вы можете воспользоваться подсказками в первых трех вариантах ответа.

Можете подобрать рифму самостоятельно в 4-6 вариантах.

Или попробовать свои силы и предложить собственный вариант в стихах или прозе. Это задание под звездочкой.

А сейчас предлагаю взять фломастер и выразить свое отношение к МК,  проведя стрелочку от Я.

+ Для определения результатов мною используется методика обследования фонематического восприятия, состоящая из 8 заданий из методик Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной.  

Представляю количественные и качественные результаты обследования.

Результаты обследования фонематического восприятия детей с ФФНР в октябре 2017 года (старшая группа).

Таблица 1.

Высокий уровень

Средний уровень

Уровень ниже среднего

0% (0 детей)

50% (3 детей)

50% (3 детей)

Сравнительная гистограмма уроней сформированности фонематического восприятия в октябре 2017 года.

Результаты обследования фонематического восприятия детей с ФФНР в январе 2019 года (подготовительная группа).

Таблица 2.

Высокий уровень

Средний уровень

Уровень ниже среднего

67% (4 ребенка)

33% (2 детей)

0% (0 детей)

Сравнительная гистограмма уроней сформированности фонематического восприятия в январе 2019 года.

Сравнительные результаты уроней сформированности фонематического восприятия

(октябрь 2017года и январь 2019года).

Таблица 3.

Высокий уровень

Средний уровень

Уровень ниже среднего

2017год

2019год

2017год

2019год

2017год

2019год

0%

67%

50%

33%

50%

0%

Сравнительная гистограмма уроней сформированности фонематического восприятия

(октябрь 2017года и январь 2019года).

Таким образом, из результатов обследования детей в январе 2019 года видно, что систематическая и целенаправленная работа позволила повысить уровень фонематического восприятия, качество звукопроизношения и развить навыки элементарного звукового анализа.

Так если в 2017 году из 6 (100%) детей с ФФНР (старшая группа) высокий уровень фонематического восприятия показали 0 (0%) детей, средний уровень - 3 (50%) детей, с уровнем ниже среднего 3 (50%) , то в 2019 году (подготовительная группа) из 6 (100%) детей - 4 (67%) с высоким уровнем, 2 (33%) со средним уровнем, с уровнем ниже среднего детей нет.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов "Су-Джок терапия как средство речевого развития детей"

Мастер-класс для педагогов "Су-Джок терапия как средство речевого развития детей"...

Мастер – класс «Игры с кинетическим песком как средство познавательного и эмоционального развития для детей с ЗПР» (трансляция опыта работы в рамках ГМО для педагогов – психологов «Использование элементов песочной терапии на занятиях психолога ДОУ с деть

Цель:Повышение психолого-педагогической компетентности участников мастер - класса в области использования различных методов работы для детей с ОВЗ в условиях ДОУ. Задачи:1.Знакомство с кинет...

Мастер-класс на тему «Логоритмика как средство речевого развития детей с ТНР»

Цель логоритмики, задачи логоритмики, требования к занятиям, роль музыкального руководителя, структура логоритмического занятия....

Мастер-класс для педагогов по применению технологий речевого развития детей «Карты Проппа, как средство развития речевого творчества детей дошкольного возраста при моделировании собственных сказок»

Цель мастер-класса:Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогических работников дошкольного образования по развитию речевого творчества детей дошкольного возраста посредств...

Мастер - класс по теме: «ЛОГОРИТМИКА. КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Цель:• Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по использованию логоритмических упражнений в повседневной жизни детского сада....

Мастер – класс для родителей (законных представителей) на тему: «Пальчиковые игры как эффективное средство речевого развития детей младшего дошкольного возраста"

Цель и задачи мастер-класса: - Повысить компетентность родителей (законных представителей) в вопросах речевого развития детей посредством пальчиковых игр, о необходимости выполнения упражнений по разв...