Методическая разработка "Рекомендации и игры для развития фонематического слуха у детей с ОНР и ФФНР на летний период"
методическая разработка по логопедии (средняя группа)

Карелина Ирина Владимировна

У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи нарушен фонематический слух, то есть процессы восприятия, анализа и синтеза фонем (звуков). От этого страдает и звукопроизношение, что чаще всего проявляется в заменах одного звука другим. Но проблема не только в нарушении звукопроизношения, в дальнейшем нарушение фонематического слуха может привести к трудностям усвоения письма, и чтения. Эта же проблема относится к детям с ОНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл leto.docx17.38 КБ

Предварительный просмотр:

Очень важно развивать и тренировать фонематический слух. Требуется развить у ребёнка достаточный уровень слухового внимания, памяти, восприятия, представлений. Летний период – лучшее время для развития фонематического слуха. Занимайтесь с ребёнком, чтобы осенью  он пришел подготовленным, тогда работа по постановке и автоматизации звуков будет идти намного быстрее и эффективнее.

Предлагаю вам играть с детьми в следующие игры по развитию фонематический процессов:

«Угадай что звучит»

Цель: развитие слухового восприятия, памяти, представлений.

Начинаем с неречевых звуков. Возьмите любой предмет, который издаёт звук. Предложите ребёнку закрыть глаза и угадать чем вы сейчас издаете звук, щёлкаете ли ножницами, гремите кастрюлей, машите стопкой листов. Делайте это постоянно: во время готовки, уборки, купания ребёнка. Это развивает слуховое внимание, формирует представления ребёнка о звучании различных предметов.

В такую игру можно играть и с музыкальными инструментами (то, что может оказаться и у вас дома: бубны, погремушки, ложки, трещотки, колокольчики, свистки, гудки, звучащие/пищащие игрушки).

Также показывайте ребёнку, как звучат предметы из различных материалов (стекло, пластик, дерево, металл).

«Жмурки»

Цель: развитие слухового внимания, различения направления звука.
Ребёнок с закрытыми глазами пытается поймать участников игры. Участники звенят в колокольчик/хлопают в ладоши. Можно упростить задачу, и не позволять участникам передвигаться, а только стоять на месте и издавать звук.

«Постучим»

Цель: развитие слухового внимания, восприятия, воспроизведение ритма.

Попробуйте сыграть в это с ребёнком с ФФН и вы поймёте, как ему это сложно. У детей с ФФНР неразвит навык восприятия и воспроизведения, различения ритма. А ведь в словах, в речи тоже есть свой ритмический рисунок. Отсюда «проглатывание» окончаний, неправильное произношение слов, замены слогов.

Задание: простучать любой ритм (стук. Пауза. Стук, стук), попросить ребёнка повторить. Когда начнет хорошо получаться, задание усложняем – повторить ритм нужно уже с закрытыми глазами.

 

«Правильный банан»

Цель: развитие фонематического слуха, восприятия, представлений.

От неречевых звуков переходим к речевым.

Развиваем у ребёнка внимание к правильному произношению слов. Показываем ребёнку какой-либо предмет/картинку и спрашиваем, правильно ли вы назвали слово. Слово нужно «исковеркать» и назвать неправильно: «Это баран? Это вабан? Это набан? Это ваван? Это банан!».

Можно произносить слово так, как характерно для ребёнка. Обычно ребёнок знает, что произносит слово неправильно и может различить верный вариант. Здесь главное знать, что малыш не обидится и не расстроится. Правильного варианта произношения от ребёнка, у которого не поставлен звук, не требуем!

 

«Исправь меня»

Цель: развитие фонематического слуха, восприятия, внимания, умения различать слова, отличающиеся одной фонемой.

Читаем любые детские стихи. В одном из слов заменяем/пропускаем/добавляем лишнюю букву. Ребёнок должен услышать ошибку. Например:

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть,

Надо лампочки погреть.

***

Кот плывет по океану,

Кит из блюдца ест сметану.

***

Стужа. Снег. Метут метели. Тёмной ночью бродят двери..

Своей младшей дочке Тосе заплетает мама ... осы.

 

Аналогично:

«Съедобное - несъедобное»

Даем ребёнку ряд слов, близких по звучанию. Ребёнок повторяет только те, что обозначают съедобные предметы. Например:

Картошка. Ложка. Окрошка.

Апельсин. Блин. Мандарин.

Конфета. Котлета. Ракета.

 

«Саймон говорит»

Цель: различение голоса по силе, тембру, высоте.
Совершаем действие и озвучиваем его в повелительной форме. Ребёнок должен за вами повторить действие только в том случае, если вы произнести его громко (или тихо, высоким голосом/низким, быстро/медленно).

Например: «Подними руку! Попрыгай! ПРИСЯДЬ!»

 

«Глухой телефон»

Цель: развитие фонематического слуха, восприятия, внимания.
Помните эту старую игру еще из детства. Для детей с ФФНР она актуальна всегда. Прошепчите на ушко ребёнку любое слово/словосочетание и попросите повторить. Такая форма игры заставляет ребёнка максимально сосредотачивать слух. Начинать игру лучше вдвоем с ребёнком и добиваться максимально точного повторения, а позже играть можно группой, чтобы повеселиться над необычными ответами. Кроме слов можно просить повторить ряды слогов, например СА-са-сы, ра-ру-ра и т.п. Внимание! Не давайте ребёнку слоги и слова, со звуками, которые ребёнок еще не произносит!

 

Игры из серии «запомни слова». Цель: развитие фонематического слуха, восприятия, памяти.

«Попугайчики»

Предлагаем ребёнку послушать цепочку слов и повторить их. Затем прибавляем еще одно слово к цепочке. Цель игры: запомнить как можно больше слов подряд. Ошибся – игра окончена. На первых этапах, возможно играть с опорой на картинки. Картинки после демонстрации закрываем. Но позже нужно исключать картинный материал и делать упор на слуховую память.

Пример: стол, зонт, суп. Стол, зонт, суп, нос. Стол, зонт, суп, нос, стул. И т.п.

Слова могут быть случайными или одной семантической группы (животные, фрукты, игрушки).

Не забываем об игровом сюжете. Запоминать можно покупки для магазина, шифры для шпионов. Можно запомнить ряд слов у мамы добежать в соседнюю комнату и повторить их папе, у него же получить новое слово и вернуться к маме. Фантазируйте.

Еще лучше играть в группе. Тогда каждый участник повторяет слово за предыдущим и называет свое новое слово. Так игра идет по кругу пока на ком-то не прервется. Начинаем заново.

Также можно повторить ряд слов, пропустив одно или заменив на другое. Ребенку нужно будет найти ошибку.

 

«Пары слов»

Теперь даем пару слов. Например: «собака - кость», «машина-колесо», «стул-сиденье». Затем называем одно слово из пары, ребенок должен вспомнить второе. Усложняем задание, увеличивая количество пар слов. Так же можно давать пары имеющие смысловую связь (суп-тарелка), либо без нее (карандаш-небо).

 

Игра «Поймай ошибку»

Цель: развитие фонематического слуха, восприятия, внимания.
Взрослый произносит ряды слогов «та-та-да», «ка-ка-га» и др. Ребенок должен хлопнуть, если услышит другой слог.

 

И еще - Учите стихи! Возьмите в привычку заучивать с ребёнком по одному стиху в неделю. Это так же могут быть считалки, песенки. Выбирайте весёлые и смешные, так ребёнку будет интересно их запомнить.

Только после такой подготовительной работы можно переходить к «продвинутым» заданиям и играм по формирования процессов фонематического анализа, синтеза на материале слов.

Все эти игры просты и не требуют особенного дополнительного оборудования. Играть можно во время поездки в машине, на прогулке, в очереди в поликлинике и т.п. Главное систематическое повторение, тогда обязательно появятся результаты. И не забывайте что это игры, а не учебные задания, ребёнку должно быть интересно и весело. Покажите свою заинтересованность в процессе игры, и тогда вашему ребёнку она никогда не надоест.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие фонематического слуха у детей с ОНР и ФФНР. Авторский взгляд на вопрос.

В материале представлена последовательность заданий , выстроенная по принципу - от простого к сложному....

Консультация "ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ С ФФНР"

Игры для развития фонематического слуха у детей с ФФНР:1. Восприятие не речевых звуков.Игра «О чем говорит комната»Инструкция: Закройте глаза и внимательно послушайте звуки комнаты. Расска...

Методическая разработка "Рекомендации и игры для развития фонематического слуха у детей с ОНР и ФФНР"

У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи нарушен фонематический слух, то есть процессы восприятия, анализа и синтеза фонем (звуков). От этого страдает и звукопроизношение, что чаще всего п...

Методическая разработка: "Игры по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с ОНР"

Дидактические игры способствуют развитиию фонематических процессов у старших дошкольников и могут использоваться воспитателями и логопедами ДОУ на всех этапах коррекционно-педагогического процесса....

Методическая разработка: "Дидактические игры на развитие фонематического слуха и восприятия"

Дидактические игры рассчитаны на домашнюю работу родителей с детьми 6-7 лет (подготовительная логопедическая группа).Выполняя игровые упражнения, дети познакомятся со звуками русского языка, научатся ...


 

Комментарии

Калягина Елена Сергеевна

Спасибо большое! Мне очень важна данная информация!

Кулагина Ирина Александровна

Очень познавательная статья, спасибо!

Карелина Ирина Владимировна

Спасибо! Очень рада, что моя информация была для вас полезной!