Методическая разработка: "Игры по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с ОНР"
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему

Дидактические игры способствуют развитиию фонематических процессов у старших дошкольников и могут использоваться воспитателями и логопедами ДОУ на всех этапах коррекционно-педагогического процесса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное дошкольное образовательное учреждение детский сад №92 комбинированного вида Невского района Санкт-Петербурга

«Игры по развитию фонематического слуха у детей старшего

дошкольного возраста с О.Н.Р.»

Игры разработаны  воспитателем

логопедической группы №1

ГДОУ №92 Невского района

Алексеевой Галиной Васильевной

Санкт-Петербург

2018

Игра «Волшебные часы» для детей 5 – 6 лет.

Цель игры:

Научить детей различать на слух слова, отличающиеся одним звуком, развитие фонематического слуха

Описание игры:

Играют двое детей. На столе «волшебные» часы в форме большого круга, в центре круга стрелки. Вместо цифр по кругу прикреплены парные картинки (картинки могут меняться).

Ведущий называет любое слово – название картинки. Дети по очереди находят нужную картинку и стрелочкой ее показывают, находят картинку похожую по звучанию, называют каким звуком она отличается, указывая на нее стрелочкой.

За правильный ответ ребенок получает фишку. Выигрывает тот, кто больше найдет и покажет на часах парных картинок, название которых отличается только одним звуком.

Игра «Кто быстрее соберет вещи?» для детей 5 – 6 лет.

Цель игры:

Упражнять детей в дифференциации звуков «с» и «ш».

Описание игры:

Большая карта, на которой изображены два чемодана. По кругу нарисованы предметы одежды, в названиях которых есть звук «с» или «ш» (шарф, сарафан, носки, шляпа, рубашка, галстук, шаль, свитер, костюм, шапка, сапоги и шорты). Между предметами кружки. Две фишки разного цвета кубик с кружками на грани, квадратики с буквами «с» и «ш». Играет двое детей, первый ребенок должен собрать в чемодан вещи, в названиях которых есть звук «с», а другой вещи со звуком «ш».

Дети поочередно бросают кубик и придвигают свою шишку на столько кружков, сколько их обозначено на верхней гране кубика. Если фишка попадает на предмет, который имеет в названии нужный ребенку звук он кладет на свой чемодан квадратик. Выигрывает тот, кто первым придет к финишу и больше соберет вещей в чемодан.

Игра «Звуковая ромашка» для детей 5 – 6 лет.

Цель игры:

Научить детей определять первый звук в словах и подбирать слова на заданный звук,  нахождение длинных и коротких слов с опорой на картинку.

Описание игры:

Вариант 1. Играют 2 – 4 детей. На лепестках ромашки картинки. Дети по очереди  называют картинки и определяют первый звук в словах. Подбирают на пустые лепестки слова начинающиеся с этого звука. Выигрывает тот, кто правильно определил первый звук и придумал больше слов на заданный звук.

Вариант 2. У детей ромашки с картинками. Дети по очереди называют картинки и находят длинные и короткие слова, опираясь на громкое проговаривание и отхлопывание. Выигрывает тот, кто правильно найдет и назовет слова (длинные - короткие)

Игра – Перфокарта «Нарисуй букву» для детей 5 – 6 лет.

Цель игры:

Нахождение заданного звука на основе громкого проговаривания.

Описание игры:

Для игры заготовлена папка – перфокарта с окошечками – отверстиями. В папку закладываем листок бумаги. На карточках подобраны картинки часть из них содержит в названиях заданный звук. Звук обозначен буквой, которая помещена в верхнем углу. Задача играющего найти все картинки, имеющие в названии заданный звук и закрасить отверстия под этими картинками.

Листок вынимается из перфокарты, и закрашенные окошечки соединяются линиями. Если картинки определены правильно, должна получиться буква, обозначающая заданный звук. Выигрывает тот, кто правильно определит в словах заданный звук и нарисует букву.

Игра «Гусеница» для детей 5 – 6 лет.

Цель игры:

Учить детей делить слова на слоги.

Описание игры:

Картонная гусеница с кармашками. На столе предметные картинки. Играют двое детей. По очереди ребенок выбирает картинку, проговаривает слово по слогам, определяет количество слогов в слове (отхлопывает) и помещает картинку в кармашек гусеницы. Порядок складывания картинок в карман гусеницы:

В первом кармане – карточки с одним слогом, во втором из двух, в третьем из трех, в четвертом из четырех. За правильный ответ ребенок получает фишку. Выигрывает тот кто правильно разложил картинки в кармашки гусеницы.  

Игра «Проверь по узору» для детей 5 – 7 лет.

Цель игры:

Научить детей узнавать в словах твердые мягкие согласные звуки на этапе громкого проговаривания.

Описание игры:

На карточке помещены картинки, содержащие в названиях пару твердых и мягких согласных звуков (заданные звуки обозначены буквами, которые помещены в левом верхнем углу карточки).

Задача играющего – определить наличие твердого или мягкого звука в названии каждой картинки и положить соответствующую фишку.  На картинку с твердым звуком в названии – синюю фишку, на картинку с мягким согласным звуком – зеленую фишку.

Ребенку дается ключ, на котором нанесен правильный узор, ребенок сам проверяет правильность выполнения задания. Самоконтроль и самооценка выполненной работы.

Игра «Замкни цепочку» для детей 5 – 6 лет.

Цель игры:

Закреплять умение подбирать слово по последнему звуку заданного слова.

Описание игры:

Играют 2 – 4 детей. Детям раздают картинки. Начинать игру нужно с картинки помеченной «*».

К первому слову подбирается слово, начинающееся с того звука, каким заканчивается первое слово, третье слово должно начинаться с последнего звука второго слова и так далее. Цепочка замыкается.

Игра «Волшебные кубики» для детей 5 – 6 лет.

Цель игры:

Закрепление навыков фонематического анализа, умение детей выделять первый и последний звук в слове.

Описание игры:

Играют 2 – 4 детей. Кубики раздаются по количеству детей. На гранях кубика картинки. Начинать игру нужно с картинки помеченной «*». Дети рассматривают картинки на своем кубике и подбирают картинку на кубике на последний звук предыдущего слова. Дети составляют цепочки из кубиков, выделяют первый и последний звук в словах.

  • Телефон – нитки – игрушки – индеец
  • Роза – автобус – стул – лист – торт – трактор – рыба
  • Яблоко – овощи – игрушки
  • Платье – енот – телефон – нитки
  • Забор – рыба – арбуз – зонт – торт – трактор
  • Мяч – чайник – конь – нитки – игрушки
  • Курица – арбуз – зонт – телефон – нитки
  • Гриб – батон – нитки – иголка

Игра «Найди звук» для детей 5 – 6 лет.

Цель игры:

Научить определять место заданного звука в слове (начало, середина, конец) опираясь  на громкое проговаривание, узнавать в словах твердые и мягкие согласные звуки.

Описание игры:

Играют 2 – 4  детей. Карточки и фишки лежат на столе. На каждой карточке предметные картинки и схема: прямоугольник, разделенный на три части. В левом верхнем углу дана буква, обозначающая заданный звук.  Играющие берут себе по одной карточке рассматривают и называют вслух картинку, букву и определяют позицию заданного звука в слове – названии картинки, выкладывая на соответствующее место на схеме фишку (синего или зеленого цвета, твердый или мягкий согласный). Затем берут следующую карточку. Выигрывает тот, кто успел правильно проанализировать большее количество карточек


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система коррекционно-логопедической работы по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

I. Теоретические основы развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возрастаСовременные подходы к изучению и коррекции нарушений фонематического слуха у детей с ФФНОсобенности развития...

Методические рекомендации по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста "Игровой звукоград"

Методическая разработка  адресована  воспитателям, логопедам, а также родителям. В ней  представлено описание этапов работы (от простого к сложному) по развитию фонематических функций и...

Методическая разработка по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

данная методическая разработка поможет в работе воспитателей, логопедов по развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста....

Методическая разработка по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Данная методическая разработка поможет в работе воспитателей, логопедов по развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста....

методические рекомендации по применени. дидактических игр по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с фонетико - фонематическим недоразвитием речи

Предлагемые игры и игровые упражнения  построены с постепенным усложнением игровых и учебных заданий в соответствии с этапами развития фонематического слуха.Данным материалом могут воспольз...

«Система коррекционно-логопедической работы по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи»

В данной статье рассматриваются направления коррекционной работы, а также описана система игр и игровых приёмов по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР....