Методические рекомендации по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста "Игровой звукоград"
методическая разработка по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Порохова Эльвира Геннадьевна

Методическая разработка  адресована  воспитателям, логопедам, а также родителям. В ней  представлено описание этапов работы (от простого к сложному) по развитию фонематических функций и навыков звукового анализа, предложено описание игр и пособий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovoy_zvukograd.rar324.75 КБ

Предварительный просмотр:

     

                                                Порохова Э. Г.

Занимательные игры и упражнения для развития фонематического восприятия и звукового анализа детей старшего дошкольного возраста

  «Знание букв без чувства

звуков – это то

же самое, что знание цветов

 при дальтонизме»

(Е.А. Бугрименко, Г.А.Цукерман)

Введение

 

Фонематическое восприятие представляет собой наиболее элементарный уровень распознавания речевых высказываний. Под этим понимается способность к дифференциации и идентификации всех фонем родного языка.

Д.Б. Эльконин фонематическое  восприятие  определяет как «слышание отдельных звуков в слове и умение производить анализ звуковой формы слов при внутреннем их проговаривании».

Важнейшее значение для овладения звуковой стороной языка имеет фонематический слух – способность воспринимать  в речевом потоке звуки речи (фонемы) и различать звуки в их последовательности в словах, обеспечивающая понимание слов и их значений.

В литературе по русскому языку и в методике развития речи этот термин называют речевым слухом.

Правильное восприятие звуков речи, фонематического состава слова возникает не сразу. Это результат постепенного речевого развития, в результате которого постепенно формируются тонкие дифференцированные образы слов по акустическим и артикуляционным признакам.

Фонематическое восприятие начинает формироваться у детей от 1 до 4 лет при восприятии устной речи окружающих и  собственном проговаривании слов. Трудности становления фонематической системы проявляются в недостаточности слухоречевого ритма и нарушении динамического праксиса.

По мнению Д.Б. Эльконина, развитие фонематического слуха у ребенка начинается со слуховой дифференцировки звуков (гласные-согласные, звонкие – глухие, твердые –мягкие), т.е. ребенок начинает с акустического различия звуков, затем включается артикуляция.

Развитый фонематический слух – важная предпосылка успешного усвоения детьми грамоты.  От  уровня развития фонематических представлений, звукового анализа и синтеза зависит полноценное овладение ребенком навыками чтения и письма.

Среди младших школьников встречаются дети, которые затрудняются определить,  из каких звуков состоит слово, в какой последовательности находятся звуки в слове, их количество. Это приводит к ошибкам при письме и чтении, к переутомлению и падению учебной мотивации, нередко к болезни. А причина детских проблем – слабость фонематического восприятия, т.е. способности к восприятию звуковой стороны речи.  Работа по развитию фонематического восприятия в школьном возрасте затруднена, так как сензитивным периодом (благоприятным) для развития фонематических функций является возраст до 6 лет.

Поэтому не случайно в работе с детьми старшего дошкольного возраста  особое место отводится развитию фонематического слуха.

Но не всегда этот процесс протекает успешно. Нередко педагоги не могут достичь положительных результатов, хотя работа по данному направлению идет на каждом занятии.

В чем причина?

 Во– первых, это возможно  связано с тем, что занятия  по обучению грамоте в детском саду в большей степени напоминают уроки учителя, и дети с меньшей охотой и усердием относятся к предлагаемому материалу.

Тогда у каждого педагога, в частности у логопеда, есть выход.  Это использование разнообразных игровых приемов и упражнений, которые позволяют решать коррекционно-развивающие задачи.  Занятия с использованием разнообразных игр требуют большой подготовки, которая заключается  в подборе атрибутики и изготовлении наглядно-игровых пособий, в  проявлении творчества и фантазии педагога.

Во-вторых, это может быть связано с тем, что на ранних этапах не было уделено достаточного внимания развитию неречевого слуха.

Неречевой слух – это умение воспринимать и различать звуки окружающего мира (природы, музыки, предметов).

Для формирования неречевого звукоразличения в логопедии разработаны и успешно применяются разнообразные специальные упражнения. Дети различают звучание музыкальных инструментов, шумы, звуки разных предметов.  При этом им предлагается это делать с закрытыми глазами, ориентируясь на слуховой анализатор, без опоры на зрение. Детям предлагается определять направление звука, в игре «Узнай, где звучит?»

Важно отнестись к этому этапу серьезно, уделить столько внимания, сколько понадобится детям.

Не следует забывать и о тех принципах и правила обучения грамоте, которые разработаны детским психологом Д.Б.Элькониным, об этом он подробно написал в статье «Как научить детей читать».

Пути коррекции недостатков фонематического восприятия.

Работу по формированию фонематических функций условно можно разделить на несколько этапов:

1. Узнавание и различение неречевых звуков, развитие слухового внимания.

2. Различение слов, близких по звуковому составу.

3.Различение звуков, фраз, одинаковых слов по силе, высоте и тембру голоса.

4. Дифференциация слогов и фонем.

5. Развитие навыков звукового анализа.

Звуковой анализ делится на элементарный и сложный.

Элементарный звуковой анализ это:

 - выделение (узнавание) отдельных звуков на фоне слова;

- выделение первого ударного гласного;

 - определение звука по качественным характеристикам (гласный-согласный, твердый – мягкий, звонкий – глухой)

Сложный звуковой анализ:

- вычленение первого или последнего звука из слова;

- определение места звука в слове;

- определение последовательности звуков в слове, их количество

      6. Обучение правильному слогоделению.

Деление слов на слоги – сложная задача для ребенка. Можно использовать игровой прием «Позови слово». Для этого слово надо произнести так, как мы делаем, когда зовем кого – то: ма-ма, ко-шка, му-ха.

Занятия по формированию фонематического восприятия должны строиться с учетом дидактических принципов:

  • Комплексности: когда  воздействие на весь комплекс речевых и неречевых нарушений осуществляется логопедом, воспитателем и родителями;
  • Максимальной опоры на различные анализаторы: формирование высших психических функций – сложного процесса организации функциональных систем – зрительной, кинестетической, двигательной;
  • Поэтапного формирования умственных действий (по П.Я.Гальперину): работа над заданием в определенной последовательности;
  • Учета зоны ближайшего развития (по Л.С. Выготскому): выполнение задания возможно с дозированной помощью взрослого;
  • Усложнения материала: включение трудностей в коррекционную работу
  • Онтогенетического: обучаем с учетом последовательности формирования фонематических представлений в онтогенезе.

Не следует забывать и о том, что большую часть времени следует отводить на отработку умения переносить навыки в  бытовые ситуации. Детям не навязчиво предлагается выполнить задания на разных режимных моментах.

Важным условием для занятий по формированию фонематического восприятия и обучения грамоте будут являться использование игровых ситуаций и зрительной опоры.

Так как проведение специально подобранных игр создает максимально благоприятные условия для развития детей и позволяет решать не только педагогические, но коррекционные задачи в естественных для детей условиях игровой деятельности.

Конечно, игра здесь будет выступать как учебно-игровая ситуация, по выражению А.М. Новиковой, «симбиоз игровой и учебной деятельности».

У дошкольников не развито абстрактно-логическое мышление, оно носит наглядно-образный характер, поэтому специально подобранные наглядно-обучающие и игровые средства, позволяющие воспринимать информацию зрительно,  способствуют возрастанию интереса к занятиям, повышению внимания и речевой активности.

Многие дети с речевыми недостатками имеют слабую координацию пальцев рук, у них наблюдаются моторная неловкость, неточность движений.

Постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, - элемент в системе логопедического воздействия. Но,  не следует развитие мелкой моторики проводить  изолированно, можно совместить несколько целей. Например, данный вид работы использовать на занятиях по обучению грамоте для развития фонематических процессов, звукового анализа.

В качестве материала для игр могут выступить самые простые и доступные предметы, даже из числа домашней утвари. Таким материалом могут стать бельевые прищепки, занятия с которыми можно отнести к нетрадиционной форме работы.

 Подбирая оборудование к занятиям, можно использовать известные детям игрушки, предметы.  Так, реализуя цель – развитие навыка слогового анализа и выполнения конструктивных действий, можно использовать пирамидки, бусинки, леску, прищепки, разноцветные пуговицы.

Наглядно-игровые пособия и атрибуты для занятий

Приведем описание символов и наглядных средств, применяемых в системе «Звуковой игроград»

1. Для обозначения  и восприятия гласных звуков.

В русском языке 10 гласных букв, из них 6 гласных звуков: А, О, У, Ы, Э, И.

Для обозначения этих звуков используются 6 картинок и изображением звуковичков в красных костюмчиках, колпачках и ботиночках. Звуковички отличаются между собой положением губ:

«А» - рот звуковичка широко открыт,  в виде большого круга

«О» - рот округлен в виде овала, вытянутого вверх-вниз

«У» - рот округлен и вытянут вперед «дудочкой», образует маленький круг

«Ы» - рот растянут в стороны в полуулыбку

«Э»  -  рот в виде «лежачего» полуовала

«И» - губы в «улыбке»

Далее можно звуковички заменить символами , обозначающими определенный гласный звук и указывающими на положение губ:

- большой красный кружок – звук «А»

- маленький красный кружок – звук «У»

- улыбка – звук «И» и.т.д.

Карточка с изображением стрелочки (воздушной струи) без преграды на пути обозначает понятие «Гласный звук»

Жест ладонью – большой палец отдельно от остальных четырех совмещенных вместе в виде «раскрытого клювика» - обозначает тоже «Гласный звук»

2. Для обозначения согласных звуков.

Используем изображения звуковичков в синих и зеленых костюмчиках, у одних колокольчики на колпачках есть, у других отсутствуют.

Согласный звонкий твердый звук – это звуковичок в синей одежде с колокольчиками

Согласный глухой твердый – это звуковичок в синей одежде без колокольчиков

Согласный звонкий мягкий – в зеленой одежде и с колокольчиком на колпачке

Согласный глухой мягкий – в зеленом без колокольчиков

Карточки схемы для характеристики согласных звуков:

Карточка с изображением стрелочки с вертикальной палочкой (преграда) обозначает понятие «Согласный звук».

 Карточка с изображением «кирпичика» - твердый звук

Карточка с изображением облака (ватки) – мягкий звук

Карточка с изображением колокольчика – звонкий звук

Карточка с перечеркнутым колокольчиком – глухой звук

Жесты:

-  «сложенные в щепотку пальцы руки» - закрытый клювик – обозначают «Согласный звук»

- «руки сжаты в кулачки» - звук твердый

- «руки под щекой, спим» - звук мягкий

3. Для дифференциации и описания звуков.

1) Пособие «Кубики»

Используем  кубики, отличающиеся символами и деталями, расположенными на их гранях.

1 кубик позволяет обеспечить различение по типу резонаторов (носовой – ротовой звук). Носовой – изображен на грани кубика «нос» (аналогом может быть картинка с Буратино). Ротовой – изображен «рот» (аналогом может быть изображение Лягушки)

2 кубик позволяет определить и противопоставить звуки по месту образования.

Используем символы губ и языка.

3 кубик дифференцирует звонкие и глухие согласные. Для обозначения глухого согласного на грани прикреплен коробок со спичками, манипулируя им, воспроизводим характерный шум. Для обозначения звонкого – колокольчик.

4 кубик различает звуки по твердости и мягкости за счет разницы ощущений между деревянной дощечкой и кусочком меха.

2) «Звуковые домики»

Используются для выделения качественных признаков согласных и гласных звуков.

- красный домик – помещаем гласные (А,О,У, Ы, Э) – «Певцы»

- красный домик с улыбочкой на крыше – для гласных И, Е, Е, Ю, Я – «Улыбчивые певцы»

- зеленый с колокольчиком – для звука Й

- зеленый без колокольчика – для звуков Ч, Щ

- синий с колокольчиком – для звука Ж

- синий без колокольчика – для звуков Ш, Ц

- сине-зеленый домик с колокольчиком – для звуков З, Б, Д, В, М, Н, Л, Р

- сине-зеленый без колокольчика – для звуков С, П, Т, К, Ф

3) «Сигнальные блокноты»

Используются для проведения слуховых разминок, игр-молчанок, когда детям предлагается задание, например, определить,  какой звук произнесен (гласный или согласный, согласный твердый или мягкий, глухой или звонкий), сколько слогов в слове. Дети  молча поднимать блокнотик вверх, показывая страничку с необходимым сигналом.

- красный, синий, зеленый круг; колокольчик и перечеркнутый колокольчик; цифры «1», «2», «3» - для определения количества слогов.

4. Для определения позиции звука в слове

1) Применяются две модели: «Птичка» (из методики «Речецветик») и «Рыбка».

Детям предлагаются модели птички или рыбки, у которых за определенной частью тела закреплена та или другая позиция звука в слове.

Модель «Птичка» разделена условно на 3 части:

 - голова – начало слова, крыло – середина слова, хвостик – конец слова

Детям дается задание на определение места соответствующего звука в слове, обозначив его фишкой на определенной части модели.

2) «Звуковые линейки»

Разделены на 3 части трех условных цветов. Дети фишкой показывают место звука на соответствующей части звуковой линейки.

5. Для выделения ударного слога

Используем наборы карточек – схем с определенным количеством слогов и ударением на разных слогах. Детям предлагается слово, к которому необходимо подобрать соответствующую карточку – схему.

6. Для формирования навыка чтения слогов с твердого или мягкого согласного.

Используем карточки – подсказки:

«Диванчик» - на нем сидят гласные И, Е,  Е,  Ю, Я: они дают команду согласным и те становятся мягкими  (читаются мягко)

«Лавочка» - для звуков А, О, У, Ы, Э:  дают команду для согласных, читаем их твердо.

7. Условные герои – персонажи, которые персонифицируют вводимые понятия.

Братцы ТИМ (в зеленой шляпке, пухлый, с румяными щеками)  и ТОМ (худощавый, в синей шляпке) способствуют различению твердого и мягкого согласных звуков, помогают подбирать слоги.

Звуковички приходят на каждое занятие при знакомстве с новым звуком.

Звукознайкин – персонаж, присутствующий на занятии при закреплении знаний и умений.

Словознайкин – персонаж для проведения  игр со словами:

- «Слоги рассыпались», «Собери слово»

- «Хвостоглав» или «Цепочка слов»

- «Разгадай ребус»

- «Прочитай изограф»

- «Найди спрятанные слова в данном слове»:  (КИТЕЛЬ – КИТ, ЕЛЬ; ПОЛЯНА – ПОЛЯ, ОЛЯ, ЯНА, НА)

- «Футбол» - модель ворот со штангами в виде букв и мячи на веревочке с буквами, дети помещают мяч в центр ворот и читают слово

- «разгадай кроссворд»

При подготовке к школе детей старшего дошкольного возраста, особенно детей с речевыми недостатками, необходимо подбирать игры и задания, которые решали бы задачи не только развития фонематического восприятия, но и звукопроизношения, формирования лексико-грамматических средств языка.

Ориентируясь на то, что игра – основной вид деятельности дошкольников, мы стараемся учить детей увлекательно, пытаемся приучать детей размышлять над звуковым, смысловым содержанием слова, учим сравнивать. Чтобы занятия были интересными и динамичными, необходимо использовать стихи, считалки, сопряженную гимнастику, фонетическую ритмику, упражнения на координацию.

Данное пособие адресовано воспитателям, родителям, логопедам.

В пособие  предлагается  подборка игр и упражнений с детьми старшего дошкольного возраста для  формирования фонематических представлений, звукового анализа и синтеза.

Все задания и тексты читает и поясняет взрослый.  

1. Различение неречевых звуков.

1.1. Такие разные звуки.

 Закройте глаза и послушайте, что   слышно  вокруг. Нам не было ничего видно. Но, как мы узнали? …. Правильно, мы услышали. А что нам помогло услышать звуки вокруг? … Нам помогли уши.

Мир полон звуков. Звуки окружают нас повсюду. Звуки могут издавать предметы, люди, птицы, животные. У всех звуков разный характер.

Есть звуки тихие и громкие, приятные и неприятные, живые и неживые.

Давайте рассмотрим их и приведем примеры.

Например: Где и когда можно встретить тихие звуки?

- Вот пришел бесшумно шорох,

Новостей принес он ворох,

И все шорохи слетелись,

        И пришел бесшумно шелест… (Э.Мошковская)

 По звукам  можно определить место, в котором мы находимся.

№1. Игра «Узнайте, где я нахожусь»

«В этом месте слышно, как тарахтит старенький холодильник, капает вода из слабо завинченного крана, тикают часы, постукивает крышка кастрюли»

                                                                     (это кухня)

Послушайте стихотворение.

- С утра, спозаранку я слышу во сне,

Как с улицы звуки стучатся ко мне:

Шаги почтальона, шуршанье газет,

И ветра и веток привет и ответ.

Я слышу мычание сонных коров –

Как будто дыханье далеких лугов.

Когда прогоняют овец под окном –

Мне слышится эхо в овраге лесном.

Но звуки все громче – лай, щебет, возня, -

И солнце сквозь ставни находит меня и шепчет:

«Глаза поскорее протри! Довольно подслушивать.

Встань – и смотри!»               (Э.Фарджен)

Попросите ребенка определить, где живет герой стихотворения? Почему? Звуки какой части суток описаны?

А какие звуки слышны с улицы днем? Вечером? Ночью?

  № 2. Игра «Узнай предмет по звуку»

Взрослый выполняет разные действия с предметами, ребенок, закрыв глаза,  анализирует звуки:

- звук переливаемой воды из стакана в стакан

- стук ложечкой по стеклу, помешивание ложкой в стакане

- снимание бумаги, разрывание бумаги пополам

- стук по столу

- звук упавшего предмета на пол и.т.д.

1.2. Живые – неживые.

- Что такое звук? (то, что мы слышим и произносим)

Звуки, которые мы слышим, могут быть живыми и неживыми. Почему так происходит?

Подумайте и определите, какие это звуки:

- мяуканье кошки, лай собаки (живые)

- мычание коровы

- стук топора (неживой)

- хрюканье свиньи

- стрекотание кузнечика

- тиканье часов

Вывод: Если звук издается неживым предметом, то и сам звук неживой;

               Если звук издается живым существом, то и он живой.

Все эти живые и неживые звуки являются еще и неречевыми. Как вы это понимаете?

А кто может издавать речевые звуки?

С речевыми звуками вы познакомитесь позже.

№3. Игра «Опиши звук»

- плеск воды в реке (неживой, неречевой)

- карканье вороны (живой, неречевой) и.т.д.

1.3. Слуховое внимание.

№ 4. Игра «Жмурки».

Ребенку следует завязать глаза, и предложить искать водящего, ориентируясь на звук  бубна или колокольчика, погремушки или любого другого звучащего предмета

№ 5. Игра «Где звучит бубен?»

Ребенку завязываем глаза, взрослый производит движения бубном, чтобы создать звучание. Ребенок должен определить направление источника звука:

- сверху или снизу

- слева или справа

- спереди или сзади

№6. Игра « Шумовые коробочки».

Цель: Формирование неречевого звукоразличения и развитие слухового восприятия.

Для игры используются 5 пар шумовых коробочек:

1 пара – наполнена горохом

2 пара – наполнена фасолью

3 пара – наполнена солью

4 пара – наполнена пуговицами

5 пара – наполнена кнопками

И несколько непарных коробочек: со скрепками, бусинками и рисом.

Задание: Взрослый из своего набора коробочек берет одну, трясет ее, а ребенок, закрыв глаза, прислушивается к звуку, издаваемому коробочкой.

Затем берет свои коробочки и ищет среди них аналогичную по звучанию.

Игра продолжается до тех пор, пока не будут найдены все пары.

Чтобы усложнить задание, можно подложить несколько лишних коробочек.

№ 7. Игра «Картинки – нелепицы»

Деям предлагается несколько пар картинок, со сходным сюжетом, но обозначающими разные грамматические конструкции:

Например: Девочка дает корм козе.      Коза дает корм девочке.

                   Лиса несет курицу.              Курица несет лису.

Детям проговариваются 2 предложения.  Они должны соотнести каждое предложение с картинкой, выбрать картинку – нелепицу.

№ 8. «Выбери нужную картинку»

Перед ребенком несколько простых сюжетных картинок, которые отличаются одной деталью.

Серия №1: а) Жук и мишутка сидят на полу и катают мячик.

                   б) Жук и мишутка сидят на полу и катают шарик.

                    в) Жук и мишутка сидят на полу. А мячик лежит в стороне.

Ребенку предлагаются 2 стихотворных текста, он должен к каждому подобрать соответствующую картинку, проанализировав все детали.

Тексты: «Жук с мишуткою играют, мячик по полу катают»

               «Жук с  мишуткою играют, шарик по полу катают»

- Какая картинка лишняя, почему? (та, где мячик лежит в стороне)

№ 9. Игра «какое слово длиннее?»

Ребенку предлагаются пары слов, он должен сравнить, какое из слов длиннее, короче? Почему? (ребенок ориентируется на звуковой и  слоговой состав слова)

Предлагаются парные картинки:

ель-береза, гусеница – червяк, змея – гусеница, барабан – юла, лодка – пароход.

 Используем игру «Пирамидки», где ребенок нанизывает колечки на стержень и проговаривает слова по слогам, затем определяет, где больше колец, доказывает, почему одно слово длиннее, другое – короче.

2. Различение слов, близких по звуковому составу.

№ 10. «Звуковые часы»

Цель: Учить детей находить парные картинки, обозначающие слова, сходные по звучанию.

Детям предлагается круг,  в центре 2 стрелочки. По кругу нарисованы картинки, названия которых имеют сходное звучание: Рак - лак, жук – лук;  коза-коса; крыша-крыса и.т.д.

Задание: Подберите к слову «Жук» слово, сходное по звучанию и состоящее из такого же количества звуков (лук)

 № 11.  «Слуховая разминка»

  • Я произнесу слова, а ты выкладывай фишку каждый раз, когда услышишь слово «дочка»: 

ночка, дочка, точка, уточка, дочка, почка, кочка, удочка, бочка, дочка.

  • Послушай внимательно и скажи, какое слово отличается от других:

Мишка, мишка, мышка, мишка                 Уточка, уточка, удочка, уточка

Уголь, угол, уголь, уголь                             Сова, сова, софа, сова

Колос, колос, голос, колос                            Вата, вата, фата, вата

  • Доскажи словечко.

Подберите подходящее по смыслу слово. Затем вспомните пары слов.

 

А) Вода бежит в прохладной …речке,

  Поленья полыхают в … (печке)

 - Все уселись мы на …лесенку

И поем мы хором …(песенку)

 - Лечит от болезней … лекарь.

 Хлеб печет умелый …(пекарь).

 - Далеко идти мне …лень,

 Лучше сяду я на …(пень).

Б) Распустились утром розы,

На цветах сверкают…(росы).

Щиплет травушку коза,

Косит травушку…(коса).

На столе лежала сайка,

А по лесу бегал …(зайка).            

Лиза пробовала суп,

Заболел у Лизы …(зуб)

В) Помогите мне правильно закончить предложения. Если ошибусь, исправьте меня.

Положили в плошку …каску,

Надевал пожарный …кашку.

Сладко спит в берлоге …миска,

На столе с салатом …мишка.

На лицо надета … Машка,

Имя нашей кошки…маска.

Как нам хочется …шуметь

Спать спокойно, не …суметь!

3. Различение звуков, фраз, слов по силе, высоте и тембру голоса

№12. Попробуй прочитать буквы, постепенно увеличивая силу голоса или наоборот уменьшая ее.

ААААААА                ОООООоо

УУУУУУУУУУ                        ИИИИИиИИИИИИ

 

№13.  Речевое упражнение на изменение высоты голоса.

- Сибирская зима долгая и суровая. Устали от нее лесные жители, стали кликать весну:

Весна, весна! Весна-красна!

Приходи скорей,

Обласкай, согрей!

А теперь ты говори, как медведь, как заяц, как мышка.

№ 14. Игра «Медвежата».

Представь, что я мама-медведица. А ты - один из медвежат. Медвежата проголодались и просят есть.  Можно ласково попросить: «Мам, меду б нам»

А можно ныть, сердито требовать или даже приказывать. (Взрослый изображает варианты интонаций)

Теперь ты ласково проси у меня; сердито требуй; приказывай; плачь.

Как ты думаешь, какая интонация больше понравиться маме – медведице.

№ 15. Драматизация фрагмента сказки «3 медведя».

Слушание фрагмента сказки.

«В лесном домике жили три медведя. Большого  звали Михаил Иванович. Он говорил грубым голосом. Медведицу звали Настасья Петровна. А маленького медвежонка звали Мишутка. Он говорил тоненьким голосочком.

Медведи любили гулять. После прогулки они приходили домой, чисто мыли лапы и садились за стол обедать.

Михаил Иванович говорил: «Вот моя тарелка».

Настасья Петровна говорила: … (помогите мне ребята, произнесите фразу за медведицу)

Маленький Мишутка говорил: … (попросите ребенка произнести с нужной интонацией)

Михаил Иванович говорил: «Вот моя ложка»

Настасья Петровна говорила: …..

Мишутка говорил:…

- А кто произнесем эту фразу?

«Сейчас я буду есть кашу» (взрослый произносит голосом грубым, дети определяют)

«Я тоже буду есть кашу» (тоненьким голосочком..)

«И я буду есть кашу» (голосом медведицы)

Затем можно предложить детям произнести еще раз эти три фразы с разной интонацией.

4. Дифференциация слогов и фонем.

№16. Игра «Дразнилки»

Ребенку предлагается произнести с определенной интонацией цепочку слогов с условием заменить согласный звук в слогах на парный согласный.

С на З:    Са- са-са?

Ребенок: За-за-за?

 К на Г:   Ка-ка-ка!

 Ребенок: Га-га-га!

 П на Б:   Па-па-па.

Ребенок: Ба-ба-ба.

№ 17. «Повторяй – не ошибись»

Взрослый диктует ребенку цепочку слогов с оппозиционными звуками, ребенок должен точно воспроизвести:

  • Са-са-за                                  са-са-за-са

Па-па-ба                                 па-па-ба-ба

Ка-ка-га                                 ка-ка-га-ка и.т.д.

5. Развитие звукового анализа.

 №18. Игра «Звуковые круги»

Цель: Развивать фонематический слух и звуковой анализ через подбор слов, картинок с заданным звуком (гласным, согласным твердым или мягким) или картинок провокационных, в названии которых есть  два звука (твердый и мягкий).

Берем 2-3 обруча или шнурка (красного, синего и зеленого цвета), если взяли шнурки, то предлагаем детям сделать круги из них.

1 вариант: Положили 2 обруча (красный и синий).

Предлагаем детям набор картинок. Дети должны отобрать картинки с гласного звука и положить в красный обруч или круг, с согласного – в синий.

2 вариант: Взять 2 обруча или шнурка синего и зеленого цвета. Положить их так, чтобы они пересекались. Со стороны синего круга положить картинки, где данный звук, например, «С»  слышится твердо – Солнце, слон;  со стороны зеленого – Сь, где слышится мягко – Гусь.

А вот куда положить картинки, где есть в названии оба звука, твердый «С»  и мягкий «Сь»?  

Дети должны сами прийти к решению, что эти картинки будут лежать в месте пересечения двух окружностей.

 

№19. Игра  « Звуковые пуговички»

Цель: Учить подбирать самостоятельно слова на заданный звук, дифференцировать гласный и согласный, согласный твердый и мягкий.

Вариант 1: Для игры берем бутылочку с завинчивающейся крышкой и мелкие пуговички красного, синего и зеленого цвета, примерно по 5 штук каждого цвета.

Задание: Отвинти крышку, придумай слово, которое начинается с гласного звука. На каждое слово клади пуговку в бутылочку.

Какого цвета пуговки будешь брать? Почему?

Аналогично подбираем слова на твердые согласные звуки (синие пуговицы) и мягкие согласные (зеленые пуговицы).

Когда ребенок собрал все пуговицы, предлагаем ему завинтить бутылочку крышкой.

Вариант 2: берем леску и набор цветных пуговиц. На каждое слово ребенок нанизывает пуговицу определенного цвета на леску: на гласный звук – красную, на согласный твердый – синюю, на мягкий – зеленую.

     №20. Игра «Звуковые мячики».

Для игры нужны мячики  3-х цветов: красный, синий и зеленый.

1 вариант:

Цель: Выделение первого звука в слове и обозначение данного звука мячом, соответствующего цвета.

Взрослый произносит  слова: Аист, Кот, Кит.

Ребенок определяет какой звук слышит в слове в начале и, выбрав мяч нужного цвета, кидает его взрослому, произнося изолированно этот звук (А, К, Кь).

2 вариант:

Цель: Выделение гласного звука из слова.

          Взрослый произносит слова:

« Мяч лови, и мяч бросай, какой гласный называй».

Кидает мяч и произносит слова по очереди для детей. Стоящих  в круге: рОт, мАк, сЫр, сУп, кИт, мЭр, ЭхО, Уха.

Дети ловят мяч, выделяют гласный из слова и кидают мяч обратно, произнося только гласный звук.

№21.  « Сигнальные блокнотики».

Цель: Развивать навык звукослогового  анализа слов, учить различать на слух гласные и согласные звуки, дифференцировать согласные по твердости-мягкости, глухости – звонкости.

Эти блокнотики имеют несколько листочков с обозначениями:

1 лист – красный круг  -  это гласный звук

2 лист- синий круг – согласный твердый звук

3 лист – зеленый круг – мягкий согласный звук

4 лист – колокольчик – звонкий согласный звук

 5 лист – перечеркнутый колокольчик – глухой звук

6 лист – цифра «1» -  слово из одного слога

7 лист – цифра «2» - слово из двух слогов

8 лист – Цифра «3» - слов из трех слогов

Задание: 

«Раз, два, три – сигнальчик подними»

 Взрослый называет слова, дети молча поднимают соответствующий сигнальчик в блокнотике, определяя какой звук в слове первый:

  • гласный или согласный (твердый-мягкий);
  • какой звук в слове из парных звуков слышат (звонкий или глухой), например, Зайка – сайка, жил- шил, вата-фата.
  • Сколько слогов в данном слове, такую цифру и поднимите.

№ 22. Игра «Разноцветные квадраты»

Цель: Упражнять в различении на слух первого звука в слове, обозначении его определенным сигнальным цветом (красный квадрат – гласный, синий квадрат – согласный твердый, зеленый – согласный мягкий)

     Развивать мелкую моторику через выкладывание букв из крупы, закреплять зрительные образы букв.

                         

№ 23. Игры  «Звуковые капельки», «Слово в красках».

Цель: Формировать у детей навык звукового анализа  слов, умение составлять звуковую схему слова. Развивать тонкие дифференцированные движения пальцев рук.

Для игры нужны:  - пипетки,  -пластиковые ячейки из-под таблеток или контейнера – подставки из магазина для продажи киндер-яиц, - разведенная водой гуашь трех цветов (красного, синего и зеленого) или краски этих же цветов.

Задание: Давай сделаем звуковую схему слова МАК.

 Сколько звуков в этом слове?

- Какой первый?  Какой это согласный: твердый или мягкий?

каким цветом обозначим этот звук? (синим)

- Какой второй звук? Звук А гласный или согласный?

Каким цветом обозначим? И.т.д.

1. Дети, пользуясь пипеткой, набирают гуашь  нужного  цвета и капают ее в ячейки из-под таблеток. Одна ячейка – один звук.

 Можно видоизменить, дети капают в ячейки  чистую воду, а потом при помощи кисточки и красок окрашивают воду в нужный цвет.

2. Автор для игры  использует  контейнера из-под киндер-яиц, они разрезаны на нужное число ячеек (от 3 до 5), заполнены водой, а дети только окрашивают воду в разные цвета.

 

 № 24.  «Разноцветные шторки».

Цель: Учить детей осуществлять звуковой анализ слов.

Для игры нужны домики, где прорезаны 3, 4, 5 окошечек черного цвета. На крыше домика помещаем картинку.

Задание: Посмотрите, какая картинка живет в домике.

- Почему в ее домике 4  окошечка? (в слове 4 звука)

В домике темные окна. Давайте украсим этот домик и развесим на окошечках разноцветные шторочки, а для этого вы должны будете выделить звуки в слове по порядку и обозначить каждый  звук соответствующим цветом

№ 25.  «Волшебные бусы»

Цель: Развивать фонематическое восприятие – умение выделять первый и последний звук в слове.

Пособие представляет собой карточки округлой формы в виде бусинок с картинками, подобранными таким образом, чтобы последний звук предшествующего слова был первым звуком последующего.

Бусинки между собой скрепляются.

Содержание:

- На самой опушке волшебного леса гуляла сказочная Принцесса.

Чудесные бусы она потеряла,

Теперь со слугой своим их собирала.

Слуга хоть и был невысокого роста,

Но бусы найти ему было непросто.

Тут Фея лесная как раз прилетала,

Принцессе помочь эта Фея хотела.

Она улыбнулась, взмахнула рукой, и каждая бусинка стала большой.

Слуга смог те бусины собрать, теперь же ин надо на нить нанизать.

Давайте принцессе поможем, ребята!

На бусинке каждой, как раз в серединке,

Наклеены разные картинки.

Чтоб правильно бусы смогли мы собрать,

Нам нужно подумать, картинки назвать

Красиво и четко, желательно вслух,

Чтоб самый последний все слышали звук.

Нам выделить нужно его и узнать, и новое слово с него начинать.

(во избежание путаницы не должно быть слов с одним и тем же звуком в начале слова)

№ 26.  «Вазы и цветы»

Цель: Развивать фонематическое восприятие.

Подбирать звуковые схемы к картинкам и наоборот.

Пособие представляет собой изображения ваз высотой 30 см с узорами – звуковые схемы, цветы, в сердцевине которых – картинка.

Содержание:

- Дети по лесу гуляли, и букет цветов набрали.

Посмотрите – ка: цветы- небывалой красоты.

У цветочков в серединке – нарисованы картинки.

Вазы -  тоже непростые, всюду – схемы звуковые.

С вами мы цветы возьмем и по вазам разнесем.

Это, может, и несложно, только нужно осторожно

И, конечно же, не сразу

Брать цветы и ставить в вазу:

Картинку нужно называть и к слову схему подбирать.

№27.  «Мы на саночках катались, наши санки потерялись».

Цель: учить определять количество звуков в слове.

На доске помещаем картонные санки с кармашками, на санках написаны цифры 3, 4, 5.

Логопед говорит, что каждая картинка находится в своих саночках.  Сколько в названии предмета звуков, такая цифра и на саночках. Но санки поехали с горочки и перевернулись. Все картинки выпали и перемешались. Нужно найти каждой картинке ее санки.

Речевой материал:  кот, рак, оса, лук, муха, лиса, шарф, груша, книга.

№ 28.  «Брось мяч».

Цель: Учить выделять первый и последний звуки в слове, их последовательность.

Логопед стоит в центре, дети – вокруг него.  Бросает мяч кому - то из детей и называет слово. А дети из слова убирают по заданию первый или последний звук, бросают мяч ведущему и произносят слово, которое получилось.

Речевой материал:  лужи – ужи, косы – осы, крот- рот, бочки – очки, клещи – лещи, сурок – урок.

  Рост - рос, стол – сто, волы – вол, бобр-боб, взяла -взял.

№ 29. «Домино» (или «Цепочка»)

Цель: развивать умение выделять первый и последний звук в слове.

Играющим раздаются предметные картинки. Дин первым кладет картинку на стол или помещает на доску, называет ее и определяет последний  звук в слове. У кого есть картинка на этот звук,  кладет ее следующей, называет свой последний звук и.т.д.

Например, СЛОН – НАСОС-СОСНА- АБАЖУР-РАК

№ 30. Игра «Пирамида»

Цель: Упражнять в звукобуквенном и слоговом анализе слова.

Верхняя часть пирамиды – картинка.

Вторая часть – показываем  при помощи желтой полоски количество слогов в слове (желтая полоска перемещается)

Третья часть – выкладываем из букв слово.

Последняя часть – составляем звуковую схему слова.

                        Игры с прищепками.

Цели: Проводить звукобуквенный анализ слогов и слов.

         Закреплять правильное произношение звуков.

         Упражнять в слоговом анализе и синтезе.

          Обучать дифференциации звуков.

          Развивать мелкую моторику.

№ 31. Игра «Цвет – звук»

Предлагаются карточки со слогами, словами, прищепки красного, синего и зеленого цвета.

Задание: ребенок выбирает карточку и соотносит цвет прищепки со звуками на карточке.

Например, слог МА: Звук М –твердый согласный, пристегнем синюю прищепку; звук А – гласный, красная прищепка.

Таким же способом делаем звуковую схему предложенного слова.  Например,  МАК.

           

Игра «Определи, какой звук в слове»

Берутся 2 карточки со слогами, на одной – изучаемый звук твердый, на другой –мягкий; цветные прищепки.

Задание: определить звук «С»  на карточке твердый или мягкий,  прикрепить нужную прищепку.

№ 32. Игра «Подбери картинку к схеме»

Требуются предметные картинки, прищепки, схемы слов, состоящие из одного или двух слогов.

Задание: подобрать картинки к заданной схеме (схема составлена с помощью прищепок)

№ 33. Игра «Куда поставим ударение»

Требуются прищепки черного цвета и схемы слов.

Задание: Прочитать слово, с помощью прищепки отметить ударный слог.

 Модели, используемые на занятиях для обозначения места звука  в слове.

                 

 «Птичка».

Цель: Учить детей слышать звук в слове и определять позицию звука в слове (в начале, середине, конце)

Детям предлагается модель « Птичка» - это будет слово, Птичка условно делится на 3 части: Клювик – это звук в начале слова, Крыло – звук в середине слова, Хвостик – звук в конце.

Дети при помощи фишки или кружков (красного, синего и зеленого цвета) обозначают место звука в слове.

«Рыбка».

 Подобие игры «Птичка».

Эта игра направлена на развитие звукового анализа через  определение  места  звука в слове.

Рыбка – это схема слова. Квадратик возле головы обозначает начало слова, в центре – середину слова, возле хвоста – конец слова.

Дети слушают слово и закрашивают соответствующий квадратик в схеме-рыбке.

 Использование кубиков с опорными сигналами  при изучении звуков.

При изучении звуков в работе с детьми используются кубики с обозначениям

1 кубик - на гранях изображения: «нос» – звук носовой, «рот» - звук ротовой.

2 кубик: на гранях изображения: «язык», «сжатые губы», «сомкнутые зубы» - эти обозначения используются для определения согласного звука и способов обозначения «преграды» в ротовой полости; «раскрытый рот» - звук гласный, преграды на пути воздушной струи нет.

3 кубик: «колокольчик» - звук звонкий, «приклеенный коробок со спичками» - звук глухой.

4 кубик: «досточка» - звук твердый, «кусочек меха» - звук мягкий.

Ребенок определяет характеристику звука, используя нужные картинки или обозначения на кубиках.

           

Литература.

1.Авдеева И.Л. Формирование и развитие фонематических процессов у детей дошкольного и младшего школьного возраста.- Иркутск: Издательство «Папирус», 2008. – 24 с.

2. Ванюхина Г.А. Воспитание фонетико-фонематического восприятия (по технологии «Речецветик»), «Логопед», №4, 2007 г.

3. Дьякова Н.И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников. – М: ТЦ Сфера, 2010. – 64 с. (библиотека журнала «Логопед»)

4. Ермолаева Н.К. Обучение чтению в добуквенный период. // Логопед для ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 80с.

5. Здериглазова Т.Г. Умные ушки. – Иркутск, «Издательство ООО «Типография «Иркут», 2008. – 24 с.

6. Кириллова Е.В. Развитие фонематического восприятия у детей раннего возраста. – М: Сфера, 2010. – 64 с.

7. Корнилова Л.А. Игровые приемы развития фонематического восприятия у дошкольников. «Логопед», №2, 2009 г

8.Корнев А.Н, Старосельская Н.Е. Как научить ребенка говорить, читать и думать.  Спб, «Паритет», 1999 г. – 48 с.

9. Лопухина И.С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи: М.: Аквариум, 1995. – 384 с.

10. Отакулова Э.М. Игры с прищепками.  «Логопед», № 3, 2010 г, с. 79

11. Стужук Ю.О, Лагутина С.А. Использование занимательного наглядного материала в обучении грамоте детей с ФФНР. «Логопед», №1, 2008 г.

12. Уварова Т.Б. Наглядно-игровые средства в логопедической работе с дошкольниками.- Москва, 2009 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система коррекционно-логопедической работы по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

I. Теоретические основы развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возрастаСовременные подходы к изучению и коррекции нарушений фонематического слуха у детей с ФФНОсобенности развития...

Методическая разработка по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

данная методическая разработка поможет в работе воспитателей, логопедов по развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста....

Методическая разработка по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Данная методическая разработка поможет в работе воспитателей, логопедов по развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста....

методические рекомендации по применени. дидактических игр по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с фонетико - фонематическим недоразвитием речи

Предлагемые игры и игровые упражнения  построены с постепенным усложнением игровых и учебных заданий в соответствии с этапами развития фонематического слуха.Данным материалом могут воспольз...

«Система коррекционно-логопедической работы по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи»

В данной статье рассматриваются направления коррекционной работы, а также описана система игр и игровых приёмов по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР....

Методическая разработка: "Игры по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с ОНР"

Дидактические игры способствуют развитиию фонематических процессов у старших дошкольников и могут использоваться воспитателями и логопедами ДОУ на всех этапах коррекционно-педагогического процесса....