Родительское собрание в младшей группе "Развитие речи младших дошкольников в различных видах деятельности"
методическая разработка по логопедии (младшая группа)

Карелина Елена Ивановна

Наиболее активным периодом формирования речи является возраст 3-4 лет. В это время ребенок совершает огромный шаг вперед по сравнению со своими прежними речевыми навыками. Он уже умеет обобщать схожие предметы и явления, его речь становится более богатой и понятной окружающим. Развитие речи непосредственно связано с психическим и интеллектуальным статусом ребенка, поэтому важно, чтобы он не отставал от возрастных норм. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_v_mladshey_gruppe.docx363.19 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание

в младшей группе

«Развитие речи младших дошкольников

в различных видах деятельности»

https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/0266/0002fc1d-86c7d97e/hello_html_m6c811f2a.png

Составила:

 воспитатель Карелина Е. И.

Цель: познакомить родителей с основной задачей речевого развития детей – выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства.

- Спасибо, что вы нашли время и пришли на родительское собрание. Так как семье принадлежит ведущая роль в развитии ребёнка, семья является источником, который питает  человека с рождения, знакомит его с окружающим миром, даёт ребёнку первые знания и умения. Только совместными усилиями родителей и детского сада мы можем решить любые проблемы в воспитании и развитии ребёнка.

Представляются педагоги, администрация детского сада.

        

- А теперь мы предлагаем представиться вам.

Игра «Давайте познакомимся»

        Начинает воспитатель, называет 2 своих  увлечения. Его берут за руки родители с похожими интересами, которые в свою очередь называют свои и т.д. Таким образом, все берутся за руки.

А смогли мы с вами узнать друг о друге, познакомиться, потому, что владеем чудесным средством общения – речью! Сегодня нам и предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи.

Выберите себе цветочек такого цвета, который соответствует вашему настроению (3 цвета – 3 группы)

Родители рассаживаются в соответствии с выбранным цветом.

Речь - форма общения. В дошкольном возрасте она развивается по 2-м взаимосвязанным направлениям:

- совершенствование речи в процессе общения со взрослыми и сверстниками;

- формирование речи как основы перестройки мыслительных процессов, превращение её в орудие мышления.

- Как вы считаете, почему так важно развивать речь, начиная с рождения человека? (рассуждения родителей)

        Дети с хорошо развитой речью более успешны и в детском саду, и в школе. Нарушения же речи сказываются на формировании детского характера, т. к не исправленный вовремя речевой дефект делает ребёнка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным. При стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают высокого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создавать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи. Развитие речи непосредственно влияет на развитие мышления. Благодаря речи дети овладевают нормами общественного поведения, что способствует нравственному воспитанию. Таким образом, овладение родным языком необходимо для полноценного формирования личности ребёнка.

Ребенок к 3 годам:

  • Словарь составляет примерно 800-1000 слов.
  • Практически не использует звукоподражаний и облегчённых вариантов слов.
  • Правильно применяет приставочные глаголы – приехал, уехал, выехал и т.д.
  • Начинает понимать и употреблять обобщающие слова.
  • Осваиваются названия частей предметов (чайник – носик, донышко, крышка)
  • Появляются синонимы (весёлый, радостный…).
  • Появляется словотворчество – ребёнок пытается сам образовывать нужные ему слова (копатка, каруселиться).
  • Замечает неправильное произношение в речи других детей, даже если сам эти звуки произносит неправильно.

- А сейчас предлагаем вам для просмотра небольшую презентацию о том, как в этом направлении мы работаем в детском саду.

Просмотр презентации с фотографиями детей.

Презентация:

  • Пальчиковая гимнастика
  • Артикуляционная гимнастика
  • Логоритмические игры
  • Сюжетно-ролевые
  • Театрализованная деятельность
  • Праздники и развлечения
  • Звукоподражание
  • Составление описаний
  • Подвижные игры со стихотворным сопровождением 

- Прочтите, пожалуйста, несколько советов, на что необходимо обращать внимание дома, чтобы научить ребёнка говорить.

Родители читают по очереди.

«КАК НАУЧИТЬ РЕБЁНКА ХОРОШО ГОВОРИТЬ?»

1. Поощряйте его всегда смотреть на Вас, когда Вы говорите!

Дети учатся путем подражания. Убедитесь, что вы говорите все слова четко и малыш видит Вашу артикуляцию. Тогда Ваш ребенок может лучше всё понять и быстрее заговорить.

2. Используйте короткие слова, простые и понятные!        

Маленький ребенок не в состоянии понять и запомнить длинные и сложные предложения. Поэтому желательно использовать простые и короткие фразы (но без «сюсюкания»). Например, давайте малышу простые указания и задавайте простые вопросы, такие как «возьми мишку», «где кубик?». Чем проще будут Ваши слова и фразы, тем быстрее ребёнок начнёт подражать Вам!

3. Не говорите слишком быстро!

 Когда ваш ребенок сталкивается с быстрым потоком слов, он слышит, но не понимает их.

4. Проговаривайте вслух всё, что Вы делаете!

«Сейчас мы наденем ботиночки, куртку, шапку и пойдём гулять». «Я достану тарелку, ложку, и мы будем есть суп».

Рассказывайте обо всём, что Вы делаете постоянно, даже во время приготовления пищи или уборки! Но не говорите слишком много. Существует риск того, что малыш привыкнет вообще «отключаться», чтобы не слышать бесконечного потока слов.

5. Читайте ребёнку книги!

Одним из последствий чтения для детей младшего возраста является более быстрое развитие речи. Читайте ребенку не менее 10 минут каждый день, даже больше, если это возможно. Выбирайте книги с короткими текстами и яркими картинками. Задавайте вопросы по прочитанному. Не раздражайтесь, если ребёнок просит читать ему одно и то же. Правило повторения — главное в речевом развитии. Когда он слышит одни те же слова и объяснения, они быстрее войдут в его словарный запас.

6. Ограничивайте просмотр телевизора!

Не используйте телевизор в качестве няни или как метод успокоения ребенка. Вы можете быть очарованы тем, как ваш малыш танцует при показе какой-то рекламы. Но впоследствии обнаружиться, что за короткое время ребёнок и Вы стали зависимы от телевизора.

7. Чаще включайте музыку и песенки для малышей!

Музыкальные произведения и детские песенки очень полезны для обогащения словарного запаса и развития слухового внимания. Ритм и мелодии песен так же содействуют развитию восприятия ребёнка.

8. Поощряйте двигательную активность ребёнка!

Замечено, что многие дети с недостатками речевого развития очень неуклюжи. Чтобы быстрее развить речь малыша, больше гуляйте, ходите, бегайте с ним, лазайте по лесенкам, играйте в мяч и т. п.

9. Развивайте мелкую моторику!

О взаимосвязи речи и движений руки знает, пожалуй, каждая мама. Так что давайте вашему ребенку краски, пластилин, безопасные ножницы для вырезания, нанизывайте крупные бусины, пуговицы и покупайте игры, которые требует определенной ловкости пальцев (например, «шнуровки»). Особенно полезна пальчиковая гимнастика!

  1. Исключите любые чрезмерные требования!
  2. Не используйте жаргонную лексику!

Позволяйте малышу играть с другими детьми. Будьте сами собой, а не лихорадочно нетерпеливыми в отношениях с Вашим ребенком. Оставайтесь спокойными и уравновешенными. Следуйте этим 10 советам, чаще обнимайте и целуйте ребёнка, и Ваш малыш обязательно хорошо заговорит!

Выступление специалиста детского сада – логопеда.

Как определить задержку речевого развития детей 3 лет.

Развитие речи ребёнка в 3 года чаще всего сопровождается нарушениями моторики и поведения. Специалисты, работающие с такими детьми, с полной уверенностью могут сказать, что у детей с нарушениями речи отмечаются такие признаки деятельности:

- дети неловки, их движения не скоординированы, они плохо удерживают равновесие;

- даметно отставание мелкой моторики пальцев, недоступны точные движения с мелкими деталями игрушек, настольных игр, дети не любят одеваться, застёгивать пуговицы, не могут регулировать силу нажима на карандаш во время рисования;

- малыши невнимательны, постоянно отвлекаются;

Среди таких детей часты проявления гиперактивности, или, наоборот, заторможенности.

Наличие этих симптомов говорит о том, что имеются нарушения центральной нервной системы, обусловленные её органической недостаточностью. В некоторых случаях задержка речевого развития (ЗРР) может быть вызвана неблагоприятными условиями воспитания ребёнка, его социальным окружением.

Задержка речевого развития у детей 3 лет затрагивает все стороны речи: и звукопроизношение, и словарный запас, и связную речь, и её грамматическое оформление. Возможные проблемы:

  • Дети не произносят не только фразы, но и отдельные слова, их речь остаётся на уровне лепета.
  • Согласование частей речи отсутствует, детская речь похожа на речь иностранца, только что выучившего русский язык. Например, «Таня дай киса», «Коля пошла спать», «Мама сел стула».
  • Неправильно произносятся целые группы звуков, ребёнок искажает или заменяет одни звуки другими, переставляет звуки и слоги не только в многосложных, но и в простых словах. Например, носик – носки, очик – очки, палата – лапата.
  • Предлоги отсутствуют или употребляются неправильно (на, в, над, под, за, перед, между).
  • Речь ребёнка неплавная, её темп слишком быстрый или слишком медленный.
  • Фразы состоят из 1–2, реже из 3 слов, в них присутствуют только существительные и глаголы («телеграфный» стиль речи).

- В этом возрасте большинство детей уже осознают ограниченность своих речевых возможностей. Поскольку ЗРР мешает им контактировать со сверстниками и взрослыми, у таких малышей может проявляться негативизм, замкнутость, повышенная раздражительность.

Самостоятельная диагностика задержки речи

- Основной метод диагностики ЗРР в домашних условиях – это наблюдение за речью своего ребёнка. Наблюдая за малышом, нужно отметить, насколько развит его словарь, как много слов он употребляет. Для этого создаются игровые ситуации, где детей побуждают назвать предметы и игрушки, разыгрываются маленькие спектакли с его игрушками. Нужно внимательно проанализировать, как малыш строит фразы, из скольких слов они состоят.

- Для оценки понимания ребёнком речи взрослых можно предложить ему такие задания:

  • Показать части своего тела, части тела игрушечных животных;
  • Показать на сюжетных картинках, что делают их герои. Например, кто бежит, кто поливает цветы, кто кормит кур, кто спит;
  • Дать простые поручения, состоящие не менее чем из двух ступеней. Например, сначала возьми из шкафа куклу, а потом посади её на стул;
  • Спросить о назначении предметов. Например, покажи, чем ты ешь, вытираешь руки, чистишь зубы;
  • Прочитать небольшой текст и задать вопросы по его содержанию.

Нужно отметить, какие звуки малыш произносит неправильно, какими звуками он заменяет те, что произносит. Оценивается способность ребёнка пересказать короткую сказку, его умение пользоваться интонацией. Кроме оценки речи, надо обратить внимание на состояние общей и мелкой моторики. Проверяют такие показатели:

сохраняет ли ребёнок равновесие при ходьбе и беге,

умеет ли перешагивать через предметы;

как он ловит мяч,ребёнок ловит мяч

умеет ли он лазать;

сохраняет ли равновесие на уменьшенной площади опоры, стоя на одной ноге,

может ли застёгивать пуговицы,

в состоянии ли малыш совершать точные движения пальчиками рук.

При отклонении развития речи и моторики ребёнка от нормы следует обратиться за консультацией к специалисту и пройти рекомендуемое углублённое обследование. Если в этом имеется необходимость, нужно начать коррекционную работу с логопедом, дефектологом, психологом.

Практикум

- Предлагаем вам выполнить несколько творческих заданий.

Каждой группе будут предложены ситуации, когда вы проводите время с ребёнком. Подумайте, о чём можно поговорить в каждой из них, о чём спросить, что понаблюдать, о чём рассказать малышу, в какую игру поиграть.

  1. Прогулка.

Представьте, что вы отправились на прогулку со своим ребёнком.

1 гр. – во двор с песочницей.

2 гр. – возвращаетесь из детского сада вдоль дороги до школы №4.

3 гр. – в сосновый лес за детским садом.

Или придумайте свою ситуацию.

Родители делятся опытом, обсуждают.        

Памятка.

Отравляясь с ребенком на прогулку:

  • поговорите с ним о том, какая сегодня погода, какое небо, что есть на небе?
  • в какую одежду мы одеты, почему, с чем это связано?
  • какое сейчас время года?
  • покормить птиц
  • загадать загадку
  • познакомить с народными пословицами и приметами
  • прочитать стихотворение, вспомнить песенку
  • поиграть в игру

Пальчиковая гимнастика.

Пальчиковая гимнастика или пальчиковые игры – это различные короткие сказки и рифмованные истории, обыгрывание сюжета при помощи пальцев. Они  способствуют хорошему развитию мелкой моторики рук, влияющей на развитие речи, а также помогают подготовить ребенка к письму и рисованию.

Родители разучивают самые простые упражнения для пальчиков.

«Зайчик», «коза», «собака», «орешки», «очки», «петушок», «гусь», «труба», «маленький червячок и большой», «шар», «ножницы», «молоточки», «домик», «птички», «бабочка», «ладушки-ладошки»,  и т.д.

Памятки.

Упражнения для пальцев.

«Шарик»

Пальцы обеих рук в щепотке и соприкасаются кончиками.

Надуваем быстро шарик –

Он становится большим (дуть на ладонь и пальцы – они принимают форму, напоминающую шар).

«Фонарики»

Ладони, выпрямив и раздвинув пальцы, держать перед собой;

Пальцы сжать (фонарики погасли), разжать (фонарики зажглись).

«Домик»

Поочерёдно разгибать пальцы, начиная с большого.

Раз, два, три, четыре, пять! (Разгибать пальцы).

Вышли пальчики гулять (Сжимать и разжимать пальцы).

Раз, два, три, четыре, пять!

В домик спрятались опять.

«В детский сад»

Сжать пальцы в кулак; поочерёдно разгибать их, начиная с большого; в конце  широко расставить пальцы в стороны.

Большой палец встал один,

Указательный – за ним.

Средний будит безымянный.

Тот поднял мизинчик малый.

Встали братцы все – ура!

В детский сад идти пара.

3.  «В гостях у сказки»

В хорошо знакомые сказки можно и поиграть. Сделайте пальчиковый театр: нарисуйте рожицы фломастерами на пальцах или отрежьте пальчики от старой перчатки и украсьте их глазками и ушками. Если любите вязать крючком, то сделать несколько маленьких игрушек вам не составит труда. Можно сшить героев сказки из фетра или лоскутов ткани, а можно даже склеить из бумаги - ребенок будет рад любому варианту.

Разыграйте колобка, репку, теремок, курочку Рябу и другие знакомые ребенку истории.

Можно придумать с ребёнком свою сказку.

Давайте придумаем сказку вместе. Будем по кругу передавать яблоко. Каждый, кто получит яблоко, продолжает сказку. (Родители придумывают и рассказывают сказку «Курочка Ряба» с новым концом).

4. «Непослушный язычок»

Нередко ребёнок неправильно произносит те или иные звуки, потому что у него пока ещё «непослушный язычок». Есть простые упражнения, помогающие отработать артикуляцию. Артикуляционная гимнастика выполняется с детьми в игровой форме перед зеркалом 5-10 минут (провести с родителями артикуляционную гимнастику). 

Артикуляционная гимнастика (лучше 2 раза в день)

"Окошко"
широко открыть рот — "жарко"
закрыть рот — "холодно"

"Чистим, зубки"
улыбнуться, открыть рот
кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы

"Месим тесто"
улыбнуться
пошлепать языком между губами — "пя-пя-пя-пя-пя..."
покусать кончик языка зубками (чередовать эти два движения)

"Чашечка"
улыбнуться
широко открыть рот
высунуть широкий язык и придать ему форму "чашечки" (т.е. слегка приподнять кончик языка)

"Дудочка"
с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты)

"Заборчик"
улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы

Памятки.

5. Эстафеты и игры для родителей (игры на развитие мелкой моторики рук):

(делятся на 2 команды)

- Кто соберёт длиннее змейку из крышечек,

- Кто больше прищепок наденет на картинку (шнурок).

- Кто быстрее составит разрезную картинку.

- Кто построит самую высокую башню (из губок).

- Выложить фигуры из макарон, пуговиц…

Итог.

В семье для ребёнка необходимо создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со взрослыми, старшими братьями и сёстрами, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился верно строить предложения, правильно и чётко произносить слова, интересно рассказывать.

        Расширяя круг представлений ребёнка об окружающих предметах и явлениях, знакомя его с художественными произведениями, беседуя на различные бытовые темы, близкие и доступные пониманию малыша, родители тем самым не только расширяют кругозор, но и способствуют быстрейшему овладению ребёнком правильной речью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Развитие мелкой моторики младших дошкольников через различные виды деятельности"

Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения пальцев и кистей рук. Мелкая моторика рук тесно взаимодействует с такими высшими свойствами сознания как внимание, мышление, пространс...

КОНСУЛЬТАЦИЯ К РОДИТЕЛЬСКОМУ СОБРАНИЮ НА ТЕМУ: «ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

КОНСУЛЬТАЦИЯ К РОДИТЕЛЬСКОМУ СОБРАНИЮ НА ТЕМУ: «ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»  Все мы хотели бы видеть своих детей счастливыми, эмоционально благополучными, преусп...

КОНСУЛЬТАЦИЯ К РОДИТЕЛЬСКОМУ СОБРАНИЮ НА ТЕМУ: «ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Все мы хотели бы видеть своих детей счастливыми, эмоционально благополучными, преуспевающими в делах, учебе, разносторонне развитыми, словом, воспитать личность. Созидательное начало личности – умение...

Педагогический проект на тему: "Развитие мелкой моторики младших дошкольников через различные виды деятельности"

Проект ценен тем, что направлен на развитие мелкой моторики у младших дошкольников через сотрудничество педагогов и родителей....

Родительское собрание в младшей группе «Развитие речи младших дошкольников в различных видах деятельности».

Познакомить родителей с основной задачей речевого развития детей – выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства....

Методическая разработка по развитию мелкой моторики младших дошкольников через различные виды деятельности.

Методическая разработка по развитию мелкой моторики рук младших дошкольников через различные виды деятельности....