Конспект логопедического занятия по развитию речи в старшей группе
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе на тему:

«Транспорт»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Школа №1155

Дошкольное отделение №2

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе на тему:

«Транспорт»

Подготовила:

учитель-логопед

Рецер Наталья Геннадьевна

                                        Москва 2019

Коррекционно – образовательные задачи:

1.Систематизация представлений о транспорте. Активизация  и актуализация словаря по теме «Транспорт».

2. Совершенствовать умения изменять слова с помощью приставок.(Обогащение глагольного словаря)

3.Совершенствование фонематических представлений – выделение звука в начале и конце слова, выделение звука на фоне слова.

Коррекционно – развивающие задачи:

1.Развитие зрительного внимания и восприятия.

2.Развитие речевого слуха и фонематического восприятия.

 3.Координации речи с движением.

4.Развивать умение отвечать полным предложением на поставленный вопрос.

Коррекционно – воспитательные задачи:

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности.

Оборудование:

Проектор, рабочая тетрадь, простые карандаши, фишки, «Дневник путешественника», магнитная фигурка мальчика, лазерная указка

Ход НОД

1.Организационный момент.

Доброе утро, ребята!

Вы уже давно проснулись? (Да, проснулись.)

А друг другу улыбнулись? (Улыбнулись.)

      Я рада, что у вас хорошее настроение!

У сегодня на занятии присутствуют гости, давайте с ними поздороваемся…

2.Объявление темы. Вводная часть.
- Поезд едет, поезд мчит, он колесами стучит.
Под горой река течет, а на речке пароход.
Едет по шоссе машина, у нее большие шины.
В небо рвется самолет, всех друзей зовет в полет.

Он возит грузы и людей,

Скажите что это  поскорей?
- Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на занятии? Да, правильно, о транспорте.

Чтобы вам было интересно, я предлагаю не просто поговорить, а отправиться в путешествие за новыми знаниями и интересными приключениями. Не забывайте поднимать руку, чтобы ответить, а за каждый ваш правильный ответ я буду давать цветную фишку.

Давайте для начала вспомним, какие виды транспорта мы знаем? Транспорт, который передвигается по земле, как называется одним словом?(наземный) А тот, что летает, как называется? (воздушный), и  чтобы  по воде куда-то добраться, нужен…. (водный транспорт)

Слайд 1

Посмотрите на картинку, кто на ней изображен? (пилот). Это значит что мы можем отправиться в полет?... на чем? Чем управляет пилот?

- Но вот беда, наш пилот не может отправиться в полет, так как у него сломался самолет… Для обнаружения поломки нам нужно назвать из каких же частей состоит самолет? (дети перечисляют). Молодцы, вспомнили много частей самолета… Посмотрите, оказывается у нашего самолета нужно отремонтировать турбину…

Слайд 2

Посмотрите, пожалуйста, на доску, здесь есть детали самолета, которые мы уже называли. В первой рамке мы видим что? (нос самолета, нос собаки и нос человека) Это один и тот же нос? (нет). Слово одно, а значений у него несколько…  А в следующей рамке что мы видим? (хвосты), и в последней рамке у нас…? (крыло птицы и крыло самолета).

Самолет отправляется на ремонтные работы, а мы попробуем пересесть на другое транспортное средство.

Слайд 3(водитель)

-Кто же здесь нас приветствует? (водитель или шофер)

Слайд 4 (Улица)

Чем может управлять водитель? (легковым автомобилем, грузовым, автобусом, такси…) Нас много, поэтому предлагаю поехать на автобусе!

Слайд 5 (садимся в автобус)

Все удобно сели?

Слайд 6

- Как много пассажиров… А водитель интересуется все ли оплатили проезд…. Давайте посчитаем пассажиров в салоне автобуса хором (один пассажир, два пассажира и т.д.)

Сколько людей едет в автобусе?

Слайд 7 (Девять) Значит все оплатили проезд!

Мы пообщались с пилотом и водителем.

Какой же вид транспорта мы еще не называли? (водный)

Слайд 8 (корабль)

Какой вы знаете водный транспорт, назовите… (лодка, катер, яхта и т.д.) Кто управляет кораблем или яхтой?

Слайд 9 (Капитан)

Был такой известный капитан Врунгель, он вам передает привет и интересное задание, которое называется «Четвертый лишний»

Слайд 10

Назовите все картинки и подумайте, какая здесь лишняя? Почему?

Слайд 11

4. Физ.минутка

Мы с пилотом полетаем. 
Руки в стороны, в полет отправляем самолет.
Левое крыло вперед, правое крыло вперед,
Раз, два, три, четыре - полетел наш самолет.
На машине едем быстро, быстро,
Поезд мчится во весь дух
Чух-чух-чух-чух!
Весла в руки мы берем, 
Быстро к берегу гребем. 
К берегу пристала лодка,
Мы на берег спрыгнем ловко.
И поскачем по лужайке -
Будто зайки, будто зайки.

3. Развитие лексико-грамматического строя речи. Словоизменение.

Ребята, мой давний знакомый – мальчик Вася однажды отправился в путешествие к морю. И вел свой дневник путешественника, в котором подробно записывал  как он добирался  до места отдыха. Но, к сожалению, когда он загорал на пляже, волнами смыло несколько слов, давайте ему поможем восстановить записи, используя карту.

Слайд 12

Посмотрите внимательно, и подумайте - какими видами транспорта Вася быстрее бы добрался до цели.

   Из дома Вася (что сделал?)… (вышел), по дороге …  (прошел) и речку по мостику он … (перешел). Вася к дороге (подошел), на (мотоцикл) сел и … (поехал). По дороге ехал, и на горку… (въехал), с горки …(съехал), озеро… (объехал), кочку… (переехал), и на железнодорожный вокзал… (приехал).

На (поезд) Вася сел и … (поехал). В город …(приехал), из поезда вышел, остановку нашел и к ней … (подошел). Вася в …(машину) сел и в аэропорт поехал. В аэропорту сел на… (самолет) и … (полетел). Над лесом он (пролетел),  горы ….(перелетел), летел, летел и …(прилетел).

Из самолета  Вася вышел и пошел. Шел, шел, в порт … (пришел). Сел он на … (катер) и от берега отплыл. К пляжу он … (приплыл) и стал отдыхать.

4 . Игра «Цепочка» Совершенствование фонематических представлений - выделение звука в начале и конце слова.

- А на пляже можно ведь не только отдыхать и загорать, но и играть…. Предлагаю поиграть в игру «Цепочка»

Слайд 13

 Посмотрите на картинки, произнесите названия транспорта, изображённого на них; выделите первый и последний звуки в этих словах. С какого звука начинается и каким заканчивается название транспорта на картинке?

Слайд 14 (пустая цепочка)

 Мы соединим слова в цепочку с помощью звуков… В первое звено цепочки я предлагаю поставить водное транспортное средство… какое? (лодка)

Слайд 15 (лодка)

1-й ребёнок: слово лодка начинается со звука [л], а заканчивается звуком [а].

Логопед: верно, название какого транспорта начинается со звука [a]?

2-й ребёнок: это слово автобус.

Слайд 16 (автобус)

Логопед: верно, каким звуком заканчивается слово автобус?

2-й ребёнок: слово автобус заканчивается звуком [с].

Логопед: какая  картинка будет следующей в цепочке и почему?

3-й ребёнок: следующей будет картинка «самолет», потому что слово самолёт начинается со звука [с], которым заканчивается слово автобус.

Слайд 17 (самолет)

 Слово самолёт заканчивается на звук [т].

Логопед: (к 4му ребёнку) что разместим в конце нашей цепочки? Почему?

4-й ребёнок: троллейбус это слово начинается со звука [т].

Логопед: хорошо, а каким звуком заканчивается слово троллейбус?

Слайд 18 (трактор)

4-й ребёнок: слово троллейбус заканчивается звуком [с].

Всё верно? Заметил кто-нибудь ошибку?

Слайд 19 (троллейбус)

Логопед: вот вы и составили цепочку слов, правильно выделили первые и последние звуки в словах.

Какое длинное путешествие мы сегодня проделали и вернулись в любимый детский сад!

5. Работа в рабочей тетради Теремковой. 

Откройте свои тетради на странице 29. Посмотрите, внизу на страницы нарисованы картинки, которые дома обязательно нужно будет красиво раскрасить. Но сейчас нам нужно обвести  только колеса. У чего мы будем обводить колеса? (У грузовика, велосипеда и трамвая). А у лодки? (нет).

- Давайте посчитаем, сколько колес мы обвели у велосипеда? (два). Значит велосипед у нас скольки колесный? (Двухколесный). Сколько колес мы видим у грузовика (три), и еще три с другой стороны машины, значит у грузовика шесть колес! Скольки колесный грузовик?(шестиколесный) и т.д.

6. Подведение итога занятия.

Вы не просто так сегодня получали за правильные ответы фишки красного, желтого и зеленого цветов… из них можно выложить….. (светофор) – главный наш помощник в городе на дорогах.

Слайд 20 (светофор)

Сложите из своих фишек светофоры. Сколько у кого светофоров получилось, кто старался больше всех? Молодцы! Вам понравилось путешествовать на транспорте?


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по развитию речи в старшей группе

Конспект  логопедического занятия по развитию речи в старшей группе «Игрушки в гости к нам»...

Конспект логопедического занятия по развитию речи в старшей логопедической группе (1-й период) "Признаки осени"

Конспект логопедического занятия по развитию речи в старшей логопедической группе (1-й период)  "Признаки осени"...

Конспект логопедического занятия по развитию речи в старшей группе на тему "Мебель"

Логопедическое занятие по развитию речи в старшей группе. Лексическая тема "Мебель"....

Конспект логопедического занятия по развитию речи в старшей группе

Конспект логопедического занятия по развитию речи, активизации и обогащению словарного запаса, совершенствованию грамматического строя речи....

Конспект логопедического занятия по развитию речи в старшей группе на тему “Человек. Части тела”

Уточнение и расширение словаря по теме «Человек. Части тела» (голова, руки, ноги, туловище, волосы, лицо, лоб, брови, ресницы, нос, щеки, рот, губы, зубы, подбородок, шея, плечи, живот, сп...

Конспект логопедического занятия по развитию речи в старшей группе на тему:" Зима".

Цель: уточнить и расширить представление о зиме, её приметах....