Конспект занятия по теме "Насекомые и пауки"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Кулагина Ирина Александровна

Занятие логопеда по развитию для детей старшей группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект НОД25.64 КБ
Файл презентация к НОД1.09 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи на тему «Насекомые и пауки».

Коррекционно-образовательные цели. Расширение и углубление представлений о насекомых, особенностях их внешнего вида и образе жизни. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Мебель» (насекомое, паук, бабочка, жук, стрекоза, пчела, шмель, оса, комар, муха, муравей, гусеница, божья коровка, кузнечик, крыло, глаза, усы, личинка, куколка, яйцо; ползать, летать, порхать, кружиться, жужжать, звенеть, собирать; пчелиный, комариный, пестрый, разноцветный, полезный, вредный). Совершенствование грамматического строя речи (образование слов-антонимов). Совершенствование синтаксического строя речи (составление сложносочиненных предложений с противительным союзом а). Совершенствование навыков звукового и звукобуквенного анализа слов. Профилактика нарушений письменной речи.

Коррекционно-развивающне цели. Развитие длительного плавного выдоха, диалогической речи, фонематического восприятия, зрительного внимания, мышления, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением, ловкости.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование. Компьютер, проектор, тетрадь №1 по числу детей, контейнер с карандашами, мяч.

Предварительная работа. Рассматривание насекомых во время прогулки, беседа о них, расширение словаря. Чтение сказки К. Чуковского «Тараканище», рассказов К. Ушинского «Пчелки на разведках», В. Зотова «Божья коровка», «Кузнечик». Разучивание упражнения «Гусеница». Составление сложносочиненных предложений с противительным союзом а на индивидуальных занятиях с логопедом.

Ход занятия

1. Организационный момент. Упражнение «Разноцветные бабочки». [Создание эмоционально положительного фона. Воспитание направленной воздушной струи.]

Логопед приглашает детей в кабинет, организует приветствие, на столах лежат бумажные бабочки.

Логопед. Весна в разгаре. Цветет черемуха. Проснулись насекомые. Сегодня мы с вами и будем говорить о насекомых, выясним, что вам известно об их внешнем виде и образе жизни. Посмотрите, какие красивые бабочки прилетели к нам на занятие. Подуйте на них, чтобы они закружились в воздухе. Как вы будете дуть?

Дети. Нужно набрать воздуха через нос и подуть на бабочку, не надувая щек, вытянув губы трубочкой.

Логопед. Правильно. Выполняйте упражнение.

Дети по очереди выполняют упражнение по 4—5 раз по команде логопеда.

2. Рассматривание картины «Насекомые и пауки» и беседа по ней. [Развитие синтаксического строя речи (составление сложносочиненных предложений с противительным союзом а). Уточнение словаря по теме «Насекомые и пауки».]

Логопед. Расскажите, каких насекомых вы видите на картине, что они делают. Составьте предложения сразу о двух насекомых.

Дети выбирают понравившуюся пару и составляют предложения. (слайд)

Логопед убирает картину и предлагает детям перейти к столу.

3. Игра с мячом «Закончи предложение». [Расширение экспрессивного словаря словами-антонимами.]

Логопед приглашает детей пройти на ковер, предлагает им встать в круг и берет в руки мяч.

Логопед. Давайте поиграем в знакомую вам игру с мячом «Закончи предложение». Майский жук большой, а божья коровка...

1ребенок. ...маленькая.

Логопед. У майского жука крылья короткие, а у стрекозы...

2ребенок. ...длинные.

Логопед. У жука усы толстые, а у бабочки...

3-й ребенок. ...тонкие.

Логопед. У шмеля спина широкая, а у водомерки...

4-й ребенок. ...узкая.

Логопед оценивает работу детей и убирает мяч.

 4. Упражнение «Буги - Вуги». [Координация речи с движением. Развитие творческого воображения.]

Логопед предлагает детям сделать знакомое упражнение.

5. Упражнение «Повтори за мной». [Развитие артикуляционной моторики. Автоматизация произношения звука [р'] в словах.]

Логопед предлагает детям пройти к зеркалу, сделать два-три упражнения из артикуляционной гимнастики, по цепочке повторить за ним слоги: ри, ре, рё, рю, ря, а затем слова с этими слогами («Будем говорить правильно», стр. 93).

6. Отгадывание загадок о насекомых. [Развитие общих речевых навыков.] (слайд)

Логопед предлагает детям сесть на ковер и загадать друг другу загадки, которые они выучили дома.

1-йребенок.

Этот увалень мохнатый,

Сладкоежка полосатый,

Опускает хоботок

В распустившийся цветок.

Кто это?

Дети. Это шмель. Он полосатый. Он собирает нектар хоботком.

2-й ребенок.

Злюка тощая такая

Надо мной весь день летает

И ужалит ненароком,

Если я измажусь соком.

Кто это?

Дети. Это оса. Она алая, тонкая и больно жалит.

3-й ребенок.

По листочку проползает,

Всюду дырки оставляет.

Вот прожорливая штучка,

А свернулась закорючкой.

Кто это?

Дети. Это гусеница. Она прогрызает дырки в листочках, сворачивается закорючкой.

4-й ребенок. Звон весь день в ушах стоит.

Надо мною кто звенит?

 Прилетел он со двора.

Длинный нос у...

Дети. Комара.

Логопед. Вы сумели и загадать, и отгадать загадки, а еще и красиво говорили. Я вами горжусь!

7. Упражнение «Подбери схему». [Развитие навыков фонематического анализа.] (слайд)

Рис. 333

Логопед. Кто или что на картинках? Произнесите названия картинок.

1-йребенок. Жук.

2-й р е б е н о к. Осы.

3-й ребенок. Усы (у жука).

Логопед. Поместите свои картинки под соответствующие словам схемы.

Дети выполняют задание. Логопед оценивает их работу.

8. Разгадывание ребуса. [Совершенствование навыка звукобуквенного анализа слов.] (слайд)

Рис. 72

Логопед. Разгадайте ребус.

Д е т и. В слове лук нужно заменить первую букву на букву Ж. Получится жук.

9. Работа в тетради №1. [Развитие тонкой моторики. Профилактика нарушений письменной речи.]

Логопед раздает детям тетради, ставит на стол контейнер с карандашами, помещает несколько картинок с изображениями бабочек.

Логопед. Каких насекомых нарисовал для вас художник?

Дети. Это бабочка и жук.

Логопед. Возьмите простой карандаш, обведите бабочку по контуру, а потом раскрасьте ее так, как вам хочется. Обратите внимание на окраску бабочек на картинках.

Дети выполняют задание.

10. Окончание занятия. [Оценка работы детей.]

Логопед предлагает детям вспомнить, чем они занимались, а потом оценивает их работу.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация «Насекомые». Старшая группа. Подготовила: учитель – логопед Кулагина И. А.

Слайд 2

«Чем занимаются насекомые и паук?»

Слайд 4

шмель оса гусеница комар

Слайд 5

«Подбери картинку – название под схему».

Слайд 6

«Разгадай ребус». Ж Л У К ЖУК

Слайд 7

Спасибо за внимание! Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологии "Паук"

Цель: Формировать у детей представление о том, в природе нет неинтересных, ненужных животных....

конспект занятия "Наш маленький друг ПАУК" для детей старшего возраста

Этот материал печатался в журнале "Ребенок в детском саду" под заголовком "Чудо в паутине"...

Конспект занятия по ручному труду в разновозрастной группе на тему: «Вот паук - восемь лап или рук?»

laquo;Вот паук - восемь лап или рук?»Цели:1. Учить мастерить модель насекомых, совершая при этом большое количество операций.2. Познакомить со свойствами фольги.3. Воспитывать доброжелательное ...

Конспект занятия по теме: «Насекомые и пауки» подготовительная группа

Расширять и обобщать знания детей о насекомых....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим для детей с нарушением слуха старшей группы «Пауки»

Цель. Формировать представление о том,  что в природе нет неинтересных, ненужных животных. Рассказать о пауках. Закрепить правила поведения в природе: «Не обрывайте паутину в лесу, не убива...


 

Комментарии

Калягина Елена Сергеевна

Очень познавательно! Ребёнку нравиться когда я беседую с ней по вашим конспектам
!

Карелина Ирина Владимировна

Спасибо! Очень увлекательное занятие, интересное детям!