конспект занятия "Наш маленький друг ПАУК" для детей старшего возраста
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Корчагина Наталья Александровна

Этот материал печатался в журнале "Ребенок в детском саду" под заголовком "Чудо в паутине"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Наш маленький друг паук.

(занятие по экологии c детьми старшего возраста) подготовила и провела воспитатель ГБОУ № 1879 г. Москвы

Корчагина Наталья Александровна

     Программное содержание:  Познакомить детей с пауком-крестовиком. Дать понятие о том, что в природе нет вредных животных, у каждого из них есть своя среда обитания.

     Закрепить правила поведения в природе: «Не обрывайте паутину и не убивайте пауков».

     Материал: Дид.игра. «Кто где живет», альбом «Жалобная книга природы», альбом «Правила поведения в природе», фотография или картинка с изображением паука. Игрушка «Паук», сделанный из ниток.  

Ход занятий

Дети входят в группу, встают в круг.

В. Ребята, разомнем пальчики:

     На двери весит замок

     Кто открыть его бы смог.

     Потянули,

     Покрутили,

     Постучали и открыли.

     Хорошо, а теперь повторим скороговорку, которую выучили вчера.

     Дети произносят скороговорку:

     На лужайке под ромашкой

     Жук летал в цветной рубашке

     Жу-жу-жу, жу-жу-жу,

     Я с ромашками дружу.

     В. Подойдите к окошку. На дворе апрель.  Апрель -  месяц первых цветов и последнего снега. В апреле весна все переделывает на свой лад. Каждый день новости. Новые звуки, шорохи, краски. Просыпается вся природа, и вместе с ней просыпаются и наши маленькие друзья – насекомые.  

    В нашу жалобную книгу природы поступила новая жалоба. Я ее прочитаю, а вы догадайтесь, от кого она.  «Кого называют мерзкими тварями? Нас, пауков. Говорят, мы отвратительны и безобразны. Пойдут в лес за ягодами, грибами, запутаются в паутине – оказывается, мы виноваты. А ведь на самом деле мы пользу приносим: мух, комаров ловим чтобы они у вас над ухом не жужжали.

     Вам ничего не стоит порвать паутину, а нам начинай плести заново. Для вас это забава – а для нас беда».

  • Ребята, догадались, кто нам жалуется?

Дети отвечают

     В. Паук – животное нередкое, люди часто не замечают его, считают его ненужным, или даже вредным. Но оказывается, паук – очень интересное животное. Я помогу вам лучше его узнать.

     Дети вместе с воспитателем садятся на ковер и рассматривают картинки с изображением паука. Воспитатель рассказывает.

     В. На опушке леса от ветки к ветке протянул свои сети паук. У него есть верная примета: пятнышки на его спине складываются в рисунок, напоминающий крест. Это паук крестовик.

     Паук -  это не насекомое, ведь у насекомых 6 ног, а у паука – 8. Голова и грудь слились вместе. У пауков 8 глаз все они расположены парно. Благодаря этому, паук может видеть все, что происходит вокруг него, не поворачивая головы.

        В. Как  вы думаете, откуда паук берет нить для плетения паутины?

      Дети отвечают.  

    В. На брюшке у пауков есть паутинные бугорки с несколькими отверстиями. Из них выделяется жидкость, которая на воздухе твердеет и превращается в нить.

     Дети, для чего нужна пауку нить?

     В.  Эти нити служат разным целям: некоторые виды пауков ткут пеленки для откладываемых яичек. А когда паучата выводятся, паутина становится гнездом.

      Иногда нить служит лестницей для спуска и подъема. Или самолетиком – ветер подхватит паутину с паучком и перенесет ее у другое место.

     Но главное значение – сеть-ловушка для вредных насекомых. Уничтожая их, пауки приносят пользу людям.

Паутина может показаться брошенной. Паука в ней нет, но на самом деле он притаился поблизости и ждет, когда в сеть попадется добыча. О том, что сеть с добычей, паук узнает по дрожжанию сигнальной нити, которая тянется от середины паутины к месту засады. Выбраться из сети не удается никому, так как нити смазаны клейким веществом.

     Ребенок:  Я знаю стихотворение про паука:

                       Диво дивное – паук

                       8 ног и 8 рук

                       Если надо наутек – выручают 8 ног.

                       Сеть сплести за кругом круг

                       Выручают 8 рук

                       Если злится на кого, то

                       Словно все кругом враги,

                       Спину горбит,

                       Смотрит люто,

                       Значит, встал не стой ноги.

В. Такое веселое стихотворение написал С.Я. Маршак о паучке.

     Ребята, вы устали?  Сейчас мы с вами разомнемся.

     Дети выполняют приседание с изменением скорости под счет.

      В. Подойдите к столу. Видно, здесь рисовал неаккуратный художник. Сколько клякс он наделал! Посмотрите внимательно и выберите кляксу, которая больше похожа на паука.

     Дети находят кляксу, объясняют, почему выбрали именно ее.

     В. Каждый из вас нарисует ножку, их должно получиться 8.

     Дети. Каждый берет фломастер и рисуют ножки.

     В. Молодцы, теперь это настоящий паук-крестовик.  У каждого животного в природе есть место, где ему удобнее жить. Возьмите карточку, на ней изображены 3 среды обитания. Положите значок, обозначающий паучка, туда где, по-вашему, легче бы жить пауку.

     Дидактическая игра: «Определи среду обитания».      

     В. Представьте, что на нашей планете исчезли все леса. Где бы тогда поселился наш паук?

     Подойдите, пожалуйста, ко мне. Представьте, что вы маленькие паучки. Вам задание: сплести сеть. Не забывайте, патину нужно плести очень аккуратно.

     Дети рисуют паутину.

     В. Ребята, у вас получилась такая красивая паутина, что в ней решил поселиться вот этот паучок (плетенный макраме). Сегодня мы узнали, кто такой паук, какую пользу он приносит. Ребята посмотрите в наш альбом «Правила поведения в природе» и запомните такое правило: «НЕ ОБРЫВАЙТЕ В ЛЕСУ ПАУТИНУ И НЕ УБИВАЙ ПАУКОВ»

     Скоро мы с вами будем ходить в лес, я вас прошу будьте внимательны, выполняйте это правило.

      Рано утром я встаю, делом занимаюсь.

      За день быстро устаю, сеть плету стараюсь.

                Раз кружок, два кружок.

                В сеть попалась мушка

                Для зевак и растреп

                Хороша ловушка.

Все притихло на дворе, и в лесу стемнело:

Завтра утром на заре я возьмусь за дело.

                Раз стежок, два стежок,

                Хороша работа!

И не трогай меня, мне нужна работа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению детей старшего возраста с жанрами живописи и по изобразительной деятельности детей тема: «Я помню чудное мгновенье» . Портрет прекрасной дамы.

В ходе данного занятия совершается небольшой экскурс в историю русской культуры прошлого века. На занятии вызывается у детей эмоциональный отклик на красоту русской речи, выраженной стихами А.С. Пушки...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием современных образовательных технологий "Маленькие изобретатели" для детей старшего возраста.

Целью моей непосредственно образовательной деятельности является обогащение знаний  детей  о мире открытий и изобретений, познакомить с жизнедеятельностью  И.П Кулибина, развивать конст...

Конспект занятия по экологии для детей старшего возраста «Знакомство детей с водой и её свойствами»

Сформировать у  детей представление о воде, её свойствах (прозрачность,  текучесть),  познакомить с  тремя состояниями воды  (жидкость, пар, лёд.)...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи на тему «Помощь маленькому другу» для детей старшего возраста

Познакомить с составлением описательного рассказа на определенную тему. Учить составлять предложения из 3-4 слов, согласовывать слова в предложении. Учить детей составлять описательный рассказ, про ...

Эколого-спортивный праздник «Будь природе другом» Для детей старшего возраста

Углублять и обобщать экологические знания, научитьдетей видеть мир вокруг себя, применять знания, полученные в детском саду,помочь детям и взрослым больше узнать о проблемах природы, о возможныхпослед...

Эколого-спортивный праздник «Будь природе другом» Для детей старшего возраста

Цель мероприятия: Углублять и обобщать экологические знания, научить детей видеть мир вокруг себя, применять знания, полученные в детском саду, помочь детям и взрослым больше узнать о проблемах...