Занятие по подготовке к обучению грамоте. Тема: Звуки [С], [С’]; [С] - [С’]. Буква С
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Аннотация. Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи — одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в ДОУ, в семье. Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе серьезной работы по развитию фонематического восприятия.

Занятие по подготовке к обучению грамоте. Тема: Звуки [С], [С’]; [С] - [С’]. Буква С

Коррекционно-развивающие задачи.

 

  1. Продолжать учить ребенка находить в ряду слово, отличающееся от других своей слоговой структурой.
  2. Научить правильно произносить звуки [С] и [С], дифференцировать их на слух и в произношении.
  3. Учить заменять звук в словах на звук [С] в разной позиции, следить за изменением смысла слова с изменением в нем одного звука.
  4. Познакомить с предлогами с (со), упражнять в их употреблении.
  5. Учить распространять предложения, подсчитывать в них количество слов.
  6. Учить анализировать слова и предложения.

 

Задание 1. Взрослый предлагает ребенку внимательно прослушать ряд слов и назвать слово, которое отличается от остальных по своему слоговому составу:

совок — гном — венок — каток, пятка — ватка — кот — кадка, ветка — корова — клетка — сетка, каток — дом — моток — поток.

 

Задание 2. Знакомство со звуком [С].

Прослушать скороговорку (звук [С] произносится взрослым утрированно). Какой звук часто слышится в ней?

Везет Санька Соньку на санках.

Санки — скок, Саньку — с ног,

Сонька — бух в сугроб!

 

Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [С]:

  • губки в улыбке;
  • зубки сближены;
  • широкий кончик языка находится за нижними зубами, боковые края язычка прижаты к верхним зубам;
  • холодный воздух идет по центру язычка (рука для контроля у рта);
  • горлышко «молчит».

Символ звука: папа поливает огород из шланга: ССССС... (см. цветную вклейку). Характеристика звука: согласный (язычок создает преграду воздуху), твердый, глухой. Обозначение: синий кружок.

 

Задание 3. Фонетическое упражнение.

Накачаем насосом колесо: С, С, С, С, ... (резкое отрывистое произнесение звука вслед за взрослым).

 

Задание 4. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [С]»:

с, п, м, с...; са, ма, ва, су...; ас, ам, ус...;

Соня, Саня, коса, кровать, дом, колесо, молоко, лес...

 

Задание 5. Повторить за взрослым серию слогов:

са-со-су-сы; ас-ос-ус-ис; ста-сто-сту-сты; аст-ост-уст-ист.

 

Повторить за взрослым серию слогов с выделением голосом какого-нибудь слога:

са-са-сб, су-су-су...

 

Задание 6. Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:

са-ас, ас-са, со-ос, ста-аст, аст-ста...

 

Задание 7. Закончить слово слогами:

СА: ли..., ко..., кляк..., ро..., плак...;

СЫ: о..., у..., бу..., ко..., ве..., ча....;

СОК: пе..., ку..., но..., ле..., воло..., коло..., голо...

 

Задание 8. Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадках.

Не говорит, не поет,

А кто к хозяину идет,

Она знать дает. (Собака)

 

На дне, где тихо и темно,

Лежит усатое бревно. (Сом)

 

Под крышей — четыре ножки,

На крыше — суп да ложки. (Стол)

 

Белый камень во рту тает. (Сахар)

 

Задание 9. Из ряда нарисованных предметов выбрать те, в названии которых есть звук [С], определить место звука в словах, разделить их на слоги. Найти самое длинное и самое короткое слово.

 

Задание 10. Найти лишнее слово в ряду (по месту звука [С] в слове). При затруднении использовать карточку и синий кружок:

санки, сова, лес, суп; носок, кусок, самолет, киска; лес, пояс, нос, поясок.

 

Задание 11. Вспомнить как можно больше видов посуды, в названии которых есть звук [С], объяснить назначение каждого предмета:

самовар, сковородка, скороварка, солонка, сахарница, сухарница, соусница, стакан, супница, салатница.

 

Задание 12. Дидактическое упражнение «Объясни значение слов, назови место звука [С] в этих словах». В каком слове звук [С] встречался два раза?

Листопад (падают листья), снегопад — ..., пылесос — ..., самокат — ..., самолет —-..., садовод — ..., лесовод — ...

 

Задание 13. Дидактическое упражнение «Измени слово, составь с каждым словом предложение».

Заменить первый звук в слове на звук [С]:

мало — сало, Клава — ..., Тоня — ..., бок — ..., Дом — ..., лук — ..., мода. — ..,

 

Заменить последний звук в слове на звук [С]:

бак — бас, Рим — ..., лев — ..., нож — ..., труд — ..., голод — ...

Заменить третий звук в слове на звук [С]:

лапка — ласка, марка — ..., парта — ..., сопка — ..., качка — ..., дочки — ...

 

Задание 14. Взрослый предлагает ребенку добавить к слову звук [С]. Какое слово получится?

Тройка (стройка), наряд — …, клад — ..., мех — ..., мешок — ...

 

Задание 15. Выучить чистоговорки:

Са-са-са — вот летит оса.

Су-су-су — не боюсь осу.

Сы-сы-сы — нет осы.

Со-со-со — у Сони колесо.

Ас-ас-ас — я пью квас.

Ос-ос-ос — у собаки нос.

Ис-ис-ис — я ем рис.

Ус-ус-ус — я ем мусс.

Аска-аска — у Сони маска,

Оска-оска — у Сони соска.

Иска-иска — у Сони миска.

Уска-уска — у Сони блузка.

 

Задание 16. Знакомство со звуком [С’].

Символ звука: тонкая струя воды течет из крана: сьсьсь... (см. цветную вклейку). Характеристика звука: согласный, мягкий, глухой. Обозначение: зеленый кружок.

 

Задание 17. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [С’]»:

сь, пь, мь, сь...; ся, мя, пи, си...; ась, апь...;

Сима, синий, липа, пила, сидеть, гусь, елка...

 

Задание 18. Повторить за взрослым и запомнить ряд слов. Какой одинаковый звук во всех этих словах?

Синий, селедка, синица, сито, сетка.

 

Задание 19. Из ряда нарисованных предметов выбрать те, в названии которых есть звук [С’], определить место звука [С'] в каждом из слов, составить с каждым словом предложение.

 

Задание 20. Выучить чистоговорки:

Ся-ся-ся — мы видели гуся.

Се-се-се — еду на гусе.

Си-си-си — сено принеси.

Ась-ась-ась — плывет карась.

 

Задание 21. Дифференциация звуков [С] — [С’]. Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:

са-ся, ся-са, ..., ас-ась…, ась-ас...

Закончить слово подходящим звуком ([С] — [С’]):

гу.,., но..., поя..., ло..., голо...

Повторить за взрослым серию слогов:

са-са-ся, ся-са-са, са-ся-ся, ся-ся-са, са-ся-са, ся-са-ся.

 

Назвать лишнее слово в ряду (по наличию звуков [С] и [С’]):

санки, синий, сумка, сова; лось, гусь, весь, нос.

 

Дидактическое упражнение «Подарить подарки Соне и Симе» (подобрать слова со звуками [С] и [С’]).

 

Дидактическое упражнение «Большой — маленький» — упражнение в словообразовании (обратить внимание на появление звука [С’] в образованном слове):

нос — носик, пес — ..., кокос — ..., насос — ...,

колесо — ..., сосна — ..., коса .-..., ананас —...

 

Составить предложения со словом Сима (Соня). Распространить предложения. Сосчитать количество слов в каждом из них. Назвать первое и последнее слово в предложении. Например:

Соня пьет сок.

Соня пьет томатный сок.

Соня пьет свежий томатный сок.

Соня пьет вкусный свежий томатный сок.

 

Выучить скороговорки:

У Сени и Сани в сетях сом с усами.

У осы — не усы, не усищи, а усики.

 

Задание 22. Знакомство с предлогами с, со.

Взрослый предлагает ребенку выполнить задания: поднять мяч с пола, взять книгу со стола, и задает ребенку вопросы: «Откуда ты взял книгу? Откуда ты поднял мяч?». Ребенок отвечает. Взрослый обращает внимание ребенка на употребление предлогов с, со и объясняет их значение и графическое изображение.

Назвать предлог в предложениях:

Катя встала со скамейки. Маша пьет чай с печеньем.

 

Вставить нужный предлог в предложениях (с, со):

Я взял ... стола чашку. Мальчик несет сумку... книгами.

 

Составить предложение из слов:

Соня, земля, листья, поднимать, с;

Сима, листья, земля, сухие, поднимать, с;

Вася, осенние, земля, листья, поднимать, с;

Соня, скамейка, встала, со.

 

Задание 23. Знакомство с буквой С.

Букву С писать мне просто.

С как серп, кривой и острый.

                              А. Ковшиков

 

На что еще похожа буква С?

Буква из пальчиков: указательный и большой пальцы левой руки образуют полуовал.

Игры с буквой.

 

Задание 24. Звуко-слоговой анализ слов, составление схем из кружков; выкладывание из букв разрезной азбуки, чтение, списывание.

Сима, сок, стакан, стаканы.

 

Чтение, списывание предложений, подсчет количества слов в предложениях, нахождение предлога и определение его места в предложении:

Вот Сима. У Симы стакан. У Симы сок. У Тимы и Димы стаканы. Там сок.

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx0 байтов

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте. Тема: Закрепление изученных звуков и букв. ( П, Х, К, А, О, У, Ы, Р, Ш, М)

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте.Тема: Закрепление изученных звуков и букв. ( П, Х, К, А, О, У, Ы, Р, Ш, М)  Цели: закреплять  изученные звуки и буквы; вырабатывать навык че...

Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия по подготовке к обучению грамоте. Тема: Звуки Н-Нь. Буква Н. в подготовительной группе для детей с ФФНР

Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия по подготовке к обучению грамоте.Тема: Звуки Н-Нь. Буква Н.в подготовительной группе для детей с ФФНР...

Занятие по подготовке к обучению грамоте. Тема: Звуки [Р] - [Р’]. Буква Р

Целью данного конспекта является привлечение родителей под руководством логопеда к активному участию в коррекционном процессе по преодолению фонематического недоразвития речи и профилактике нарушений ...

Конспект фронтального занятия по звукопроизношению и подготовке к обучению грамоте Тема: Звук [а], буква А.

Конспект фронтального занятия по звукопроизношению и подготовке к обучению грамоте Тема: Звук [а], буква А.Цель: знакомство со звуком [а], с буквой А.Задачи:Коррекционно – образовательные:...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте. Тема: «Звук [М]. Буква М»

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе...

Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи и по подготовке к обучению грамоте. Тема: Звук [ы] и буква Ы.

Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи и по подготовке к обучению грамоте. Тема: Звук [ы] и буква Ы. Цель: создание условий для  фор...