Сценарный план непосредственной образовательной деятельности для детей старшего возраста по теме: Звук и буква Ж.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Тихоновцева Оксана Геннадьевна

Конспект занятия по формированию фонематического восприятия и обучению элементам грамоты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект занятия "Звук и буква Ж"17.98 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарный план  непосредственной  образовательной деятельности по теме:

 Звук и буква Ж.

Цель: Создание условий для знакомства со звуком [Ж] и буквой Ж.

коррекционно-образовательные цели: Расширение и конкретизация представлений о звуке и букве Ж. Закреплять правильное произношению звука [Ж] в речи. Закрепление графического образа буквы Ж.

Коррекционно-развивающие цели: Развитие фонематического восприятия; развитие памяти, зрительного внимания, мышления; длительного физиологического выдоха; артикуляционной,  мелкой моторики.

Воспитательные цели: Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, инициативности.

Ведущая образовательная область: Речевое развитие, познавательное развитие.

Образовательная среда:

- характер взаимодействия субъектов деятельности: совместная деятельность учителя-логопеда и детей.

- средства обучения и воспитания: наглядные, словесные, практические.

-предметно-практическая: зеленая вуаль для оформления лужайки; цветы с картинками на обратной стороне каждого цветка с изучаемым звуком; схема для характеристики артикуляции звука; семафоры для определения звука в звуковых и слоговых рядах; карточки с окошками для определения местоположения звука в слове; пособие «шторочки» для развития сильного выдоха; картинка жука; аудиозапись «Звуки природы летом»; плоскостная картинка домика; бумажные желуди из двойной бумаги с написанными внутри буквами; цветная бумага для конструирования буквы Ж, ножницы.

Планируемые результаты: расширятся и закрепятся представления о звуке и букве Ж; научатся правильному произношению звука [Ж] в речи. Закрепится графическое изображение буквы Ж.  Улучшится уровень развития фонематического восприятия, уровень развития речи и высших психических функций. Научится направленному длительному сильному выдоху. Улучшится подвижность органов артикуляционного аппарата и мелкая моторика пальцев рук.

Примерный план деятельности:

Этапы деятельности

Совместная деятельность педагога с детьми

Мотивационно-побудительный

1. - Дети, приглашаю вас сегодня в путешествие. Но, чтобы  начать путешествие, вспомните слова, которые начинаются на гласный звук. А помогут вам буквы, которые вы уже знаете (дети с опорой на наглядность, поочередно называют слова на гласный звук).

 

Основной

2. – Сегодня мы познакомимся с новым звуком и буквой. А поможет нам в этом наш гость. Приседай, глазки закрывай, в лето попадай.

Звучит аудиозапись пения птиц, жужжание насекомых, стрекотание стрекоз и кузнечиков. На интерактивной доске появляется изображение летней лужайки.

3. – Ой, что вы слышите? (дети перечисляют) – Где мы оказались? На лужайке (на полу зеленая вуаль с цветами, насекомыми, в центре картинка жука). А кто это на картинке?

На лужайке жук сидит, очень жалобно жужжит:

- Жу-жу-жу, жу-жу-жу. Жутко желудей хочу.

- Дети, какой звук в этом стихотворении вы слышали очень часто?

4. Характеристика звука  [Ж] по схеме (уточнение артикуляции, изолированное произношение звука). Педагог предлагает  в парах проконтролировать правильность артикуляторной позы и изолированное произношение звука.

5. – Жук любит петь разные песенки. Кто самый внимательный и правильно повторит песенку Жука? Игра «Будь внимательным».

Детям предлагается в парах прохлопать в ладоши слоговые ряды:

ЖА-ЖО-ЖА, ЖИ-ЖЕ-ЖЕ, ЖУ-ЖО-ЖУ, ЖО-ЖИ-ЖО, ЖА-ЖО-ЖИ.

6. – Жуку очень понравилось, как вы повторяли за ним его жужжалочки.

Жук хочет с вами поиграть.

Игра «Поймай звук» с семафорами. Дети поднимают синий семафор, если услышат звук [Ж] в звуковых и слоговых рядах.

7. -  Дети, жук очень любит с цветов собирать росу, пыльцу. Жук много трудится и устает. Построим для него дом, он там будет отдыхать. А для красоты украсим дом картинками, в названии которых есть звук [Ж].  Где же нам найти эти картинки на этой лужайке? Дети переворачивают цветы, на обратной стороне которых по две картинки. Одна из них со звуком [Ж].

Детям предлагается украсить графически изображенный дом на мольберте.

8. – Пока вы строили дом для Жука, Жук вам  приготовил сюрпризы. Это картинки, которые спрятаны за шторочками. Вам необходимо сильно подуть, чтобы шторочки раздвинулись и вы назвали правильно свою картинку.

Дети располагаются вокруг лужайки и им раздаются спрятанные за шторками картинки. По команде дети дуют, называют свою картинку.

9. – Определите местоположение звука [Ж] в вашем слове и поставьте картинку в нужное окошко домика.

Дети проходят за столы, используют для обозначения местоположения звука карточку с тремя ячейками.

10. Физминутка. На лужайке по ромашкам жук летал в цветной рубашке.

На лужайке по ромашкам жук летал в цветной рубашке.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу, я с ромашками дружу.
Тихо на ветру качаюсь, низко-низко наклоняюсь.

11. Жук не умеет считать. А мы покажем, как умеем считать. Посчитаем сколько слогов в словах жираф, жук, пожарный, желуди. Предлагайте, как будем считать.

Дети предлагают протопать, пропрыгать, прохлопать, прошагать слова.

12. Знакомство с буквой Ж. Показ графического изображения буквы.

- На что похожа буква Ж. Написание буквы в воздухе и на ладошке руки ребенка.

13. Изготовление из бумаги буквы Ж методом разрезания длинных и коротких полосок бумаги. Конструирование из полосок бумаги буквы на столе.

14. Упражнение «Таинственные желуди».

- Внутри желудей написаны некоторые буквы. Посмотрите на свет и посчитайте, сколько букв Ж у вас в желуде. Проверьте правильность с цифрой на шапочке вашего желудя.

-Вспомните чего Жук так сильно хотел и жалобно пел об этом. Подарим ему желуди? Дети несут свои желуди жуку и прощаются с ним

 

Рефлексивный

9. Оценка работы, похвала. Жук угощает конфетами.

Вопросы со стороны педагога о том, чем занимались, в какие игры играли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в образовательной области «Коммуникация» для детей старшей группы по теме «Звук и буква А».

Конспект с использованием песочницы по теме "Путешествие в страну А"...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с ФФНР по теме: «Звуки [п], [п’], буква П»

Дошкольники познакомились с новыми звуками и буквой, обозначающей эти звуки. Собирали разрезные картинки, составляли схемы слов с новыми звуками....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте детей подготовительной группы на тему: «Звуки [К], [Кь]. Буква К»

Цель: Уточнить артикуляцию звуков [к—к']; ознакомить с буквой КкЗадачи: 1. Упражнять в умении делить слова на слоги. 2. Совершенствовать навыки проведения звукового анализа. 3. Развивать фон...

Конспект ОД для детей старшего возраста по теме "Звук и буква Й"

ОД по обучению грамоте.Цель ОД: Закрепить навык произношения звука [Й] в слогах, словах и фразах;продолжать учить определять позицию звука в слове, первый и последний звук в словах; работать над ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в комбинированной группе детей 6-7 лет. Тема «Звуки Б, Бь. Буква Б»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в комбинированной группе детей 6-7 лет.Тема «Звуки Б, Бь. Буква Б»...

Конспект фронтального логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Звуки [Б], [Б’]. Буква Б».

Цель занятия: Познакомить детей со звуком и буквой [Б], формировать навыки звукового анализа.Задачи:Коррекционно-образовательные:- научить детей различать звуки [Б – Б’] по акуст...

Конспект открытого показа образовательного события с элементами экспериментирования для детей старшего возраста по теме: «Звук и его свойства»

Хочу представить вашему вниманию открытый показ образовательного события с элементами экспериментирования для детей старшего возраста по теме: «Звук и его свойства» Тема выбрана неслу...