Конспект открытого показа образовательного события с элементами экспериментирования для детей старшего возраста по теме: «Звук и его свойства»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Карлова (Лукьянова) Людмила Андреевна

Хочу представить вашему вниманию открытый показ образовательного события с элементами экспериментирования для детей старшего возраста по теме: «Звук и его свойства»

 

Тема выбрана неслучайно т.к. эксперимент – это метод познания закономерностей и явлений окружающего мира относиться к познавательно речевому развитию. Ведь потребность ребенка познавать каждый день заключается в тех главных впечатлениях, которые он может получать в процессе обучения и воспитания в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_i_ego_svoystva.docx24.43 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА№ 4

СТАНИЦЫ ДОЛЖАНСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЕЙСКИЙ РАЙОН

Конспект открытого показа образовательного события с элементами экспериментирования для детей старшего возраста по теме:

«Звук и его свойства»

Учитель – логопед:

Карлова Л. А.

ст. Должанская

2021г.

Цель: Развитие коммуникативной функции речи, фонематического слуха, зрительного и фонематического восприятия. Познакомить детей с таким физическим явлением, как звук, а также с причинами возникновения звука, его ролью в жизни человека и животных.

Коррекционно - образовательные задачи: Дать понятие о звуке и звуковой  структуре слова. - формировать знания детей о физической природе звука с помощью опытов; - тренировать способность приобретать знания путем экспериментирования.

Коррекционно - развивающие задачи: Активизировать речевую деятельность, работать над звукопроизношением, развивать интонационные просодические компоненты речи, совершенствовать диалогическую речь, развивать связсную речь, фонематические представления. Развивать зрительный гнозис и конструктивный праксис, общей, тонкой и артикуляционной моторики, творческое воображение, фантазию.

Коррекционно - воспитательные задачи: Развивать способность слушать стихотворный текст, эмоционально реагировать на его содержание. - воспитывать внимание, сосредоточенность, чуткость, дружеское взаимоотношение, доброжелательность, желание прийти на помощь;

- способствовать созданию радостного эмоционального настроения у детей.

Оборудование: листы бумаги, ножницы, мяч, воздушные шарики по количеству детей, тазик с водой и камешки, баллон с водой, листы бумаги по количеству детей, картинка совы, звукозапись песни «Что такое звук».

Методические приемы: Организация детей, загадывание загадок, вопросов, беседа, физкультминутка, подвижные игры, использование раздаточного материала, поощрение, экспериментирование.

Ход занятия

1.Организационный момент.

Логопед: Ребята, давайте поиграем в игру «Слушай и отгадывай» Закройте глаза и отгадайте, что я делаю. (Хлопаю в ладоши, топаю ногами, рву бумагу, режу бумагу ножницами, переливаю воду).

Дети: Вы хлопаете в ладоши, рвете бумагу. Режете бумагу ножницами и др…

Логопед: Как вы узнали, что я делала, вы же не видели?

Дети: Мы слышали.

Логопед: Правильно, вы слышали звуки.

Логопед: Значит, даже не видя предмета, мы можем догадаться, что происходит вокруг. И в этом нам помогает слух. Сегодня мы поговорим о звуках и некоторых его свойствах.

Основная часть:

Логопед: Я приглашаю вас в путешествие, в мир «Звуков». Я помогу вам узнать, откуда берется звук? Где он прячется? Что требуется для его распространения? Какие бывают звуки?

Звучит музыка на слайде появляется фрагмент фильма про древних людей.

Логопед: Давным - давно на земле жили древние люди. Жили они в пещерах, охотились на древних животных, но говорить не умели. Общались они жестами, наскальными рисунками и издавали разные звуки.

По издаваемому звуку они могли определить какое животное на них надвигается. Давайте попробуем, вместе с вами издать звуки животных:

- Как шипит змея? Ш-ш-ш.

- Как фыркает ежик? Ф-ф-ф

- Как воет волк? У-у-у.

- Как звенит комар? З-з-з

- Как жужжит жук? Ж-ж-ж

- Как долбит дятел? Д-д-д.

Логопед: Звуки бывают двух видов речевые и неречевые, давайте попробуем их разобрать. Неречевые звуки издают животные, птицы, транспорт. И мы можем издавать неречевые звуки, например, хлопать в ладоши, топать ногами, щелкать пальцами.

Логопед: Давайте послушаем звуки и попробуем назвать какой звук вам слышется? 

Дети: шелестят листья на деревьях, чирикают воробьи, где-то недалеко гудит мотор машины, журчит вода в кране, дует ветер, дождь стучит по крыше дома, звуки природы).

Логопед: Правильно, неречевые звуки это звуки природы, звуки окружающего мира. А вот речевые звуки произносит только человек когда разговаривает. Это звуки нашей речи. Звуки речи соединяются, и получаются слоги, слоги образуют слова.

Логопед: Дети, хотите узнать как образуется звук.

Опыт с водой и камешками

Логопед: Пройдите к столу. Я брошу камешки в тазик. Что увидели? (по воде расходятся круги, похоже на волны, дети бросают в тазик камешки)

Логопед: То же самое происходит со звуками, только звуковая волна невидима и передается она в основном по воздуху.

Вывод: Звуки – это волны, только воздушные, наши глаза их не видят, а уши слышат.

Логопед: Пройдем дальше. Посмотрите на слайд и скажите, кто на ней изображен? (Совы) 

Дети: На картинке изображены совы, совы- это птицы, они плохо видят, ведут ночной образ жизни.

Логопед: Правильно, совы очень плохо видят и передвигаются не с помощью зрения, а с помощью звука. Они издают звукзвук к ним возвращается и они не наталкиваться на предметы и друг на друга, так же с помощью звука они измеряют расстояние.

Логопед: Ребята, а как вы думаете, звук можно потрогать?    

Пройдите к столу, присядьте на стулья. Логопед играет на трубе.  

Логопед: Вы слышите звук? (Да). Можете его почувствовать, потрогать? (Нет). Хотите почувствовать звук? (Да). Логопед раздает бумагу. Логопед: Сверните бумагу в трубочку и подудите в нее. Что вы чувствуете?                                                                                                             

Логопед: Вы почувствовали движение воздуха в трубочке, ощутили вибрацию бумаги. Звуковая волна распространилась во всех направлениях по трубочке, встретила преграду – стенку трубочки и заставила ее дрожать. Мы смогли потрогать звук. Ощутить его.

Как мы слышим звук.

Логопед: С помощью чего мы слышим окружающие нас звуки?

Дети: Уши.

Динамическая пауза.

Логопед: Давайте немного разомнемся. (логопед проводит упражнения с речевым сопровождением)

«Повторяйка – незевайка» педагог показывает движения, но дети должны делать то что логопед говорит, а не то что он показывает.

Логопед: Проведем еще один эксперимент: произнесите по очереди любой звук. …. Сейчас звук распространился по воздуху, как волны по воде. Какой вывод: звук может распространяться по воздуху.

Логопед: Продолжим наше путешествие, посмотрите что стоит на столе.

Дети: Прозрачная банка.

Логопед: Я буду бросать в баночку цветные камушки, а вы должны посчитать, сколько я бросила камней, но делать мы это будем с закрытыми глазами. Только одно условие считать будете (шепотом) про себя, чтобы не мешать друг другу. Договорились? Выполняем.

(Дети выполняют, логопед интересуется, СКОЛЬКО камушков она бросила в емкость).

Логопед: Как вы догадались, вы же не видели? (Ответы детей)

Логопед: Где распространился звук? (Звуки передавались по воде.)

Сделаем вывод: звук может распространяться по воде.

Логопед: Продолжим выяснять в какой еще среде распространяется звук.

Дети, а вы знаете что звуки бывают громкими и тихими.

Логопед: Тихий звук может наделать много шума, если вы воспользуетесь хорошим проводником звука. Мы проведем эксперимент с воздушным шариком и своими собственными ушами, чтобы узнать, как это работает.

Держите шар близко к уху и слегка постучите ногтем, с другой стороны.

Что происходит? (Ответы детей). Несмотря на то, что вы лишь слегка коснулись ногтем шара, в ушах слышен громкий шум.

Когда вы надули шарик вы заставили молекулы воздуха внутри прижаться ближе друг к другу. Поскольку молекулы воздуха внутри баллона ближе друг к другу, они становятся лучшим проводником звуковых волн, чем обычный воздух вокруг вас.

Логопед: А что будет, если шарик лопнет? (Громкий звук, хлопок, взрыв)

Логопед: Проверим? Лопайте ваши шарики. Когда лопается шарик (или ты лопаешь иголкой, то слышен не взрыв шарика, а резкое высвобождение воздуха из него.

Итог занятия:

Игра «Какие бывают звуки» (подбор слов антонимов). С мячом.

Логопед: Вот наше путешествие подходит к концу. О чем новом мы сегодня узнали? (Ответы детей).

«Игра с мячом»

Я бросаю мяч, говорю какой бывает звук, а вы бросаете мяч мне и отвечаете словом наоборот.

высокими – низкими

тихими - громкими

нежными - грубыми

долгими – короткими

радостными-грустными

А еще звуки бывают:

приятными- неприятными

Логопед: Вы сегодня много узнали. За вашу кропотливую, отличную работу я хочу подарить вам песенку «Что такое звук» и новые «целые воздушные шарики»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект поисково – познавательной образовательной деятельности с элементами экспериментирования для детей старшего возраста:«Где спрятался воздух?»

В каждом ребенке живет Маленький Исследователь. Организуя опытно - исследовательскую деятельность с детьми, используя игровые приемы,  мы продолжаем изучать  свойства воздуха,развивать любоз...

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности с элементами экспериментирования для детей старшей группы " Вулканы"

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности с элементами экспериментирования для детей старшей группы Тема: «Вулканы»Цель: Расширять знания детей об окружающем мире, по...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с элементами экспериментирования для детей старшего дошкольного возраста «В природной лаборатории»

·         Данная экспериментальная деятельность позволяет исследовать строение листа, найти сходство и различия у листьев разных деревьев, показать зависимость ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с элементами экспериментирования для детей старшего дошкольного возраста «В мире камней»

Данная деятельность помогает формировать умение самостоятельно исследовать свойства камня (цвет, гладкость, блеск, прозрачность, плавучесть, растворимость), формулировать выводы...

Конспект организации интегрированной образовательной деятельности с элементами экспериментирования для детей младшего возраста "Волшебство воды"

Конспект организации интегрированной образовательной деятельности с элементами экспериментирования по основной образовательной области «Познавательное развитие» для детей младшего возраста...

Конспект открытого показа образовательного события для детей старшего возраста по теме: «В гостях у фотографа»

Цель: познакомить детей с техническим средством фотоаппарат, профессией фотограф....

Конспект открытого показа образовательного события по развитию лексико – грамматических средств языка и правильного звукопроизношения в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности Тема: «Путешествие в страну красивой речи»

Цель занятия: коррекция дефектов устной и письменной речи учащихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей с ОВЗ....