Главные вкладки

    Конспект непосредственно образовательной деятельности с элементами экспериментирования для детей старшего дошкольного возраста «В природной лаборатории»
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

    ·         Данная экспериментальная деятельность позволяет исследовать строение листа, найти сходство и различия у листьев разных деревьев, показать зависимость полёта падающего листа от его величины и формы; опытным путем сделать вывод о наличии зеленого вещества в листьях.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_zanyatiya.docx25.53 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  детский сад компенсирующего вида № 34 станицы Ленинградской муниципального образования Ленинградский район Краснодарского края

    Конспект непосредственно образовательной деятельности  с элементами экспериментирования

    для детей старшего дошкольного возраста

    «В природной лаборатории»

    Подготовила:

    воспитатель МБДОУ № 34

    Бровко  А. А.

    2016 год

    Программное содержание:

    • вызвать положительный эмоциональный отклик от совместной деятельности, воспитывать интерес к совместным играм, желание активно участвовать в них;
    • развивать внимание, восприятие, любознательность, наблюдательность, мышление, умение ориентироваться в пространстве, общую и мелкую моторику;
    • упражнять в образовании прилагательных от существительных, обогащать словарный запас детей;
    • закреплять представления о деревьях, форме их листьев;
    • формирование представлений о сезонных изменениях в природе осенью;
    • в ходе экспериментальной деятельности исследовать строение листа, найти сходство и различия у листьев разных деревьев, показать зависимость полёта падающего листа от его величины и формы; опытным путем сделать вывод о наличии зеленого вещества в листьях.

     

     

    Материалы и оборудование:

    • листок-письмо
    • лупы, простые карандаши
    • кусочки светлой ткани, деревянные кубики
    • листья зеленого цвета
    • листья крупные и мелкие, разной формы
    • вырезанные из цветной бумаги листья разных деревьев
    • силуэты деревьев на больших листах (береза, клен, дуб)
    • карточки с заданием «Найди пару», листы с заданием «Полет листка»

     

    Взаимосвязь с другими видами деятельности.

    До НОД:

    • рассматривание деревьев и листьев; сравнение по форме, цвету, размеру;
    • наблюдение за опадающими листьями;
    • дид. игры «К дереву беги», «С чьей ветки детки»

            После НОД:

    • сбор листьев разной формы и окраски, составление букетов, гербария;
    • штриховка листьев разной формы

     

    Содержание деятельности

     

    Этапы

    Содержание

    Время проведения

    Процесс вовлечения

    Организационная игра  «Ветер дует» (с движениями):

    Ветер дует нам в лицо

    Закачалось деревцо.

    Ветерок все тише, тише,

    Деревцо все выше, выше.

    Воспитатель:

    - Посмотрите, ребята, веселый ветерок принес нам листок.

    Воспитатель и дети рассматривают листок, читают письмо на обороте: «Потерялись детки, улетели с ветки. Вы, ребята, помогите, листочки деревцам верните».

    1 мин.   

    Процесс целеполагания

    Воспитатель:

    - Ну что, ребята, поможем? А что мы должны сделать? (надо найти листочки, которые улетели с деревьев).

    1 мин.

    Процесс проектирования и планирования

    - А как мы узнаем, с какого дерева листок?

    В ходе обсуждения проблемы воспитатель и дети совместно решают изучить (исследовать) листочки и деревья разными способами.

    1 мин.

    Процесс осуществления деятельности

    Воспитатель:

    - Ребята, какие деревья вы знаете? (ответы детей)

    Проводится игра «Найди пару дереву» (дети находят по силуэту свое дерево, называют его).

    Воспитатель:

    - Ребята, а вы как думаете, листочки у деревьев одинаковые или разные? (выслушивает ответы детей) Как узнать точно? Хотите рассмотреть листочки получше? Какой инструмент нам поможет внимательно изучить листочки и сравнить их? Узнать, чем они похожи, а чем отличаются? Приглашаю вас в нашу «лабораторию». 

    Дети садятся за столы и исследуют строение листов с помощью лупы.

    Воспитатель:

    Рассмотрим сначала черешок - это часть, которая соединяет лист с веткой.
    - Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите жилки — тонкие трубочки, которые идут от черешка по всему листу. Они вбирает в себя солнечный свет и потому всегда темнее, чем нижняя сторона листа. Убедитесь в этом сами, если перевернете листок и рассмотрите его нижнюю поверхность.
    - Край листа называется «кромка». Рассмотрите кромку листа.
    Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка.

    - Так чем похожи все листочки? (у них есть жилки, черешок, кромка)

    - Чем листочки отличаются? (у них разная форма, цвет, размер)

    Воспитатель:

    - Летом листья на деревьях какого цвета? (зеленого)

    - Ребята, что происходит с листьями осенью? (они желтеют, меняют цвет)

    - А почему листочки летом зеленые, а осенью меняют цвет? Вы хотите узнать, почему это происходит? Тогда предлагаю вам провести опыт.

    Опыт «Почему лист зеленый?»

    - Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта? На ткани появились зеленые пятна. Это зеленое вещество из листочка и окрашивает его в зеленый цвет. Когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного цвета, это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист меняет цвет: он становится желтым или … какого цвета бывают листья у деревьев осенью? Оранжевые, красные, коричневые.

    - А теперь поиграем, как листочки полетаем! (дети выходят из-за столов).

    Проводится динамическая пауза «Мы листики осенние»

    Мы листики осенние,
    На ветках мы сидели,
    (Плавное покачивание руками вверху над головой)

    Ветер дунул - полетели,
    Мы летели, мы летели
    (Руки в стороны, махательные плавные движения, бег)

    И на землю тихо сели.
    (Медленно присесть на корточки)

    Ветер снова набежал
    И листочки все поднял.
    (Встать, руки в стороны)

    Закружились, полетели
    (Бег с плавными махательными движениями)

    И на землю снова сели,
    (Присесть)

    Воспитатель:

    - Как много листочков опало с деревьев! А листочки с деревьев падают одинаково или по-разному?

    Эксперимент «Что происходит с листьями?»

    - Давайте проверим все догадки! Проведем эксперимент и выясним, какие листья падают быстро, а какие медленно, и какой листик красивее всех кружиться.
    - Для этого возьмите в руку лист и встаньте в круг. Поднимите руку с листиком вверх и выпустите листик из пальцев. Пока лист летит, внимательно следите за его полетом и запоминайте: быстро или медленно он падал, летел прямо вниз или кружился?

    - Как падал твой листок? А твой?... Что же мы узнали, играя с листочками? Крупные листья падают медленно и почти не кружатся. Маленькие листья падают быстрее и больше кружатся. Хотите нарисовать, как падали листочки? Тогда приглашаю вас за столы.

    Дети садятся за столы.

    Дидактическое графическое упражнение «Падают, падают листья…»

    - Возьмите карандаши и обведите пунктирные линии, изображающие путь листьев от дерева до земли.

    Дети выполняют задание.

    Воспитатель:

    - Я подую ветерком, на полянку вы бегом! (подбегают к столам с листочками из бумаги)

    - А вот и потерявшиеся листочки нашлись! Как их много и все разные!

    Речевая игра «Назови листья».

    Воспитатель берет 1 листок:

    - Это листок с березы.

    Берёт ещё один:

    - А этот? Как назвать одним словом, такие листья? (березовые). Это листики…….

    Воспитатель предлагает детям выбрать по 3 понравившихся листа и назвать их одним словом, а потом сказать, с какого он дерева (опрашивает нескольких детей).

    Дидактическая игра  «С какого дерева листок»

    Воспитатель:

    - А теперь, ребята, пришло время найти листочкам их деревья.

    Дети подходят к силуэтам деревьев и прикрепляют к ним листочки.   

    20 мин.

    Процесс рефлексии, переход к другому виду деятельности

    Воспитатель:

    - Я подую ветерком, на полянку в круг встаем!

    - Ребята, что мы с вами хотели сделать? (найти деревьям листья).

    - Мы смогли помочь листикам?

    - А вы хотите сделать подарок мамам букет из листочков? А где мы можем найти много красивых листьев? (На улице)

    - Тогда пойдемте собираться на прогулку, найдем листики, составим красивые букеты и вечером подарим их мамам.

    2 мин.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по физическому развитию детей старшего дошкольного возраста «Путешествие Незнайки в страну Спортландию»

    Виды детской деятельности: физическая, познавательная, игровая, коммуникативная, музыкально – художественная. Цели: Познакомить детей с различными видами спорта: (баскетбол, легкая атлетика...

    Конспект непосредственно - образовательной деятельности «Труд пожарных» для детей старшего дошкольного возраста.

    Конспект непосредственно - образовательной деятельности «Труд пожарных» для детей старшего дошкольного возраста....

    Конспект непосредственной образовательной деятельности (изобразительной деятельности) для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет Тема: «Хозяева тайги». (продолжение занятия «Оживший лес»)

    Программное содержание: Продолжать закреплять у детей умение самостоятельно подбирать изобразительную технку и материал в соответствии с образом животного выбранного для рисования....

    Конспект непосредственной образовательной деятельности (изобразительной деятельности) для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет Тема: «Оживший лес».

    Программное содержание: Закреплять у детей умение самостоятельно подбирать изобразительную технику и материалы в соответствии с образом дерева, выбранного для рисования....

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию у детей старшего дошкольного возраста «Лаборатория познания: «Свойства песка и его значение для жизни людей»

    Данный конспект может лечь в основу проектно-исследовательской работы с детьми дошкольного возраста. Дети с удовольствием подключатся к исследовательской деятельности, с интересам будут участвовать в ...

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по экспериментированию в группе старшего дошкольного возраста «Необыкновенные свойства обыкновенной бумаги»

    Цель: развитие познавательной активности и расширение представлений детей о бумаге.Задачи:Закрепить знания детей о назначении и использовании разных видов бумаги и использование их в зависимости от св...