Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию у детей старшего дошкольного возраста «Лаборатория познания: «Свойства песка и его значение для жизни людей»
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему
Данный конспект может лечь в основу проектно-исследовательской работы с детьми дошкольного возраста. Дети с удовольствием подключатся к исследовательской деятельности, с интересам будут участвовать в опытах с сыпучими материалами и научатся ставить цель и делать выводы на основе результатов опытов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_opyty_s_peskom.docx | 20.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент Образования города Москвы
Северо-Западное окружное управление образования
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Гимназия №1551
Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию у детей старшего дошкольного возраста
«Лаборатория познания: «Свойства песка и его значение
для жизни людей»
Авторы: воспитатели старшей группы №6:
Загрыценко Ирина Игоревна – I квалификационная категория,
Борисова Светлана Николаевна - I квалификационная категория
Москва, 2016 года
Образовательные области: область «Познания».
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество», «Познавательное развитие».
Лексическая тема: «Песок. Его основные характеристики».
Вид занятия: опыты и экспериментирование с песком.
Форма образовательной деятельности: фронтальная.
Цель: развитие интереса к познавательно-исследовательской работе.
Задачи:
- Закрепить знание детей о составе и свойствах природного песка;
- Расширять представления о песке, его качествах и особенностях;
- Стимулировать желание для самостоятельного исследования предметов и объектов живой и не живой природы;
- Вызвать у детей теплые, располагающие к общению чувства друг к другу и к воспитателю;
- Закрепить правила безопасности работы с песком;
- Формировать наблюдательность, интереса к изучению новых веществ;
- Воспитывать доброжелательное отношение к друг другу и умение работать в паре.
Планируемый результат: подведение детей к умению делать выводы на основе изученного материала, а также на основе опытов с песком.
Предварительная работа: проведение с детьми проектно-исследовательской деятельности на тему: «Песок», «Чудеса из песка», разгадывание загадок о песке, заучивание стихотворений и проведение серий занятий «Опыты с песком».
Оборудование и материалы:
- Образцы сухого песка, цветного сенсорного песка в одноразовых прозрачных стаканчиках; ложки и вилки одноразовые, пластиковые тарелочки, фигурные формочки-мини и стаканчик с водой (на один стол для двоих детей);
- Карточки-символы со свойствами песка;
- «Цветик-Семицветик» с разными цветами песка;
- Картинка радуги;
- Баночка для творческой поделки (2 штуки);
- Презентация про песок.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
- Организационный момент.
Утром воспитатель встречает детей. Перед завтраком беседует с детьми о том, чем они занимались летом, где проводили время и во что играли.
Воспитатель: У нас сегодня, ребята, будет замечательный гость – Профессор Плюх. Давайте встретим его.
(Играет веселая быстрая музыка, в группу входит гость. Дети приветствуют Профессора и садятся на ковер.)
Профессор Плюх: Здравствуйте, ребята! Вот прошло лето и наступила уже осень. Деньки стали холодными и дождливыми. Я предлагаю вам сегодня окунуться в лето и стать сегодня моими маленькими лаборантами, вспомнить все, что вы знаете о ... А давайте попробуем угадать то, о чем мы сегодня будем говорить? Ребята, в этом загадочном ящике есть то, с чем мы будем сегодня с вами проводить опыты и эксперименты в нашей детской лаборатории.
(Один ребенок подходит к столу, на котором стоит ящик с сюрпризом, прикрытый салфеткой. Засунув руки под салфетку, старается наощупь узнать, что в нем, рассказывает о своих ощущениях.)
Воспитатель: Правильно, тема нашего занятия - песок.
(Демонстрируется показ презентации о песке. Дети читают стихотворения.)
1-й ребенок: Лежал песок,
Скучал песок
Сто тысяч лет, наверно.
Он был ужасно одинок,
И это было скверно.
Не в радость были песни гроз,
Не в радость - дождь из тучек.
Скучал в жару, скучал в мороз -
Весь мир песку был скучен...
2-й ребенок: И так ещё сто тысяч лет
Хранил бы он унынье,
Но был доставлен к нам чуть свет,
И не скучает, вовсе нет,
В песочнице отныне.
3-й ребенок: Нам привезли песок на сад,
Я этому – безумно рад!
С ним буду целый день играть,
Лепить куличек, загорать!
Наделаю в песке ходы,
Потом налью туда воды.
Построю для машин гараж
И новый домик, и шалаш!
Песочных куличей – не ем,
Да что ж я, маленький совсем?!
Воспитатель: А где в природе можно встретить песок, кроме нашей песочницы? (В пустыне, на речке, на дне моря и т.д.)
Профессор Плюх: Песок – кусочки породы. Камень под воздействием ветра, дождя разрушается и получается… песок. Поэтому, можно сделать вывод о том, что песок создан природой.
Воспитатель: А сейчас давайте вспомним о том, где люди могут использовать песок, зная о его свойствах. (Демонстрируется показ презентации о значениях песка в жизни людей. Дети называют где используют песок люди. Рассматривают и свои поделки из песка.)
II. Опыты с песком.
Профессор Плюх: Теперь мы перейдем в нашу лабораторию, где вместе проделаем несложные опыты и вспомним свойства песка. (На магнитной доске появляются карточки-символы с изображением свойств песка.) Напоминаю, что вам необходимо работать аккуратно и действовать в паре!
Воспитатель рассаживает детей за столами, на которых стоит оборудование и материалы, необходимые для опытов с песком.
- Свойства сухого песка:
- Ход эксперимента: Насыпьте немного песка на вашу тарелочку и рассмотрите его. Из чего состоит песок? (Зёрнышек – песчинок.) Как выглядят песчинки? Похожи ли песчинки одна на другую? Чтобы получилось большая горка песка нужно очень много песка.
Вывод: Песок состоит из мелких песчинок, которые не прилипают друг к другу.
- Ход эксперимента: Наберите песок в ложечку и медленно насыпьте его в тарелочку. Легко ли песок сыпется?
Вывод: Сухой песок легко пересыпается;
- Ход эксперимента: Возьмите свои вилочки и нарисуйте, что-нибудь на песке: солнышко, цветок или рожицу.
Вывод: На сухом песке можно рисовать.
- Свойства влажного песка:
Профессор Плюх: Давайте добавим немного воды в наш стаканчик с песком. Какого цвета он стал: темнее или светлее? Можно сделать выводы: если в сухой песок добавить воду, то песок станет влажным; песчинки слипаются друг с другом, поэтому влажный песок становится темнее и тяжелее;
- Ход эксперимента: На салфетку кладется фигурная формочка, внутрь ложкой кладем влажный песок, а затем формочка снимается.
Вывод: Из влажного песка можно лепить;
- Ход эксперимента: Вилочками аккуратно проводим по песочной форме. На песке остаются четкие следы.
Вывод: На влажном песке лучше видны следы.
- Профессор Плюх: Перед вами стаканчики с цветным песком. Какого цвета песок у тебя? (Профессор спрашивает 3-4 человек.) Скажите, какого цвета еще песок бывает? (Заслушивает ответы детей.)
Воспитатель: Мы в наших творческих мастерских сделали «Цветик-Семицветик» из цветного песка (показ «Цветика-Семицветика»). Мы с радостью Профессор дарим его Вам за то, что сегодня побывали у нас в гостях и помогли узнать нам еще очень много и интересного про песок.
(Профессор прощается с ребятами и уходит.)
III. Заключение.
Воспитатель: - Вам понравилось быть маленькими лаборантами? Что понравилось делать в лаборатории? (Выслушивает ответы 3-4 детей.) Будем еще наблюдать за явлениями природы и изучать их свойства? А хотите теперь узнать о воде и ее свойствах? (Воспитатель спрашивает 3-4 человек.)
А сейчас мы поможем нашей Неле Юрьевне убраться в нашей лаборатории.
(После того, как ребята помогли помощнику воспитателя навести порядок на столах и под столами, они идут мыть руки.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по физическому развитию детей старшего дошкольного возраста «Путешествие Незнайки в страну Спортландию»
Виды детской деятельности: физическая, познавательная, игровая, коммуникативная, музыкально – художественная. Цели: Познакомить детей с различными видами спорта: (баскетбол, легкая атлетика...
Конспект непосредственно - образовательной деятельности «Труд пожарных» для детей старшего дошкольного возраста.
Конспект непосредственно - образовательной деятельности «Труд пожарных» для детей старшего дошкольного возраста....
План-конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста
Тема: «Зимующие птицы »...
«План-конспект непосредственно образовательной деятельности По речевому развитию детей старшего дошкольного возраста «Составление рассказа по стихотворению Татьяны Волжиной «Где чей дом?»»
Тема: «Составление рассказа по стихотворению Татьяны Волжиной«Где чей дом?»»...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию представлений детей старшего дошкольного возраста о дорожной безопасности
Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию представлений детей старшего дошкольного возраста о дорожной безопасности Тема: «Дорожная азбука»...
Конспект непосредственной-образовательной деятельности по валеологии для детей старшего дошкольного возраста "Здоровое питание – здоровая жизнь".
занятие по валеологии...
План-конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию у детей старшего дошкольного возраста основ безопасного поведения на дороге. «Красный, желтый, зеленый»
Цель: формировать у детей основы безопасного поведения на дороге.Задачи:- закрепить и систематизировать знания о правилах дорожного движения и дорожных знаках;- познакомить с основными положениями рег...