Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию у детей старшего дошкольного возраста «Лаборатория познания: «Свойства песка и его значение для жизни людей»
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Загрыценко Ирина Игоревна

Данный конспект может лечь в основу проектно-исследовательской работы с детьми дошкольного возраста. Дети с удовольствием подключатся к исследовательской деятельности, с интересам будут участвовать в опытах с сыпучими материалами и научатся ставить цель и делать выводы на основе результатов опытов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_opyty_s_peskom.docx20.44 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент Образования города Москвы

Северо-Западное окружное управление образования

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Гимназия №1551

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию у детей старшего дошкольного возраста

«Лаборатория познания: «Свойства песка и его значение

для жизни людей»

Авторы: воспитатели старшей группы №6:

Загрыценко Ирина Игоревна – I квалификационная категория,

Борисова Светлана Николаевна -  I квалификационная категория

Москва, 2016 года

Образовательные области: область «Познания».

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество», «Познавательное развитие».

Лексическая тема: «Песок. Его основные характеристики».

Вид занятия: опыты и экспериментирование с песком.

Форма образовательной деятельности: фронтальная.

Цель: развитие интереса к познавательно-исследовательской работе.

Задачи:

- Закрепить знание детей о составе и свойствах природного песка;

- Расширять представления о песке, его качествах и особенностях;

- Стимулировать желание для самостоятельного исследования предметов и объектов живой и не живой природы;

- Вызвать у детей теплые, располагающие к общению чувства друг к другу и к воспитателю;

- Закрепить правила безопасности работы с песком;

- Формировать наблюдательность, интереса к изучению новых веществ;

- Воспитывать доброжелательное отношение к друг другу и умение работать в паре.

Планируемый результат: подведение детей к умению делать выводы на основе изученного материала, а также на основе опытов с песком.

Предварительная работа: проведение с детьми проектно-исследовательской деятельности на тему: «Песок», «Чудеса из песка», разгадывание загадок о песке, заучивание стихотворений и проведение серий занятий «Опыты с песком».

Оборудование и материалы:

- Образцы сухого песка, цветного сенсорного песка в одноразовых прозрачных стаканчиках; ложки и вилки одноразовые, пластиковые тарелочки, фигурные формочки-мини и стаканчик с водой (на один стол для двоих детей);

- Карточки-символы со свойствами песка;

- «Цветик-Семицветик» с разными цветами песка;

- Картинка радуги;

- Баночка для творческой поделки (2 штуки);

- Презентация про песок.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

  1. Организационный момент.

Утром воспитатель встречает детей. Перед завтраком беседует с детьми о том, чем они занимались летом, где проводили время и во что играли.

Воспитатель: У нас сегодня, ребята, будет замечательный гость – Профессор Плюх. Давайте встретим его.

(Играет веселая быстрая музыка, в группу входит гость. Дети приветствуют Профессора и садятся на ковер.)

Профессор Плюх: Здравствуйте, ребята! Вот прошло лето и наступила уже осень. Деньки стали холодными и дождливыми. Я предлагаю вам сегодня окунуться в лето и стать сегодня моими маленькими лаборантами, вспомнить все, что вы знаете о ... А давайте попробуем угадать то, о чем мы сегодня будем говорить? Ребята, в этом загадочном ящике есть то, с чем мы будем сегодня с вами проводить опыты и эксперименты в нашей детской лаборатории.

(Один ребенок подходит к столу, на котором стоит ящик с сюрпризом, прикрытый салфеткой. Засунув руки под салфетку, старается наощупь узнать, что в нем, рассказывает о своих ощущениях.)

Воспитатель: Правильно, тема нашего занятия - песок.

(Демонстрируется показ презентации о песке. Дети читают стихотворения.)

1-й ребенок:                                  Лежал песок,

Скучал песок

Сто тысяч лет, наверно.

Он был ужасно одинок,

И это было скверно.

Не в радость были песни гроз,

Не в радость - дождь из тучек.

Скучал в жару, скучал в мороз -

Весь мир песку был скучен...

2-й ребенок:                       И так ещё сто тысяч лет

Хранил бы он унынье,

Но был доставлен к нам чуть свет,

И не скучает, вовсе нет,

В песочнице отныне.

3-й ребенок:                        Нам привезли песок на сад,

Я этому – безумно рад!

С ним буду целый день играть,

Лепить куличек, загорать!

Наделаю в песке ходы,

Потом налью туда воды.

Построю для машин гараж

И новый домик, и шалаш!

Песочных куличей – не ем,

Да что ж я, маленький совсем?!                                                

Воспитатель: А где в природе можно встретить песок, кроме нашей песочницы? (В пустыне, на речке, на дне моря и т.д.)

Профессор Плюх: Песок – кусочки породы. Камень под воздействием ветра, дождя разрушается и получается… песок. Поэтому, можно сделать вывод о том, что песок создан природой.

Воспитатель: А сейчас давайте вспомним о том, где люди могут использовать песок, зная о его свойствах. (Демонстрируется показ презентации о значениях песка в жизни людей. Дети называют где используют песок люди. Рассматривают и свои поделки из песка.)

II. Опыты с песком.

Профессор Плюх: Теперь мы перейдем в нашу лабораторию, где вместе проделаем несложные опыты и вспомним свойства песка. (На магнитной доске появляются карточки-символы с изображением свойств песка.) Напоминаю, что вам необходимо работать аккуратно и действовать в паре!

Воспитатель рассаживает детей за столами, на которых стоит оборудование и материалы, необходимые для опытов с песком.

  1. Свойства сухого песка: 
  • Ход эксперимента: Насыпьте немного песка на вашу тарелочку и рассмотрите его. Из чего состоит песок? (Зёрнышек – песчинок.) Как выглядят песчинки? Похожи ли песчинки одна на другую? Чтобы получилось большая горка песка нужно очень много песка.

Вывод: Песок состоит из мелких песчинок, которые не прилипают друг к другу.

  • Ход эксперимента: Наберите песок в ложечку и медленно насыпьте его в тарелочку. Легко ли песок сыпется?

Вывод: Сухой песок легко пересыпается;

  • Ход эксперимента: Возьмите свои вилочки и нарисуйте, что-нибудь на песке: солнышко, цветок или рожицу.

Вывод: На сухом песке можно рисовать.

  1. Свойства влажного песка:

Профессор Плюх: Давайте добавим немного воды в наш стаканчик с песком. Какого цвета он стал: темнее или светлее? Можно сделать выводы: если в сухой песок добавить воду, то песок станет влажным; песчинки слипаются друг с другом, поэтому влажный песок становится темнее и тяжелее;

  •  Ход эксперимента: На салфетку кладется фигурная формочка, внутрь ложкой кладем влажный песок, а затем формочка снимается.

Вывод: Из влажного песка можно лепить;

  • Ход эксперимента: Вилочками аккуратно проводим по песочной форме. На песке остаются четкие следы.

Вывод: На влажном песке лучше видны следы.

  1. Профессор Плюх: Перед вами стаканчики с цветным песком. Какого цвета песок у тебя? (Профессор спрашивает 3-4 человек.) Скажите, какого цвета еще песок бывает? (Заслушивает ответы детей.)

Воспитатель: Мы в наших творческих мастерских сделали «Цветик-Семицветик» из цветного песка (показ «Цветика-Семицветика»). Мы с радостью Профессор дарим его Вам за то, что сегодня побывали у нас в гостях и помогли узнать нам еще очень много и интересного про песок.

(Профессор прощается с ребятами и уходит.)

III. Заключение.

Воспитатель: - Вам понравилось быть маленькими лаборантами? Что понравилось делать в лаборатории? (Выслушивает ответы 3-4 детей.) Будем еще наблюдать за явлениями природы и изучать их свойства? А хотите теперь узнать о воде и ее свойствах? (Воспитатель спрашивает 3-4 человек.)

А сейчас мы поможем нашей Неле Юрьевне убраться в нашей лаборатории.

(После того, как ребята помогли помощнику воспитателя навести порядок на столах и под столами, они идут мыть руки.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по физическому развитию детей старшего дошкольного возраста «Путешествие Незнайки в страну Спортландию»

Виды детской деятельности: физическая, познавательная, игровая, коммуникативная, музыкально – художественная. Цели: Познакомить детей с различными видами спорта: (баскетбол, легкая атлетика...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности «Труд пожарных» для детей старшего дошкольного возраста.

Конспект непосредственно - образовательной деятельности «Труд пожарных» для детей старшего дошкольного возраста....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию представлений детей старшего дошкольного возраста о дорожной безопасности

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию представлений детей старшего дошкольного возраста о дорожной безопасности Тема: «Дорожная азбука»...