«План-конспект непосредственно образовательной деятельности По речевому развитию детей старшего дошкольного возраста «Составление рассказа по стихотворению Татьяны Волжиной «Где чей дом?»»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Синельникова Лариса Ивановна

Тема:  «Составление рассказа по стихотворению Татьяны Волжиной

«Где чей дом?»»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ioch_po_vb_sinelnikovoy_l.i.docx25.54 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования   и науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

Самарский областной институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования

Итоговая работа

по курсу повышения квалификации по ИОЧ

«Коммуникативная деятельность дошкольников с учётом

Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

на тему:

«План-конспект непосредственно образовательной деятельности

По речевому развитию детей старшего дошкольного возраста

 «Составление рассказа по стихотворению Татьяны Волжиной

«Где чей дом?»»

                                                                 

   время обучения: 19.10-23.10.2015г

              Выполнила

Синельникова Лариса Ивановна

воспитатель ГБОУ СОШ №2 «ОЦ» с. Борское детский сад «Солнышко» 

                                           Самара, 2015г.

Тема:  «Составление рассказа по стихотворению Татьяны Волжиной

«Где чей дом?»»

Интеграция образовательных областей: речевое развитие; физическое развитие; художественно-эстетическое развитие.

Задачи:

 1) «Речевое развитие»:

-связная речь: учить рассказывать связно, не отступая от заданной темы;

-словарь и грамматика: упражнять в образовании названий детенышей животных в именительном и родительном падежах множественного числа; закрепить представление о том, что не все детеныши имеют специальное название; активизировать в речи сложноподчиненные предложения;

-звуковая культура речи: учить выделять из предложений слова со звуками [ш] и [ж], четко произносить фразы (чисто- и скороговорки), насыщенные данными звуками; произносить фразы с различной громкостью: громко, тихо, шепотом; учить делить трехсложные слова на части, произносить каждую часть слова, определять порядок слогов в слове. 

2) «Физическое развитие»:

Развивать двигательную активность детей, формировать умения соотносить движения с текстом

3) «Художественно-эстетическое развитие»: Содействовать развитию творчества в процессе выполнения творческого задания и создания коллажа-композиции с помощью разнообразных техник и материалов.

Методы и приемы:

-практические: физминутка, состаление рассказа, составление коллажа

-словесные: беседа, чтение, загадки, вопросы, ситуативный разговор

-наглядные:

Материалы и оборудование: плюшевый медведь, счетные палочки.

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Физкультминутка «Хитрый ёжик»

Коммуникативная

Беседы, составление рассказов, отгадывание загадок, вопросы, ситуативный разговор.

Изобразительная

Коллаж «Где чей дом?» 

Восприятие

(художественной литературы и фольклора)

Рассказывание, чтение, обсуждение

Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Воспитатель (читает стихотворение Т. Волжиной)

Где чей дом?

Воробей живет под крышей,

В теплой норке — домик мыши,

У лягушки дом в пруду, Домик пеночки в саду.

Эй, цыпленок, где твой дом?

-Он у мамы под крылом.

Беседа по содержанию стихотворения:

-Про что это стихотворение?

-Про чьи дома рассказывается?

Да, про дом воробья, мыши, лягушки, цыпленка. А еще говорится о домике пеночки. Пеночка — птичка, живет она в саду. Вместе с папой-воробьем живут под крышей малыши... во... (робушки). В пруду домик лягушки и ля... (гушат). Домик цыпленка мамы под крылом. У курицы много цып... (лят).. А у пеночки птенцы называются так же — пеночки. Если один птенчик, то пеночка, если много — пе... (ночки). Названия каких птенцов одинаковы с названиями взрослых птиц?

(Ласточки, синички.)

 Один птенчик — лас... точка, много — лас... точек; одна — си… ничка, много — си... ничек.

-Каких еще птиц и птенцов вы знаете?

 

Проводится физкультминутка. 

Хитрый ежик – чудачек,

Сшил колючий пиджачок,

Сто иголок на груди,

Сто иголок позади.

Ходит еж в саду по травке,

Натыкает на булавки,

Груши, сливы, всякий плод,

Что под деревом найдет.

И с подарочком богатым,

Возвращается к ежатам.

Воспитатель (загадывает загадку) 

Вот иголки и булавки Выползают из-под лавки. На меня они глядят, Молока они хотят.

                                (Ежик.)

-Почему вы думаете, что это ежик?

-Какой знакомый вам звук есть в отгадке — [ж] или [ш]?

-Произнесите слово так, чтобы слышался звук [ж]

(ёжжжик).

Отгадайте другую загадку. 

Маленькие ножки,

Боится кошки,

Живет в норке,

Любит корки.

                           (Мышка.). -Почему вы думаете, что это мышка?

-Какой звук в этом слове — [ш] или [ж]?

-Произнесите этот звук в слове протяжно (мыш-ш-шка).

Воспитатель читает стихотворение, в котором очень часто встречается знакомый детям звук. Просит внимательно слушать, а потом сказать, какой звук, где всего встречается.

Мышонку шепчет мышь: «Ты все шуршишь, не спишь».

Мышонок шепчет мыши: «Шуршать я буду тише».

Воспитатель предлагает придумать рассказ  про мышонка, который не спит.

(Спрашивает двух-трех детей.)

Послушайте еще одно стихотворение.

Жук упал и встать не может.

Ждет он, кто ему поможет. Придумайте рассказ про жука.

-Как он упал?

-Что с ним случилось?

-Кто ему помог?

Послушайте скороговорку: 

«Хорош пирожок, внутри творожок».

 Воспитатель предлагает всем детям повторить скороговорку сначала медленно и громко, потом тихо. Затем несколько детей по одному произносят ее шепотом быстро.

Появляется мишка. (Воспитатель говорит от его лица).

-Мишка. Отгадайте, что я больше всего люблю.

-Послушайте слово:

 ма-а-ал-и-и-ина-а-а.

-Сколько в ней частей?

-Мишка. Давайте посчитаем вместе: ма-ли-на.

-Какая первая часть слова?

-Какая вторая?

-Какая третья?

Всего три части.

Аналогично анализируются слова машина, Наташа.

Дети внимательно слушают.

Дети отвечают на поставленные вопросы.

Хоровые или индивидуальные договаривания.

Дети заканчивают слово.

Дети отвечают самостоятельно. За каждый правильный ответ ребенок получает счетную палочку или фишку. Подводя итог, воспитатель и дети выясняют, у кого больше фишек и сколько их всего.

Дети выполняют движения согласно тексту.

Дети отгадывают

Дети отвечают.

Дети отвечают.

Дети выполняют.

Дети отгадывают.

Дети отвечают.

Дети отвечают.

Дети выполняют.

Дети внимательно слушают.

Дети составляют рассказ.

Дети внимательно слушают.

Дети составляют рассказ.

Дети отвечают на поставленные вопросы.

Дети внимательно слушают.

Повторяют скороговорку.

Обращают внимание на гостя.

Отвечают на вопросы медведя. (Мед, малину)

Отвечают на вопросы медведя. (Три).

При произнесении каждого слога дети выкладывают перед собой счетную палочку.

Внимательно слушают и отвечают на вопросы.

Концентрация внимания

Умеют отвечать на поставленные вопросы.

Умеют образовывать названия детенышей животных в именительном и родительном падежах множественного числа.

Имеют представление о том, что не все детеныши имеют специальное название.

Активизируют  в речи сложноподчиненные предложения.

Обеспечена потребность в двигательной активности и снято мышечное напряжение.

Пополнен опыт умений отгадывать загадки.

Умеют выделять из предложений слова со звуками [ш] и [ж], четко произносят фразы (чисто- и скороговорки), насыщенные данными звуками.

 

.

Умеют составлять рассказ.

Умеют составлять рассказ.

Умеют отвечать на поставленные вопросы.

Умеют произносить фразы с различной громкостью: громко, тихо, шепотом.

Повышен эмоциональный настрой

Умеют делить трехсложные слова на части, произносить каждую часть слова, определять порядок слогов в слове. 

Итоговое мероприятие: Коллаж «Где чей дом?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Обучение детей старшего дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картине"

В материале представлен опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста при составлению творческих рассказов по картине, с использованием элементов технологии ТРИЗ. Составление рассказов фантастиче...

Презентация «Обучение детей старшего дошкольного возраста составлению описательных рассказов по предметным картинкам»

Учить детей дошкольного возраста составлять описательные рассказы – очень важный аспект их развития. Умение ребенка точно, лаконично и образно описывать предмет способствует усовершенствованию е...

План-конспект по непосредственной образовательной деятельности речевому развитию "Составление творческого рассказа по картине "Кошка с котятами"" в средней группе.

План-конспект по непосредственной образовательной деятельности речевому развитию в средней группе.Тема: «Составление творческого рассказа по картине «Кошка с котятами»....

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Составление описательного рассказа по картине «Ранняя осень»

Развитие связной речи, совершенствование грамматического строя речи, уточнение и расширение словаря по теме «Ранняя осень»...

МАСТЕР – КЛАСС на тему: «Обучение детей старшего дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картине, используя технологию ТРИЗ».

Качественно решается задача обучения составлению детьми связного текста по сюжетной картине, формируется устойчивый интерес дошкольника к созданию собственного речевого продукта....

Обучение детей старшего дошкольного возраста составлению описательных рассказов по игрушке посредством моделирования

Обучение описанию способствует развитию связности речи, совершенствованию составления сюжетных рассказов, развитию умений употреблять в речи точные и образные слова. Важнейшим приемом, помогающим...

Мастер-класс «Обучение детей старшего дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картине».

В современном образовании остро стоит задача воспитания творческой личности, обладающей коммуникативными способностями, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях де...