Главные вкладки

    МАСТЕР – КЛАСС на тему: «Обучение детей старшего дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картине, используя технологию ТРИЗ».
    материал по развитию речи (старшая группа) на тему

    Алексеева Елена Геннадьевна

    Качественно решается задача обучения составлению детьми связного текста по сюжетной картине, формируется устойчивый интерес дошкольника к созданию собственного речевого продукта.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vystuplenie_na_master_-_klasse.docx34.71 КБ

    Предварительный просмотр:

    МБДОУ «Детский сад №11 г. Выборга»

    МАСТЕР – КЛАСС  на тему:

    «Обучение детей старшего дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картине, используя технологию ТРИЗ».

                                                                Подготовила  воспитатель Алексеева Е. Г.

    Цель: Повышение компетентности педагогов в обучении детей старшего дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картине, развитие фантазии и творческого воображения у  детей старшего дошкольного возраста.

    Задачи:

    -Познакомить педагогов с разными видами творческой речевой деятельности  детей при работе с картиной.

    -Побудить  педагогов к использованию  технологии ТРИЗ в обучении старших дошкольников составлению творческих рассказов по картине.

    1 часть.  Приветствие

    -Добрый день, уважаемые коллеги, рада приветствовать вас на мастер – классе «Обучение детей старшего дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картине с использованием технологии ТРИЗ».

     

    2 часть. Теория.

                   Для успешной подготовки ребенка к школе во все без исключения программы воспитания и обучения дошкольников включен раздел по формированию умений самостоятельно составлять рассказ по сюжетным картинам.

    По отзывам педагогов, можно сделать вывод, что более неинтересного  вида деятельности в детском саду, чем составление рассказа по картине, нет. Проблема организации такого занятия в том, что дети должны выслушивать рассказ по одной картине сначала воспитателя, как образец, а затем своих товарищей. Содержание рассказов почти одинаковое. Но главное то, что ребенок не строит свой рассказ сам, а повторяет предыдущий с очень незначительной интерпретацией. Теряется интерес   к рассказу своих сверстников, потому что тексты однообразны.

     И в то же время ребенок должен к поступлению в школу уметь составлять рассказы по картине.

    Возникшее противоречие    можно решить  с помощью адаптированной методики  Т.А. Сидорчук,  С.В. Лелюх  «Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине» (технология ТРИЗ), которая позволяет получить гарантированный результат — усвоение детьми обобщенного способа составления рассказа по сюжетной картине. Это происходит на фоне формирования устойчивого интереса дошкольника к данной речевой деятельности.

    Методика составления творческого рассказа по картине предназначена для обучения детей 3,5-7 лет.

    Подбор сюжетных картин осуществляется на основе общих дидактических требований в соответствии с возрастом детей.

    Освоение обобщенных способов составления творческих рассказов по картине происходит  по этапам и выглядит как система игр  со всей группой или с подгруппами детей  в течение двух недель.

    Есть игры как с изображенным на картине объектом, так и в целом по содержанию всей картины. 


    Часть игр направлена на обучение ребенка описательному рассказыванию, часть — опосредованно касается содержания картины и направлена на развитие воображения.

     Сформированные у детей умения систематизировать, классифицировать, прогнозировать и преобразовывать в дальнейшем могут использоваться ими при построении собственных рассказов.

    Общие требования к организации работы с картиной

    1. Работы по обучению детей творческому рассказыванию по картине рекомендуется проводить начиная со 2-й младшей группы детского сада.

    2. При подборе сюжета необходимо учитывать количество нарисованных объектов: чем младше дети, тем меньше объектов должно быть изображено на картине.

    3. После первой игры картина оставляется в группе на все время занятий с ней (две-три недели) и постоянно находится в поле зрения детей.

    4. Игры могут проводиться с подгруппой или индивидуально. При этом не обязательно, чтобы все дети прошли через каждую игру с данной картиной.

    5. Каждый этап работы (серия игр) следует рассматривать как промежуточный. Результат этапа: рассказ ребенка с использованием конкретного мыслительного приема.

    6. Итоговым можно считать развернутый рассказ дошкольника, построенный им самостоятельно с помощью усвоенных приемов.

    На каждом этапе работы по картине детям предлагается алгоритм мыслительных действий,  помогающий ребенку в составлении рассказа.

    3 часть. Практическая деятельность.

    Давайте рассмотрим некоторые игровые приемы обучения творческому рассказыванию на примере картины « Собака со щенятами».

    1 этап  Определение состава картины

    Для составления рассказа по картине необходимо подготовить запас слов. С этой целью выделяются конкретные  объекты, изображенные на картине. Для побуждения детей к выделению и называнию объектов на картине используется игра "Подзорная труба". 

    Для этой игры нам нужен  альбомный лист бумаги, свернутый для имитации подзорной трубы.
    Ход игры: каждый ребенок по очереди рассматривает картину в «подзорную трубу» и называет только один объект. Например: мама-собака,  щенок с рыжими пятнами, щенок с черными пятнами, щенок с коричневыми пятнами, косточка, миска с кашей, дом, дерево, воробьи, трава.

    Внимание! Не забудьте назвать с детьми небо и землю.

    Игра «Фотографирование»

    Для того чтобы ничего не пропустить и не забыть, назовём, где находятся все предметы, как будто сфотографируем их, я на доске выложу картинками.

    -Назовите предметы, которые вы увидели? Где они расположены на картине?

    Советы педагогу:

    *воспитатель должен проявлять живой интерес и эмоционально реагировать на ответы детей;

    *темп работы должен быть достаточно быстрым,

    *обязательным условием является обозначение «земля- небо», «пол - потолок». Данные ориентировки впоследствии помогут детям найти связь между объектами: «Такой-то объект лежит на полу, а этот – летает в небе».

    * по окончанию определения состава картины необходимо подвести итог: быстро перечислить все названное;

    *окончательным итогом данный игры считается рефлексия: осознание детьми производимой мыслительной операции и вывод правила – «когда смотришь на картину, надо сначала обозначить объекты на ней изображенные».

    2 этап: Установление взаимосвязей между объектами

     - Давайте поиграем в сыщиков и раскроем тайну картины: все изображенные предметы между собой связаны. Найдем эти связи.

    Цель: упражнять детей в объяснении взаимосвязей объектов, изображенных на картине. Выбираются любые два объекта и объясняется, почему их можно соединить. Для этого предлагаются  творческие задания:

    пришел волшебник "Объединяй" и объединил два объекта (сначала воспитатель указывает на два объекта). Волшебник просит  объяснить, почему он это сделал. Затем дети самостоятельно объединяют объекты на картине.

     Игра «Ищу друзей (недругов)»

    Цели: установление эмоционально-духовных связей и взаимодействий между изображенными объектами.

    Взаимодействие между объектами могут быть установлены на уровне: физических связей (касание, давление...); эмоциональных связей (нравится, не нравится, заботится, не любит...); родственных связей (брат — сестра, мама — дети...).

    Игровое действие: поиск «друзей (недругов)» применительно к конкретному объекту.
    Необходимо следить за тем, чтобы дети не повторяли ответы других, отвечали развернуто и доказательно.

    Примеры:

    Собака — дом. 
    «Собака с удовольствием сторожит дом, потому что хозяева дома кормят ее, заботятся о ней: приносят вовремя пищу».

    3 этап:  Описание восприятия картины с точки зрения различных органов чувств

    Для обучения детей умению описывать объекты, изображенные на картине с помощью органов чувств, педагогу поможет прием «вхождения в картину».

    Цель: научить детей «входить» в пространство картины и описывать воспринимаемое через различные органы чувств.

    Игра «К нам пришел волшебник: я могу только слышать»

    Цели: 
    — учить представлять различные звуки и передавать свои представления в законченном рассказе; 
    — побуждать к фантазированию путем построения предполагаемых диалогов между живыми и неживыми объектами по сюжету картины.
    Ход игры: всматриваясь в объекты, изображенные на картине, нужно представить издаваемые ими звуки и затем составить связный рассказ на тему «Я слышу только звуки на этой картине». Составить рассказ «О чем говорят объекты». Составить диалоги «от имени» объектов.

    Примерные варианты рассказов:

    1. «Я слышу, как два щенка визжат и пищат, когда играют, как быстро дышит собака, как она радостно лает, как шумит ветер в лесу и где-то кричат и играют деревенские мальчишки».

    2. «Я слышу, как собака-мама разговаривает со щенками: «Посмотрите, к нам прилетели птицы. Это воробьи. Они тоже живут в нашем дворе».

    Игра «К нам пришел волшебник: я ощущаю только запахи»

    Цель: учить представлять возможные запахи, передавать свои представления в законченном рассказе и фантазировать на основе предполагаемых восприятий запахов.
    Ход игры: нужно представить запахи, свойственные объектам, изображенным на картине, и составить рассказ на тему «Я чувствую запахи».

    Например:

    «Здесь пахнет деревней. Дует свежий ветерок, пахнет лесом. Идет запах от свежего молока. В доме пекут хлеб и пахнет свежеиспеченным хлебом. Пахнет шерстью собак и травой на лужайке».

    Игра «К нам пришел волшебник: я ощущаю только руками и кожей»

    Цель: учить детей представлять возможные осязательные ощущения при воображаемом соприкосновении с различными объектами, обозначать словами их специфические признаки и составлять законченный рассказ.
    Ход игры: нужно представить ощущения, возникающие при воображаемом касании руками или ином кожном соприкосновении с объектами на картине, и затем составить рассказ «Я ощущаю руками и лицом».

    Пример рассказа:

    «Я глажу руками щенят и собаку. Шерстка у щенят мягкая и пушистая, а у собаки — жесткая и гладкая. Язычок у собаки мокрый и теплый, а нос холодный. На улице жарко, а в лесу прохладно. Прохладно и в доме у человека. Если пройти босиком, то по травке идти приятно и мягко, а по земле — жестко и больно».

    Советы педагогу:

            *Предварительно уточните знания детей о возможных ощущениях каждого анализатора

            *Работая с картиной, начинайте речевую зарисовку с фразы: «Я слышу, как …», «Я чувствую запах…», «Когда я трогаю руками…». Добивайтесь передачи отношения ребенка к воспринимаемому на картине.

            *Побуждайте детей описывать не единичные ощущения, а их комплекс.

            *Передача ощущений может идти как от лица постороннего наблюдателя, так и одного из персонажей картины.

    Игра «К нам пришел волшебник: я пробую все на вкус» (не ко всем картинам)

    Цели: 
    — учить детей разделять объекты на съедобные-несъедобные с точки зрения человека и других живых существ, изображенных на картине;
    — уточнить представления о способах и продуктах питания; 
    — побуждать передавать в речи различные вкусовые характеристики. 
    Игровые действия: объекты, имеющиеся на картине, разделяются на относящиеся к растительному или животному миру. Воспитатель объясняет, кто чем и как питается. Дети ищут слова, обозначающие отношение каждого живого существа к продуктам питания (любит — не любит, вкусно — невкусно, сытый — голодный и т.п.), и описывают разные способы питания (способы питания растительного, животного мира различны). Затем они описывают свои предполагаемые вкусовые ощущения в рассказе «Что мне вкусно и невкусно» (с точки зрения выбранного на картине объекта).

    Примеры рассказов:

    1. «Я — мама - собака. Я грызу косточку. В некоторых местах она вкусная и сладкая, а в некоторых — жесткая, и я не могу ее разгрызть».

    2. «Я — берёза. Расту на опушке леса. Земля тут мягкая. Мои корни берут из нее воду и всякие нужные мне вещества. Я не умею ни грызть кость, ни есть кашу. Мне это и невкусно».

    Уважаемые педагоги, перед вами лежат карточки, посмотрите, каким волшебником вы будете.  «Войдите в картину» и опишите свои ощущения от лица любого героя картины или стороннего наблюдателя.

    Начинайте речевую зарисовку с фразы: «Я слышу, как…», «Я чувствую запах…» и т.д.

    Игра «Живые картинки» (выстраивание на ковре)

    Целиучить детей ориентироваться в двухмерном и трехмерном пространстве, отвечать развернутыми предложениями на вопросы о местонахождении объекта.

    Для обучения детей пространственной ориентировке на картине мы используем такие игры как:

    Игра «Да — нет»

    Я  загадала объект на картине, а вы с помощью вопросов, сужающих поле поиска в пространстве, установите  его местонахождение.

    Вопросы задавайте таким образом, чтобы я могла отвечать только «Да» или «Нет»


    Ход игры: каждый ребенок «превращается» в один из объектов на картине, объясняет словами свое местонахождение в двухмерном пространстве относительно других объектов, изображенных на картине, а затем моделирует его в трехмерном пространстве (на ковре).
    Каждая «живая картинка» предполагает фиксацию местонахождения объектов в трехмерном пространстве и наблюдается воспитателем 5—7 секунд после построения всех детей-объектов на ковре.

    Пример игры

    Распределение ролей:

    дом — Оля, 
    будка — Лена, 
    собака — Вася, 
    ель — Оксана, 
    веревка — Федя.

    Дом—Оля: Я нахожусь на опушке леса, окнами смотрю на собаку со щенятами, сзади меня, наверное, есть огород. Поэтому на ковре я должна встать подальше от края. 
    Будка — Лена: Позади меня дом, а впереди — собака со щенятами. На ковре я встану между собакой и домом. 
    Ель — Оксана: На картине я нахожусь далеко, дальше дома — в лесу. На ковре я встану позади дома. 
    Собака — Вася: Я нахожусь в середине лужайки на картине. На ковре я встану в центре перед будкой. 

    Осознание мыслительной операции и вывод правила: "Объекты на картине связаны, важно доказать это".

    4 этап. Составление рассказов от лица разных героев

    Цель: учить детей вживаться в образ и составлять связный рассказ от первого лица.
    Алгоритм мыслительных действий.

    1.Выбрать  героя на картине.

    2. Определить его настроение или свойства характера.
    3. «Войти» в образ героя (представить  себя им).

    3. Предложить детям описать картину с точки зрения выбранного объекта.

    Для обучения составлению творческих рассказов от лица кого-либо объекта картины используется прием эмпатии. Он заключается в том, что ребенок представляет себя объектом и «входит» в его эмоциональное состояние, передает его черты характера.

    Пример рассказа.

    «Мудрая береза»

    «Я — береза. Живу много лет. Мне нравится лето, потому что я зеленею, и все мои листочки могут наблюдать, как хозяева дома ухаживают за собаками, коровой, огородом, домом. Я видела, как маленький сынишка помогал папе строить дом, и сделали они это хорошо. Хозяйка не забывает кормить собаку со щенятами, и в этом ей помогает дочка. Я думаю, что эта семья живет счастливо и благополучно».

            Советы педагогам:

    • При выборе объекта и его эмоциональной характеристики необходимо учитывать возраст детей.
    • Следует побуждать ребенка брать на себя роль не только простых объектов, но и частей объекта (глаз собаки).
    • От простых и обобщенных эмоций (добрый - злой) осуществлять переход к нюансам настроений (встревоженный, равнодушный).

    Следует предложить ребенку структуру построения рассказа: сначала назвать своего героя «Я тот то….»,потом описать свое эмоциональное состояние или настроение, характер, предложить решение проблемной ситуации…Окончание рассказа - восстановление эмоционального равновесия героя. По окончании рассказа ребенок дает ему название.

            5 этап:  Создание рассказов-фантазий с использованием приема перемещения объектов во времени

    Цель: учить детей представлять выбранный на картине объект с точки зрения его прошлого или будущего и придумывать рассказ, используя в нем словесные обороты, характеризующие временные отрезки (до того, как...; после того, как...; утром...; потом...; в прошлом; в будущем; днем; ночью; зимой; летом; осенью; весной...).

    Ход занятия:

    1. Объекты на картине разделяются на три категории:

    а) рукотворный мир;
    б) живая природа;
    в) неживая природа.

    2. Прием преобразования во времени целесообразно вводить в соответствии с этими категориям и в следующей последовательности:

    Объекты животного мира, изображенные на картине, рассматриваются в рамках суточного изменения, например, при составлении описательного рассказа на тему «Я вспоминаю, что было с собакой ранним утром», или «Я представлю, что было с ней поздно вечером».
    Объекты растительного мира можно рассматривать в рамках изменения времен года, например: что было с березой зимой или что с ней будет ранней осенью.
    Неживая природа рассматривается в рамках крупных изменений окружающего ландшафта (это зависит от разумной или неразумной деятельности человека), например: как выглядело это место на картине, когда человека еще не было на земле; как будет выглядеть это место через сто лет.
    Рукотворные объекты рассматриваются в рамках времени их создания и использования. Например: кто, когда и зачем сварил кашу для собак; кем, когда и зачем сделана будка для собаки, как за ней нужно ухаживать, чтобы она дольше прослужила.

    Пример рассказа.

    «Миска с кашей»

    «Хозяйка знает, что собачка Жучка и ее маленькие щенята очень любят кашу. Поэтому ранним утром, после того как хозяйка подоит корову, она никогда не забывает сварить свежую кашу. Если каша долго стоит под солнцем, то к ней могут прилететь мухи, поэтому за миской надо следить».

    Игра «Путешествие на машине времени» - вне занятия

    Цель: учить составлять рассказ об объекте с точки зрения времени его существования.
    Игровое действие: ведущий выбирает объект и предлагает играющим прокатиться с ним на «машине времени», а потом рассказать о том, что было с объектом в прошлом и будет в будущем.
    Правила игры: 
    — нельзя рассказывать о времени, когда данного объекта не было;
    — не обязательно подробно рассказывать о моменте существования объекта на картине.

    Пример рассказа.

    «Травинка»

    «Жило-было маленькое семечко. Его носило ветром по миру. И вот однажды ветер опустил его на полянку, где только что построили будку для собаки. Всю зиму семечко лежало в земле. Ему там не очень нравилось: сыро и холодно. Как хорошо, что наконец наступила весна! Из семечка выросла травинка. Она радовалась дождю, но не любила, когда на нее наступали. Самые тяжелые существа — люди. Мама-собачка полегче, но все равно ее ноги сильно приминали травинку. А легкие и мягкие лапки щенят травка даже любила. Травинке было грустно, что скоро наступит осень, а потом зима. Снег хоть и укроет ее от мороза, но все же опять будет так холодно!»

    4часть.  Заключение.

    Сегодня я познакомила вас только с частью этапов работы над картиной. Если вас заинтересовала данная методика, вы можете подробно ознакомиться с ней самостоятельно.

         Используя данную методику, решается задача обучения составлению детьми творческих рассказов по сюжетной картине  через интеграцию коммуникативной и продуктивной видов деятельности.

            Такой подход ведет к формированию устойчивого интереса дошкольника к созданию собственного речевого продукта.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для педагогов Тема: Обучение детей старшего дошкольного возраста с ТНР составлению рассказов по серии сюжетных картин.

    статья знакомит педагогов с обучением детей составлению  рассказов по серии сюжетных картин....

    Мастер-класс "Обучение детей старшего дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картине"

    В материале представлен опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста при составлению творческих рассказов по картине, с использованием элементов технологии ТРИЗ. Составление рассказов фантастиче...

    Презентация «Обучение детей старшего дошкольного возраста составлению описательных рассказов по предметным картинкам»

    Учить детей дошкольного возраста составлять описательные рассказы – очень важный аспект их развития. Умение ребенка точно, лаконично и образно описывать предмет способствует усовершенствованию е...

    Методическая разработка Тема: «Обучение детей старшего дошкольного возраста рассказыванию по картине с элементами ТРИЗ»

    Управление народного образованияГородского округа города Бор   Тема: «Обучение детей старшего дошкольного возраста рассказыванию по картине с элементами ТРИЗ»...

    Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Составление описательного рассказа по картине «Ранняя осень»

    Развитие связной речи, совершенствование грамматического строя речи, уточнение и расширение словаря по теме «Ранняя осень»...

    Обучение детей старшего дошкольного возраста составлению описательных рассказов по игрушке посредством моделирования

    Обучение описанию способствует развитию связности речи, совершенствованию составления сюжетных рассказов, развитию умений употреблять в речи точные и образные слова. Важнейшим приемом, помогающим...

    Мастер-класс «Обучение детей старшего дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картине».

    В современном образовании остро стоит задача воспитания творческой личности, обладающей коммуникативными способностями, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях де...