Главные вкладки

    Обучение детей старшего дошкольного возраста составлению описательных рассказов по игрушке посредством моделирования
    статья по развитию речи на тему

    Шапортова Ольга Михайловна
    Обучение описанию способствует развитию связности речи, совершенствованию составления сюжетных рассказов, развитию умений употреблять в речи точные и образные слова. 
    Важнейшим приемом, помогающим в овладении связной речью, является моделирование

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon modelirovanie.doc38.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Обучение детей старшего дошкольного возраста составлению описательных рассказов по игрушке посредством моделирования

    В настоящее время федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО) устанавливают нормы и положения, обязательные при реализации основной образовательной программы дошкольного образования образовательными учреждениями. В ФГОС ДО проблема связной речи рассматривается в образовательной области «Речевое развитие», решается через задачу – развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи в различных формах и видах детской деятельности, но этого недостаточно для полноценного развития личности ребенка.

    В методике развития речи дошкольников в детском саду выполнено много исследований, посвященных связной монологической речи – развитию умений и навыков пересказа, рассказывания (включая творческое рассказывание). Однако остается мало изученным вопрос  формирования у детей навыков и умений построения такого важного вида развернутого связного высказывания, каким является описание.

    Обучение описанию способствует развитию связности речи, совершенствованию составления сюжетных рассказов, развитию умений употреблять в речи точные и образные слова.

    Важнейшим приемом, помогающим в овладении связной речью, является моделирование, но к использованию моделирования обычно обращаются с целью развития логического мышления дошкольника.

    Вопросами  использования моделирования в обучении дошкольников занимались исследователи Л.А. Венгер, Р.И. Горова, Л.И. Цеханская, С.А. Лебедева, Н.Г. Смольникова. Активно в своей работе с детьми метод моделирования использовала Т.А. Ткаченко.

    «Модель – любой образ какого-либо объекта, процесса, явления, использованный в качестве его заместителя или представителя» [3].

    В работе с дошкольниками модели используются как заместитель реальных объектов, их частей или явлений и процессов.

    Благодаря моделированию дети учатся обобщенно представлять существенные признаки предметов, связи и отношения в реальной действительности. В процессе моделирования окружающих объектов совершенствуется ориентировочная деятельность, формируются перцептивные и практические действия. С этих же позиций моделирование используется в процессе обучения детей составлению рассказов – описаний. В старшем дошкольном возрасте происходит становление словесно-логического мышления, но преобладающим видом мышления является наглядно-образное, поэтому очень важно использовать моделирование в процессе формирования связной речи у детей. Наглядность помогает лучше усвоить и запомнить материал.

    Несмотря на достаточную степень изученности проблемы развития связной речи дошкольников, остается недостаточно разработанным один из аспектов этой проблемы – развитие описательной речи дошкольников с использованием моделирования. Прежде всего, это проблема использования приемов и условий, помогающих ребенку осознать процесс построения текста и осмыслить то содержание, которое находит отражение в этом тексте, хотя это и обусловлено интеллектуальным и речевым развитием дошкольника, а также использование приема моделирования педагогами в своей практике при обучении детей описательным рассказам.

    В Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 14» была проведена исследовательская работа «Обучение детей старшего дошкольного возраста составлению описательных рассказов по игрушке посредством моделирования».

    В ходе экспериментальной работы с детьми проводилась образовательная деятельность, направленная на обучение детей старшего дошкольного возраста составлению описательных рассказов по игрушке с использованием моделирования.

    В результате экспериментальной деятельности дети научились составлять описательный рассказ с использованием моделирования, правильно использовать лексические и грамматические формы; использовать в речи выразительность. Детские тексты имели четкую структуру. Описания были достаточно подробны, характеризовались выделенные признаки объекта, использовались элементарные средства выразительности (сравнения, определения). Предложения между собой связывались при помощи разнообразных средств (местоимений, лексического повтора, синонимической замены).

    Результат данного исследования может быть использован педагогами ДОУ в процессе обучения детей старшего дошкольного возраста составлению описательных рассказов по игрушке посредством моделирования.

    Литература

    1. Алексеева, М. М. Методика развития связной речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]: уч. пособие для студ. выс. и сред. пед. уч. заведений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с.
    2. Бородич, A.M. Методика развития речи детей [Текст]: уч. пособие для студ. пед. инст-ов по спец. «Дошкольная педагогика и психология» / А.М. Бородич. – 2-е изд. перераб.– М.: Просвещение, 1981. – 255 с. илл.
    3. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка [Текст] / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – 4-е изд. доп. – М.: ИТИ Технологии, 2006. – 944 с.
    4. Ткаченко, Т.А. Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша [Текст] / Т.А. Ткаченко. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 136 с.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО КОММУНИКАЦИИ (РАЗВИТИЮ РЕЧИ) У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА "Составление описательного рассказа - моя любимая игрушка".

    Непосрественно образовательная деятельность проводилась в 2011 году, во время недели "МОЯ ЛЮБИМАЯ ИГРУШКА"  во 2-ой младшей группе ГБОУ Д/С № 1725, молодым специалистом Кадыровой Наталией Василье...

    Мастер-класс "Обучение детей старшего дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картине"

    В материале представлен опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста при составлению творческих рассказов по картине, с использованием элементов технологии ТРИЗ. Составление рассказов фантастиче...

    Презентация «Обучение детей старшего дошкольного возраста составлению описательных рассказов по предметным картинкам»

    Учить детей дошкольного возраста составлять описательные рассказы – очень важный аспект их развития. Умение ребенка точно, лаконично и образно описывать предмет способствует усовершенствованию е...

    Презентация «Использование моделей-схем при обучении детей старшего дошкольного возраста составлению описательных и сравнительных рассказов»

    Систематическая  и планомерная работа  по использованию моделей-схем при обучении детей старшего дошкольного возраста составлению описательных и сравнительных рассказов помогает развива...

    Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Составление описательного рассказа по картине «Ранняя осень»

    Развитие связной речи, совершенствование грамматического строя речи, уточнение и расширение словаря по теме «Ранняя осень»...

    МАСТЕР – КЛАСС на тему: «Обучение детей старшего дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картине, используя технологию ТРИЗ».

    Качественно решается задача обучения составлению детьми связного текста по сюжетной картине, формируется устойчивый интерес дошкольника к созданию собственного речевого продукта....

    Мастер-класс «Обучение детей старшего дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картине».

    В современном образовании остро стоит задача воспитания творческой личности, обладающей коммуникативными способностями, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях де...