Мастер-класс "Обучение детей старшего дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картине"
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа) по теме

Пинская Ирина Николаевна

В материале представлен опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста при составлению творческих рассказов по картине, с использованием элементов технологии ТРИЗ. Составление рассказов фантастического плана по мотивам изображенного на картине происходит в несколько этапов. Работа по картине с использованием предложенной технологии может проводиться  в течение нескольких НОД, так же по усмотрению педагога могут использоваться не все этапы, а выборочно несколько этапов.

На каждом этапе работы по картине детям предлагается алгоритм мыслительных действий,  помогающий ребенку в составлении рассказа. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2 «Дюймовочка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому развитию детей».

МАСТЕР – КЛАСС  на тему:

«Обучение детей старшего дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картине».

                        Выполнила:  воспитатель МБДОУ №2

                                                                                   «Дюймовочка»,

                                                                                                     Пинская Ирина Николаевна

г. Шарыпово, 2014г.

Цель: Повышение компетентности педагогов в обучении детей старшего дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картине, развитию фантазии и творческого воображения у  детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  • Познакомить педагогов с разными видами творческой речевой деятельности  детей при работе с картиной.
  • Побудить  к использованию  технологии ТРИЗ в обучении старших дошкольников составлению творческих рассказов по картине.
  • Освоить методы и приемы составления творческих рассказов по картине, основываясь на алгоритмах мышления.
  • Cформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование в воспитательно – образовательном процессе  методов и приемов развития связной речи дошкольников, в рамках технологии ТРИЗ.

Проблема: 

Как, каким образом повысить уровень коммуникативного развития воспитанников группы?

                            Ход мастер – класса:

1 часть.  Презентация педагогического опыта.

Ведущий:  Добрый день, уважаемые коллеги, рада приветствовать вас на мастер – классе «Обучение детей старшего дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картине».

  Актуальность

   В современном образовании остро стоит задача воспитания творческой личности, обладающей коммуникативными способностями, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. В «Концепции дошкольного воспитания», Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС) определены целевые ориентиры, которые  говорят о необходимости развития у дошкольников таких интегративных качеств, как: воображение, фантазия, творчество, коммуникативные способности (умением вести диалог, отвечать на вопросы, свободно общаться со сверстниками и взрослыми, потребность ребенка активно действовать в мире) и др.  

       Проблеме развития творческих способностей и развития речи детей  большое внимание уделяли российские и зарубежные педагоги и психологи. Среди наиболее значимых зарубежных авторов получили известность концепции: Дж. Гилфорда, В. Лоунфельда, А.Осборна, К.Тейлора, П.Торренса и др.

  В отечественной педагогике решение этих задач предложено многими известными учёными: Л.А. Венгер, А.Л. Венгер, Н.Е. Веракса, И.В.Дубровиной, О.М.Дьяченко.

     Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи. Одним из показателей развития умственных способностей ребенка принято считать богатство его речи.  Поэтому, выстраивание работы в условиях перестройки образования требует от педагогов новых подходов, форм и методов работы, использования  инновационных технологий и вариативных форм воспитания.  

   

       В основе моего опыта работы лежит технология ТРИЗ – Теория Решения Изобретательских Задач (автор Г.С. Альтшулер). 

Целью использования ТРИЗ – технологии является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремление к новизне;  развитию речи и творческого воображения.  

В работе с дошкольниками придерживаюсь кредо ТРИЗовцев: «Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире».

2 часть.  Методы и  приемы работы с детьми.

    Развитие творческих речевых способностей детей моей группы  осуществляю в процессе коммуникативной, игровой, театрализованной, познавательной деятельности и других видов деятельности. Совместно с детьми сочиняем рассказы, сказки, небылицы, загадки. Заучивая или читая детям стихотворения, провожу с детьми их анализ, включаю в педагогический процесс игры по составлению рифмы.

 При проведении НОД по  образовательной области «коммуникация » включаю в работу  с детьми лексические упражнения по подбору признаков, действий с целью активизации в речи прилагательных и глаголов.

    Особое место  в  образовательной деятельности отвожу работе   с картиной.

 Основополагающим моментом в  технологии ТРИЗ, по развитию связной речи дошкольников, является то, что обучение детей составлению рассказов по картине основывается на алгоритмах мышления, посредством системы игровых упражнений. Мной были изучены, отобраны и систематизированы игры и творческие задания, способствующие развитию выразительности речи, мышления и творческого воображения воспитанников, обогащению их словарного запаса.

 Использование технологии ТРИЗ способствовало повышению показателей развития творческого воображения, оригинальности, гибкости, беглости мышления, речевых способностей воспитанников моей группы.   На начальном этапе (2010-2011г.): высокий уровень развития творческих способностей наблюдался у 6 детей-35%, средний уровень – 11детей (65%). На завершающем этапе  (2011-2012г.) у  58,8% детей  на высоком уровне сформированы творческое воображение и мышление, речь дошкольников. В 2011-2012 учебном году мной были выпущены дети в школу: из 19 воспитанников-у17 отсутствовали в поведении стеснительность, закомплексованность, они легко включались в учебную ситуацию. У выпускников моей группы были сформированы навыки рассказывания с элементами творчества, умение перевоплощаться, составлять связный творческий рассказ от первого лица, с помощью типовых приемов фантазирования, составлять рассказы фантастического содержания. Дошкольники научились вести диалог с воспитателем и сверстниками, использовать в речи разные типы предложений, выразительные средства языка: понимать и подбирать сравнения, образные слова и выражения, глаголы, прилагательные, наречия.

     Сегодня я хочу  познакомить Вас с методами и приемами работы  с детьми  с использованием  картины, которые будут интересны вам и вашим воспитанникам. Они помогут развивать речь ребенка, мышление и творческое воображение, обогащать его словарный запас.

      ВИДЫ   РАССКАЗОВ  ПО КАРТИНЕ. (Методы и приемы работы по картине)

Составление рассказа фантастического

содержания

Составление рассказов от лица разных объектов

«Эмпатия»

Составление сказок нравственно-этического характера

Составление рифмованных текстов по картине

Составление загадок по картине

Описание на основе возможного восприятия объектов картины разными органами чувств

Прием «Пришел в гости Волшебник»

Увеличения-Уменьшения;

Деления-Объединения;

Выбрать объект (героя) на картине.

Определить его эмоциональное состояние, настроение или черту характера.

Наделить выбранные объекты свойствами или чертами характера человека.

Обыграть их с помощью приемов эмпатии, используя мимику, жесты и другие выразительные средства.

Д\игра "Складушки-ладушки"

(подбор существительных, прилагательных, глаголов, рифмующихся между собой)

Выбрать объект, перечислить его признаки (действия, цвет, форма, размер, специфическхарактеристики, части и т.д.).

Прием «Вхождение в картину»

Оживления-Окаменения;

«Могу Все- Могу Только»;

Волшебник

«Наоборот»;

Волшебник «Времени»

Вхождение в образ героя.

Приемы моделирования (схематическое обозначение героев сказки и буквенное обозначение черт характера).

Сделать речевую зарисовку, касающуюся начала сказки (кто и где жил, какой он был).

Составление двухстрочных рифмующихся фраз.

выбрать наиболее удачный вариант сравнения.

«В гости приходят Волшебники»: "Я слушаю",

«Я чувствую запах»,

«Я трогаю руками»,

«Я чувствую вкус»

 Я ощущаю лицом и руками

Инсценирование с детьми придуманных рассказов. Оформление книжки-малышки с их текстами. 

Описание восприятия изображенного на картине от лица выбранного объекта с заданной эмоциональной характеристикой.

Объявить Случай (появление необычного предмета, явление природы), который приводит к конфликтной ситуации.

создание полного рифмованного текста по содержанию картины в соответствии с предложенным алгоритмом.

Связка сравнений в единый текст загадки с помощью речевых оборотов: "как", "но не".

Речевая зарисовка ощущений.

Описание отношения героев сказки к случаю согласно их личностной характеристике

Предложить передать диалоги персонажей картины (мини-театр).

Провозглашение морали мудрым объектом. Описание разрешения конфликтной ситуации на основе этой морали.

Составление рассказов фантастического плана по мотивам изображенного на картине происходит в несколько этапов. Работа по картине с использованием предложенной технологии может проводиться  в течение нескольких НОД, так же по усмотрению педагога могут использоваться не все этапы, а выборочно несколько этапов.

На каждом этапе работы по картине детям предлагается алгоритм мыслительных действий,  помогающий ребенку в составлении рассказа.

3 часть. Практическая деятельность.

Педагогам предлагается картина  «Богатыри» В.М.Васнецов

1 этап "Определение состава картины"

Цель: обучить мыслительным действиям, ведущим к перечислению изображений на картине.

Для побуждения слушателей к выделению и называнию объектов на картине используется прием "Подзорная труба". 

Правило: навести глазок подзорной трубы на один объект, и назвать его. Для определения деталей одного объекта используются приемы "Аукцион", "Охота за подробностями", "Кто самый внимательный" и др.

 Окончательным итогом данной игры является рефлексия: осознание слушателями производимой мыслительной операции и вывод правила - "когда смотришь на картину, надо сначала обозначить объекты, на ней изображенные".

2 этап "Установление взаимосвязей между объектами на картине

Цель: упражнять детей в объяснении взаимосвязей объектов, изображенных на картине. Выбираются любые два объекта и объясняется, почему их можно соединить. Для того, что бы обучить слушателей установлению взаимосвязей между объектами, изображенными на картине, предлагаются  творческие задания:

  • пришел волшебник "Объединяй" и объединил два объекта

              (сначала воспитатель указывает на два объекта). Волшебник просит  

               объяснить, почему он это сделал. Затем дети самостоятельно объединяют

               объекты на картине.

  • «Ищу друзей" - найти объекты, которые между собой связаны по взаимному расположению.
  • Ищу недругов" - найти объекты, которые между собой "не дружат".

Осознание мыслительной операции и вывод правила: "Объекты на картине связаны, важно доказать это".

Ведущий: Предлагаю сыграть сказку «Теремок» в измененном виде.  

Игра "Теремок" (Слушатели стоят в кругу)

Цель: тренировать аналитическое мышление, умение выделять общие признаки путем сравнения.

Реквизит: рисунки разных объектов. На каждого ребенка - один рисунок. В дальнейшем могут быть объекты картины.

 Ход игры:

1-й вариант: каждый слушатель получает свой рисунок и играет за нарисованный объект. Ведущий хозяин теремка, а остальные по очереди подходят к теремку (теремок условный) и проводят с хозяином следующий диалог:

- Тук, тук, кто в теремочке живет?

- Я, (называет себя, например, гитара). А ты кто?

- А я - (называет себя, например, - яблоко). Пустишь меня в теремок?

- Если скажешь, чем ты на меня похож, то пущу. (2 вариант – что у нас общего, чем можешь быть полезен)

Гость должен сравнить оба рисунка, выявить общие признаки и назвать их. После этого гость заходит в теремок, а к хозяину обращается следующий участник игры.

3 этап "Описание на основе возможного восприятия объектов картины разными органами чувств"

     Цели:   обобщить знания о признаках объектов, которые могут воспринимать

                   определенные органы чувств;

  • учить составлять рассказы-описания на основе восприятия картины через разные органы чувств.

Для описания объектов, изображенных на картине с помощью органов чувств, использую прием "вхождения в картину". Даются творческие задания:

  • Пришел волшебник "Я слушаю" («Я чувствую запах», «Я трогаю

                  руками», «Я чувствую вкус»).

             *   Назови объекты, которые могут издавать звук.

             *   Я ощущаю лицом и руками…

Слушателям предлагается описать возможные ощущения,  прислушаться внимательнее, вдохнуть запахи, попробовать на вкус, притронуться рукой, эмоционально проживать ситуацию, самим придумывать продолжение истории с объектами, изображенными на картине.

4 этап "Составление рассказов-фантазий"

        Цели: учить преобразовывать содержание картины с помощью типовых приемов

                  фантазирования;

  • учить составлять рассказы фантастического содержания.

Для обучения  составлению рассказов по картине используется игровой прием "Пришел в гости волшебник".  

  1. Волшебник «Увеличения-Уменьшения» (ребенок выбирает объект и его свойства и производит их фантастическое преобразование).
  2. Волшебник «Деления-Объединения» (выбранный объект дробится на части и перепутывается).
  3. Волшебник «Оживления-Окаменения» (выбранный объект, либо его часть становятся подвижными или, наоборот, лишаются возможности перемещаться в пространстве).
  4.  Волшебник «Могу Все- Могу Только» (объект наделяется неограниченными возможностями либо ограничивается в своих свойствах).
  5. Волшебник «Наоборот» (у объекта выявляется какое-либо свойство и меняется на противоположное)
  6.  Волшебник «Времени» (этот волшебник многофункционален и предполагает преобразование временных процессов: Волшебник Ускорения-Замедления, волшебник Перепутывания Времени, волшебник Остановки Времени, Машина Времени).

5 этап "Составление сказок нравственно-этического характера"

Цели: обучать детей приемам составления текстов морально-этического плана по мотивам содержания картины;

  • учить выводить мораль из составленного текста сказки.

Слушателям предлагается рассмотреть картину, затем предлагаются задания:

а) Определить и назвать место, где будут разворачиваться события. Назвать героев сказки.

б) Наделить выбранные объекты свойствами или чертами характера человека.

 в) Предложить детям сделать речевую зарисовку, касающуюся начала сказки (кто и где жил, какой он был).

г) Объявить Случай (появление необычного предмета, явление природы), который приводит к конфликтной ситуации.

д) Продолжение составления текста как описания отношения героев сказки к случаю согласно их личностной характеристике. Обсуждение мнения каждого героя.

ж) Провозглашение морали мудрым объектом. Описание разрешения конфликтной ситуации на основе этой морали.

з) Придумывание названия сказки.

4 часть. Задание слушателям.

Уважаемые коллеги, вы познакомились с некоторыми видами составления рассказов по картине. Приглашаю вас поиграть в игру «Собери картину» и разделиться на подгруппы. Предлагаю каждой подгруппе составить один из видов рассказов, наиболее понравившийся вам.  

5 часть. РЕФЛЕКСИЯ

Дискуссия по результатам совместной деятельности слушателей. Слушание придуманных творческих рассказов

- Понравился ли вам мастер-класс?

- Услышали ли вы что-то новое и интересное для себя?

- Легко ли вам было выполнять задание?

- Какие трудности вы испытывали при выполнении задания?

6 часть. Заключение.  Фотография на память,  или «Ожившая картина»

Вид рассказа "Описание местонахождения объектов на картине"

Цели:

  • учить детей пространственной ориентировке на картине;
  • активизировать в речи слова, обозначающие пространственные ориентировки;
  • учить алгоритму сужения поля поиска объекта на плоскости картины;
  • формировать умение переносить ориентировки двухмерного пространства в трехмерное.
  1. Самоанализ мастер- класса.

 Комментарии по ходу мастер- класса.

В результате использования представленной технологии при  работе по картине у детей развивается:

  • Навыки рассказывания с элементами творчества.
  •  Умение перевоплощаться, составлять связный творческий рассказ от первого лица.
  • Умение  преобразовывать содержание картины с помощью типовых приемов фантазирования, составлять рассказы фантастического содержания.
  • Умение составлять рассказ о конкретном объекте, представляя его прошлое и будущее, используя характерные словесные обороты.
  • умение составлять рифмованный текст по содержанию картин.
  • Умение составлять тексты морально-этического плана по мотивам содержания картины.
  • Умение составлять рассказы-описания на основе восприятия картины через разные органы чувств.
  • повышается эффективность овладения всеми языковыми средствами.

У выпускников моей группы хорошие показатели по уровню развития воображения и речевому развитию. Дети с большим желанием и заинтересованностью относятся к каждой творчески поставленной задаче, быстро включаются в НОД, психологически раскованны и уверенны на занятиях. Поэтому адаптивное использование данных методов и приёмов в группах с детьми, имеющими проблемы в речевом развитии, является неоспоримым.

Исходя из внедрения данного педагогического опыта в учебно-воспитательный процесс, можно с уверенностью сказать о том, что этот процесс служит повышению профессиональной компетенции и мастерства педагогов, он помогает привлекать интеллектуальные ресурсы для решения актуальных воспитательно-образовательных проблем


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МАСТЕР - КЛАСС «Обучение детей старшего дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картине». Выполнила: Пинская И.Н. 2 4 5 7 5

Слайд 2

Цель: Повышение компетентности педагогов в обучении детей старшего дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картине, развитию фантазии и творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста. . Задачи: Познакомить педагогов с разными видами творческой речевой деятельности детей при работе с картиной. Побудить к использованию технологии ТРИЗ в обучении старших дошкольников составлению творческих рассказов по картине. Освоить методы и приемы составления творческих рассказов по картине, основываясь на алгоритмах мышления. C формировать у участников мастер – класса мотивацию на использование в воспитательно – образовательном процессе методов и приемов развития связной речи дошкольников, в рамках технологии ТРИЗ . 26.02.2014 2

Слайд 3

Актуальность В современном образовании остро стоит задача воспитания творческой личности, обладающей коммуникативными способностями, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности. В «Концепции дошкольного воспитания», Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС) определены целевые ориентиры, которые говорят о необходимости развития у дошкольников таких интегративных качеств, как: воображение, фантазия, творчество, коммуникативные способности (умением вести диалог, отвечать на вопросы, свободно общаться со сверстниками и взрослыми, потребность ребенка активно действовать в мире) и др. Проблеме развития творческих способностей и развития речи детей большое внимание уделяли российские и зарубежные педагоги и психологи. Среди наиболее значимых зарубежных авторов получили известность концепции: Дж. Гилфорда , В. Лоунфельда , А.Осборна, К.Тейлора, П.Торренса и др. В отечественной педагогике решение этих задач предложено многими известными учёными: Л.А. Венгер , А.Л. Венгер , Н.Е. Веракса , И.В.Дубровиной, О.М.Дьяченко. В основе моего опыта работы лежит технология ТРИЗ – Теория Решения Изобретательских Задач (автор Г.С. Альтшулер ). Целью использования ТРИЗ – технологии является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремление к новизне; развитии речи и творческого воображения. В работе с дошкольниками придерживаюсь кредо ТРИЗовцев: «Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире». 26.02.2014 3

Слайд 4

ВИДЫ РАССКАЗОВ ПО КАРТИНЕ. ( Методы и приёмы) Составление рассказа фантастического содержания Составление рассказов от лица разных объектов «Эмпатия» Составление сказок нравственно-этического характера Составление рифмованных текстов по картине Составление загадок по картине Описание на основе возможного восприятия объектов картины разными органами чувств Прием «Пришел в гости Волшебник» Увеличения-Уменьшения; Деления-Объединения; Выбрать объект (героя) на картине. Определить его эмоциональное состояние, настроение или черту характера. Наделить выбранные объекты свойствами или чертами характера человека. Обыграть их с помощью приемов эмпатии , используя мимику, жесты и другие выразительные средства. Д\игра "Складушки-ладушки" (подбор существительных, прилагательных, глаголов, рифмующихся между собой ) Выбрать объект, перечислить его признаки (действия, цвет, форма, размер, специфические характеристики , части и т.д.). Прием «Вхождение в картину» Оживления-Окаменения; «Могу Все- Могу Только»; Волшебник «Наоборот»; Волшебник «Времени» Вхождение в образ героя. Приемы моделирования (схематическое обозначение героев сказки и буквенное обозначение черт характера). Составление двухстрочных рифмующихся фраз . Выбрать наиболее удачный вариант сравнения . «В гости приходят Волшебники»: "Я слушаю", «Я чувствую запах», «Я трогаю руками», «Я чувствую вкус» Я ощущаю лицом и руками 4

Слайд 5

26.02.2014 5

Слайд 6

26.02.2014 6 МОДЕЛЬ РАБОТЫ С КАРТИНОЙ КАК ЦЕЛОСТНОЙ СИСТЕМОЙ Выделение объектов, изображенных на картине . Установление взаимосвязей между объектами. Характеристика объектов (активизируется опыт восприятия объектов разными органами чувств ). Описание изображенного на картине средствами символической аналогии (сравнения, загадки). Представление об объектах в рамках всего времени их существования (до момента изображения на картине и после). Описание местонахождения объектов на картине . Представление себя на картине в качестве одного из объектов. Поиски многозначности смысла сюжета картины. Составление творческих текстов с помощью приемов фантастического преобразования объектов на картине. Создание сказок нравственно-этического плана по мотивам изображенного на картине. Составление рифмованных текстов по содержанию картины.

Слайд 7

Практическая деятельность. 1 этап "Определение состава картины" Цель : обучить мыслительным действиям, ведущим к перечислению изображений на картине. Используется прием "Подзорная труба" . Вывод правила - "когда смотришь на картину, надо сначала обозначить объекты, на ней изображенные". 2 этап "Установление взаимосвязей между объектами на картине Цель: упражнять детей в объяснении взаимосвязей объектов, изображенных на картине. Творческие задания: пришел волшебник "Объединяй" и объединил два объекта «Ищу друзей " - найти объекты, которые между собой связаны по взаимному расположению. Ищу недругов " - найти объекты, которые между собой "не дружат". Вывод правила : "Объекты на картине связаны, важно доказать это". 26.02.2014 7

Слайд 8

3 этап "Описание на основе возможного восприятия объектов картины разными органами чувств" Цели: обобщить знания о признаках объектов, которые могут воспринимать определенные органы чувств; учить составлять рассказы-описания на основе восприятия картины через разные органы чувств. Творческие задания: Пришел волшебник " Я слушаю" («Я чувствую запах», «Я трогаю руками», «Я чувствую вкус» ). * Назови объекты, которые могут издавать звук. * Я ощущаю лицом и руками… 26.02.2014 8

Слайд 9

4 этап "Составление рассказов-фантазий" 26.02.2014 9 Цели: учить преобразовывать содержание картины с помощью типовых приемов фантазирования; учить составлять рассказы фантастического содержания. Используется игровой прием "Пришел в гости волшебник". Волшебник « Увеличения-Уменьшения» (ребенок выбирает объект и его свойства и производит их фантастическое преобразование). Волшебник « Деления-Объединения» (выбранный объект дробится на части и перепутывается). Волшебник « Оживления-Окаменения» (выбранный объект, либо его часть становятся подвижными или, наоборот, лишаются возможности перемещаться в пространстве). Волшебник « Могу Все- Могу Только» (объект наделяется неограниченными возможностями либо ограничивается в своих свойствах). Волшебник « Наоборот» (у объекта выявляется какое-либо свойство и меняется на противоположное) Волшебник « Времени» (этот волшебник многофункционален и предполагает преобразование временных процессов: Волшебник Ускорения-Замедления, волшебник Перепутывания Времени, волшебник Остановки Времени, Машина Времени).

Слайд 10

5 этап "Составление сказок нравственно-этического характера" Цели: обучать детей приемам составления текстов морально-этического плана по мотивам содержания картины; учить выводить мораль из составленного текста сказки. а ) Определить и назвать место, где будут разворачиваться события. Назвать героев сказки. б) Наделить выбранные объекты свойствами или чертами характера человека. в) Предложить детям сделать речевую зарисовку, касающуюся начала сказки (кто и где жил, какой он был). г) Объявить Случай (появление необычного предмета, явление природы), который приводит к конфликтной ситуации. д ) Продолжение составления текста как описания отношения героев сказки к случаю согласно их личностной характеристике. Обсуждение мнения каждого героя. ж) Провозглашение морали мудрым объектом. Описание разрешения конфликтной ситуации на основе этой морали. з ) Придумывание названия сказки. 26.02.2014 10

Слайд 11

6этап "Смысловая характеристика картины" Цели: развивать мыслительные действия детей, ведущие к объяснению смысла изображенного на картине; упражнять в умении подбирать название картины, точно отражающее ее смысл, с помощью пословиц и поговорок; подвести детей к пониманию того, что содержание картины может иметь не один смысл. Осмысление содержания картины детьми строится как ИГРА : "Объясни, почему так названа картина?". Ее организация основана на методе "Каталог« ( готовят листочки бумаги, на которых написаны разные пословицы и поговорки). Правило: выдерни записку, прочитай текст, объясни, почему так назвали картину? Игра "Найди самое удачное название картины". Ребенку предлагается вспомнить несколько пословиц и поговорок, выбрать одну-две самых подходящих к содержанию картины, объяснить свой выбор. Особое внимание уделяется логическим связкам в тексте. В результате получается рассказ - рассуждение. 26.02.2014 11

Слайд 12

Фотография на память, или «Ожившая картина» Вид рассказа "Описание местонахождения объектов на картине" Цели: учить детей пространственной ориентировке на картине; активизировать в речи слова, обозначающие пространственные ориентировки; учить алгоритму сужения поля поиска объекта на плоскости картины; формировать умение переносить ориентировки двухмерного пространства в трехмерное. Каждый объект на картине имеет свое местонахождение, которое может быть описано через ориентировки двухмерного и трехмерного пространства. Для этого необходимо активизировать соответствующий словарный запас, определяющий двухмерное пространство: центральная часть, левая - правая, нижняя - верхняя части картины; правый - левый, верхний - нижний углы картины. Из понятий трехмерного пространства вводятся слова: ближе - дальше, впереди - сзади, около, между, за, перед, после. После того, как ребенок нашел себе место на сцене, он составляет рассказ-описание своего местонахождения относительно других объектов. 26.02.2014 12

Слайд 13

Заключение. В результате использования представленной технологии при работе по картине у детей развивается: Навыки рассказывания с элементами творчества. Умение перевоплощаться, составлять связный творческий рассказ от первого лица. Умение преобразовывать содержание картины с помощью типовых приемов фантазирования, составлять рассказы фантастического содержания. Умение составлять рассказ о конкретном объекте, представляя его прошлое и будущее, используя характерные словесные обороты. умение составлять рифмованный текст по содержанию картин. Умение составлять тексты морально-этического плана по мотивам содержания картины. Умение составлять рассказы-описания на основе восприятия картины через разные органы чувств. повышается эффективность овладения всеми языковыми средствами. 26.02.2014 13

Слайд 14

26.02.2014 14

Слайд 15

26.02.2014 15

Слайд 16

26.02.2014 16

Слайд 17

26.02.2014 17


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Обучение детей старшего дошкольного возраста составлению описательных рассказов по предметным картинкам»

Учить детей дошкольного возраста составлять описательные рассказы – очень важный аспект их развития. Умение ребенка точно, лаконично и образно описывать предмет способствует усовершенствованию е...

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Составление описательного рассказа по картине «Ранняя осень»

Развитие связной речи, совершенствование грамматического строя речи, уточнение и расширение словаря по теме «Ранняя осень»...

МАСТЕР – КЛАСС на тему: «Обучение детей старшего дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картине, используя технологию ТРИЗ».

Качественно решается задача обучения составлению детьми связного текста по сюжетной картине, формируется устойчивый интерес дошкольника к созданию собственного речевого продукта....

Обучение детей старшего дошкольного возраста составлению описательных рассказов по игрушке посредством моделирования

Обучение описанию способствует развитию связности речи, совершенствованию составления сюжетных рассказов, развитию умений употреблять в речи точные и образные слова. Важнейшим приемом, помогающим...

Мастер-класс «Обучение детей старшего дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картине».

В современном образовании остро стоит задача воспитания творческой личности, обладающей коммуникативными способностями, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях де...

Мастер-класс для начинающих педагогов "«Обучение детей дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картине с использованием технологии ТРИЗ»

Повышение компетентности педагогов в обучении детей старшего дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картине, развитие фантазии и творческого воображения у детей старшего дошкольного ...

Игровая ситуация для детей старшего дошкольного возраста «Составление описательного рассказа о домашних животных»

Интеграция образовательных областей: коммуникация, познание, социализация.Цель: учить детей составлять описательный рассказ по мнемотаблице.Задачи:учить рассказывать о своих личных впечатлен...