Мастер-класс для начинающих педагогов "«Обучение детей дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картине с использованием технологии ТРИЗ»
методическая разработка по развитию речи

Повышение компетентности педагогов в обучении детей старшего дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картине, развитие фантазии и творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_s_nachinayushchimi_pedagogami.docx1001.18 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для начинающих педагогов

«Обучение детей старшего дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картине с использованием технологии ТРИЗ»

Цель: Повышение компетентности педагогов в обучении детей старшего дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картине, развитие фантазии и творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

-Познакомить педагогов с разными видами творческой речевой деятельности детей при работе с картиной.

-Побудить педагогов к использованию технологии ТРИЗ в обучении старших дошкольников составлению творческих рассказов по картине.

 Ход.

-Добрый день, уважаемые коллеги, рада приветствовать вас на мастер – классе «Обучение детей старшего дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картине с использованием технологии ТРИЗ».

Для успешной подготовки ребенка к школе во все без исключения программы воспитания и обучения дошкольников включен раздел по формированию умений самостоятельно составлять рассказ по сюжетным картинам.

Традиционная методика не ведет к развитию самостоятельности детей при составлении рассказов по сюжетной картине. Невозможно пополнение словаря, формирования грамматического строя речи, а тем более составление собственного речевого продукта.

Рассказы детей фактически являются вариантами образца рассказа воспитателя; теряется интерес к рассказу своих сверстников, потому что тексты однообразны.

 Составлять с детьми творческие рассказы по сюжетной картине можно применяя ТРИЗ-технологию, автор Генрих Саулович Альтшуллер. Эта методика позволяет получить гарантированный результат — усвоение детьми обобщенного способа составления рассказа по сюжетной картине. Это происходит на фоне формирования устойчивого интереса дошкольника к данной речевой деятельности.

Данная методика проявляет у детей устойчивый интерес к составлению рассказов по сюжетной картине. При работе по методике ТРИЗ дети даже через неделю способны составить рассказ по данной картине по памяти. При этом их рассказы могут носить творческий, более оригинальный характер.

Общие требования к организации работы с картиной:

1. Работы по обучению детей творческому рассказыванию по картине рекомендуется проводить начиная со 2-й младшей группы детского сада.

2.При подборе сюжета необходимо учитывать количество нарисованных объектов: чем младше дети, тем меньше объектов должно быть изображено на картине.

3. После первой игры картина оставляется в группе на все время занятий с ней (две-три недели) и постоянно находится в поле зрения детей.

4. Игры могут проводиться с подгруппой или индивидуально. При этом не обязательно, чтобы все дети прошли через каждую игру с данной картиной.

5. Каждый этап работы (серия игр) следует рассматривать как промежуточный. Результат этапа: рассказ ребенка с использованием конкретного мыслительного приема.

6. Итоговым можно считать развернутый рассказ дошкольника, построенный им самостоятельно с помощью усвоенных приемов.

         Сегодня я хотела бы показать некоторые этапы работы над картиной по методике ТРИЗ.

    Я предлагаю рассмотреть некоторые игровые приемы обучения творческому рассказыванию на примере картины «Ежи»

Этап: Определение состава картины: F:\Работа с молодыми восп-ми\семинар молодые 2018\P_20171214_133110.jpg

         Для мотивации к выделению и называнию объектов на картине можно использовать такие приемы как: «подзорная труба», «бинокль». Выявлять части одного предмета можно с помощью приемов: «Охота за подробностями», «Аукцион», «Кто самый внимательный». Все эти упражнения проводятся как соревнование с целью более полного выделения частей.

         Обязательным условием этого этапа является обозначения «земли – неба», «пола – потолка», «справа – слева»

         Правила этого этапа: «Смотрю на картину и называю предметы, изображенные на ней.».

         Для этой игры нам нужен лист бумаги, свернутый для имитации «подзорной трубы».

Ход игры: каждый ребенок по очереди рассматривает картину в «подзорную трубу» и называет только один объект. Например: мама-ежиха, дети – ежата, трава, ветка, шишка, жук, кузнечик, ягоды.

Игра «Фотографирование» 

         Эта игра необходима для того, чтобы ничего не пропустить и не забыть, назовем, где находятся все предметы, как будто сфотографируем их, а на доске будем вывешивать фотографии снятых объектов.

-Назовите предметы, которые вы увидели? Где они расположены на картине?

- обязательным условием является обозначение «земля- небо», «пол - потолок». Данные ориентировки впоследствии помогут детям найти связь между объектами: «Такой-то объект лежит на полу, а этот – летает в небе».

- по окончанию определения состава картины необходимо подвести итог: быстро перечислить все названное;

- окончательным итогом данный игры считается рефлексия: осознание детьми производимой мыслительной операции и вывод правила – «когда смотришь на картину, надо сначала обозначить объекты на ней изображенные».

Этап: Установление взаимосвязей между объектами: 

         Правила этого этапа: «Один объект связан с другим»;

Ход этого этапа: - Давайте поиграем в сыщиков и раскроем тайну картины: все изображенные предметы между собой связаны. Найдем эти связи.

Цель: упражнять детей в объяснении взаимосвязей объектов, изображенных на картине. Выбираются любые два объекта и объясняется, почему их можно соединить. Для этого предлагаются творческие задания:

Пример занятия:

- Пришел волшебник "Объединяй" и объединил два объекта (сначала воспитатель указывает на два объекта). Волшебник просит объяснить, почему он это сделал. Затем дети самостоятельно объединяют объекты на картине.

Игра «Ищу друзей (недругов)»

Цели: установление эмоционально-духовных связей и взаимодействий между изображенными объектами.

Взаимодействие между объектами могут быть установлены на уровне: физических связей (касание, давление.); эмоциональных связей (нравится, не нравится, заботится, не любит.); родственных связей (брат — сестра, мама — дети.).

Игровое действие: поиск «друзей (недругов)» применительно к конкретному объекту.

Необходимо следить за тем, чтобы дети не повторяли ответы других, отвечали развернуто и доказательно.

Примеры:

Большой еж – маленькие ежата («Большой еж и маленькие ежата – это мама и дети»;

«Мама-ежиха показывает свои детям, как выглядит кузнечик» (ребенок на листе бумаги с выделенными объектами рисует стрелку от ежей к кузнечику).

 

Этап: Описание восприятия картины с точки зрения различных органов чувств 

         На этом этапе поможет прием «вхождения в картину».

Игра «К нам пришел волшебник: я могу только слышать»

Цели:

— учить представлять различные звуки и передавать свои представления в законченном рассказе;

— побуждать к фантазированию путем построения предполагаемых диалогов между живыми и неживыми объектами по сюжету картины.

Ход игры: всматриваясь в объекты, изображенные на картине, нужно представить издаваемые ими звуки и затем составить связный рассказ на тему «Я слышу только звуки на этой картине». Составить рассказ «О чем говорят объекты». Составить диалоги «от имени» объектов.

Примерные варианты рассказов:

1. «Я слышу, как ежи фыркают, когда общаются между собой, как стрекочет кузнечик в траве, как шумит ветер в лесу и поют птицы».

2. «Я слышу, как мама – ежиха рассказывает своим детям о кузнечике, что он зеленый, как трава, что по ветке ползет жук. Рассказывает, что кузнечик и жук – насекомые, они живут в траве».

 

Игра «К нам пришел волшебник: я ощущаю только запахи»

Цель: учить представлять возможные запахи, передавать свои представления в законченном рассказе и фантазировать на основе предполагаемых восприятий запахов.

Ход игры: нужно представить запахи, свойственные объектам, изображенным на картине, и составить рассказ на тему «Я чувствую запахи».

Например:

«Здесь пахнет травой и ягодами. Дует свежий ветерок, пахнет лесом. Идет запах от деревьев».

 

Игра «К нам пришел волшебник: я ощущаю только руками и кожей» Цель: учить детей представлять возможные осязательные ощущения при воображаемом соприкосновении с различными объектами, обозначать словами их специфические признаки и составлять законченный рассказ.

Ход игры: нужно представить ощущения, возникающие при воображаемом касании руками или ином кожном соприкосновении с объектами на картине, и затем составить рассказ «Я ощущаю руками и лицом».

Пример рассказа:

«Я глажу руками маму-ежиху и ежат. Они- колючие, а пузико – у них  мягкое. Лапки у ежей теплые, а носик холодный. В лесу прохладно. Если босиком пройтись по траве, то ногам приятно и мягко.».

  

Игра «К нам пришел волшебник: я пробую все на вкус» (не ко всем картинам)

Цели:

- учить детей разделять объекты на съедобные-несъедобные с точки зрения человека и других живых существ, изображенных на картине;

- уточнить представления о способах и продуктах питания;

- побуждать передавать в речи различные вкусовые характеристики.

Игровые действия: объекты, имеющиеся на картине, разделяются на относящиеся к растительному или животному миру. Воспитатель объясняет, кто чем и как питается. Дети ищут слова, обозначающие отношение каждого живого существа к продуктам питания (любит — не любит, вкусно — невкусно, сытый — голодный и т. п., и описывают разные способы питания (способы питания растительного, животного мира различны). Затем они описывают свои предполагаемые вкусовые ощущения в рассказе «Что мне вкусно и невкусно» (с точки зрения выбранного на картине объекта).

Примеры рассказов:

1. «Я - мама - еж. Я люблю ягоды, потому что они – сладкие и сочные, а мое любимое лакомство – это личинки вредных насекомых».

2. «Я – трава. Расту на опушке леса. Земля тут мягкая. Мои корни берут из нее воду и всякие нужные мне вещества. Я не ем ягоды. Мне это не нужно.».

Уважаемые коллеги я предлагаю Вам подумать каким  волшебником вы будете. «Войдите в картину» и опишите свои ощущения от лица любого героя картины или стороннего наблюдателя.

Начинайте речевую зарисовку с фразы: «Я слышу, как…», «Я чувствую запах…» и т. д.F:\Работа с молодыми восп-ми\семинар молодые 2018\P_20171214_141909.jpg

Этап: Составление рассказов от лица разных героев (составление речевых зарисовок с использованием разных точек зрения):

Цели:  

-упражнять детей в умении перевоплощаться в объект на картине, изменять свое настроение во времени (по желанию детей);

- учить составлять речевую зарисовку от имени какого-либо объекта на картине;

- активизировать в речи слова, обозначающие свойства характера объекта.

Алгоритм мыслительных действий:

1. Выбрать героя на картине.

2. Определить его настроение или свойства характера.

3. «Войти» в образ героя (представить себя им).

Предложить детям описать картину с точки зрения выбранного объекта.

Для обучения составлению творческих рассказов от лица кого-либо объекта картины используется прием эмпатии. Он заключается в том, что ребенок представляет себя объектом и «входит» в его эмоциональное состояние, передает его черты характера.

Пример рассказа:

  1. «Я –кузнечик»

«Я – добрый и веселый кузнечик. Я такой же зеленый, как и трава, это помогает мне прятаться от врагов, а еще играть в прятки. Я очень люблю прыгать, а когда проголодаюсь я кушаю траву, она такая вкусная и сочная. Ночью мне очень нравится спать на своей кроватке в своем зеленом домике из травы».

  1. «Я – ежонок».

«Я – маленький, добрый ежонок, а еще я – старшая сестра этих двух моих  братиков -ежат. Я немного  устала и решила свернуться клубочком  и полежать под кустами ягод, они так вкусно пахнут, а трава мягкая. Мама рассказывает нам про кузнечика и жука, что они насекомые и живут в траве, а еще мама-ежиха говорит, что это любимая еда ежей.»

Следует предложить ребенку структуру построения рассказа: сначала назвать своего героя «Я тот то….»,потом описать свое эмоциональное состояние или настроение, характер, предложить решение проблемной ситуации…Окончание рассказа - восстановление эмоционального равновесия героя. По окончании рассказа ребенок дает ему название.

4часть. Заключение.

Сегодня я рассказала и показала некоторые этапы работы над картиной.

Используя данную методику, решается задача обучения составлению детьми творческих рассказов по сюжетной картине через интеграцию коммуникативной и продуктивной видов деятельности.

Такой подход ведет к формированию устойчивого интереса дошкольника к созданию собственного речевого продукта.

 

 F:\Работа с молодыми восп-ми\семинар молодые 2018\P_20171214_141348.jpg

 

 

 

 

 

 

 F:\Работа с молодыми восп-ми\семинар молодые 2018\P_20171214_141115.jpg

 

 

 

 

F:\Работа с молодыми восп-ми\семинар молодые 2018\P_20171214_133130.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Обучение детей старшего дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картине"

В материале представлен опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста при составлению творческих рассказов по картине, с использованием элементов технологии ТРИЗ. Составление рассказов фантастиче...

Обучение детей творческим рассказам по картине с использованием технологий ТРИЗ

Материал был представлен в виде консультации для воспитателей детского сада....

Методическое пособие "Составление творческих рассказов по картине с использованием технологии ТРИЗ»

Основная идея работы – создание педагогического сопровождения усвоения детьми обобщенных способов составления рассказов по сюжетным картинам. Методическая разработка предназначена для воспитател...

МАСТЕР – КЛАСС на тему: «Обучение детей старшего дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картине, используя технологию ТРИЗ».

Качественно решается задача обучения составлению детьми связного текста по сюжетной картине, формируется устойчивый интерес дошкольника к созданию собственного речевого продукта....

Мастер-класс «Обучение детей старшего дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картине».

В современном образовании остро стоит задача воспитания творческой личности, обладающей коммуникативными способностями, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях де...

Деловая игра «Речевой коллоквиум по обучению детей дошкольного возраста составлению описательных рассказов по картине с использованием ИКТ»

Данный материал будет интересен для педагогов ДОУ, который позволит повысить их компетентность в обучении и развитии навыков связной речи у детей дошкольного возраста (в обучении составлению описатель...