Главные вкладки

    Конспект поисково – познавательной образовательной деятельности с элементами экспериментирования для детей старшего возраста:«Где спрятался воздух?»
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

    Столярова Наталья Владимировна

    В каждом ребенке живет Маленький Исследователь. Организуя опытно - исследовательскую деятельность с детьми, используя игровые приемы,  мы продолжаем изучать  свойства воздуха,развивать любознательность и самостоятельность.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл gde_spryatalsya_vozdukh.docx123.63 КБ

    Предварительный просмотр:

    МАОУ детский сад № 210 «Ладушки»

    Конспект поисково – познавательной образовательной деятельности с элементами экспериментирования

    для детей  старшего возраста:

    «Где спрятался воздух?»

    .

    Подготовила воспитатель высшей категории:    

                                                          Столярова Н.В.

    2014 г.

    Программное содержание:

    - социально-коммуникативные: продолжать формировать  умение слушать друг друга.

    - речевые: продолжать учить детей находить ответы на проблемные вопросы, доказывать свое мнение, рассуждать дополнять ответы товарища.

    - познавательные: углубить и систематизировать знания детей о свойствах воздуха; развивать любознательность; способствовать установлению причинно-следственных связей на основе опытов.

    Используемые материалы: закрытая бутылка с водой 0,5 л. (9 шт.), емкость с водой (2 шт.), полотенца (9 шт.), пластиковые стаканчики (9 шт.), пластиковые трубочки (9 шт.), бутылочка с жидким мылом, бутылочка с водой, палочки для пускания мыльных пузырей, емкость для разведения мыльного раствора, видеослайды, интерактивная доска, разноцветные платки, фломастер.

    Количество детей: 8 человек.

    Ход деятельности:

    (Воспитатель  смотрит вокруг, пытаясь что-то разглядеть. Обращается к детям).

    Постановка проблемы.

    Воспитатель:  Ребята, вы видите игрушки в нашей группе?   (Ответ детей: да). А мебель? (Ответ детей: да). А воздух видите? (Ответ детей: нет). Сделайте вдох-выдох, еще раз вдох-выдох. Что вы вдыхаете? (Ответ детей: воздух). Значит, в нашей группе есть воздух? (Ответ детей: да, есть). Почему же я его не вижу? (Ответ детей: он невидимый; у него нет цвета и т.д.). Хотите увидеть? (Ответ детей: очень хотим).

    Решение проблемы. Опытно-экспериментальная деятельность.

    Воспитатель: Давайте превратимся в  настоящих ученых. Согласны?  У меня для ученых есть разноцветные платочки на шею. (Воспитатель повязывает всем на шею платочки). 

    Воспитатель: Ученые за дело! У  нас есть все необходимое, для того, чтобы узнать, где спрятался  воздух. (Воспитатель подходит к столу, на котором стоят: закрытые бутылки с водой, закрытые бутылки без воды, полотенца, емкости с водой).

    (Опыты делают дети и воспитатель, выводы делают дети, воспитатель при необходимости помогает и подытоживает. Результаты опытов фиксируются на листе бумаги).

    Воспитатель: Посмотрите, в центре экспериментирования стоят бутылки с водой. Как вы думаете, в этих бутылках есть воздух? (Ответ детей). Давайте проверим.

    (Опыт № 1: бутылку с водой перевернуть, при переворачивании, пузырь воздуха поднимется вверх); 

    Вывод: пузырь в бутылке – это  воздух. Фиксируем результат опыта.

    C:\Users\наталья\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\Фото7350.jpg

    Воспитатель: Продолжаем исследование. Для следующего опыта потребуется пустая бутылка. Где ее взять? (Ответ детей: вылить из бутылки воду). Верно.

    (Дети открывают бутылочки, выливают воду в емкости).

    Воспитатель: Мы с вами доказали, что в неполной с водой бутылке есть воздух, а в пустой бутылке? Будем проверять? Обязательно!

    (Опыт № 2: пустую бутылку поместить в емкость с водой, из отверстия пойдут пузыри воздуха);

     Вывод: из пустой бутылки вышел воздух, значит в пустой бутылке есть воздух. Фиксируем результат.

    C:\Users\наталья\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\Фото7351.jpg

    Воспитатель: Продолжаем исследование. Где же еще спрятался воздух? Узнаем? Перед вами стоят пластиковые стаканчики, в стаканчики набирайте воду  из емкостей.

    (Дети набирают в стаканчики воду).

    Воспитатель: Коктельную трубочку поместите в стакан с водой. Делаем глубокий вдох и медленно делаем выдох через трубочку в стакан.

    (Опыт № 3: набрать в рот воздух и сделать выдох через коктельную трубочку в стакан с водой); 

    Вывод: воздух есть внутри нас. Фиксируем результат.

    C:\Users\наталья\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\Фото7352.jpg

    Воспитатель: Нам удалось увидеть воздух? (Ответ детей: Да). Где он спрятался? (Обратить внимание на схему и повторить).

    Подвижная игра «Ветерок»

    Воспитатель: Вставайте лицом ко мне, поиграем в игру «Ветерок». 

    (Правила игры: воспитатель встает перед детьми. Когда воспитатель дует на ребят, дети отбегают назад, когда делает вдох дети подбегают к воспитателю. Игра повторяется 2-3 раза).

    Работа с интерактивной доской.

    Воспитатель: Нам пора продолжать. Воздух любит прятаться в самых разных местах. Продолжим его искать? Присаживайтесь, посмотрим на «волшебный экран», и узнаем, где же еще спрятался воздух.

    Воспитатель показывает первый слайд с изображением воздушного шарика.

    Фото1367

    Дыхательная гимнастика.

    Воспитатель: Что это? (Отв.детей: воздушный шарик). Давайте надуем шарик, носом делаем глубокий вдох, а выдох через  рот, губы вытягиваем  «трубочкой». (Повторить 2 – 3 раза).

    Воспитатель: На экране, руки держат воздушный шарик, как можно узнать, что в шарике воздух? (Отв.детей: отпустить руки, шарик «зашипит»). (Воспитатель на интерактивной  доске выделяет цветом направление воздуха).

    Фото1436

    Воспитатель: Как  на улице можно увидеть воздух? (Отв.детей: движение воздуха – ветер, колыхание веток на деревьях). (Воспитатель на интерактивной  доске выделяет цветом направление воздуха).

    Воспитатель: Молодцы.

    Фото6180

    Воспитатель: Это что? (Ответ детей: наша раздевалка), в раздевалке есть воздух? (Ответ детей: да). Давайте  проверим. (Дети идут в раздевалку, делают вывод: мы можем свободно дышать, значит, здесь есть воздух).

    Воспитатель: Вы правы в раздевалке есть воздух.  

    (Вернуться в группу).

    Обобщение полученных данных.

    Воспитатель: Мы узнали, что воздух вокруг нас, и даже в нас. Воздух везде, и он занимает на Земле все свободное место, пространство.

    (Обращает внимание на результаты опытов).

    Итог. Сюрпризный момент.

    Воспитатель: Ребята, как вы думаете, можно поймать воздух? (Отв.детей).

    Воспитатель:  Давайте попробуем. Посмотрите, нам ученые – друзья прислали волшебное письмо.

    (На интерактивной доске схема приготовления мыльного раствора для мыльных пузырей).

    Мыльный раствор

    Вода

    Жидкое

    мыло

    Воспитатель:  У меня есть жидкое мыло и вода, смешиваю, получается … (мыльный раствор). Возьмите палочки для мыльных пузырей. (Воспитатель раздает палочки для мыльных пузырей.) 

    Воспитатель:  Набирайте воздух в рот, обмакивайте в мыльный раствор и надувайте пузыри. (Дети пускают мыльные пузыри).

     Фото1439

    Воспитатель: Что внутри мыльного пузыря? (Отв.детей: Воздух).

    (Дети надувают мыльные пузыри, рассматривают).

    Воспитатель: Смогли мы поймать воздух? (Отв.детей: Да).

    Воспитатель: Молодцы, складывайте все в коробочку, снимайте платочки, на сегодня работа ученых закончилась. В следующий раз мы придумаем другую игру, и узнаем еще что-нибудь новое.

    Рефлексия.

    Воспитатель: Что нового вы сегодня узнали? (Ответ детей).

    Воспитатель: Что больше всего понравилось? (Ответ детей).

    Воспитатель: Что было труднее всего? (Ответ детей).

    Воспитатель: Вам большое спасибо! До новых исследований!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности с элементами экспериментирования для детей старшей группы " Вулканы"

    Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности с элементами экспериментирования для детей старшей группы Тема: «Вулканы»Цель: Расширять знания детей об окружающем мире, по...

    Конспект непосредственной организованной образовательной деятельности с элементами экспериментирования "Волшебный песок"

    Уточнить и закрепить знания о свойствах песка. Научить определять эти свойства по внешнему виду (по цвету), проверить с помощью осязания.  Предложить детям сравнить песок и камушки, обратить вним...

    Конспект интегрированной непрерывной образовательной деятельности с элементами экспериментирования для детей подготовительной группы на тему: «Вулканы»

    Расширять знания детей об окружающем мире, познакомить с явлением неживой природы- извержением вулкана. В прцессе детского экспериментирования удовлетворять потребности детей в познании, самостоятельн...

    Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности с элементами экспериментирования для детей подготовительной группы Тема: «Вулканы»

    Цель: Расширять  знания  детей   об  окружающем  мире, познакомить с явлением неживой природы – извержением вулкана. В процессе детского экспериментирования удовлет...

    Конспект организации интегрированной образовательной деятельности с элементами экспериментирования для детей младшего возраста "Волшебство воды"

    Конспект организации интегрированной образовательной деятельности с элементами экспериментирования по основной образовательной области «Познавательное развитие» для детей младшего возраста...