Главные вкладки

    Конспект интегрированной непрерывной образовательной деятельности с элементами экспериментирования для детей подготовительной группы на тему: «Вулканы»
    план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

    Джумагалиева Аксана Жумагалиевна

    Расширять знания детей об окружающем мире, познакомить с явлением неживой природы- извержением вулкана. В прцессе детского экспериментирования удовлетворять потребности детей в познании, самостоятельности.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vulkan.docx18.57 КБ

    Предварительный просмотр:

    Цель: Расширять знания детей об окружающем мире, познакомить с явлением неживой природы – извержением вулкана. В процессе детского экспериментирования удовлетворять потребности детей в познании, самостоятельности, радости и удовольствии.

    Задачи:

    • Образовательные:

    1. познакомить детей с понятием «вулкан», дать представление о происхождении и строении вулканов;

    2. формировать представления детей о природном явлении – извержении вулкана;

    3. формировать умение правильного обращения с химическими веществами (уксусом);

    4. упражнять детей в чтении схем-моделей.

    • Развивающие:

    1. стимулировать желание детей экспериментировать;

    2. развивать эмоционально-положительное отношение к познанию окружающего мира;

    3. в процессе экспериментирования развивать следующие качества психики: мышление, воображение, внимание, наблюдательность, произвольность поведения, коммуникативные способности;

    4. развивать умение слушать, реагировать на обращение, используя доступные речевые средства, отвечать на вопросы воспитателя.

    • Воспитательные:

    1. воспитывать бережное отношение к природе;

    2. способствовать устойчивому эмоционально-положительному самочувствию и активности ребенка в рамках совместной и самостоятельной деятельности по экспериментированию. 

    Материалы и оборудование: камни, глобус, магнитная доска, макет вулкана компьютер, мультимедиа проектор, картинки – схемы с последовательностью проведения опыта, презентация «Вулканы

    Оборудование для экспериментирования:

    • макет горы вулканического происхождения, вода, гуашь красного цвета, моющее средство для посуды, сода, уксус, кофейная, чайная и столовая ложки;

    • таз с водой, кусочки пемзы, камешки, бумажные полотенца.

     Ход занятия:

    Организационный момент

    К нам сегодня в гости пришел Незнайка! У него для вас сюрприз - вот этот мешочек, а что находится в мешочке - вы узнаете, если отгадаете мою загадку:

     Он может быть мелкий – в ладошке лежать,

    Тяжелый, большой, одному не поднять

    В пыли на дороге не нужным лежать

    Кто может предмет по приметам узнать?

    Правильно – это камни. А вы любите путешествовать? Мы сегодня с вами отправимся путешествовать в страну камней.

    И первая остановка в стране камней называется «Мастерская» пройдем в мастерскую. Давайте с камнями поиграем. Какой красивый у меня мешочек (мешок ощущений). В этом мешочке много разных предметов. Но вам нужно будет достать только камни. Играющим задать вопросы: Как ты узнал, что в руках у тебя камень? Какой он на ощупь?(гладкий, шершавый, тяжелый, легкий, крепкий и др.) Предложить взять в одну руку камень, а в другую - пластилин. Сожмите обе ладони. Что произошло с пластилином? Почему?

    Что произошло с камнем? Почему? (пластилин изменил форму, а камень остался таким же по форме)

    Подвиньте миски с водой. Что будет, если мы опустим камень в воду? Давайте это проверим (Камень утонул, потому что тяжелый)

    Ребята у нас в мастерской есть еще молоток, гвозди, деревянный брусок. Сейчас я попробую вбить гвоздь в камень.

    Почему у меня не получается забить гвоздь в камень? (камень прочный, твердый)

    А теперь попробую забить гвоздь в брусок. Почему забили гвоздь (мягкий, непрочный)

    Ребята у меня еще есть очень необычный камень. Возьмите лупы и рассмотрите его внимательно. Что много у этого камня? (дырки)

    А как вы думаете эти дырочки пустые? Давайте опустим этот камень в воду. Он не утонул, как другие камни, потому что в дырочках спрятался воздух, благодаря воздуху который заполнил дырочки, камень стал легким. Этот камень называется пемза. И мы с вами скоро узнаем как появляется пемза.

    Мы побывали с вами в мастерской и узнали, что камни бывают (ответы детей)

    Основная часть:

    А сейчас нас Незнайка приглашает в кинотеатр проходите садитесь. Сегодня мы поговорим о таком загадочном, удивительном, грозном явлении природы, как вулкан.

    Сначала я хочу рассказать вам легенду.

    Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посредине моря. Когда вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. С тех пор все огнедышащие горы люди стали называть вулканами. «Вулкан работает»- со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места.

    Давайте заглянем внутрь вулкана. На что похож вулкан? Какой он формы? Верхушка вулкана называется кратер.

    А глубокая яма называется жерло. Из земли поднимается лава.

    Лава - это расплавленные, очень горячие камни. Температура внутри земли настолько высокая, что камни из твердых превращаются в жидкие, когда куски лавы застывают, получаются новые камни – мы сегодня эти камни уже видели они называются пемза. Извержение вулкана всегда вселяло в людей страх и ужас (слайд 4). Но люди жили и живут рядом с вулканами, ведь вулканы могут «спать» очень долго. Для того чтобы узнать когда вулкан проснется и предупредить людей об опасности, за жизнью вулканов следят ученые. Этих ученых называют вулканологами (слайд 5). С помощью специальных приборов они узнают, когда вулкан «спит» а когда проснется.

    А вы хотите стать вулканологами? Первое, что они должны знать - это какие виды вулканов бывают?

    Чем похожи? Чем отличаются? Ребята вулканы бывают трех видов.

    Действующий - это тот который извергает лаву.

    Потухший - который тысячу лет не извергает лаву.

    Спящий - он в любой момент может проснуться и начать извергать лаву.

    Физкультминутка

    Быстро встаньте, улыбнитесь.

    Выше, выше, потянитесь.

    Ну-ка, плечи распрямите

    Поднимите, опустите,

    Мы походим на носках,

    А потом на пятках,

    Влево, вправо, повернулись,

    Рук коленями коснулись,

    Сели, встали, сели, встали

    И на месте побежали.

    -Немного отдохнули и отправляемся в лабораторию. Наблюдать извержения вулкана интересно. Безопаснее это делать в кинотеатре.

    Но мы все же попробуем оживить вулкан и понаблюдаем за извержением лавы.

    -Прежде, чем провести опыт по оживлению вулкана, хотелось бы проверить умеете ли вы быть внимательными, осторожными.

    Чтобы не навредить себе и окружающим, будем работать по схеме, соблюдая правила безопасного поведения.

    -Надо работать аккуратно:

    Ничего не брать в рот - символ

    Не нюхать - символ

    Быть внимательными - символ

    Быть осторожными - символ

    А теперь нам нужно узнать, какие нам нужны ингредиенты. Будем работать по схемам. Запомнили? Приступаем.

    Совместное экспериментирование «Извержение вулкана» Последовательность проведения эксперимента.

    Первый ребенок: всыпать в жерло вулкана, две чайные ложки соды.

    Второй ребенок: налить полстакана воды.

    Третий ребенок: добавить в нее кофейную ложку гуаши красного цвета и тщательно перемешать до однородного насыщенного цвета.

    Четвертый ребенок: в полученную окрашенную воду добавить 5 капель моющего средства, перемешать.

    Воспитатель: добавить в окрашенную воду две столовые ложки уксуса, затем вливает полученную смесь в жерло вулкана (сода) .

    Внимание! Во время последней операции детям рекомендуется отступить на шаг назад.

    Ожидаемый результат: В результате реакции соды с уксусом и моющим средством из жерла вулкана начнет извергаться пена красного цвета.

    Воспитатель: Ребятки! Вы запомнили, как мы с вами провели этот опыт?

    Заключительная часть:

    Рефлексия 

    Воспитатель: Друзья, вот и окончилось наше сегодняшнее путешествие Что нового вы узнали? На что похож вулкан? Что извергается из вулкана? Как называется застывшая лава? Чем опасны вулканы? Чем полезны вулканы? Как называются люди, изучающие вулканы? Для чего они это делают?

     Сюрпризный момент Ребята, но не все вулканы такие грозные, у меня есть вулкан, который не извергает лаву и камни, а извергает только сладкие подарки.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План – конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности по музыкальному развитию с дошкольниками подготовительной группы на тему «Волшебные краски зимы» с использованием здоровьесберегающих технологий и мультимедийной презентации

    Зима –  любимое детьми время года. Цель занятия: воспитание целостной, гармоничной личности с высоким духовным потенциалом; приобщение к национальной и мировой культуре через любовь к родной прир...

    Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности с элементами экспериментирования для детей старшей группы " Вулканы"

    Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности с элементами экспериментирования для детей старшей группы Тема: «Вулканы»Цель: Расширять знания детей об окружающем мире, по...

    Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности с элементами экспериментирования для детей подготовительной группы Тема: «Вулканы»

    Цель: Расширять  знания  детей   об  окружающем  мире, познакомить с явлением неживой природы – извержением вулкана. В процессе детского экспериментирования удовлет...

    Конспект интегрированной образовательной деятельности с элементами экспериментирования для детей подготовительной группы.

    В процессе детского экспериментирования, расширить знания детей об окружающем мире, познакомить с явлением неживой природы – извержением вулкана....

    Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности с элементами экспериментирования для детей подготовительной группы Тема: «Вулканы»

    Уважаемые коллеги, предлагаю Вам очень интересный Конспект по интегрированной непосредственно образовательной деятельности с элементами экспериментированиядля детей подготовительной группы по тем...

    Конспект организованной образовательной деятельности с элементами экспериментирования для детей подготовительной группы «Что мы знаем о вулканах?»

    Конспект организованной образовательной деятельности с элементами экспериментирования для детей подготовительной группы «Что мы знаем о вулканах?» Цель: Расширять знания детей об...