Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности с элементами экспериментирования для детей подготовительной группы Тема: «Вулканы»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Белова Светлана Анатольевна

Уважаемые коллеги, предлагаю Вам очень интересный Конспект по интегрированной непосредственно образовательной деятельности с элементами экспериментирования

для детей подготовительной группы по теме «Вулканы».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_vulkan.docx29.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Дошкольное Образовательное Бюджетное Учреждение

Детский сад с. Тирлянский

Муниципального района Белорецкий район

Республики Башкортостан

Конспект

интегрированной непосредственно

образовательной деятельности

с элементами экспериментирования

для детей подготовительной группы

Тема: «ВУЛКАНЫ»

                                         

                                                          Подготовила: Воспитатель

                                                       Белова

                                                                    Светлана Анатольевна

2019г.

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности с элементами экспериментирования

для детей подготовительной группы

Тема: «Вулканы»

Цель: Расширять знания детей об окружающем мире, познакомить с явлением неживой природы – извержением вулкана. В процессе детского экспериментирования удовлетворять потребности детей в познании, самостоятельности, радости и удовольствии.

Задачи:

  • Образовательные:
  1. познакомить детей с понятием «вулкан», дать представление о происхождении и строении вулканов;
  2. формировать представления детей о природном явлении – извержении вулкана;
  3. формировать понятие о безопасном обращении с бытовыми химическими веществами (уксусом);

  • Развивающие:
  1. стимулировать желание детей экспериментировать;
  2. развивать эмоционально-положительное отношение к познанию окружающего мира;
  3. в процессе экспериментирования развивать следующие качества психики: мышление, воображение, внимание, наблюдательность, произвольность поведения, коммуникативные способности;
  4. развивать умение слушать, реагировать на обращение, используя доступные речевые средства, отвечать на вопросы воспитателя.
  • Воспитательные:
  1. воспитывать бережное отношение к природе;

способствовать устойчивому эмоционально-положительному самочувствию и активности ребенка в рамках совместной и самостоятельной деятельности по экспериментированию.

   Оборудование:

 картинки с изображением вулканов;

карта мира;

поддоны;

картон, клей;

сода; уксус;

сухая красная краска;

 моющая жидкость;

листы бумаги;

цветные карандаши (для фиксации наблюдений);

чайные ложки; пипетка.

Ход совместной деятельности взрослого с детьми:

1.
Снятие психоэмоционального напряжения.
 Ребята, подойдите, пожалуйста, ко мне. Сегодня к вам в детский сад пришло много хороших и добрых гостей. Давайте поприветствуем их, подарим им свои солнечные улыбки.
    А теперь, Глаза закрываем и представляем,
Здесь и сейчас себя представляем.
Что было вчера, мы забываем,
Что будет потом, мы не знаем.
Думаем только о том, что сейчас.
Хороший, красивый каждый из вас,
Вы самое лучшее, что есть на свете.
Глаза открываем, здравствуйте, дети!

2. Основная часть

Воспитатель: Ребята, мы с вами живем на удивительной планете, которая называется...

Дети: Земля.

Стук в дверь, появляется посылка.

Воспитатель: К нам в садик пришла посылка от геологов. Ребята, а вы знаете кто такие геологи?

Дети: Геологи – это люди, которые изучают богатства Земли.

Воспитатель: Ребята, вы хотите сегодня стать геологами и узнать что-то новое о недрах нашей Земли?

Дети: Да, хотим!

Воспитатель: Давайте перечислим, какие вы знаете о богатства нашей Земли. (дети: глина, нефть, песок, мел, вода).

Наша планета Земля необыкновенная, в ней есть реки, моря, леса, луга, горы. Мы с вами начали изучать горы. Посмотрите какой макет горы мы сделали.

Воспитатель: Ребята, а что же такое горы?

 Дети: Это высокие холмы.

Воспитатель: А из чего горы состоят?

Дети: из камней.

Воспитатель: А какую геометрическую фигуру, похожи горы?

Дети: конус, пирамиду.

Воспитатель: назовите самую высочайшую гору мира.

Дети: Эверест.

 Воспитатель: Ребята, а какие горы вы еще знаете?

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы! Вы уже знаете, что горы имеют свое строение. Как называется верхушка горы?

Дети: Вершина.

Воспитатель: А еще у горы есть бок, который называется …

Дети: склон.

Воспитатель: Молодцы ребята, давайте откроем посылку и посмотрим, что в ней лежит (в посылке лежит пемза и фотографии с письмом). Ребята, вы знаете, что это какое?  Воспитатель дает возможность посмотреть, потрогать предмет. (Ответы детей).
Послушайте, что пишут геологи: «Дорогие дети!
Чтобы отгадать, для чего лежат эти предметы в посылке, нужно познакомиться с удивительным явлением природы. Мы с ним уже познакомились.  А с каким явлением, послушайте и отгадайте загадку.
             Он огромный, он могучий,                 
             Он бывает выше тучи.                        
             Басом может он смеяться,                  
             Кашей огненной плеваться.               
             Старый добрый великан –
             Это дедушка … (вулкан)
 
Да, сегодня наша встреча посвящена такому таинственному, загадочному, удивительному и грозному явлению природы, как «извержение вулкана».

Воспитатель: Ребята, а в посылки геологи прислали старую легенду о вулкане. Послушайте внимательно (демонстрация иллюстраций)

«Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря (картинка-кузнец). Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносился далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. «Вулкан работает», - со страхом говорили люди и уходили жить подальше от горы, чтобы не спалило огнем их жилища, не засыпало пеплом сады и поля (картинка-вулкан). Говорят, что с тех пор все огнедышащие горы стали называть вулканами».

Воспитатель: Ребята, понравилась вам легенда? Как вы поняли из легенды, вулканы – это не простые, а необычные горы. И слово «вулкан» означает «бог огня».

Воспитатель: Ребята, у меня есть фильм про вулкан. Хотите посмотреть? Я приглашаю вас в кинотеатр. Жест. Усаживайтесь поудобнее.

Показ фильма о вулкане.

Воспитатель: Мы с вами просмотрели фильм, давайте обсудим, что нового вы узнали: 

- С чего начинается извержение вулкана(Сначала появляется … дым)

- Что происходит дальше(взрыв, лава)

- Что остается после извержения вулкана? … (застывшие камни, сгоревшие деревья) …

- Какие бывают вулканы?

Ответы детей: действующие, спящие и потухшие.

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, геологи просят отгадать ещё одну загадку

 «Я ходил по разным странам,

Плыл по рекам, океанам.

 По пустыне шел отважно.

На одном листе бумажным.

Дети: карта.

Воспитатель: Дети, объясните, что изображено на карте?

Дети: реки.

Воспитатель: Правильно, на карте изображены реки, моря, суша, горы разными цветами. Давайте рассмотрим её и вспомним, что изображено синим цветом?

Дети: изображены моря, океаны, реки.

Воспитатель: зеленым, желтым, коричневым

Дети: Суша, Горы.

Воспитатель: Ребята, а что же такое вулканы?

Дети: Это высокие горы.

Воспитатель: Ребята, на карте я могу вам показать, где находятся самые известные вулканы в мире. У нас в стране есть много вулканов. Почти все они находятся на Дальнем Востоке, Камчатке, Курильских островах.

Ключевская Сопка

Вулкан – высочайший на территории материка Евразия. Ключевская Сопка находится в центральной части Камчатки, неподалеку находятся еще несколько вулканов. Красивый, ровный и симметричный конус этого слоистого вулкана формировался тысячелетия и продолжает увеличиваться после каждого извержения. За жизнью вулканов постоянно следят специальные ученые – вулканологи. У них есть специальные приборы, которые определяют, когда проснется вулкан. Для изучения вулканов они одеты в специальные защитные костюмы, на ногах ботинки на толстой подошве. Без таких защитных костюмов и обуви к вулкану не приблизиться – невыносимо жарко.  И тогда ученые предупреждают людей об опасности, а люди запасаются продуктами и одеждой, покидают свои жилища и уходят как можно дальше от вулкана. На Камчатке был создан Институт вулканологии и сейсмологии. Проходит регулярное информационное оповещение авиакомпаний Тихоокеанского региона об извержениях вулканов Камчатки и Северных Курил.

 Эребус

Действующие вулканы есть на каждом материке (кроме Австралии). Даже в Антарктиде находится один из них – Эребус. Вулкан назван в честь бога Эребуса. Уникальное явление Эребуса – лавовое озеро. Извержения вулкана происходят в виде взрывов, лава густая, застывает быстро и не успевает распространиться на большие участки.

    Представьте себе, что вы живете на фоне красивой горы, которая, на самом деле, является вулканом, готовым извергнуться в любой момент, стирая с лица земли ваш дом и вызывая полное опустошение. На самом деле, сотни тысяч людей живут как раз в такой ситуации, возле вулкана Галерас. Это чрезвычайно активный вулкан в Колумбии. Находясь недалеко от вулкана  город Пасто уже несколько раз накрывало пеплом. Люди проживающих в городе, должны быть постоянно начеку, а после вулканического извержения 2005 года, жителям должны были носить маски и очки. Люди практически всегда готовы эвакуироваться, и за последнее время вынуждены были делать это регулярно. В 1993 году, извержение привело к гибели шести вулканологов и трех туристов, которые находились на вершине вулкана. Однако, камнепады и облмочные вулканические породы представляют потенциальную угрозу тем, кто находится гораздо дальше вулканического кратера, и не в последнюю очередь для жителей Пасто.

Воспитатель: Хотите самостоятельно, проделать опыт: извержение вулкана?

Дети: да.

Воспитатель: Но прежде до вулкана нужно дойти.

Физ-минутка:

«По дорожке мы шагали

И ворон мы не считали,

Смело, мы идём вперёд,

Где вулкан уже нас ждёт.

Когда в гости мы пришли,

Можно крикнуть «1, 2, 3».

Воспитатель: Ребята, а сейчас я вам предлагаю превратиться в волшебников и попробовать разбудить вулкан. Как вы думаете, у нас получится? (Ответы)
(Подходят к макету вулкана)
Пока наш вулкан спящий, но мы его разбудим.

- Посмотрите ребята, геологи прислали нам макет горы и схему.

Достает из посылки соду, жидкость, «Ферри» и уксус с запрещающим знаком.

Воспитатель - А теперь предлагаю отправимся в нашу лабораторию

где мы будем проводить эксперимент.

Прежде чем отправимся в нашу лабораторию необходимо

Вспомнить технику безопасности. Как вы думаете, что надо сделать первым делом?

Дети – Одеть специальную одежду.

Вспомнить технику безопасности.

1. Работа под наблюдением воспитателя.

2. Надо работать аккуратно, четко соблюдая правила

3. ничего не брать в рот

4. осторожно насыпать вещества

5. осторожно наливать воду

6. лаву не трогать

7. использовать салфетку

Воспитатель– пройдёмте в нашу лабораторию.

(сели)

Воспитатель Тема нашего исследования «действующий вулкан»

Воспитатель: Ребята, смотрите внимательно, кажется наш вулкан «оживает».(в готовый раствор капаю уксус).

Наблюдаем «извержение» вулкана.

Воспитатель: – А хотите я вас научу делать раствор, который заставляет вулкан действовать? (показ изготовления раствора).

Воспитатель: - Посмотрите внимательно на свой стол и скажите на какую геометрическую фигуру похож макет горы вашего вулкана?

Дети – на конус.

Воспитатель: – Предлагаю жерлом вулкана сделать стаканчик с водой под № 1.

Помещаем в стакан 1 чайную ложку соды из стаканчика № 2,

на кончике ложки красной сухой краски из стаканчика № 3,

5 капель моющей жидкости из стаканчика №4.

А теперь внимание! Эта жидкость у меня с особым знаком. Что она означает?

Дети – самому пользоваться нельзя.

Воспитатель: – Правильно, это уксус, и его наливать можно только

взрослому. Это буду делать я.

– Подсказками, как действовать вам будут служить

карточки-схемы.

Расскажите по карточке последовательность работы. (закрепление).

– Кому, что не понятно?

Кто приготовит раствор, поднимет зелёную сигнальную карточку.

Не забудьте, что если у кого возникнут затруднения, просигнальте

красной карточкой.

Воспитатель: – А теперь внимательно посмотрите ещё раз на схему и приступайте к проведению эксперимента.

Дети сами готовят состав лавы, но уксус добавляет воспитатель.

Воспитатель: – Молодцы ребята все справились с поставленной вам задачей.

Из вас получились хорошие исследователи.

На сегодня лаборатория закрывается.

– Как вы думаете? Мы всё узнали о вулканах?

Откуда мы ещё можем пополнить наши знания о вулканах?

С помощью карточек выберите помощников, которые помогут

дополнить наши знания о вулканах(дети берут карточки и называют действия).

(узнать у другого человека, спросить у родителей, прочитать в книге,

услышать по телевизору, сходить в библиотеку)

Молодцы ребята, вы были внимательными, работали аккуратно и все у вас получилось замечательно! Теперь вы знаете, что такое вулкан и как он извергается? А сейчас я предлагаю вам собрать пазл «Действующий вулкан». Каждый подходит к столу и берет пазл и составляет Действующий вулкан./Дети по очереди берут составляющие детали Вулкана и приклеивают на стену составляя Вулкан../  

Воспитатель: Молодцы ребята, вы были внимательными, работали аккуратно, и все у вас получилось, замечательно!

Теперь вы знаете, что такое вулкан и как он извергается? Когда вы вырастите большими, наверное, обязательно станете учеными!

Воспитатель: А сейчас для вас сюрприз! Ребята, на столе в углу комнаты стоит еще какой - то подарок и сверток от геологов. Есть вулкан, который не извергает камни, лаву, пепел, а извергает сладкие подарки. Подходят, открывают. В коробке макет вулкана, а внутри конфеты. А из свертка достаются кусочки пемзы
Для вас есть подарочек-это пемза, как вы знаете, что это застывшая лава, а от меня медальки за хорошую работу на занятии

Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы сегодня были активными, старательными. Когда вы вырастите большими, некоторые из вас, может, станут учеными! Вы будете изучать и беречь нашу Землю.

Вулканы начали "вулканить" -

Из жерла лаву извергать.

По склонам лава потекла

И землю сильно обожгла.

Спустя века закашлял злой

Вулкан и пеплом и золой.

Вулкан гремит, вулкан пыхтит!

Как грозен он сейчас на вид!

Но вот он начал уставать -

Огонь в нем начал угасать.

Последний раз огнем дыхнул

И на десятки лет уснул.

Вот вулкан - это гора,
А внутри горы - дыра.
Из горы идет дымок,
Летят камни, серый смог.

Гул раздался тут и там:
Просыпается вулкан.
Вот гора вся задрожала,
Магма лавой побежала,

Камни, пепел полетели,
Небо видно еле-еле.
Не ходи ты, милый там,
Где проснувшийся вулкан.

Что за шум здесь? Что за гам?
Разошёлся дед-вулкан!
- Пчхи! Пчхи! Пчхи!, - старик чихает:
Камни, пепел вверх взлетают.

Почему дед разозлился?
Он, наверно, простудился.
Паром пышет и ревёт.
Может, в гости внуков ждёт?

Лавой хворь дед прогоняет.
Затухает... Затихает...
Внуки скажут: "Спору нет,
У нас самый грозный дед!".

Не болей же, дед-вулкан:
Ты здоровый нужен нам. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности с элементами экспериментирования для детей старшей группы " Вулканы"

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности с элементами экспериментирования для детей старшей группы Тема: «Вулканы»Цель: Расширять знания детей об окружающем мире, по...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим с элементами экспериментирования для детей подготовительной группы тема:"Вулканы"

Интересное занятие о природном явлении вулкане. Восхищение у детей вызывет извержение, с помощью химических веществ....

Конспект интегрированной непрерывной образовательной деятельности с элементами экспериментирования для детей подготовительной группы на тему: «Вулканы»

Расширять знания детей об окружающем мире, познакомить с явлением неживой природы- извержением вулкана. В прцессе детского экспериментирования удовлетворять потребности детей в познании, самостоятельн...

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности с элементами экспериментирования для детей подготовительной группы Тема: «Вулканы»

Цель: Расширять  знания  детей   об  окружающем  мире, познакомить с явлением неживой природы – извержением вулкана. В процессе детского экспериментирования удовлет...

Конспект интегрированной НОД с элементами экспериментирования для детей подготовительной группы. Тема "Вулканы"

Знакомство детей с окружающим миром, с явлениямим неживой природы - извержением вулкана....

Конспект интегрированной образовательной деятельности с элементами экспериментирования для детей подготовительной группы.

В процессе детского экспериментирования, расширить знания детей об окружающем мире, познакомить с явлением неживой природы – извержением вулкана....

Конспект непосредственно образовательной деятельности с элементами экспериментирования во второй младшей группе Тема: «Тонет – не тонет»

Конспект непосредственно образовательной деятельности с элементами экспериментирования во второй младшей группе...