Главные вкладки

    Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности с элементами экспериментирования для детей подготовительной группы Тема: «Вулканы»
    методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

    Белова Светлана Анатольевна

    Уважаемые коллеги, предлагаю Вам очень интересный Конспект по интегрированной непосредственно образовательной деятельности с элементами экспериментирования

    для детей подготовительной группы по теме «Вулканы».

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_vulkan.docx29.47 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное Дошкольное Образовательное Бюджетное Учреждение

    Детский сад с. Тирлянский

    Муниципального района Белорецкий район

    Республики Башкортостан

    Конспект

    интегрированной непосредственно

    образовательной деятельности

    с элементами экспериментирования

    для детей подготовительной группы

    Тема: «ВУЛКАНЫ»

                                             

                                                              Подготовила: Воспитатель

                                                           Белова

                                                                        Светлана Анатольевна

    2019г.

    Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности с элементами экспериментирования

    для детей подготовительной группы

    Тема: «Вулканы»

    Цель: Расширять знания детей об окружающем мире, познакомить с явлением неживой природы – извержением вулкана. В процессе детского экспериментирования удовлетворять потребности детей в познании, самостоятельности, радости и удовольствии.

    Задачи:

    • Образовательные:
    1. познакомить детей с понятием «вулкан», дать представление о происхождении и строении вулканов;
    2. формировать представления детей о природном явлении – извержении вулкана;
    3. формировать понятие о безопасном обращении с бытовыми химическими веществами (уксусом);

    • Развивающие:
    1. стимулировать желание детей экспериментировать;
    2. развивать эмоционально-положительное отношение к познанию окружающего мира;
    3. в процессе экспериментирования развивать следующие качества психики: мышление, воображение, внимание, наблюдательность, произвольность поведения, коммуникативные способности;
    4. развивать умение слушать, реагировать на обращение, используя доступные речевые средства, отвечать на вопросы воспитателя.
    • Воспитательные:
    1. воспитывать бережное отношение к природе;

    способствовать устойчивому эмоционально-положительному самочувствию и активности ребенка в рамках совместной и самостоятельной деятельности по экспериментированию.

       Оборудование:

     картинки с изображением вулканов;

    карта мира;

    поддоны;

    картон, клей;

    сода; уксус;

    сухая красная краска;

     моющая жидкость;

    листы бумаги;

    цветные карандаши (для фиксации наблюдений);

    чайные ложки; пипетка.

    Ход совместной деятельности взрослого с детьми:

    1.
    Снятие психоэмоционального напряжения.
     Ребята, подойдите, пожалуйста, ко мне. Сегодня к вам в детский сад пришло много хороших и добрых гостей. Давайте поприветствуем их, подарим им свои солнечные улыбки.
        А теперь, Глаза закрываем и представляем,
    Здесь и сейчас себя представляем.
    Что было вчера, мы забываем,
    Что будет потом, мы не знаем.
    Думаем только о том, что сейчас.
    Хороший, красивый каждый из вас,
    Вы самое лучшее, что есть на свете.
    Глаза открываем, здравствуйте, дети!

    2. Основная часть

    Воспитатель: Ребята, мы с вами живем на удивительной планете, которая называется...

    Дети: Земля.

    Стук в дверь, появляется посылка.

    Воспитатель: К нам в садик пришла посылка от геологов. Ребята, а вы знаете кто такие геологи?

    Дети: Геологи – это люди, которые изучают богатства Земли.

    Воспитатель: Ребята, вы хотите сегодня стать геологами и узнать что-то новое о недрах нашей Земли?

    Дети: Да, хотим!

    Воспитатель: Давайте перечислим, какие вы знаете о богатства нашей Земли. (дети: глина, нефть, песок, мел, вода).

    Наша планета Земля необыкновенная, в ней есть реки, моря, леса, луга, горы. Мы с вами начали изучать горы. Посмотрите какой макет горы мы сделали.

    Воспитатель: Ребята, а что же такое горы?

     Дети: Это высокие холмы.

    Воспитатель: А из чего горы состоят?

    Дети: из камней.

    Воспитатель: А какую геометрическую фигуру, похожи горы?

    Дети: конус, пирамиду.

    Воспитатель: назовите самую высочайшую гору мира.

    Дети: Эверест.

     Воспитатель: Ребята, а какие горы вы еще знаете?

    Ответы детей.

    Воспитатель: Молодцы! Вы уже знаете, что горы имеют свое строение. Как называется верхушка горы?

    Дети: Вершина.

    Воспитатель: А еще у горы есть бок, который называется …

    Дети: склон.

    Воспитатель: Молодцы ребята, давайте откроем посылку и посмотрим, что в ней лежит (в посылке лежит пемза и фотографии с письмом). Ребята, вы знаете, что это какое?  Воспитатель дает возможность посмотреть, потрогать предмет. (Ответы детей).
    Послушайте, что пишут геологи: «Дорогие дети!
    Чтобы отгадать, для чего лежат эти предметы в посылке, нужно познакомиться с удивительным явлением природы. Мы с ним уже познакомились.  А с каким явлением, послушайте и отгадайте загадку.
                 Он огромный, он могучий,                 
                 Он бывает выше тучи.                        
                 Басом может он смеяться,                  
                 Кашей огненной плеваться.               
                 Старый добрый великан –
                 Это дедушка … (вулкан)
     
    Да, сегодня наша встреча посвящена такому таинственному, загадочному, удивительному и грозному явлению природы, как «извержение вулкана».

    Воспитатель: Ребята, а в посылки геологи прислали старую легенду о вулкане. Послушайте внимательно (демонстрация иллюстраций)

    «Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря (картинка-кузнец). Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносился далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. «Вулкан работает», - со страхом говорили люди и уходили жить подальше от горы, чтобы не спалило огнем их жилища, не засыпало пеплом сады и поля (картинка-вулкан). Говорят, что с тех пор все огнедышащие горы стали называть вулканами».

    Воспитатель: Ребята, понравилась вам легенда? Как вы поняли из легенды, вулканы – это не простые, а необычные горы. И слово «вулкан» означает «бог огня».

    Воспитатель: Ребята, у меня есть фильм про вулкан. Хотите посмотреть? Я приглашаю вас в кинотеатр. Жест. Усаживайтесь поудобнее.

    Показ фильма о вулкане.

    Воспитатель: Мы с вами просмотрели фильм, давайте обсудим, что нового вы узнали: 

    - С чего начинается извержение вулкана(Сначала появляется … дым)

    - Что происходит дальше(взрыв, лава)

    - Что остается после извержения вулкана? … (застывшие камни, сгоревшие деревья) …

    - Какие бывают вулканы?

    Ответы детей: действующие, спящие и потухшие.

    Ответы детей.

    Воспитатель: Ребята, геологи просят отгадать ещё одну загадку

     «Я ходил по разным странам,

    Плыл по рекам, океанам.

     По пустыне шел отважно.

    На одном листе бумажным.

    Дети: карта.

    Воспитатель: Дети, объясните, что изображено на карте?

    Дети: реки.

    Воспитатель: Правильно, на карте изображены реки, моря, суша, горы разными цветами. Давайте рассмотрим её и вспомним, что изображено синим цветом?

    Дети: изображены моря, океаны, реки.

    Воспитатель: зеленым, желтым, коричневым

    Дети: Суша, Горы.

    Воспитатель: Ребята, а что же такое вулканы?

    Дети: Это высокие горы.

    Воспитатель: Ребята, на карте я могу вам показать, где находятся самые известные вулканы в мире. У нас в стране есть много вулканов. Почти все они находятся на Дальнем Востоке, Камчатке, Курильских островах.

    Ключевская Сопка

    Вулкан – высочайший на территории материка Евразия. Ключевская Сопка находится в центральной части Камчатки, неподалеку находятся еще несколько вулканов. Красивый, ровный и симметричный конус этого слоистого вулкана формировался тысячелетия и продолжает увеличиваться после каждого извержения. За жизнью вулканов постоянно следят специальные ученые – вулканологи. У них есть специальные приборы, которые определяют, когда проснется вулкан. Для изучения вулканов они одеты в специальные защитные костюмы, на ногах ботинки на толстой подошве. Без таких защитных костюмов и обуви к вулкану не приблизиться – невыносимо жарко.  И тогда ученые предупреждают людей об опасности, а люди запасаются продуктами и одеждой, покидают свои жилища и уходят как можно дальше от вулкана. На Камчатке был создан Институт вулканологии и сейсмологии. Проходит регулярное информационное оповещение авиакомпаний Тихоокеанского региона об извержениях вулканов Камчатки и Северных Курил.

     Эребус

    Действующие вулканы есть на каждом материке (кроме Австралии). Даже в Антарктиде находится один из них – Эребус. Вулкан назван в честь бога Эребуса. Уникальное явление Эребуса – лавовое озеро. Извержения вулкана происходят в виде взрывов, лава густая, застывает быстро и не успевает распространиться на большие участки.

        Представьте себе, что вы живете на фоне красивой горы, которая, на самом деле, является вулканом, готовым извергнуться в любой момент, стирая с лица земли ваш дом и вызывая полное опустошение. На самом деле, сотни тысяч людей живут как раз в такой ситуации, возле вулкана Галерас. Это чрезвычайно активный вулкан в Колумбии. Находясь недалеко от вулкана  город Пасто уже несколько раз накрывало пеплом. Люди проживающих в городе, должны быть постоянно начеку, а после вулканического извержения 2005 года, жителям должны были носить маски и очки. Люди практически всегда готовы эвакуироваться, и за последнее время вынуждены были делать это регулярно. В 1993 году, извержение привело к гибели шести вулканологов и трех туристов, которые находились на вершине вулкана. Однако, камнепады и облмочные вулканические породы представляют потенциальную угрозу тем, кто находится гораздо дальше вулканического кратера, и не в последнюю очередь для жителей Пасто.

    Воспитатель: Хотите самостоятельно, проделать опыт: извержение вулкана?

    Дети: да.

    Воспитатель: Но прежде до вулкана нужно дойти.

    Физ-минутка:

    «По дорожке мы шагали

    И ворон мы не считали,

    Смело, мы идём вперёд,

    Где вулкан уже нас ждёт.

    Когда в гости мы пришли,

    Можно крикнуть «1, 2, 3».

    Воспитатель: Ребята, а сейчас я вам предлагаю превратиться в волшебников и попробовать разбудить вулкан. Как вы думаете, у нас получится? (Ответы)
    (Подходят к макету вулкана)
    Пока наш вулкан спящий, но мы его разбудим.

    - Посмотрите ребята, геологи прислали нам макет горы и схему.

    Достает из посылки соду, жидкость, «Ферри» и уксус с запрещающим знаком.

    Воспитатель - А теперь предлагаю отправимся в нашу лабораторию

    где мы будем проводить эксперимент.

    Прежде чем отправимся в нашу лабораторию необходимо

    Вспомнить технику безопасности. Как вы думаете, что надо сделать первым делом?

    Дети – Одеть специальную одежду.

    Вспомнить технику безопасности.

    1. Работа под наблюдением воспитателя.

    2. Надо работать аккуратно, четко соблюдая правила

    3. ничего не брать в рот

    4. осторожно насыпать вещества

    5. осторожно наливать воду

    6. лаву не трогать

    7. использовать салфетку

    Воспитатель– пройдёмте в нашу лабораторию.

    (сели)

    Воспитатель Тема нашего исследования «действующий вулкан»

    Воспитатель: Ребята, смотрите внимательно, кажется наш вулкан «оживает».(в готовый раствор капаю уксус).

    Наблюдаем «извержение» вулкана.

    Воспитатель: – А хотите я вас научу делать раствор, который заставляет вулкан действовать? (показ изготовления раствора).

    Воспитатель: - Посмотрите внимательно на свой стол и скажите на какую геометрическую фигуру похож макет горы вашего вулкана?

    Дети – на конус.

    Воспитатель: – Предлагаю жерлом вулкана сделать стаканчик с водой под № 1.

    Помещаем в стакан 1 чайную ложку соды из стаканчика № 2,

    на кончике ложки красной сухой краски из стаканчика № 3,

    5 капель моющей жидкости из стаканчика №4.

    А теперь внимание! Эта жидкость у меня с особым знаком. Что она означает?

    Дети – самому пользоваться нельзя.

    Воспитатель: – Правильно, это уксус, и его наливать можно только

    взрослому. Это буду делать я.

    – Подсказками, как действовать вам будут служить

    карточки-схемы.

    Расскажите по карточке последовательность работы. (закрепление).

    – Кому, что не понятно?

    Кто приготовит раствор, поднимет зелёную сигнальную карточку.

    Не забудьте, что если у кого возникнут затруднения, просигнальте

    красной карточкой.

    Воспитатель: – А теперь внимательно посмотрите ещё раз на схему и приступайте к проведению эксперимента.

    Дети сами готовят состав лавы, но уксус добавляет воспитатель.

    Воспитатель: – Молодцы ребята все справились с поставленной вам задачей.

    Из вас получились хорошие исследователи.

    На сегодня лаборатория закрывается.

    – Как вы думаете? Мы всё узнали о вулканах?

    Откуда мы ещё можем пополнить наши знания о вулканах?

    С помощью карточек выберите помощников, которые помогут

    дополнить наши знания о вулканах(дети берут карточки и называют действия).

    (узнать у другого человека, спросить у родителей, прочитать в книге,

    услышать по телевизору, сходить в библиотеку)

    Молодцы ребята, вы были внимательными, работали аккуратно и все у вас получилось замечательно! Теперь вы знаете, что такое вулкан и как он извергается? А сейчас я предлагаю вам собрать пазл «Действующий вулкан». Каждый подходит к столу и берет пазл и составляет Действующий вулкан./Дети по очереди берут составляющие детали Вулкана и приклеивают на стену составляя Вулкан../  

    Воспитатель: Молодцы ребята, вы были внимательными, работали аккуратно, и все у вас получилось, замечательно!

    Теперь вы знаете, что такое вулкан и как он извергается? Когда вы вырастите большими, наверное, обязательно станете учеными!

    Воспитатель: А сейчас для вас сюрприз! Ребята, на столе в углу комнаты стоит еще какой - то подарок и сверток от геологов. Есть вулкан, который не извергает камни, лаву, пепел, а извергает сладкие подарки. Подходят, открывают. В коробке макет вулкана, а внутри конфеты. А из свертка достаются кусочки пемзы
    Для вас есть подарочек-это пемза, как вы знаете, что это застывшая лава, а от меня медальки за хорошую работу на занятии

    Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы сегодня были активными, старательными. Когда вы вырастите большими, некоторые из вас, может, станут учеными! Вы будете изучать и беречь нашу Землю.

    Вулканы начали "вулканить" -

    Из жерла лаву извергать.

    По склонам лава потекла

    И землю сильно обожгла.

    Спустя века закашлял злой

    Вулкан и пеплом и золой.

    Вулкан гремит, вулкан пыхтит!

    Как грозен он сейчас на вид!

    Но вот он начал уставать -

    Огонь в нем начал угасать.

    Последний раз огнем дыхнул

    И на десятки лет уснул.

    Вот вулкан - это гора,
    А внутри горы - дыра.
    Из горы идет дымок,
    Летят камни, серый смог.

    Гул раздался тут и там:
    Просыпается вулкан.
    Вот гора вся задрожала,
    Магма лавой побежала,

    Камни, пепел полетели,
    Небо видно еле-еле.
    Не ходи ты, милый там,
    Где проснувшийся вулкан.

    Что за шум здесь? Что за гам?
    Разошёлся дед-вулкан!
    - Пчхи! Пчхи! Пчхи!, - старик чихает:
    Камни, пепел вверх взлетают.

    Почему дед разозлился?
    Он, наверно, простудился.
    Паром пышет и ревёт.
    Может, в гости внуков ждёт?

    Лавой хворь дед прогоняет.
    Затухает... Затихает...
    Внуки скажут: "Спору нет,
    У нас самый грозный дед!".

    Не болей же, дед-вулкан:
    Ты здоровый нужен нам. 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План – конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности по музыкальному развитию с дошкольниками подготовительной группы на тему «Волшебные краски зимы» с использованием здоровьесберегающих технологий и мультимедийной презентации

    Зима –  любимое детьми время года. Цель занятия: воспитание целостной, гармоничной личности с высоким духовным потенциалом; приобщение к национальной и мировой культуре через любовь к родной прир...

    Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности с элементами экспериментирования для детей старшей группы " Вулканы"

    Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности с элементами экспериментирования для детей старшей группы Тема: «Вулканы»Цель: Расширять знания детей об окружающем мире, по...

    Конспект занятия по ознакомлению с окружающим с элементами экспериментирования для детей подготовительной группы тема:"Вулканы"

    Интересное занятие о природном явлении вулкане. Восхищение у детей вызывет извержение, с помощью химических веществ....

    Конспект интегрированной непрерывной образовательной деятельности с элементами экспериментирования для детей подготовительной группы на тему: «Вулканы»

    Расширять знания детей об окружающем мире, познакомить с явлением неживой природы- извержением вулкана. В прцессе детского экспериментирования удовлетворять потребности детей в познании, самостоятельн...

    Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности с элементами экспериментирования для детей подготовительной группы Тема: «Вулканы»

    Цель: Расширять  знания  детей   об  окружающем  мире, познакомить с явлением неживой природы – извержением вулкана. В процессе детского экспериментирования удовлет...

    Конспект интегрированной НОД с элементами экспериментирования для детей подготовительной группы. Тема "Вулканы"

    Знакомство детей с окружающим миром, с явлениямим неживой природы - извержением вулкана....

    Конспект интегрированной образовательной деятельности с элементами экспериментирования для детей подготовительной группы.

    В процессе детского экспериментирования, расширить знания детей об окружающем мире, познакомить с явлением неживой природы – извержением вулкана....