Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности с элементами экспериментирования для детей подготовительной группы Тема: «Вулканы»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Цель: Расширять знания детей об окружающем мире, познакомить с явлением неживой природы – извержением вулкана. В процессе детского экспериментирования удовлетворять потребности детей в познании, самостоятельности, радости и удовольствии.
Задачи:
- Образовательные:
- познакомить детей с понятием «вулкан», дать представление о происхождении и строении вулканов;
- формировать представления детей о природном явлении – извержении вулкана;
- формировать умение правильного обращения с химическими веществами;
- упражнять детей в чтении схем-моделей.
- Развивающие:
- стимулировать желание детей экспериментировать;
- развивать эмоционально-положительное отношение к познанию окружающего мира;
- в процессе экспериментирования развивать следующие качества психики: мышление, воображение, внимание, наблюдательность, произвольность поведения, коммуникативные способности;
- развивать умение слушать, реагировать на обращение, используя доступные речевые средства, отвечать на вопросы воспитателя.
- Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к природе;
- способствовать устойчивому эмоционально-положительному самочувствию и активности ребенка в рамках совместной и самостоятельной деятельности по экспериментированию.
Интеграция образовательных областей:
- Познавательная
- Социально-коммуникативная
- Художественно-эстетическая
Технологии, используемые педагогом в мероприятии
- Технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми:
- педагогическая поддержка, оказание педагогом оперативной помощи в решении проблемных ситуаций;
- опора на субъектный опыт ребенка.
- Игровые технологии:
- игровые задания и упражнения.
- Технологии поисковой деятельности:
- создание проблемной ситуации;
- детское экспериментирование.
- Здоровьесберегающие технологии:
- физкультминутка;
- Мультимедийные технологии:
- показ презентации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_vulkany.doc | 85 КБ |
vulkany.pptx | 2.44 МБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение детский сад №27 Приморского района
Государственное бюджетное дошкольное
общеобразовательное учреждение
детский сад №27 Приморского района
Санкт-Петербурга
Конспект
интегрированной непосредственной образовательной
деятельности с элементами экспериментирования
для детей подготовительной группы
Тема: «Вулканы»
Автор составитель
воспитатель
Борисова Юлия Борисовна
Санкт-Петербург
2018г
Цель: Расширять знания детей об окружающем мире, познакомить с явлением неживой природы – извержением вулкана. В процессе детского экспериментирования удовлетворять потребности детей в познании, самостоятельности, радости и удовольствии.
Задачи:
- Образовательные:
- познакомить детей с понятием «вулкан», дать представление о происхождении и строении вулканов;
- формировать представления детей о природном явлении – извержении вулкана;
- формировать умение правильного обращения с химическими веществами;
- упражнять детей в чтении схем-моделей.
- Развивающие:
- стимулировать желание детей экспериментировать;
- развивать эмоционально-положительное отношение к познанию окружающего мира;
- в процессе экспериментирования развивать следующие качества психики: мышление, воображение, внимание, наблюдательность, произвольность поведения, коммуникативные способности;
- развивать умение слушать, реагировать на обращение, используя доступные речевые средства, отвечать на вопросы воспитателя.
- Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к природе;
- способствовать устойчивому эмоционально-положительному самочувствию и активности ребенка в рамках совместной и самостоятельной деятельности по экспериментированию.
Интеграция образовательных областей:
- Познавательная
- Социально-коммуникативная
- Художественно-эстетическая
Технологии, используемые педагогом в мероприятии
- Технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми:
- педагогическая поддержка, оказание педагогом оперативной помощи в решении проблемных ситуаций;
- опора на субъектный опыт ребенка.
- Игровые технологии:
- игровые задания и упражнения.
- Технологии поисковой деятельности:
- создание проблемной ситуации;
- детское экспериментирование.
- Здоровьесберегающие технологии:
- физкультминутка;
- Мультимедийные технологии:
- показ презентации.
План
1.Показ и обсуждение презентации «Вулканы».
2.Игровое задание «Помоги разгадать название полуострова».
3. Физкультминутка «Вулкан»
4. Совместное экспериментирование «Извержение вулкана»
Активизация словаря: вулкан, земная кора, слои, лава, пемза.
Методы и приемы: поисковый, объяснения воспитателя, наглядный метод, практический.
Материалы и оборудование: глобус, конверт с картинками (кукла, апельсин, мяч, часы, автомобиль, тарелка, кошка, автобус), макет горы вулканического происхождения расположенный на глубоком подносе, компьютер, мультимедиа проектор, картинки – схемы с последовательностью проведения опыта, презентация «Вулканы.
Оборудование для экспериментирования:
- макет горы вулканического происхождения, вода, гуашь красного цвета, моющее средство для посуды, сода, уксус, кофейная, чайная и столовая ложки;
Ход занятия
1.Показ и обсуждение презентации «Вулканы»
Слайд 2. А вы знаете, почему вулканы так называются?
Слайд 3,4,5. Как вы думаете, какой вред приносит извержение вулкана?
Ничто не в силах удержать вулкан. Под его пеплом погибают города, острова и даже страны. Страшная трагедия, случилась в далеком прошлом. Был стерт с лица земли город Помпея. Никому спастись не удалось в этом городе. Через несколько лет, археологам (уточнить знания детей о профессии археолога), удалось раскопать этот погибший город. Эта страшная трагедия произвела огромное впечатление на русского художника Карла Брюллова, который изобразил трагедию на своем полотне (показать). И назвал он ее «Последний день Помпеи». В настоящее время ученым, которые занимаются изучением вулканов, иногда удается предугадать извержение заранее и жители могут покинуть города и спастись.
Слайд 6. Чтобы разобраться в природе вулканов, нужно знать строение Земли. Земля состоит из нескольких слоев. Мы живем на наружном слое, самом тонком, который называется земная кора. Кора состоит примерно из 20 малых плит. Эти плиты как бы плавают на поверхности вязкого, расплавленного вещества. Это вещество, на котором плавают плиты, называется магма. Слово «магма» переводится с греческого языка, как тесто или паста. Горы придавливают магму сверху, и магма выходит наружу.
Слайд 7. Как вы думаете, на что похоже извержение вулкана? Магму, выходящую наружу, называют лавой.
Слайд 8. Лава застывает и превращается в твердую породу, пемзу. Посмотрите, что случилось с автомобилем, который попал под расплавленную лаву, и которая застыла. Он оказался в плену у стихии. Твердая порода называется пемза.
Слайд 9. Ребята, как вы думаете, а есть ли польза от вулканов? Какую пользу может принести вулкан? Вулканы, как лифты, поднимают на поверхность много полезных веществ. Поэтому почва вокруг них очень плодородная. Из вулканической пыли делают лекарства, удобрения. Из затвердевшей лавы строят дома. Как вы думаете, что за овощ находится в руках этого мужчины? Вот такой огромный редис вырастил один из жителей японского города, и удобрением для него стала вулканическая пыль!
Слайд 11,12, 13. Как вы думаете, какой из вулканов действующий, а какой потухший? Почему? Большая часть из вулканов потухла, и, казалось бы навсегда. Но они только спят и каждую минуту могут проснуться. Одни вулканы просыпаются редко. Один раз в 100 или 1000 лет. Есть вулканы, которые и не думают притворяться спящими, они дымят не переставая. Каждые десять минут из них вылетают камни, пепел, пар и вытекает лава.
2.Физкультминутка «Вулкан»
Стихотворение | Движения |
Вулканы начали "играть" - Из жерла лаву извергать. | Присесть, постепенный подъем на носочки, руки поднять вверх, потянуться, сделать несколько встряхиваний расслабленными кистями рук, опустить руки вниз. |
Вулкан гремит! Вулкан пыхтит! Как грозен он сейчас на вид! | Руки на поясе, поднимаем их вверх с одновременным сжиманием и разжиманием пальцев рук в кулак.-2 раза |
Но вот он начал уставать - Огонь в нём начал угасать. | Медленное опускание рук с одновременным приседанием в низ |
Последний раз огнём дыхнул - | Сидя в приседе, долгий сильный выдох. Дышат как драконы «извергающие огонь» |
И на десятки лет уснул. | Складывают руки под щеку «засыпают, спят» |
Повторить - 2 раза.
3.Игровое задание «Помоги разгадать название полуострова».
Ребята, я получила письмо. Интересно, от кого оно? Давайте прочитаем? ПРИГЛАШАЕМ ПОСЕТИТЬ НАШ ПОЛУОСТРОВ…
Воспитатель: Ой, здесь, к сожалению, стерты буквы, и не видно на какой полуостров нас приглашают. Зато здесь есть подсказки в виде картинок. Ребята, а давайте попробуем разгадать эти подсказки и название острова, куда нас с вами приглашают?
Ребус: Воспитатель раздает детям картинки с изображением предметов и предлагает их расположить в определенной цифровой последовательности. Дети выкладывают картинки, называя первый звук в слове, изображенном на ней. Подбирают соответствующую звуку букву и читают слово.
1 кукла | 2 апельсин | 3 мяч | 4 часы | 5 автомобиль | 6 тарелка | 7 кошка | 8 автобус |
К | А | М | Ч | А | Т | К | А |
Какое у нас получилось слово? Правильно: Камчатка.
Ребята! А где находится этот полуостров? Как найти его? Как туда попасть? (если дети затрудняются ответить, то можно загадать загадку):
На ноге стоит одной,
Крутит, вертит головой,
Нам показывает страны,
Горы, реки, океаны? (Глобус).
Ребята! А для чего нам нужен глобус? Что еще люди отмечают на глобусе? Как вы думаете, почему наш глобус раскрашен разными цветами? Почему так много на нем используется голубой цвет? Что отмечают таким цветом? Какие еще вы видите цвета и как вы думаете, что они могут означать? (ответы детей). Почему вы так думаете? Молодцы вы правильно догадались! Давайте теперь найдем на глобусе наш полуостров «Камчатка».
4.Совместное экспериментирование «Извержение вулкана»
Воспитатель: Ребята, а давайте с вами сами сделаем извержение вулкана?
Внимание! Опыт делают дети, воспитатель вливает уксус.
На столе, на подносе стоит макет вулкана. Вначале воспитатель объясняет детям, какие вещества понадобятся им для проведения эксперимента. Обращает внимание детей на то, что в эксперименте использует уксус и рассказывает, как он опасен. Затем, предлагает детям прочитать предложенные схемы – модели с последовательностью проведения опыта. После чего, воспитатель еще раз проговаривает последовательность проведения опыта.
Последовательность проведения эксперимента.
Первый ребенок: всыпать в жерло вулкана, две чайные ложки соды.
Второй ребенок: налить полстакана воды.
Третий ребенок: добавить в нее кофейную ложку гуаши красного цвета и тщательно перемешать до однородного насыщенного цвета.
Четвертый ребенок: в полученную окрашенную воду добавить 5 капель моющего средства, перемешать.
Воспитатель: добавить в окрашенную воду две столовые ложки уксуса, затем влить полученную смесь в жерло вулкана (сода).
Внимание! Во время последней операции детям рекомендуется отступить на шаг назад.
Ожидаемый результат: В результате реакции соды с уксусом и моющим средством из жерла вулкана начнет извергаться пена красного цвета.
Ребята! Вы запомнили, как мы с вами провели этот опыт?
Список литературы и интернет источников
1. География для самых маленьких. Вулканы. http://club.umnitsa.ru/node/358497/360726
2. Почему извергается вулкан? http://elementy.ru/email/2130490
3. Энциклопедия для детей "Лучик света" http://www.luchiksveta.ru/enziklop_kalendar/prirodjav.html
4. TOCHKA.NET
Борисова Юлия Борисовна
Воспитатель первой квалификационной категории
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Древние римляне верили, что в недрах горы Этнос находится кузница бога Вулкана. Когда он и его помощники циклопы работают, слышится подземный гул, появляются столбы дыма и огонь. Поэтому огнедышащие горы стали называть вулканами.
Почти 2 тысячи лет назад произошло извержение вулкана Везувий. Был разрушен город Помпея.
Русский художник Карл Брюллов создал картину «Последний день Помпеи» под впечатлением от этой страшной трагедии.
В настоящее время Везувий выглядит вот так (слева). Последнее извержение Везувия было в 1944 году. Учёные научились предсказывать извержения вулканов, чтобы избежать трагических последствий.
Земля состоит из нескольких слоёв. Мы живем на верхнем слое. Внутри планеты находится магма, которая под давлением гор может выходить наружу.
Магма, вышедшая наружу, называется лава.
Лава застывает и превращается в твердую породу. Эта твердая порода называется пемза
В ходе извержения вулкана появляется большое количество металлов, которые можно применять в промышленности . Вулкан порождает крепчайшие горные породы (базальт, туф), которые можно использовать для строительства . Пемза используется в промышленных целях, а также при производстве канцелярских резинок и зубной пасты . Вулканический пепел обогащает окрестные почвы питательными веществами. Люди ищут всё новые возможности для использования огромного количества тепла, выделяемого извергающимся вулканом.
Фудзияма — один из символов Японии, гора практически идеальной конической формы, считающаяся священной в японской культуре. Последнее извержение этого вулкана произошло триста лет назад, но небольшой риск повторного остаётся до сих пор.
Килиманджаро — высочайший вулкан Африки, возвышающийся над континентом на 5895 метров. Последнее извержение происходило около двухсот лет назад, но по некоторым данным, новое не за горами.
Этна, расположенный в Италии — высочайший действующий вулкан на территории Европы. Он превосходит Везувий по размеру в два с половиной раза, но обладает более мягким характером. Небольшие извержения происходят с частотой в два-три месяца, но не приносят особого ущерба.
В нашей стране вулканы находятся на Камчатке. Для вулканов Камчатки характерно большое разнообразие форм и размеров. Некоторые вулканы часто называют «сопками» В настоящее время насчитывается около 29 действующих вулканов Камчатки.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим с элементами экспериментирования для детей подготовительной группы тема:"Вулканы"
Интересное занятие о природном явлении вулкане. Восхищение у детей вызывет извержение, с помощью химических веществ....
Конспект интегрированной непрерывной образовательной деятельности с элементами экспериментирования для детей подготовительной группы на тему: «Вулканы»
Расширять знания детей об окружающем мире, познакомить с явлением неживой природы- извержением вулкана. В прцессе детского экспериментирования удовлетворять потребности детей в познании, самостоятельн...
Конспект интегрированной НОД с элементами экспериментирования для детей подготовительной группы. Тема "Вулканы"
Знакомство детей с окружающим миром, с явлениямим неживой природы - извержением вулкана....
Конспект интегрированной образовательной деятельности с элементами экспериментирования для детей подготовительной группы.
В процессе детского экспериментирования, расширить знания детей об окружающем мире, познакомить с явлением неживой природы – извержением вулкана....
Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности с элементами экспериментирования для детей подготовительной группы Тема: «Вулканы»
Уважаемые коллеги, предлагаю Вам очень интересный Конспект по интегрированной непосредственно образовательной деятельности с элементами экспериментированиядля детей подготовительной группы по тем...
Конспект организованной образовательной деятельности с элементами экспериментирования для детей подготовительной группы «Что мы знаем о вулканах?»
Конспект организованной образовательной деятельности с элементами экспериментирования для детей подготовительной группы «Что мы знаем о вулканах?» Цель: Расширять знания детей об...
Конспект развлечения с элементами экспериментирования для детей подготовительной группы «Веселые фокусы дядюшки Фокуса-Мокуса».
Конспект развлечения создан для формирования познавательно- исследовательского интереса дошкольников при помощи фокусов.Авторы: Батазова Л.А , Щербакова О.Своспитатели МБДОУ ЦРР детский сад №15....