Конспект интегрированной образовательной деятельности с элементами экспериментирования для детей подготовительной группы.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Каримова Фатыма Михайловна

 В процессе детского экспериментирования, расширить знания детей об окружающем мире, познакомить с явлением неживой природы – извержением вулкана.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект интегрированной образовательной деятельности с элементами экспериментирования для детей подготовительной группы.

Тема«Вулканы»

Цель: Расширять знания детей об окружающем мире, познакомить с явлением неживой природы – извержением вулкана. В процессе детского экспериментирования удовлетворять потребности детей в познании, самостоятельности, радости и удовольствии.

Задачи:

• Образовательные:

1. познакомить детей с понятием «вулкан», дать представление о происхождении и строении вулканов;

2. формировать представления детей о природном явлении – извержении вулкана;

3. формировать умение правильного обращения с химическими веществами (пищевой содой, моющим средством, лимонной кислотой);

• Развивающие:

1. стимулировать желание детей экспериментировать;

2. развивать эмоционально-положительное отношение к познанию окружающего мира;

3. в процессе экспериментирования развивать мышление, воображение, внимание, наблюдательность, произвольность поведения, коммуникативные способности;

4. развивать умение слушать, реагировать на обращение, используя доступные речевые средства, отвечать на вопросы воспитателя.

• Воспитательные:

1. воспитывать бережное отношение к природе;

2. способствовать устойчивому эмоционально-положительному самочувствию и активности ребенка в рамках совместной и самостоятельной деятельности по экспериментированию.

Предварительная работа: изготовление вулкана из одноразовых стаканов (ставится во внутрь конуса), конуса из бумаги, облепленного пластилином коричневого, местами черного цвета),

Материалы и оборудование:

макеты вулкана. На каждом столе  ложки одноразовые маленькие, салфетки, 1 ч.л. соды, добавляем красной краски или гуашь (можно использовать пищевой краситель), 1 ч.л. моющего средства, 4 ложки воды, 1 ч.л. лимонной кислоты.

Воспитатель:

-Ребята, к нам на занятие пришло много гостей. Давайте мы поздороваемся с ними только ручкой, улыбнитесь и скажем им «здравствуйте».

- Гости привезли нам подарки (коробка с шарами). Ой, а здесь письмо, Данил прочитай нам пожалуйста письмо.

Здравствуйте, ребята!

Пишет вам щенок ГАВ. Я слышал, что вы изучаете про вулканы. А на Камчатке их очень много и поэтому жду вас в гости. Чтобы вы быстрее к нам прилетели, я вам отправляю воздушные шары.  А как туда попадете, вы узнаете после того, как отгадаете загадку:

 (В коробке стоит глобус)

На ноге стоит одной,

Крутит, вертит головой,

Нам показывает страны,

Горы, реки, океаны? (Глобус)

ВОСПИТАТЕЛЬ. Ну, что ж ребята. Нас приглашают в далекое путешествие на полуостров Камчатка.

Давайте теперь найдем на глобусе наш полуостров Камчатка. Где же он находится? Полуостров Камчатка окружен двумя морями и Тихим океаном.

Берите каждый шар. Присаживайтесь на подушечки поудобнее. Обязательно надо пристегнуться.

А пока мы будем лететь на наш полуостров, я расскажу вам о нем.

Мои путешественники, как вы думаете, что необычного есть на этом полуострове Камчатка, а у нас нет? (Ответы детей)

Он огромный, он могучий,

Он бывает выше тучи.

Басом может он смеяться,

Кашей огненной кидаться.

Старый добрый великан –

Это дедушка… (Вулкан)

СЛАЙД

Правильно, Камчатка славится своими вулканами, которые - то спят, то просыпаются. Давайте я вам расскажу про них.

На Камчатке очень много вулканов. Вулканы это очень красивые горы.

Есть три вида вулканов.

Это потухший вулкан, который извергался давным - давно. После извержения вулкан становится горой. СЛАЙД

Это спящий вулкан, когда вулкан имеет вид необычной горы, но может в любой момент начать извержение. Они спят по 100 и даже 1000 лет. И может проснуться в любой момент. СЛАЙД

Есть вулканы, которые и не думают притворяться спящими. СЛАЙД.

Это действующие вулканы. Они дымят не переставая. Каждые 10 минут из них вылетают камни, пепел, пар, выделяются газы. Внутри вулкана температура около 1000 градусов. Там плавятся камни и песок. Горящая лава вытекает из кратера, сжигая все на своем пути. Затем лава застывает и превращается в твердую породу – пемзу. Посмотрите, какая огнедышащая река стекает по склону горы. СЛАЙД

Наблюдать извержение вулкана очень интересно. Но подходить близко к вулканам очень опасно.

А вы знаете, почему вулкан назвали вулканом?   Послушайте красивую легенду. СЛАЙД

Жил на свете бог по имени Вулкан. Ему  нравилось стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь. Построил он себе кузницу внутри высокой горы. А гора стояла прямо посредине моря. Когда вулкан работал молотом, гора дрожала, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. С тех пор все огнедышащие горы люди стали называть вулканами. «Вулкан работает» - со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места.

Вулканы – это не простые, а необычные горы. И слово «вулкан» означает «бог огня». Ничто не в силах удержать «бога огня». Под его пеплом погибают города, острова и даже страны.

Раньше люди наблюдали за природой. Первыми чувствовали о том, что вулкан проснется, животные, птицы. Они убегали с этих мест. А еще у подножия горы растет ЦВЕТОК. Он распускался за день до извержения вулкана.

А сейчас есть ученые – вулканологи. При помощи специальных приборов, они занимаются изучением вулканов, им удается узнать, когда проснется вулкан и предупредить людей. И тогда жители могут покинуть города и спастись.

Вот мы  и полуостров Камчатка. Пока мы летели, мы немножечко устали, давайте немного разомнемся!

Физкультминутка «Вулкан»

Вулканы начали "играть" -

Из жерла лаву извергать.

(Присесть, постепенный подъем на носочки, руки поднять вверх, потянуться, сделать несколько встряхиваний расслабленными кистями рук, опустить руки вниз.)

Вулкан гремит! Вулкан пыхтит!

Как грозен он сейчас на вид! (Руки на поясе, поднимаем их вверх с одновременным сжиманием и разжиманием пальцев рук в кулак.) -2 раза

Но вот он начал уставать -

Огонь в нём начал угасать.( Медленное опускание рук с одновременным приседанием в низ)

Последний раз огнём дыхнул ( Сидя в приседе, долгий сильный выдох. Дышат как драконы «извергающие огонь»)

И на десятки лет уснул.

Складывают руки под щеку «засыпают, спят»

А что это нас никто не встречает? Куда же нам идти? Посмотрите, тропинка, а на ней разбросаны камни, наверное, вулкан здесь шалил. Пойдемте по тропинке, но ребята, осторожно перешагивайте через камни.

-Как вы думаете куда приведет нас эта тропинка?

А вот и щенок ГАВ. Здравствуй ГАВ. Посмотрите какой веселый щенок. Он умеет танцевать. (включить музыку на собачке). ГАВ, мы приехали сюда потому что ты нас пригласил посмотреть на вулканы. Где же они? Мы хотели бы посмотреть, как извергаются вулканы. (Щенок приглашает нас в лабораторию). Ну что ж проводи нас. А вот они и вулканы. Рассматривают вулкан

-Как вы думаете, это спящий или действующий вулкан?

- На какую геометрическую фигуру он похож? (конус, пирамиду)

- Верно, а верхняя его часть, похожая на воронку, называется - кратер.

Кратер вулкана - это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне - красновато-оранжевая дыра - жерло, уходящая глубоко в землю.

А вот огненная жидкость – магма, которая  выходит из вулкана, называется - лавой. Он очень горячий, сжигает все на своем пути. Чем дальше он уходит от вулкана, тем становится холодней. И постепенно застывает.

Щенок ГАВ, а ты можешь разбудить вулкан? А вы ребята? А сейчас мы с вами попробуем сами разбудить вулкан.

Проходите на свои места за столами в лаборатории. И ты щенок ГАВ проходи вместе с нами. Ребята, предлагаю еще поближе познакомимся с наукой химией. Кстати, вы с ней уже неплохо знакомы, растворяли сахар, соль, землю, получали мыльные пузыри, ловили воздух.

И сегодня при помощью химии мы попробуем разбудить спящий вулкан..

-Прежде, чем провести опыт по оживлению вулкана, хотелось бы проверить умеете ли вы быть внимательными, осторожными.

-Надо работать аккуратно. Ничего не брать в рот. Не нюхать. Быть внимательными и осторожными

ВОСПИТАТЕЛЬ:

- Чтобы разбудить вулкан, надо:

1 ч.л. соды, добавляем красной краски или гуашь, 1 ч.л. моющего средства, 4 ложки воды, 1 ч.л. лимонной кислоты

А теперь готовим волшебную жидкость: наливаем в вулкан 4 ложки воды, добавляем гуашь, 1 чайную ложку моющего средства, 1 ч.л. соды,. Перемешиваем. Заливаем жидкость в кратер вулкана. А теперь можно добавить лимонную кислоту.

Когда идет извержение вулкана. Читаю стихотворение

- Какой красивый, замечательный, необычный вулкан мы оживили.

А теперь попробуйте сами оживить вулканы. Перед вами макеты вулканов, которые вы сделали своими руками.

-Как называется чаша, в которой кипит магма? КРАТЕР

-Как называется магма, вытекающая из кратера? ЛАВА

-Какой формы вулкан? КОНУС

-Покажите склон вулкана.

Сейчас мы разбудим, ребята, ваши вулканы. Но прежде повторим последовательность выполнения опыта.

Какая красота у нас получилась!

Детское экспериментирование с пемзой, и камнями.

Ребята! Вот внизу под вулканом мы и видим, застывшую лаву, которая превратилась в твердую породу, пемзу. Давайте возьмем лупу и рассмотрим ее поближе.

 А теперь давайте опустим простые камешки и наши кусочки пемзы в таз с водой. Что произошло, они утонули? (ответ детей). Как вы думаете, почему они не утонули? (ответы детей). Правильно, потому что в пемзе много пузырьков и они наполнены воздухом.

Ну, что ж ребята на Камчатке наступил вечер, наша лаборатория закрывается, мы провели все опыты, посмотрели на вулкан своими глазами. И нам пора возвращаться домой. Спасибо тебе щенок ГАВ за то, что пригласил нас в гости. Мы столько нового узнали про вулканы. До свидания, щенок ГАВ.

Возьмите ребята шарики, садитесь поудобнее. Пристегните ремни.

А пока мы с вами будем в пути в наш детский сад, чтобы не было скучно предлагаю поиграть «хорошо-плохо»

  • При извержении поднимается на поверхность много полезных веществ, земля вокруг плодородная
  • Вулкан уничтожает животных, птиц, людей
  • Вулкан загрязняет воздух, люди начинают задыхаться и болеть
  • Из вулканической пыли делают лекарства и удобрения
  • Из затвердевшей лавы строят дома
  • Лава является причиной пожаров.

РЕЛАКСАЦИЯ

На каком полуострове мы побывали? Что необычного есть на Камчатке? Что извергается из вулкана? Как называют людей, занимающихся изучением вулканов? Какие бывают вулканы?

Прилетели. Отстегните ремни. Шарики отпустите пока к небу. Пусть они подождут вас до следующего полета.

Молодцы!

Друзья, вот и окончилось наше сегодняшнее путешествие по замечательному полуострову Камчатка.


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 2

Цель : Расширять знания детей об окружающем мире, познакомить с явлением неживой природы – извержением вулкана. В процессе детского экспериментирования удовлетворять потребности детей в познании, самостоятельности, радости и удовольствии. Задачи : • Образовательные : 1. познакомить детей с понятием « вулкан » , дать представление о происхождении и строении вулканов ; 2. формировать представления детей о природном явлении – извержении вулкана ; 3. формировать умение правильного обращения с химическими веществами (пищевой содой, моющим средством, лимонной кислотой); • Развивающие : 1. стимулировать желание детей экспериментировать ; 2. развивать эмоционально-положительное отношение к познанию окружающего мира; 3. в процессе экспериментирования развивать: мышление, воображение, внимание, наблюдательность, произвольность поведения, коммуникативные способности; 4. развивать умение слушать, реагировать на обращение, используя доступные речевые средства, отвечать на вопросы воспитателя. • Воспитательные : 1. воспитывать бережное отношение к природе; 2. способствовать устойчивому эмоционально-положительному самочувствию и активности ребенка в рамках совместной и самостоятельной деятельности по экспериментированию .

Слайд 3

Интеграция образовательных областей : 1 . Познание 2. Коммуникация 3. Здоровье 4. Безопасность

Слайд 4

Он огромный, он могучий, Он бывает выше тучи. Басом может он смеяться, Кашей огненной кидаться. Старый добрый великан – Это дедушка…

Слайд 7

Вулканы камчатки

Слайд 9

Действующий вулкан

Слайд 10

Потухший вулкан

Слайд 11

Спящий вулкан

Слайд 12

Бог вулкан

Слайд 13

Вулканологи

Слайд 16

Отправляемся в полет

Слайд 17

вулкан гремит, вулкан пыхтит

Слайд 18

В лаборатории, пытаемся разбудить вулкан

Слайд 19

Вулкан проснулся


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной образовательной деятельности по ИЗО, коммуникации для детей подготовительной группы. Тема: «Русская березка».

Конспект интегрированной образовательной деятельности по ИЗО, коммуникации для детей подготовительной группы.Тема: «Русская березка». Подготовила воспитатель Васильева Т. В. Цель: Использова...

Конспект интегрированной образовательной деятельности с элементами экспериментирования для детей старшего дошкольного возраста «Вулканы»

Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире, знакомство с явлением неживой природы – извержением вулкана. Задачи:• Образовательные:1. познакомить детей с понятием «...

Конспект интегрированной непрерывной образовательной деятельности с элементами экспериментирования для детей подготовительной группы на тему: «Вулканы»

Расширять знания детей об окружающем мире, познакомить с явлением неживой природы- извержением вулкана. В прцессе детского экспериментирования удовлетворять потребности детей в познании, самостоятельн...

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности с элементами экспериментирования для детей подготовительной группы Тема: «Вулканы»

Цель: Расширять  знания  детей   об  окружающем  мире, познакомить с явлением неживой природы – извержением вулкана. В процессе детского экспериментирования удовлет...

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности с элементами экспериментирования для детей подготовительной группы Тема: «Вулканы»

Уважаемые коллеги, предлагаю Вам очень интересный Конспект по интегрированной непосредственно образовательной деятельности с элементами экспериментированиядля детей подготовительной группы по тем...

Конспект организованной образовательной деятельности с элементами экспериментирования для детей подготовительной группы «Что мы знаем о вулканах?»

Конспект организованной образовательной деятельности с элементами экспериментирования для детей подготовительной группы «Что мы знаем о вулканах?» Цель: Расширять знания детей об...