Конспект интегрированной образовательной деятельности с элементами экспериментирования для детей старшего дошкольного возраста «Вулканы»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Жукова Инесса Вячеславовна

Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире, знакомство с явлением неживой природы – извержением вулкана.

 

Задачи:

• Образовательные:

1. познакомить детей с понятием «вулкан», дать представление о происхождении и строении вулканов;

2. формировать представления детей о природном явлении – извержении вулкана;

3. формировать умение правильного обращения с химическими веществами (уксусом);

• Развивающие:

1. стимулировать желание детей экспериментировать;

2. развивать эмоционально-положительное отношение к познанию окружающего мира;

3. в процессе экспериментирования развивать следующие качества психики: мышление, воображение, внимание, наблюдательность, произвольность поведения, коммуникативные способности;

4. развивать умение слушать, реагировать на обращение, используя доступные речевые средства, отвечать на вопросы воспитателя.

• Воспитательные:

1. воспитывать бережное отношение к природе;

2. способствовать устойчивому эмоционально-положительному самочувствию и активности ребенка в рамках совместной и самостоятельной деятельности по экспериментированию.

 

Интеграция образовательных областей:

1. «Познавательное развитие»

2. «Социально-коммуникативное развитие»

3. «Речевое развитие»

4. «Физическое развитие»

 

Технологии, используемые педагогом в мероприятии

1. Технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми:

• педагогическая поддержка, оказание педагогом оперативной помощи в решении проблемных ситуаций;

• опора на субъектный опыт ребенка.

2. Игровые технологии:

• игровые задания и упражнения.

3. Технологии поисковой деятельности:

• создание проблемной ситуации;

• детское экспериментирование.

4. Здоровьесберегающие технологии:

• физикультминутка;

• игровое упражнение

 

Материалы и оборудование:

Макет работы вулканологов (конструктор лего), макеты вулкана, халаты, шапочки медицинские, перчатки медицинские, сода, уксус, пищевой краситель ,  1л. воды, шприц с жидким мылом, ложки одноразовые маленькие, салфетки, масло растительное, соль.

Воспитатель

Дети

Здравствуйте, ребята! Помогите мне,  срочно разобраться и загадку отгадать.

Он огромный, он могучий,

Он бывает выше тучи.

Басом может он смеяться,

Кашей огненной плеваться.

Старый добрый великан –

Это дедушка……

- Правильно, речь пойдет о вулканах.

 

- Сегодня я вам предлагаю отправиться в далекое путешествие на полуостров Камчатка. Мы станем настоящими учеными – вулканологами.

-Но вот вопрос, кто же такие вулканологи, и что они изучают?

Совершенно верно. Теперь благодаря Сергею мы знаем кто такие вулканологи и что они изучают. Посмотрите на макет работы вулканологов.

А вам интересно увидеть как проходит работа вулканологов во время извержения?

Тогда я вам предлагаю стать настоящими учеными. Учеными-вулканологами. И отправиться на полуостров Камчатка

Вы согласны?

Ребята! А где находится этот полуостров и с помощью чего мы сможем его найти подскажет нам загадка. Готовы ее отгадать?

На ноге стоит одной,

Крутит, вертит головой,

Нам показывает страны,

Горы, реки, океаны?

 

 Ребята! А для чего нам нужен глобус? Что еще люди отмечают на глобусе?

 

 Давайте теперь найдем на глобусе наш полуостров Камчатка. Посмотрите полуостров Камчатка окружен двумя морями и Тихим океаном. Как вы думаете, что необычного есть на этом полуострове Камчатка?

Правильно, Камчатка славится своими вулканами, которые - то спят, то просыпаются. Давайте я вам расскажу про них.

На Камчатке около трехсот вулканов. Одни вулканы спят по 100 или 1000 лет. Есть вулканы, которые и не думают притворяться спящими. Они дымят не переставая. Каждые 10 минут из них вылетают камни, пепел, пар, выделяются газы. Посмотрите, какая огнедышащая река стекает по склону горы.

А что вы еще знаете о вулканах?

 Ну вот теперь мы знаем многое о вулканах и готовы отправиться в наше путешествие.

Но перед нами стал другой вопрос. Как нам добраться до Камчатки, на каких видах транспорта?

А на каком виде транспорта мы с вами сегодня отправимся в путешествие?

А почему вы выбрали это транспортное средство?

 На вертолетной площадке нас ждет вертолет!

Садимся в вертолет

 Пристегните ремни безопасности.

 

 

Показ видео ролика «Извержение Толбачика»

 Наблюдать извержение вулкана очень интересно. Но безопаснее это делать в кинотеатре или на картинках. А ещё можно сделать макет вулкана и понаблюдать за извержением лавы, оживив вулкан.

 

- Хотите самостоятельно в нашей лаборатории проделать опыт: извержение вулкана?

 

- Тогда отстегнули ремни и добропожалывать. Но во время полета мы немного с вами устали, я вам предлагаю отдохнуть.

Физкультминутка «Вулкан» под музыкальное сопровождение:

В центр круга, образованного детьми, садится на корточки ребенок-вулкан с трещоткой в руках. Он спит. Затем, начиная греметь трещоткой, медленно встает – просыпается. Остальные дети (садятся на корточки, опускают голову на колени, ладошки соединены перед грудью), затем изображают огненную лаву, и камни с поднятыми над головой руками выполняют наклоны корпуса вправо-влево, топают ногами. Вулкан подпрыгивает, размахивает руками. Вулкан медленно приседает, постепенно засыпает. Воспитатель комментирует действия детей.

 Просыпается вулкан, начинает греметь, клокотать и извергать огненную лаву.

 

Он ещё слабый, неуверенный, но он набирает силу.

 

 Огненная лава то вырывается выше, то спускается по склону.

 А теперь вулкан разбушевался.

 

 Стал злым, безжалостным

 

 

 

 

Вулкан утихает и постепенно засыпает.

Ну вот мы и отдохнули. Но посмотрите, тропинка, а на ней разбросаны камни это, наверное, вулкан здесь шалил. Как вы думаете куда приведет нас эта тропинка? 

Как вы думаете, это спящий или действующий вулкан?

Почему?

Но чтобы попасть в нашу лабораторию мы с вами должны преодолеть это препятствие. Как мы можем это сделать?

 

Ну вот мы справились с нашим препятствием и находимся в лаборатории.

И будем изучать извержение вулкана.

Проходим на свои места за столами в лаборатории и одеваем защитные костюмы как настоящие ученые.

Но перед проведением опытов повторим правила поведения в лаборатории:

 

 

 

Ребята, предлагаю поближе познакомимся с наукой химией. Кстати, вы с ней уже неплохо знакомы, но, наверное, раньше не обращали на это внимания. Например, когда вы размешиваете сахар в чае, вы проводите настоящий химический опыт. В общем, эта наука нас окружает повсюду. И сегодня у нас будет очень интересный опыт - мы с вами точно узнаем, чем же занимается наука химия, и зачем она нужна. 
Ребята, давайте с вами сами сделаем извержение вулкана с помощью химии.

 Совместное экспериментирование «Извержение вулкана»

Внимание! Опыт делают дети,  воспитатель вливает уксус.

На столе, на подносе стоит макет вулкана. Воспитатель объясняет детям, какие вещества понадобятся им для проведения эксперимента. Обращает внимание детей на то, что в эксперименте используется уксус и рассказывает, как он опасен.

Ребята первый опыт проведу я сама, а вы внимательно смотрите и запоминайте.

 Последовательность проведения эксперимента.

Засыпаем 2 ложки соды в жерло вулкана, К следующей жидкости прошу отнестись очень внимательно, она обозначена особым знаком. Что он означает?

 

Верно, это означает, что самому пользоваться ею нельзя. Эта жидкость – уксус, и его наливать можно только взрослому.

 Смешиваем 2 столовые ложки уксуса,

 краситель, 5 капель моющего средства, 0,5 стаканчика воды заливаем в жерло.

 

- Здорово! 

- Интересно?

Объяснение:

 Когда сода и уксус соприкасаются, начинается бурная реакция с выделением воды, соли и углекислого газа. Пузырьки газа и выталкивают содержимое наружу.

 

Перед вами макеты вулканов, которые вы сделали своими руками. Скажите:

-Как называется чаша, в которой кипит магма? 

 Покажите.

-Как называется магма, вытекающая из кратера? 

-Какой формы вулкан? 

-Покажите склон вулкана.

 

 

 

Сейчас мы разбудим наши вулканы. Но прежде повторим последовательность выполнения опыта.

 

 

 

 

 

 

Какая красота у нас получилась!

Давайте заглянем внутрь вулкана? 

Для этого опыта нам понадобится: стакан на 2/3 наполненный водой, влить в воду растительное масло. (Масло будет плавать по поверхности.) Добавить пищевой краситель к воде и маслу. Потом медленно всыпать 1 чайную ложку соли.

Объяснение: Масло легче воды, поэтому плавает по поверхности, но соль тяжелее масла, поэтому, когда добавляете соль в стакан, масло вместе с солью начинает опускаться на дно. Когда соль распадается, она отпускает частицы масла и те поднимаются на поверхность

На Камчатке наступил вечер, наша лаборатория закрывается, мы провели все опыты, посмотрели на вулкан своими глазами. И нам пора возвращаться домой.

 

А на каком виде транспорта вы хотите отправиться домой?

 

А пока мы с вами будем в пути в наш детский сад, чтобы не было скучно предлагаю повторить:

на каком полуострове мы побывали?

что необычного есть на Камчатке?

что извергается из вулкана?

как называют людей, занимающихся изучением вулканов?

 Молодцы!

Друзья, вот и закончилось наше сегодняшнее путешествие по  замечательному полуострову Камчатка. И в память о нем я вас награждаю медалями «Лучший ученый-вулконолог»

Вручение медалей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вулкан

 

 

 

 

 

 

 

Доклад  Сергея

 

 

 

 

 

Да

 

 

 

 

Согласны

 

 

Готовы

 

 

Глобус

 

 

Доклад  Риты

 

 

 

 

 

Ответы детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад Маши

 

Ответы детей: машина, поезд, самолет, корабль, вертолет.

 

 

Выбор транспорта детьми.

 

 

Ответы детей

 

 

 

Дети выполняют движения имитирующие посадку в вертолет и пристегивание ремнями безопасности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Да!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети становятся в круг.

 

 

 

 

 

 

Вулкан встает начинает греметь трещоткой.

 

 

дети медленно поднимаются, двигают руками из стороны в сторону, поднимают над головой

приподнимаются на носки, садятся на корточки.

гремит трещоткой, изображает мимикой

 

дети лава - резко поднимают руки вверх, опускают вниз. Поочерёдные махи руками вверх-вниз, круговые вращения над головой с приседаниями. Выпады вправо и влево. Махи прямыми руками.

Дети останавливаются.

 

 

 

К вулкану

 

Ответы детей

 

 

Ответы детей

Ответы детей. Преодоление препятствия на выбор ребенка.

 

 

 

 

Дети одевают халаты, перчатки и шапочки

 

Не шуметь,

не мешать другим,

не трогать руками глаза,

не брать предметы и руки в рот,

порошки брать только ложкой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей  (дети уже с этим знакомы)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Да

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кратер (показывают на макете)

 

 

Лава

 

Конической

Дети показывают на макетах склон вулкана

 

 

Дети по очереди выполняют действия

-всыпать в жерло вулкана, две чайные ложки соды.

-в стакан с окрашенной водой вливаем со шприца жидкое мыло и помешиваем полученную смесь.

-Воспитатель самостоятельно вливает уксус в полученную смесь.

- влить содержимое стаканчика в жерло вулкана.

 

 

 

 

Дети выполняют самостоятельно опыт под руководством воспитателя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выбор транспорта

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vulkany.pptx1.78 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Эксперементирование

Слайд 3

Вулканологи

Слайд 7

Древние греки считали вулканы кузницей бога Гефеста и относились к ним с большим почтением