Конспект непосредственно образовательной деятельности с элементами экспериментирования для детей старшего дошкольного возраста «В мире камней»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Данная деятельность помогает формировать умение самостоятельно исследовать свойства камня (цвет, гладкость, блеск, прозрачность, плавучесть, растворимость), формулировать выводы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 21 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида № 34 станицы Ленинградской муниципального образования Ленинградский район Краснодарского края
Конспект непосредственно образовательной деятельности с элементами экспериментирования
для детей старшего дошкольного возраста
«В мире камней»
Подготовила:
воспитатель МБДОУ № 34
Бровко А. А.
2016 год
Программное содержание:
- воспитывать у детей бережное отношение к Земле, ее богатствам;
- развивать любознательность, познавательную активность, интерес к разнообразным природным ресурсам;
- развивать навыки совместной деятельности в подгруппе, умение договариваться друг с другом, согласовывать действия;
- расширять знания детей о камнях, их свойствах и роли в жизни человека;
- Данная деятельность помогает формировать умение самостоятельно исследовать свойства камня (цвет, гладкость, блеск, прозрачность, плавучесть, растворимость), формулировать выводы.
Материалы и оборудование:
- коллекция минералов и камней (в том числе морские, пемза, соляной камень)
- емкости с водой
- пинцеты
- лупы
- ложечки
- салфетки
- фонарики
- исследовательские листы, цветные карандаши
- цветные фишки для деления на команды
Взаимосвязь с другими видами деятельности.
До НОД:
- рассматривание украшений из камней, рассматривание камней в природных условиях, коллекции камней;
- опыт «Что тверже: камень или дерево?»;
- беседа «Какие бывают камни?»;
- дидактическая игра «Что из камня, что из дерева?» (по типу «разложи картинки»).
После НОД:
- дидактическая игра «Найди свой камень»;
- составление рассказов о камнях, творческое рассказывание «Сказка о камушке»;
- опыт «Где рождаются камни?», самостоятельное экспериментирование с камнями;
- рассматривание коллекции минералов и камней, изделий из камней, обмен мнениями;
- совместное оформление выставки «В царстве камней», презентация выставки детям старшей группы и родителям.
Содержание деятельности
Этапы | Содержание | Время проведения |
Процесс вовлечения (утром, до НОД) | Воспитатель утром вносит в группу коллекцию камней и минералов. Дети самостоятельно рассматривают камни, обмениваются мнениями. Воспитатель: - Ребята, что сегодня необычного вы нашли в группе? (ответы детей) - Я недавно была на выставке «Каменные фантазии», там экскурсовод очень увлекательно рассказывал о камнях, их свойствах и особенностях. Ребята, а что мы будем делать с нашими камнями? Рассматриваются предложения детей (подвести детей к мысли создать выставку камней и быть там экскурсоводами). | 5 мин. |
Процесс целеполагание | Воспитатель: - Ребята, что же мы с вами решили сделать? (ответы детей) - Как вы думаете, а мы много знаем о камнях, которые есть у нас в группе? Мы сможем быть экскурсоводами на нашей выставке и рассказать гостям интересные факты о каждом из них? (ответы детей, пробуют составить рассказ, приходят к выводу, что знают о камнях мало) - Что мы можем сделать, чтобы узнать о камнях что-то интересное? (предложения детей). А мы можем исследовать свойства камней как настоящие ученые? Провести опыты с камнями? Дети и воспитатель принимают решение стать учеными и исследовать свойства камней. | 2 мин. |
Процесс проектирования и планирования | В-ль: - Какие свойства камня мы можем исследовать? (форму, размер, цвет и т.д.) - Исследовать свойства камня нам помогут исследовательские листы (образец на доске). Воспитатель и дети изучают исследовательский лист и определяют этапы работы: - Как вы думаете, что мы будем исследовать сначала? (цвет) Какой прибор нам в этом поможет? (лупа). Фиксировать результат можно в окошечке с помощью карандашей. - Как вы думаете, что за свойство камня показано на второй строчке- что мы будем исследовать? (ответы детей)Как мы определим это свойство? (ответы) Если камень гладкий, то где поставим отметку? - Кто догадался, что за свойство камня мы будем исследовать дальше? (ответы). Мы будем определять блестящий камень или нет. - Что мы будем изучать сейчас? (ответы). Нужно определить, прозрачный ли камень, может ли он пропускать сквозь себя свет, или нет. Как это мы можем сделать? (ответы) - Кто сможет ответить, глядя на лист исследователя, какой эксперимент с камнями мы проведём теперь? (ответы: тонет или нет, растворимость) Но у нас есть ещё одна небольшая проблема: камней у нас только 5, а вас больше, как же поступить, чтобы каждый смог принять участие в исследование (подвести детей к разделению на подгруппы). Дети делятся на команды с помощью цветных фишек, находят свое рабочее место. Воспитатель дает совет о распределении ролей в команде. | 8 мин. |
Процесс осуществления деятельности | Команды выбирают понравившийся им камень, готовят оборудование для исследовательской деятельности, распределяют роли, приступают к самостоятельному экспериментированию. В процессе деятельности воспитатель наблюдает за самостоятельной деятельностью детей, по необходимости оказывает помощь в индивидуальном порядке, отвечает на вопросы, дает советы. | 15 мин. |
Процесс рефлексии, переход к другому виду деятельности | Воспитатель даёт общую оценку деятельности. Дети составляют рассказ о камнях по исследовательским листам. Воспитатель: - Что мы с вами задумали сделать? У нас получилось исследовать свойства камней? - Для чего мы это всё это делали? (выставка – экскурсоводы) - Что же мы будем делать дальше? Как создать выставку? Что еще для этого нам может понадобиться? Подумайте об этом в свободное время, посоветуйтесь с родителями, а завтра поделимся своими задумками. | 5 мин. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по физическому развитию детей старшего дошкольного возраста «Путешествие Незнайки в страну Спортландию»
Виды детской деятельности: физическая, познавательная, игровая, коммуникативная, музыкально – художественная. Цели: Познакомить детей с различными видами спорта: (баскетбол, легкая атлетика...
Конспект непосредственно - образовательной деятельности «Труд пожарных» для детей старшего дошкольного возраста.
Конспект непосредственно - образовательной деятельности «Труд пожарных» для детей старшего дошкольного возраста....
Конспект непосредственной образовательной деятельности (изобразительной деятельности) для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет Тема: «Хозяева тайги». (продолжение занятия «Оживший лес»)
Программное содержание: Продолжать закреплять у детей умение самостоятельно подбирать изобразительную технку и материал в соответствии с образом животного выбранного для рисования....
Конспект непосредственной образовательной деятельности (изобразительной деятельности) для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет Тема: «Оживший лес».
Программное содержание: Закреплять у детей умение самостоятельно подбирать изобразительную технику и материалы в соответствии с образом дерева, выбранного для рисования....
Конспект непосредственной образовательной деятельности (изобразительной деятельности) для детей старшего дошкольного возраста 6-7лет Тема: «Я в подводном мире».
Программное содержание: закреплять умение детей работать в технике печать по трафарету побуждать к использованию декоративных элементов при оформлении изображения....
Конспект непосредственной образовательной деятельности (изобразительной деятельности) для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет Тема: «Пингвины в Антарктиде».
Программное содержание: Учить рисовать пингвинов в движении....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по экспериментированию в группе старшего дошкольного возраста «Необыкновенные свойства обыкновенной бумаги»
Цель: развитие познавательной активности и расширение представлений детей о бумаге.Задачи:Закрепить знания детей о назначении и использовании разных видов бумаги и использование их в зависимости от св...