Конспект организованной образовательной деятельности с элементами экспериментирования для детей подготовительной группы «Что мы знаем о вулканах?»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Русова Светлана Евгеньевна

Конспект организованной образовательной деятельности с элементами экспериментирования для детей подготовительной группы «Что мы знаем о вулканах?» Цель: Расширять знания детей об окружающем мире, продолжать формировать знания о вулканах, их видах, строении, пользе и вреде. Познакомить с явлением неживой природы – извержением вулкана в  процессе детского экспериментирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vulkan_od.doc236 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 25»

Конспект организованной образовательной деятельности с элементами экспериментирования для детей подготовительной группы

«Что мы знаем о вулканах?»

Подготовила

Воспитатель Русова Светлана Евгеньевна


Цель: Расширять знания детей об окружающем мире, продолжать формировать знания о вулканах, их видах, строении, пользе и вреде. Познакомить с явлением неживой природы – извержением вулкана в  процессе детского экспериментирования.

Программные задачи:

Образовательные:

1. расширять представление детей о  явлениях неживой природы;

2. пополнение словарного запаса: вулканолог, вулкан, кратер, жерло, лава;

3. формировать представления детей о природном явлении – извержении вулкана;

4. упражнять детей в чтении схем-моделей.

Развивающие:

1. стимулировать желание детей экспериментировать;

2. развивать эмоционально-положительное отношение к познанию окружающего мира.

Воспитательные:

- формировать  доброжелательные отношения между сверстниками, взрослым.

Технологии, используемые педагогом:

1.Игровые технологии:

• игровые задания и упражнения.

2.Технологии поисковой деятельности:

• создание проблемной ситуации;

• детское экспериментирование.

3.Здоровьесберегающие технологии:

• физкультминутка.

Оборудование:

видеопроектор, макеты вулканов, посылка, письмо от профессора, схема с заданиями, дипломы вулканолога и раскраски вулкана; сода, красная сухая гуашь, моющая жидкость, лимонная кислота, растительное масло, шипучие таблетки,  каждому пластиковая одноразовая посуда, салфетки.

Предварительная работа:

- чтение детских энциклопедий «Все обо всем»,

- просмотр иллюстраций о вулканах.

- беседы о вулканах.

Ход ООД:

1. Организационный момент.

Дети встают в круг. Воспитатель: ребята, давайте мы подарим друг другу свои улыбки, и пусть от них будет радостно, ведь каждая улыбка - это солнышко, от которого становится тепло и радостно.

Воспитатель привлекает внимание детей посылкой, в которой находятся атрибуты для проведения опытов, схемы, письмо от профессора.

Письмо: Добрый день, Светлана Евгеньевна, здравствуйте ребята! Извините, что не могу с вами встретиться. Меня срочно вызвали в главную лабораторию страны. Мне нужна ваша помощь. Я очень торопился, поэтому не успел провести эксперимент. Вы можете  провести его вместо меня? Я надеюсь, что вы справитесь. А для того, чтобы приступить к экспериментам, выполните мои задания. Схему с заданиями для вас я положил в посылку. 

1 задание: Скажите мне, какие природные явления вы знаете? (дождь, туман, снег, град, радуга, северное сияние, иней.) Молодцы! Но это ещё не все природные явления, с которыми вы знакомы.

2 задание: сегодня мы поговорим ещё об одном таинственным и загадочным, грозном, но удивительным явлении природы. А о каком вы узнаете, если отгадаете мою загадку.

Я плююсь огнем и лавой,

Я - опасный великан!

Славен я недоброй славой,

Как зовут меня?

(Вулкан)

Задание 3. Дети встают вокруг макета вулкана. Обсуждают строение вулкана.

Давайте заглянем внутрь вулкана и узнаем его строение. На что похож вулкан? Какой он формы? Правильно, вулкан - конусообразной формы. Обратите внимание на его верхнюю часть. На что она похожа? (На большую яму, воронку) Верно. Вершина горы, из которой извергается лава, называется «кратер»(Повторить слово кратер). Это огромная чаша с крутыми склонами. А это жерло - дыра, уходящая глубоко в землю (Повторить слово жерло). Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой (Повторить слово лава). Лава - это растопленные, очень горячие камни.

Задание 4. Профессор  предлагает подумать, как  называют людей, которые занимаются изучением вулканов? (вулканолог). В наше время, чтобы не случилось беды, учёные- вулканологи специально наблюдают за вулканами (Повторить слово вулканолог). Свои наблюдения они снимают на видео – камеру.

Какие виды вулканов бывают? Вулканы бывают трех видов. Действующий - это тот, который извергает лаву. Потухший - который больше тысячи лет не извергает лаву. Спящий – это вулкан, который имеет вид обычной горы, но может взорваться в любой момент. Просмотр видео.

Обсуждение. Вулканы извергаются по-разному. Иногда они словно взрываются, выбрасывая магму вверх и в стороны. Огромная гора сотрясается от страшного грохота, огромная туча дыма и пепла поднимается над ней, каменный дождь осыпает склоны. А бывает, она вытекает «спокойно».

Физкультминутка

По дорожке мы шагали

Камни все пересчитали,

Смело, мы идём вперёд,

Лаборатория нас ждёт.

Когда в гости мы пришли

Можно крикнуть 1, 2, 3.

(Проходят дорогу, где разбросаны камни)

Вот мы и пришли в лабораторию Профессора Всезнамуса «Интересных открытий». Скажите ребята, для чего мы с вами приходим в лабораторию? (чтоб узнавать об объектах и явлениях неживой природы)

Мы много узнали о вулканах. Хотите самостоятельно, в лаборатории разбудить вулкан? Но перед тем, как начать нашу работу, давайте вспомним, как ведут себя в лаборатории. (не шуметь, не отвлекаться, брать всё только с разрешения и очень аккуратно). Наденем фартук.

Воспитатель поводит опыт вместе с детьми.

Проведения опыта №1 (изготовление лавы с помощью растительного масла, воды, сухой краски и шипучей таблетки). Познакомить детей со схемой поведения опыта. Обсуждение.

Проведение опыта №2 (извержение вулкана)

Перед вами мини- макет вулкана. Найдите жерло. Из баночки №1 выливаем воду в жерло. Насыпаем в пластиковую баночку ложку соды, перемешанную с сухой красной краской (стакан №1). Добавляем шприц с  моющей жидкостью. Добавляем 1 чайную ложку лимонной кислоты (стакан №2). А теперь внимание! Что вы наблюдаете? Посмотрите, как извергается ваш вулкан. У всех получилось? Он извергается спокойно.

Молодцы ребята, вы были внимательными, работали очень аккуратно. Поэтому каждый получает диплом настоящего вулканолога. А сейчас нам пора возвращаться.

(дети встают в круг и с помощью заклинания возвращаются обратно в д/с).

Опыт, опыт, ты наш друг.

Всё мы знать хотим вокруг.

Воспитатель, нас закрути,

В детский сад нас возврати!

Рефлексия. Ну, как, ребята, интересно было в гостях у Профессора Всезнамуса? Много нового узнали? А вот сейчас мы и проверим, кто из вас был самым внимательным.

КРОССВОРД О ВУЛКАНЕ.

1. Учёный, наблюдающий за вулканами?

2. Огненная жидкость, выходящая из вулкана?

3. Как называется гора, которая «плюётся» огнем и лавой?

4. Вершина горы, из которой извергается лава?

5. Дыра, уходящая глубоко в землю?

Этот кроссворд мы отправим профессору.

Какие вы все молодцы! Когда вырастите большими, то может быть кто-то из вас станет ученым! Вы будете изучать, и беречь нашу Землю. Сейчас мы немного отдохнём, а потом, я предлагаю вам восковыми мелками и акварелью, раскрасить вулкан.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей подготовительной группы. "Рисование животных жарких стран. Жираф."

Цель занятия - научить ребят рисовать жирафа, используя простейшие геометрические формы. Совершенствовать технические навыки рисования, используя знакомые приёмы изображения, рисовать в определённой п...

Конспект интегрированной непрерывной образовательной деятельности с элементами экспериментирования для детей подготовительной группы на тему: «Вулканы»

Расширять знания детей об окружающем мире, познакомить с явлением неживой природы- извержением вулкана. В прцессе детского экспериментирования удовлетворять потребности детей в познании, самостоятельн...

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности с элементами экспериментирования для детей подготовительной группы Тема: «Вулканы»

Цель: Расширять  знания  детей   об  окружающем  мире, познакомить с явлением неживой природы – извержением вулкана. В процессе детского экспериментирования удовлет...

Конспект интегрированной образовательной деятельности с элементами экспериментирования для детей подготовительной группы.

В процессе детского экспериментирования, расширить знания детей об окружающем мире, познакомить с явлением неживой природы – извержением вулкана....

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности с элементами экспериментирования для детей подготовительной группы Тема: «Вулканы»

Уважаемые коллеги, предлагаю Вам очень интересный Конспект по интегрированной непосредственно образовательной деятельности с элементами экспериментированиядля детей подготовительной группы по тем...

Конспект организованной образовательной деятельности с элементами экспериментирования «Осень» в старшей группе

Направление: (в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования): познавательное. Тип ОД: проверка усвоения  знаний.Интегрируемые образоват...