Конспект интегрированной НОД с элементами экспериментирования для детей подготовительной группы. Тема "Вулканы"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Горбачева Оксана Михайловна

Знакомство детей с окружающим миром, с явлениямим неживой природы - извержением вулкана.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности с элементами экспериментирования для детей подготовительной группы

Тема: «Вулканы»

                                                                                                                     

Воспитатель: Горбачева О.М.

Февраль 2015г.

Цель: Расширять знания детей об окружающем мире, познакомить с явлением неживой природы – извержением вулкана. В процессе детского экспериментирования удовлетворять потребности детей в познании, самостоятельности, радости и удовольствии.

Задачи: 

Образовательные:

1. познакомить детей с понятием «вулкан», дать представление о происхождении и строении вулканов;

2. формировать представления детей о природном явлении – извержении вулкана;

3. формировать умение правильного обращения с химическими веществами (уксусом) ;

4. в процессе детского экспериментирования формировать интерес к химии;

5.. упражнять детей в чтении схем-моделей.

Коррекционные:

1. продолжать автоматизацию поставленных звуков в самостоятельной речи детей. 

Развивающие:

1. стимулировать желание детей экспериментировать;

2. развивать эмоционально-положительное отношение к познанию окружающего мира;

3. в процессе экспериментирования развивать следующие качества психики: мышление, воображение, внимание, наблюдательность, произвольность поведения, коммуникативные способности;

4. развивать умение слушать, реагировать на обращение, используя доступные речевые средства, отвечать на вопросы воспитателя.

 Воспитательные:

1. воспитывать бережное отношение к природе;

2. способствовать устойчивому эмоционально-положительному самочувствию и активности ребенка в рамках совместной и самостоятельной деятельности по экспериментированию.

Материалы и оборудование: 

костюм Всезнайки, глобус, конверт с картинками (кукла, апельсин, мяч, часы, аппарат, тарелка, кошка, автобус, гелиевые шары, магнитная доска, макет горы вулканического происхождения расположенный на глубоком подносе, компьютер, мультимедиа проектор, картинки – схемы с последовательностью проведения опыта, презентация «Вулканы», тропинка с препятствиями.

Оборудование для экспериментирования:

• макет горы вулканического происхождения, вода, гуашь красного цвета, моющее средство для посуды, сода, уксус, кофейная, чайная и столовая ложки;

• таз с водой, кусочки пемзы, камешки, бумажные полотенца.

Ход занятия

Организационный момент

1.1. Знакомство со Всезнайкой.

Всезнайка: - Тук, тук, тук! Это здесь группа…. Это здесь самые умные, самые любознательные ребята, которые хотят всё знать?

- Меня зовут Всезнайка! Я знаю все и обо всем.

Всезнайка: Ребята! Мне сказали, что в вашей группе самые смелые и любознательные ребята. Мне захотелось с вами познакомиться. Давайте знакомиться.

1.2. Игровое задание «Помоги Всезнайке разгадать название полуострова».

Всезнайка: По пути к вам, я получила письмо. Интересно, от кого оно? Давайте прочитаем? ВСЕЗНАЙКА! ПРИГЛАШАЕМ ТЕБЯ И ТВОИХ ДРУЗЕЙ ПОСЕТИТЬ НАШ ПОЛУОСТРОВ…

Всезнайка: Ой, здесь, к сожалению, стерты буквы, и не видно на какой полуостров нас приглашают. Зато здесь есть подсказки в виде картинок. Ребята, а давайте попробуем разгадать эти подсказки и название острова, куда нас с вами приглашают?

Ребус: Всезнайка раздает детям картинки с изображением предметов и предлагает их расположить в определенной цифровой последовательности. Дети выкладывают картинки, называя первый звук в слове, изображенном на ней. Подбирают соответствующую звуку букву и читают слово.

1 - кукла

2 - апельсин

3 - мяч

4 - часы

5 - аппарат

6 - тарелка

7 - кошка

8 - автобус

К А М Ч А Т К А

Всезнайка: Какое у нас получилось слово? Правильно: Камчатка.

Ребята! А где находится этот полуостров? Как найти его? Как туда попасть? (если дети затрудняются ответить, то можно загадать загадку) :

На ноге стоит одной,

Крутит, вертит головой,

Нам показывает страны,

Горы, реки, океаны? (Глобус) .

Всезнайка: Ребята! А для чего нам нужен глобус? Что еще люди отмечают на глобусе? Как вы думаете, почему наш глобус раскрашен разными цветами? Почему так много на нем используется голубой цвет? Что отмечают таким цветом? Какие еще вы видите цвета и как вы думаете, что они могут означать? (ответы детей). Почему вы так думаете? Молодцы вы правильно догадались! Давайте теперь найдем на глобусе наш полуостров «Камчатка».

Основная часть

2.1. Создание проблемной ситуации «Как добраться на полуостров? »

Всезнайка: Ну что давайте собираться в путь? Как вы думаете, на чем туда можно добраться? На каких видах транспорта? (дети предлагают свои варианты ответов).

Всезнайка: (обсуждает с детьми предложенные ими варианты и создает проблемную ситуацию.) Ребята, но у нас в зале здесь нет почти ничего, на чем можно путешествовать, посмотрите только стульчики (в зале стоят стульчики с привязанными воздушными гелиевыми шариками) Что мы можем придумать? (варианты ответов детей). Всезнайка, не предлагая готового решения, с помощью вопросов подводит детей к мысли о том, что можно построить воздушный шар и на нем путешествовать.

Обсуждается, из чего состоит воздушный шар (купол, корзина, тросы) какой формы бывают корзины, дети, по желанию, из стульчиков строят корзину круглой или квадратной формы.

Всезнайка: Ребята, загружайтесь в корзину, сейчас мы с вами отправимся в путь.

2.2. Путешествие на Камчатку. Показ и обсуждение презентации «Вулканы»

     А пока мы будем лететь на наш полуостров, я расскажу вам о нем. Мои путешественники, как вы думаете, что необычного есть на этом полуострове «Камчатка»? (ответы детей). Правильно, Камчатка славится своими вулканами, которые - то спят, то просыпаются. Давайте я вам расскажу про них.

    Чтобы разобраться в природе вулканов, нужно знать строение Земли. Земля состоит из нескольких слоев. Мы живем на наружном слое, самом тонком, который называется земная кора. Кора состоит примерно из 20 малых плит. Эти плиты как бы плавают на поверхности вязкого, расплавленного вещества. Это вещество, на котором плавают плиты, называется магма. Слово «магма» переводится с греческого языка, как тесто или паста.

    Горы придавливают магму сверху, и магма выходит наружу.

    Как вы думаете, на что похоже извержение вулкана? Магму, выходящую наружу, называют лавой.

    Лава застывает и превращается в твердую породу, пемзу. Посмотрите, что случилось с автомобилем, который попал под расплавленную лаву, и которая застыла. Он оказался в плену у стихии.

    Твердая порода называется пемза.

   . Как вы думаете, какой из вулканов действующий, а какой потухший? Почему? Большая часть из вулканов потухла, и, казалось бы навсегда. Но они только спят и каждую минуту могут проснуться. Одни вулканы просыпаются редко. Один раз в 100 или 1000 лет. Есть вулканы, которые и не думают притворяться спящими, они дымят не переставая. Каждые десять минут из них вылетают камни, пепел, пар и вытекает лава.

    Ребята! Как вы думаете, какой вред приносит извержение вулкана?

Ничто не в силах удержать вулкан. Под его пеплом погибают города, острова и даже страны. Страшная трагедия, случилась в далеком прошлом. Был стерт с лица земли город Помпея. Никому спастись не удалось в этом городе. Через несколько лет, археологам (уточнить знания детей о профессии археолога, удалось раскопать этот погибший город. Эта страшная трагедия произвела огромное впечатление на русского художника Карла Брюллова, который изобразил трагедию на своем полотне (показать). И назвал он ее «Последний день Помпеи». В настоящее время ученым, которые занимаются изучением вулканов, иногда удается предугадать извержение заранее и жители могут покинуть города и спастись.

     Ребята, как вы думаете, а есть ли польза от вулканов? Какую пользу может принести вулкан? Вулканы, как лифты, поднимают на поверхность много полезных веществ. Поэтому почва вокруг них очень плодородная. Из вулканической пыли делают лекарства, удобрения. Из затвердевшей лавы строят дома. Как вы думаете, что за овощ находится в руках этого мужчины? Вот такой огромный редис вырастил один из жителей японского города, и удобрением для него стала вулканическая пыль!

    Всезнайка: Вот мы и на полуострове. Добро пожаловать на Камчатку! Пока мы летели, мы сильно засиделись, давайте немного разомнемся!

2.3. Физкультминутка «Вулкан»

Вулканы начали "играть" -

Из жерла лаву извергать.

Вулкан гремит! Вулкан пыхтит!

Как грозен он сейчас на вид!

Но вот он начал уставать -

Огонь в нём начал угасать.

Последний раз огнём дыхнул -

И на десятки лет уснул.

Присесть, постепенный подъем на носочки, руки поднять вверх, потянуться, сделать несколько встряхиваний расслабленными кистями рук, опустить руки вниз.

Руки на поясе, поднимаем их вверх с одновременным сжиманием и разжиманием пальцев рук в кулак. -2 раза

Медленное опускание рук с одновременным приседанием в низ

Сидя в приседе, долгий сильный выдох. Дышат как драконы «извергающие огонь»

Складывают руки под щеку «засыпают, спят»

2.4. Упражнение «Тропинка с препятствиями» на равновесие.

Ребята, а что это за тропинка? Давайте посмотрим, куда она нас с вами приведет? (тропинка с препятствиями). А что это перед нами? На что это похоже? Правильно, на колбочки. А кто этот человек и что он делает? Правильно, это химик.

Химик: Ребята, а о чем интересном вам сегодня рассказывал Всезнайка? Всезнайка рассказывал о камчатских вулканах.

Химик: Ребята, а вы знаете, что изучает моя наука? (ответы детей)

Ребята, предлагаю поближе познакомимся с химией. Кстати, вы с ней уже неплохо знакомы, но, наверное, раньше не обращали на это внимания. Например, когда вы мешаете сахар в чае, вы проводите настоящий химический опыт. В общем, эта наука нас окружает повсюду. И сегодня у нас будет очень интересный опыт - мы с вами точно узнаем, чем же занимается наука химия, и зачем она нужна.
Ребята, давайте с вами сами сделаем извержение вулкана с помощью химии.

2.5. Совместное экспериментирование «Извержение вулкана»

Внимание! Опыт делают дети, воспитатель вливает уксус.

На столе, на подносе стоит макет вулкана, обложенный мелкими кусочками пемзы и камешками. Дети встают вокруг стола. Вначале Всезнайка объясняет детям, какие вещества понадобятся им для проведения эксперимента. Обращает внимание детей на то, что в эксперименте использует уксус и рассказывает (опираясь на картинку - схему, как он опасен. Затем, предлагает детям прочитать предложенные схемы – модели с последовательностью проведения опыта. После чего, Всезнайка еще раз проговаривает последовательность проведения опыта.

Последовательность проведения эксперимента.

Первый ребенок: всыпать в жерло вулкана, две чайные ложки соды.

Второй ребенок: налить полстакана воды.

Третий ребенок: добавить в нее кофейную ложку гуаши красного цвета и тщательно перемешать до однородного насыщенного цвета.

Четвертый ребенок: в полученную окрашенную воду добавить 5 капель моющего средства, перемешать.

Химик : добавить в окрашенную воду две столовые ложки уксуса, затем вливает полученную смесь в жерло вулкана (сода) .

Ожидаемый результат: В результате реакции соды с уксусом и моющим средством из жерла вулкана начнет извергаться пена красного цвета.

Химик : Ребятки! Вы запомнили, как мы с вами провели этот опыт?

Заключительная часть

3.1. Возвращение с полуострова Камчатка

Всезнайка: Друзья, вот и окончилось наше сегодняшнее путешествие по этому замечательному полуострову, нам пора возвращаться назад в детский сад. Дети садятся снова в воздушный шар. Что вы расскажете своим родителям о нашем путешествии? Где мы сегодня побывали? Что узнали нового? (ответы детей) .

3.2. Сюрпризный момент.

Всезнайка: Ребята, мне очень понравилось с вами путешествовать. Вы очень любознательные и смелые путешественники. На память о нашем путешествии я хочу вам подарить по кусочку пемзы, воздушному шарику и картину с изображением вулкана. Чтобы вы смотрели и вспоминали о нашем путешествии. До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ интегрированного занятия с элементами экспериментирования в I младшей группе для детей с общим недоразвитием речи

Материал НОД направлен на обогащение словарного запаса детей, воспитания у них навыков организованного поведения. Дети в игровой форме узнают о том, откуда берётся дождь, порисуют пальчиками на стекля...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим с элементами экспериментирования для детей подготовительной группы тема:"Вулканы"

Интересное занятие о природном явлении вулкане. Восхищение у детей вызывет извержение, с помощью химических веществ....

Конспект интегрированной непрерывной образовательной деятельности с элементами экспериментирования для детей подготовительной группы на тему: «Вулканы»

Расширять знания детей об окружающем мире, познакомить с явлением неживой природы- извержением вулкана. В прцессе детского экспериментирования удовлетворять потребности детей в познании, самостоятельн...

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности с элементами экспериментирования для детей подготовительной группы Тема: «Вулканы»

Цель: Расширять  знания  детей   об  окружающем  мире, познакомить с явлением неживой природы – извержением вулкана. В процессе детского экспериментирования удовлет...

Конспект интегрированной образовательной деятельности с элементами экспериментирования для детей подготовительной группы.

В процессе детского экспериментирования, расширить знания детей об окружающем мире, познакомить с явлением неживой природы – извержением вулкана....

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности с элементами экспериментирования для детей подготовительной группы Тема: «Вулканы»

Уважаемые коллеги, предлагаю Вам очень интересный Конспект по интегрированной непосредственно образовательной деятельности с элементами экспериментированиядля детей подготовительной группы по тем...

Конспект организованной образовательной деятельности с элементами экспериментирования для детей подготовительной группы «Что мы знаем о вулканах?»

Конспект организованной образовательной деятельности с элементами экспериментирования для детей подготовительной группы «Что мы знаем о вулканах?» Цель: Расширять знания детей об...