Перспективно-тематическое планирование. Коррекция ФФНР у детей с дизартрией средствами логоритмики.
календарно-тематическое планирование по логопедии (подготовительная группа)

Смирнова Наталья Алексеевна

Данный материал будет полезен не только учителям-логопеда, но  и педагогам и родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sredstva_logoritmiki.doc143.5 КБ

Предварительный просмотр:

                Перспективно  -  тематическое

                         планирование.

     Коррекция  ФФНР  у  детей  с  дизартрией  

                  средствами   логоритмики.

                                                                                       Составитель:

                                                                                        Смирнова  Н.А.,

                                                                                        Учитель - логопед.              

Цели:

Развитие памяти:

  • тренировка последовательного запоминания движений и умение по памяти последовательно перечислить все выполненные действия;
  • тренировка последовательного воспроизведения серии движений только по словесной инструкции;
  • дальнейшее увеличение объема слухоречевой памяти на серии из нескольких слов (6-8), коротких фраз, предложений;
  • тренировка зрительной памяти на серии из предметов (постепенное увеличение).

Развитие внимания:

  • дальнейшее развитие устойчивости внимания; умении сосредоточиться на задании;
  • дальнейшее развитие избирательности внимания;
  • формирование регулирующей роли речи в развитии внимания.

Развитие оптико-пространственных функций:

  • формирование гнозиса и дифференциации объектов по признакам величины, цвета, количества;
  • воспитание способности к общению явлений действительности в слове;
  • обучение пространственной ориентировке в координатах: вправо-влево, вверх-вниз, вперед-назад, в сторону, кругом.

Развитие слуховых функций:

  • закрепление навыка определения и воспроизведения последовательности звучаний во времени;
  • формирование гнозиса и дифференциации более сложных ритмических структур;
  • постепенное увеличение объема слуховой памяти и внимания;
  • дальнейшее определение направления звука в пространстве относительно собственного тела;
  • продолжение тренировки по узнаванию звучания музыкальных инструментов;
  • дальнейшее формирование различения слов оппозиционными фонемами;
  • выделение ударного слога в цепочке слогов; сравнение и определение слова по логоритмической схеме.

Развитие двигательной сферы:

  • тренировка динамического равновесия при выполнении разнообразных видов ходьбы, прыжков, бега на месте и в движении;
  • развитие у детей способности к быстрой смене ориентиров в пространстве;
  • совершенствование у детей координации во всех видах общеразвивающих движений: ходьбе, беге, прыжках, поскоках, метании, лазании;
  • совершенствование навыков владения мячом; гимнастическими палками, шнуром; ритмичное выполнение движений под музыку, пение или стихотворение;
  • развитие пластичности движений; обучение детей плавным движениям рук, корпуса, в соответствии с характером звучания музыки;
  • совершенствование различных видов пантомимических жестов и танцевальных движений;
  • развитие быстроты, силы, ловкости в игровых движениях, подвижных играх.
  • Развитие ручной моторики:
  • совершенствование точности выполнения движений пальцев рук с речью и согласованности движений;
  • тренировка выполнения движений в различном темпе;
  • совершенствование динамического праксиса и реципрокной координации мелкой моторики рук.

Развитие артикуляционной моторики:

  • формирование гласных, свистящих, шипящих, сонорных звуков, закрепление артикуляционных дифференцировок;
  • закрепление артикуляционных укладов в слогах, словах, во фразе;
  • развитие статико-динамических ощущений, четких артикуляционных кинестезий;
  • автоматизация выполнения артикуляционных упражнений на группы свистящих, шипящих, соноров;
  • совершенствование подвижности и точности движений языка и губ, челюсти; совершенствование динамического праксиса на серии слогов, которые требуют последовательной смены различных артикуляционных движений.

Развитие фонематических процессов и речевой функциональной системы:

  • выделение нужного звука из ряда других звуков, из ряда слогов, слов;
  • проведение дифференциации звуков по акустическим признакам, по способу и месту образования; использование слов-паронимов;
  • совершенствование художественно-речевой деятельности детей; развитие способности быстро ориентироваться в новом речевом материале;
  • совершенствование умения детей делить слова на слоги; слышать, выделять, подбирать односложные слова; двух-, трехсложные слова; четырехсложные слова;
  • тренировка навыка самостоятельного и активного пользования словом;
  • совершенствование навыков звукового анализа и синтеза;
  • тренировка детей в умении составлять и придумывать слова.

                                              СЕНТЯБРЬ

1. Ходьба, бег, скользящий шаг, ходьба парами, остановка по сигналу.

Правая – вверх                (дети под музыку поют и выполняют движения)

Левая – вверх

В стороны – накрест

В стороны – вниз

2. Игра "Грустно – весело" – пантомима под музыку из двух частей.

3. Артикуляционно-пальчиковый игротренинг (по методике Т.В. Верясовой): "Улыбка" – удерживаем губы в улыбке. Зубы не видны, одновременно соединяем ребром кисти рук, большие пальцы выпрямлены вверх).

"Трубочка" – рот открыт, боковые края языка загнуты вверх, пальчиками выполнять движения, имитирующие игру на дудочке.

"Горка" – язычок упирается в нижние резцы и выкатывается вперед, ладонь выгибается – "горка".

4. Упражнение с мячом "школа мяча".

5. Игра "Глухой – звонкий". "Включили голосок": в-в-в-в…

Логопед бросает мяч ребенку, называя слог фа. Ребенок возвращает мяч, называя слог со звонким согласным – ва (фу-ву, фо-во, фы-вы и т.д.).

Игра "В лесу" (дети поют и выполняют движения).

Меж еловых мягких лап

(поглаживают подушечками пальцев колени)

Дождик кап, кап, кап.

(стучат пальцами по коленям)

Где сучок давно засох

Серый мох, мох, мох.

Где листок к листку прилип,

Вырос гриб, гриб, гриб.

(поднимают руки вверх, пальцы то прижимают друг к другу, то расставляют, как можно шире)

Кто нашел его, друзья?

(указательным пальцем правой руки поочередно касаются пальцев левой)

Это я, я, я.

(сжимают все пальцы, кроме мизинца, и показывают его).

6. Игра "Какого гриба не стало?"

Логопед загадывает загадку: "В лесу под елкой крошка, только шапка да ножка. Что это? Верно, гриб. Какие грибы знаете? Расставляет муляжи (можно картинки). Дети называют. Задание: запомните грибы (6-7). Дети отворачиваются, а логопед в это время убирает один грибок. Дети поворачиваются и называют, какого гриба не стало.

7. Эстафета "Кто быстрее соберет грибы?" Дети делятся на две команды. Грибы рассыпаны в две кучки. Дети по одному подбегают, берут один гриб и, убегая обратно, кладут его в корзинку. В конце подводят итог.

8. Логопед: "Подышим лесным воздухом. Упражнение на дыхание".

Вдох носом – выдох носом (4 раза)

Вдох ртом – выдох носом (4 раза)

Вдох носом – выдох ртом (4 раза)

Вдох ртом – выдох ртом (4 раза).

9. Пение "Осень" (звенят на треугольниках в припеве).

10. Игра "Эхо" (гласные звуки пропеваются громко – тихо).

Каждый из детей по-одному громко пропевают гласный, а все остальные тихо его повторяют: А, О, У, И, Э, Ы.

11. Танец листьев.

Дети "превращаются" в листочки. Под музыку дети изображают листья – кружатся, летят, медленно опускаются на землю…

12. Игра "чей кружок быстрее соберется?"

Дети берут один листок – березовый. Кленовый, рябиновый.

Делятся на три команды. Под музыку вальса дети бегают с листочками по всему залу, а в это время логопед раскладывает в разных местах листья. С окончанием музыки дети подбегают каждый к своему листку – чей кружок соберется быстрее?

13. Игра "Четыре стихии".

Стоят по кругу. Логопед договаривается с детьми, что, если он скажет слово "земля", все должны опустить руки вниз. Если слово "вода" – вытянуть руки вперед, слово "воздух" – поднять руки вверх, слово "огонь" – произвести вращение руками. Кто ошибется – проиграл.

14. Игра "Лесные звери".

Под разную по характеру музыку дети изображают лесных обитателей – зайца (прыжки), ежика (сложить вместе согнутые "лапки", слегка присесть, переступая мелкими шажочками), лисичку (мягко легко двигаться, плавно переступая ногами).

15. Игра "Запретное движение". У всех детей мячи.

Логопед объясняет, что за ним нужно повторять все движения, кроме одного – удара мячом об пол. Кто ошибется – выходит из игры. Логопед дает команды: поднять мяч вверх, опустить, подбросить вверх, ударить мяч об пол и т.д. Команды меняются, разнообразятся.

16. Игра "Будь внимателен".

Логопед бросает мяч и произносит слова с местоимениями: мой, моя, мои, допуская иногда ошибки, например, мой мяч, моя машина, моя брюки и т.д. каждый, кто ловит мяч, должен внимательно слушать и повторять фразу за логопедом, правильно согласуя местоимение с существительным в роде и числе. Кто допускает ошибку – все остальные помогают исправить.


                                      ОКТЯБРЬ

1. Ходьба под марш. Бег. Прыжки. Высокие подскоки. Ходьба с ускорением и замедлением темпа.

Потряхивание под музыку кистями правой и левой рук (на 4 счета). Затем потряхивание обеих рук одновременно (4 счета): четыре хлопка в ладоши.

Усложнение: стоя на правой ноге, свободно раскачивать левую (4 счета); раскачивать затем правую, стоя на левой ноге (4 счета); четыре шага на месте (музыка Поли).

2. В руках у детей ленточки.

На сильную долю – на акцент – дети дуют на ленту; на слабую долю – опускают ленточку.

3. Распевка: Я тебя зову Ау, Ау, Ау!

Логопед: Какие это звуки – А-У – гласные или согласные? Почему они называются гласными? (тянутся, поются, произносятся свободно, нет преграды).

Логопед: Какие еще гласные звуки вы знаете (Э, И, О, Ы)? А для того, чтобы мы с вами хорошо услышали эти звуки, нам помогут "волшебные ленточки".

Логопед показывает артикуляцию одного из гласных звуков. Дети должны его узнать и под музыку, на одном звуке потянуть так, пока вся ленточка не растянется:

  • руки перед грудью, в руках концы лент (вдох);
  • на акцент музыки дети тянут звук, постепенно разводя руки в стороны, пока не закончится музыка;
  • руки опускаются.

Так дети тянут все гласные звуки.

4. Игра "Замри".

Под музыку "Маленький вальс" дети кружат как листья, но едва услышат мелодию "АУ" – замирают.

5. Игра "Кто в теремке живет?"

по характеру музыки дети угадывают, кто же там живет: мышка, зайка, лиса, волк. Одновременно вспоминаем, какие у них любимые звуки:

мышка – И, лягушка – А, зайка – О, лиса – Э, волк – У.

Снова играет музыка. Дети идут по кругу, изображая походку зверей, и показывают артикуляцию звука.

А теперь кто идет? Послушайте его звук: Ы… (медведь).

6. Артикуляционная гимнастика:

Мой язык похож на лист,

Что слетел с березы вниз.

Широкий, мягкий, плоский,

Совсем как лист березки

(язык лежит на нижней губе).

Прыгают по мягким листьям

Зайцы, белочки и лисы

(ритмично прижимать зубами язык).

Ветерок их поднимает, вверх и вниз потом качает

(язык во рту поднимается к верхним зубам, затем опускается к нижним зубам).

7. А – руки вверх,

У – руки вперед,

И – руки в стороны,

О – руки кольцом пред собой,

Э – руки овалом сзади,

Ы – руки овалом впереди (активно работают губы).

8. Игра "Кубик".

Логопед бросает кубик, на каждой грани которого схематично изображено лицо, выражающее какое-либо состояние человека: радость, грусть, страх, гнев, удивление. Дети мимикой должны показать это состояние.

9. Мы в лес пойдем (руки в стороны, вверх).

Детей позовем (руки в стороны, вниз).

Ау! Ау! Ау! (тише, руки рупором).

Лишь эхо отзывается: ау – ау!

10. Игра с мячом.

Логопед бросает под музыку мяч, пропевая (громко) "А". Ребенок ловит и, бросая мяч обратно, попевает (тихо): А-А-А…

Также другому ребенку: О-У-И-Ы-Э и т.д.

11. Все дети берут по мячу и бросают мяч вверх, пропевая гласные звуки.

12. Дети передают друг другу мяч, называя слова, которые начинаются со звука А (арбуз, альбом, аист и т.д.), со звука О, У, И, Э.

13. Упражнение на релаксацию:

Дети сидят на стульчиках, откинувшись на спинку стула ("Вальс" Леви). Хорошо в сказочном осеннем лесу… Солнышко светит, ласкает нас своими лучами, пригревает нам голову: голове тепло, плечам тепло и т.д. … Наши ножки отдыхают, они очень устали, они такие тяжелые, руки тоже тяжелые, нет сил подняться… Мы отдохнули, открыли глаза. Возвращаемся в группу.


                                  НОЯБРЬ

1. Дети едут на машинах (дробным шагом), входят в лес (идут змейкой "между деревьями"). Сигналы:

"Вот выросла высокая сосна" – быстро останавливаются, поднимаются на носочках, поднимают руки вверх;

"Вот пенек – в землю врос" – дети приседают, обхватывая руками колени.

2. В осеннем лесу чистый, прозрачный воздух. Давайте подышим:

  • руки вверх через стороны – вдох через нос; опустили руки через стороны- выдох через нос;
  • наклон туловища в стороны. Встать прямо, ноги вместе, руки вдоль туловища. Вдох, затем наклон туловища в сторону (выдох), руки скользят вдоль туловища, на выдохе произносим: с-с-с-с…

3. Артикуляционная гимнастика (упражнение "Лопата"; дети соединяют ладони, изображая лопату):

Мой язык похож на лист,

Что слетел с березы вниз.

Широкий, мягкий, плоский,

Совсем как лист березки.

Прыгают по мягким листьям

Зайцы, белочки и лисы (ритмично прижимать зубами язык).

Ветерок их поднимает,

Вверх и вниз потом качает (язык во рту поднимается к верхним зубам, затем опускается к нижним зубам).

Зацепился лист за пень,

Тут же ветер песню спел: с-с-с-с…

А комарик зазвенел: з-з-з-з… (дети прикладывают тыльную сторону ладони к горлышку).

4. Упражнение "Слоговые цепочки".

Отработка слогов: са-со-су-сы; за-зо-зу-зы

  • на каждый слог дети соединяют пальцы обеих рук с большим пальцем;
  • затем подключается ритмичная работа ног (ходьба на месте) одновременно с работой артикуляционного аппарата и мелкой моторикой пальцев рук.

5. Игра "Листья, ветки, ствол".

Логопед: Осенью дуют ветры, обрывая листочки с деревьев. Подул легкий ветерок (звучит вальс) – зашептались листочки (пальчики). Ветер подул сильнее (музыка громче) – зашептались ветки деревьев (дети раскачивают руками). Еще сильнее ветер подул – закачались стволы деревьев (дети покачиваются из стороны в сторону). Но вот ветер затихает. Качаются только ветви. Затем только листочки.

6. Осенью часто идут дожди. Вот и сейчас закапал дождик: кап-кап, кап-кап, кап-кап. Дети хлопают в ладоши, повторяя услышанный рисунок:

кап-кап, кап-кап,

кап-кап, кап-кап, кап-кап.

7. Сейчас мы погуляем по осеннему лесу, но если пойдет дождь (вы услышите песенку дождя, нужно быстро спрятаться за стульчики. Звучит музыка. Дети ходят по залу переменным или дробным шагом. По сигналу в музыке (трель) – дети собираются за стульчики (прячутся). Игра повторяется 2-3 раза.

8. Солнышко пряталось за тучи – было грустно. Покажите, как вы грустили. А как сердились на дождик? Но вот выглянуло солнышко – улыбнулись, обрадовались. Пойдемте в лес по грибы.

Дети собирают грибы и поют распевку:

Я грибы ищу в лесу

И в корзину их несу

(дети собирают грибы, восхищаются ими, радуются).

9. Игры с мячом.

Логопед бросает мяч и произносит слог – ребенок возвращает мяч и произносит другой слог: са-ся, со-сё, су-сю, сы-си, сэ-се; за-зя, зо-зё, зу-зю, зы-зи, зэ-зе.

10. Дети передают мяч друг другу, называя слова со звуком С (санки, сом, сова, соль, сумка). Затем передают мяч в другую сторону, называя слова со звуком З (зонт, заяц, Зина, зуб, золото).

11. Пение. "Падают листья". (На припев дети звенят колокольчиками на каждую сильную долю).

12. Игра "Отгадай, какой музыкальный инструмент звучит?"

Дети отворачиваются. Логопед играет на разных инструментах (бубен, металлофон, треугольник, колокольчик, маракасы, пианино). Дети должны назвать инструмент.

13. Эта же игра на следующем занятии, но с усложнением "Что сначала звучало, а что потом?"

Звучат последовательно три музыкальных инструмента. Ребенок слушает, затем поворачивается и называет эти инструменты по порядку.

14. Пальчиковая игра "Капуста".

Мы капусту режем, режем (движения прямыми ладошками вверх – вниз).

Мы морковку трем, трем (потереть кулачок о кулачок).

Мы капусту солим, солим (поочередное поглаживание подушечек пальцев большим пальцем).

Мы капусту жмем, жмем (сжимать и разжимать кулачки).


                                     ДЕКАБРЬ

1. Ходьба под марш. Легкий бег. Бег по сигналу. Поскоки.

Упражнение "Лошадки" (прямой галоп со щелканьем языка), следить за руками (поводья).

2. Упражнение с обручами:

1) дети берут обручи, кладут их перед собой;

2) на вступление выходят из обруча, в ритм музыки легко бегут по кругу;

3) с концом музыки впрыгивают в обруч двумя ногами и поднимают его над головой.

3. Игра "Ручка в зеркало глядит".

Ручка в зеркало глядит (дети держат параллельно друг к другу руки.

Руки согнуты).

Ручка пальчикам велит:

Загибайтесь (пальцы загибаются),

Выпрямляйтесь (пальцы выпрямляются).

Вместе в горстку собирайтесь (пальцы соединяют друг с другом).

Разбегитесь, распрямитесь (дети выполняют все по тексту),

В кулачок теперь сожмитесь.

Кулачок на кулачок

И ладошки на бочок.

Если дети выполняют за столом, то есть продолжение:

А теперь лежат ладошки,

Отдохнут они немножко (на столе).

На бочок. Опять на стол.

И конец игре пришел (ладони переворачиваются).

4.     Свои губы прямо к ушкам,

Растяну я как лягушка.

А теперь слоненок я,

Хоботок есть у меня.

А сейчас я дудочка,

Дудочка – погудочка.

Мне понравилось играть,

Повторю-ка все опять.

5.     Язык лопатой положи (показываем руками "лопату")

И под счет его держи.

Раз, два, три, четыре, пять

Язык надо расслаблять.

Язык широкий положи,

А края приподними (кончики пальцев приподнимаем),

Получилась пиала,

Округленная она.

Губы рупором сложи,

"Пиалу" вверх приподними,

Теплый воздух ты пусти: ш-ш-ш-ш…

Ш – шипит змея.

6. Игра "Змейка".

Дети стоят друг за другом, обхватив друг друга руками. "Голова" змеи пытается достать "хвост" – и шипит от злости. "Хвост" старается увернуться, но отрываться друг от друга нельзя, иначе змея разорвется на части.

7. Упражнение "Слоговые цепочки".

Отработка слогов:        аш-ош-уш-ыш

                                ша-шо-шу-ши

                                аша-ошо-ушу-ыши;

  • на каждый слог дети соединяют пальцы обеих рук с большим пальцем;
  • подключается ритмичная работа ног (ходьба на месте).

8. Игра с мячом "Мяч передавай – слово называй".

9. Вдох и выдох через левую половину носа, затем через правую (попеременно); вдох через одну половину носа – выдох через другую попеременно; вдох через нос – удлиненный выдох через нос с усилением в конце.

10. Слова с движениями "Песни сороки".

Дети под музыку проговаривают текст и одновременно выполняют движения:

Я летала, я летала (взмахивают руками),

Устали не знала (то же самое),

Села, посидела (приседают на одно колено),

Опять полетела (поднимаются).

11. Повторим ритм: /    /, //    //    //, ///    ///    ///, /    ///    //.

12. Игра "чей кружок быстрее соберется?"

Логопед предлагает детям разделиться на несколько команд (каждая команда – какие-нибудь птицы), разбежаться врассыпную по всему залу, а потом как можно скорее найти своих "родичей" и соединиться с ними. (Рекомендуется использовать маски птиц).

13. Дети сидят на корточках. Под музыку медленно поднимаются, руки вверх (растут), напрягают руки, наклон, "бросают" руки – расслабляются в плечах, в поясе.

14. Чики-чики птички (бегут, машут крыльями, "почесали" спинку).

Веселые синички.                Перышки помяли,

Пролетали мимо,                "Здравствуйте!" – сказали.

Почесали спину                (гладят попеременно руки).

Хвостики кружили, друг с другом не дружили…

А на крышу сели песенку запели (присели на корточки).

Чики-чики-чики-чик, их услышал трубочист (медленно поднимаются).

Вылез из трубы Черныш, закричал на птичек: "Кыш!"

15. Дети идут по кругу. Логопед называет звуки. Дети должны выделить и услышать заданный звук и присесть.


ЯНВАРЬ

1. Ходьба под марш. Ходьба со сменой направления по музыкальному сигналу. Бег. Поскоки.

  • Поедем на машине (дети идут по кругу под музыку, держа в руках перед собой воображаемый руль и произносят: Д-д-д-д). Музыка к песне "На машине".
  • Теперь плывем на лодках. Под плавную музыку дети делают движения руками, подражая гребцам, произносят: ш-ш-ш-ш.
  • Пересели на самолет. Бегут по кругу на носочках, расставив руки в стороны, произносят: л-л-л (музыка к песне "Самолет").
  • А теперь скачем на ладошках (дети идут, высоко поднимая колени, держа уздечки, цокают языком). Остановим наших лошадок: тр-р-р-р. дальше поехали. Снова остановка. 2-3 раза. Музыка к песне "Лошадка" Г.Потоловского.

2. Песня дятла:        /   /      /      ///

                        ////      //           ///.

3. Артикуляционная гимнастика "Угощенье".

Тут и тонкие блины!        (упражнение "Лопата")

До чего ж они вкусны!

(язык широкий расслабленный лежит на нижней губе)

Рядом сладкое варенье,        (упражнение "Вкусное варенье")

Не варенье – объеденье!

А в глубоких чашках чай,        (упражнение "Чашка")

Ты его не проливай!

Что в кастрюле?

Суп кипит.

Варится он и шипит: ш-ш-ш… ("чашечка" во рту поднимается вверх)

Суп в кастрюле кипит,

Сверху крышка дребезжит: ж-ж-ж… (дети тыльную сторону ладони прижимают к горлышку – ощущают работу голосовых связок).

4. Упражнение "Слоговые цепочки".

Отработка слогов: ша-шо-шу-ши                аш-ош-уш-ыш

                                жа-жо-жу-жи                ажа-ожо-ужу-ыжи;

  • на каждом слоге дети соединяют пальцы обеих рук с большим пальцем;
  • подключается работа ног (ходьба на месте).

5. Игра "Лиса и зайцы".

Дети сидят на стульях по кругу ("зайцы"). Вне круга ставится стульчик (дом "лисы"). Дети закрывают глаза, логопед обходит круг и тот, до кого он дотронется, становится "лисой". Далее дети должны три раза сказать сначала тихо, потом громче: "Хитрая лиса, где ты, покажись. Хитрая лиса, поиграй с нами, покружись!" После того, как дети скажут три раза  - "лиса" выходит и говорит: "Я здесь, я здесь, я вас ищу, догоню, не отпущу". Далее дети ("зайцы") под музыку прыгают по залу, с концом музыки прячутся, а "лиса" их ловит.

6. Дети стоят за маленькими стульчиками. На I часть музыки – напрячься, "уронить" туловище, расслабиться, встать (движение повторяется 4 раза). На II часть музыки – плавные, без напряжения, движения руками в стороны и вперед (муз. Т.Ломовой "Мельница").

7. Игра "Как на горке…"

Как на горке – снег, снег (руками показываем горку; указательными пальцами – снег).

И под горкой – снег, снег (пальцы растопырены).

А под снегом спит медведь (руки под щеку).

Тише, тише – не шуметь (грозят пальцем).

8.     Взяли детки белый ком

(в наклоне вперед сделать руками небольшой круг в воздухе).

Лепить будем белый дом (руками большой круг, выпрямиться).

Мы польем его водой (присесть, поднимая ведро и выливая (имитируя) 2 раза).

Домик будет ледяной.

Ком за комом мы кладем (наклоны вправо – влево, имитируя складывание комов).

Вот и вылепили дом (протянуться на носочках, делая руками круговые движения, укладывая ком за комом).

9. Упражнение "Насос".

Дети стоят (развести руки в стороны).

Скользя руками вдоль туловища, наклоняться поочередно вправо и влево. Наклоняясь, выдох с произнесением звука "с-с-с…", выпрямляясь – вдох. Повторять 4-6 раз.

Это очень просто – покачай насос ты.

Направо, налево руками скользя.

Назад и вперед наклоняться нельзя.

Это очень просто – покачай насос ты.

10. Песня "Зимушка – зима" (на припев дети звенят колокольчиками).

11. Игра "Передай мяч".

Дети передают друг другу мяч, называя короткое слово (в слове один гласный). Повторить с детьми: сколько в слове гласных – столько и слогов.

12. Игра "Будь внимательным!"

Из снежков (10) выкладывается прямоугольник. Логопед ломает фигуру. Один из детей должен выложить точно такую же. Затем логопед выкладывает треугольник. Дети должны повторить такую же фигуру.


                              ФЕВРАЛЬ

1. "Глубокая" ходьба (по снегу, оглядываясь на следы).

Поземка дует – идем согнувшись, присядя.

Поднялся ветер, снежинки закружились, полетели.

"Играем в снежки" – скачем на одной ноге, меняя ноги, на двух ногах (ля-ля-ля).

"Руки замерзли" – греем ладошки, растираем, трясем кистями рук, греем плечи, хлопаем в ладоши; крепко их сцепили в "замок".

2. Дети стоят в кругу: отхлопаем песенку Зимы:

                                /     //        /     /     ///.

3. Артикуляционная гимнастика (комплекс "Мячик").

Язычок мой – это мячик,

Посмотрите, как он скачет!

(загнуть кончик языка вглубь рта и произносить: т-т-т…)

Вверх и вниз перевернись,

Мяч по нёбу покатись!

(поглаживать кончиком языка нёбо от верхних зубов вглубь рта).

По нёбу, как по дорожке,

Мячик, поскачи немножко!

(соединить I и II упражнения. Продвигать кончик языка вглубь рта, произнося при этом: т-т-т…).

А теперь на месте, мяч

Должен ты пуститься вскачь!

(произносить: ать-ать… при этом очень редко, с напряжением выдувать воздух).

Мячик прыгал, что есть сил

На луч солнца наскочил: ть-ть-ть-ш-ш…

(слитно произносить звуки ть ш, пока не услышите звук Ч).

4. Упражнение "Слоговые цепочки".

Отработка слогов: ач-оч-уч-ыч

                                ча-чо-чу-чи

                                ача-очо-учу-ычи;

  • на каждый слог дети соединяют пальцы обеих рук с большим пальцем;
  • подключается ритмичная работа рук (ходьба на месте ).

5. Речедвигательная игра с мячом "Снежки".

Движения детей сопровождаются текстом. Дети стоят парами напротив друг друга и выполняют движения с мячом:

Раз, два, три, четыре,

Мы с тобой снежок слепили (перекидывают друг другу мяч),

Круглый, крепкий, очень гладкий (один из детей катит мяч вокруг себя, присев на корточки).

И совсем, совсем не сладкий (толкает от себя мяч к другому ребенку в паре).

Раз – подбросим, два – поймаем,

Три – уроним и … сломаем (второй ребенок подбрасывает и ловит мяч, ударяет его об пол, передавая мяч своему партнеру).

На слово "сломаем" ребенок, у которого оказался мяч, прячет его за спину.

6. Песня о зиме "Зимушка – зима" (на припев дети притопывают ногой).

7. Дети делятся на две команды.

I команда задает вопрос, а II команда – отвечает:

  • Как на горке, на горе, на горе?
  • На горе! (дети поднимают руки к верху).
  • На широком, на дворе, на дворе?
  • На дворе! (дети показывают широкий двор – разводят руки в стороны).
  • Кто на санках?
  • Мы на санках! (изображают санки).
  • Кто на лыжах?
  • Мы на лыжах! (показывают лыжи).
  • Кто повыше?
  • Мы повыше! (поднимаются на носочках).
  • Кто пониже?
  • Мы пониже! (приседают).
  • Кто потише? (тихо произносят: указательный палец у губы).
  • Мы потише…
  • С горки – УХ! (громко). – УХ! (показывают, как съезжают санки с горы).

8. Упражнение "Погреем руки".

На музыку в высоком регистре дети шагают и одновременно хлопают руками перед собой; в низком – двигаются задом наперед, хлопают за спиной; "немного погреем руки" – дети подносят ладони ко рту – греют: х-х-х…

9. Упражнение "Маятник".

Стоя – ноги на ширине плеч, руки на поясе, наклонять туловище в стороны, вправо и влево. При наклоне в сторону – выдохнуть, произнося: ту-у-у-у-х. По окончании – вдох. Повторить 3 раза.

10. Логопед говорит детям предложение: "Я могу говорить красиво". Дети бросают мяч через круг, выделяя каждое последующее слово голосом.

11. Упражнение с мячом.

Детям раздаются мячи. Два раза подбросить вверх и переложить за спиной из одной руки в другую; два раза ударить мячом об пол и снова переложить за спиной из одной руки в другую (музыка Ф. Шуберт "Вальс"). Кидать мяч об пол и считать (от 5 до 10).

Мячик, я с тобой играю, мячик, я с тобой дружу. Ох, устал я, ФУ…

Одновременно со словами нужно ударять по мячу одной рукой, в конце четверостишия – расслабиться: фу-фу-фу…


                                           МАРТ

1. Логопед (под музыку) показывает картинки с изображением различных видов транспорта и предлагает детям (под ту же музыку) двигаться так, как: автомобиль (дробным шагом), лодка (покачиваться с ноги на ногу), самолёт (легкий бег), лошадь (галопом).

2. Упражнение "Изобрази и произнеси":

  • "ремонт автомобиля" – закручивают гайки - вращают кистями рук, произнося слоги: чик-чик-чик;
  • "накачивают шины" – на выдох наклоняются вниз и произносят: ш-ш…
  • "самолёт гудит" – л-л-л…
  • "лошадка" – щёлкать языком, дергая поводья.

3. Игра "Снеговик".

Все дети изображают снеговиков. По команде логопеда "Наступила весна!" снеговики начинают таять. Дети расслабляют свое тело и постепенно опускаются на пол.

4. Загадка: "Братцы в гости снарядились, друг за друга прицепились и помчались в путь далек, лишь оставили дымок". Что это? Верно, поезд. Сели все в поезд. Поехали: ТЬШЬ-ТЬШЬ-Ч-Ч-Ч… (быстрый темп, замедленный, медленный).

5. Пение. "Паровоз" (музыка З.Краевой, слова Н.Френкеля).

6. Загадка: "Быстро в небе проплывает, обгоняя птиц полёт. Человек им управляет. Что такое? Самолет".

Сам, сам, самолет (три раза хлопают, четко пропевая слова).

Тут и там самолет (то же самое).

Самолет летит близко – далеко (руки приближают к груди, затем вытягивают вперед).

Самолет летит низко – высоко (руки разводят в стороны, приседают, встают, поднимают руки).

7. Игра "Летчик, следите за погодой".

Все готово к полету? Будьте внимательны. Погода может измениться: солнце – изображают полет самолета; гроза – садятся на аэродром. В музыке две части. Музыка меняется.

8. Упражнение "Трубач" (на дыхание).

Исходное положение – сидя на стуле, кисти рук сжаты в трубочку, и подняты вверх. Медленно выдохнуть и произнести: Пф-ф-ф, по окончании – вдох. Повторить 3 раза.

9. Повторить дифференцированное дыхание.

10. Артикуляционная гимнастика:

На шарах больших воздушных полететь с тобой нам нужно,

Сильно щёки раздувайте! (надуваем щёки – "Толстячки")

Выше шарики пускайте!

Шар мой лопнул, прохудился (дети втягивают щёки – "Худой Петя")

И на землю опустился.

Ловко сядем на коней

В путь отправимся скорей! (упражнение "Лошадка")

Видеть всех индюк нас хочет:

Очень важно он болбочет: Бл-Бл…

(Приоткрыть рот, производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, добавить голос, пока не послышится: бл-бл, как индюк болбочет. Ладошки вместе, направлены на себя, большие пальчики одновременно соединяются (по методике Т.В. Верясовой)).

11. Упражнение "Скакалочка". Для большого пальца.

Руки перед грудью ладонями вниз. Большие пальцы направлены друг на друга, остальные пальцы сжаты в кулаки. Выполнять круговые движения большими пальцами ритмично, с большой амплитудой, сначала в одну сторону (от себя), затем в другую (на себя). Движения сопровождаются словами:

Я скакалочку кручу,

Я скакалочку верчу,

Чу-чу-чу,

Чу-чу-чу,

Чу-чу-чу,

Чу-чу-чу.

12. Игра "в белом поле".

В белом поле, в чистом поле (руки идут вперед и разводятся в стороны, затем возвращаются в исходное положение).

Было все белым – бело (дети поднимаются на носочки, руки идут вверх и опускаются вниз перед собой),

Потому что это поле (наклоны туловища вправо-влево),

Белым снегом замело (наклон туловища вниз, руки вытянуты вперед, ладонями выполняются разглаживающие движения).

13. Упражнение "Сосулька".

У нас под крышей белый гвоздь висит (дети поднимаются на носочках, поднимают напряженные руки вверх – все тело напряжено).

Солнце взойдет – гвоздь упадет (дети роняют расслабленные руки и приседают – все тело расслаблено).

14. Динамическое упражнение "Пильщики". Дети пропевают и выполняют движения:

Запилила пила,

Зажужжала, как пчела,

Отпилила кусок,

Наскочила на сучок.

И.п. – дети стоят парами, лицом друг к другу. Руки держат скрещенными. Одна нога выставлена вперед, другая назад. Двигают руками вперед – назад, имитируя пилку дров.

Лопнула и встала (опускают броском руки вниз).

Начинай сначала (меняются местами друг с другом на ходу).


                                      АПРЕЛЬ

1. Ходьба под марш. Бег с заданиями. Поскоки, галоп, прыжки.

  • Аист жил у нас на крыше,

А в подвале жили мыши (ходьба на носках и пятках).

  • Тук, тук молотком

Мы построим птичкам дом (ноги вместе, вытянуть руки вперед. Кулачок правой руки стучит по кулачку левой руки).

  • Упражнение "Молоточки".

Руки сжаты в кулаки, большие пальцы подняты вверх под прямым углом – это "молоточки", которые "заколачивают гвозди" (энергичные движения большими пальцами сверху вниз с силой). Следить за тем, чтобы амплитуда движения больших пальцев была максимальной и угол был прямым. Движения сопровождаются словами:        Тук да тук, тук да тук,

                                        Раздается звонкий стук.

                                        Молоточки стучат,

                                        Строим домик для бельчат.

  • Руки в стороны, в кулачок,

Разжимай и на бочок (выполнение действий со словами).

2. Диафрагмальное дыхание – "Ушки" (наклоны к одному и другому плечу, повороты туловища).

3. "А-на-хат" – дети сидят по-турецки. Вдох носом, и на выдохе делать упражнение: правую руку вправо, левую руку влево, хлопок над головой двумя руками.

"О-о-хам" – сначала правая, затем левая рука идет вверх перед собой, руки опускаются через стороны.

"Ом-мах" – сначала правая, затем левая рука поднимается над головой; наклон вперед с вытянутыми руками, ладони касаются пола.

"О-ма-хат" – правая рука – к левому плечу, левая рука – к правому плечу, наклон вперед со сложенными на груди руками.

Распевание слогов ма-мо-му-мэ-ми – в различной последовательности.

4.        Лучшие качели                (приседание по очереди: девочки и мальчики)

        Гибкие лианы,

        Это с колыбели                (девочки)

        Знают обезьяны.                (мальчики)

5.        Баба сеяла горох

        И сказала: "Ох!"                (мелкие прыжки)

6. Пальчиковая гимнастика.

На паркете в восемь пар        (дети поочередно соединяют большой палец

Мухи танцевали.                                                        с остальными)

Увидали паука,

В обморок упали.

7. Игра "Люблю – не люблю". Логопед показывает или называет какой-либо продукт, а дети изображают мимикой его вкусовые качества (лимон – кислый, сахар – сладкий, лук – горький и т.д.).

8. Игра "Повтори правильно".

Логопед называет несколько слов. Дети должны их повторить в той же последовательности.

9. Игра "Тихие и громкие ладошки".

Звучит громкая музыка – хлопают в ладоши перед собой. Тихая музыка – легко стучат ладошками по полу.

10.        Ванька-Встанька,

        Ванька-Встанька,

        Приседай-ка,

        Приседай-ка.

(Руки на поясе, вставать на носки, опускаться в полуприсед, на носки, глубокий присед).

        Непослушный ишь какой…(грозят указательным пальцем правой руки, то же левой рукой).

11. Игра "Мячики".

Логопед берет мяч и отбивает им об пол. Предлагает детям представить, что они мячи (дети делятся на две группы: первая проговаривает текст – вторая- выполняет движение).

I подгруппа:                                        2 подгруппа:

Девочки и мальчики                        прыгают на двух ногах.

Прыгают, как мячики.

Прыг, прыг, прыг, прыг                        Бегут, кружась.

Покатились мячики…

12. Игра "Шмели и жуки".

Дети спокойно идут по кругу. Музыка меняется и все летят на поляну. По сигналу "Ш-Ш!" шмели ложатся на спины и быстро машут "лапками", а жуки летают. На сигнал "Ж-Ж!" жуки ложатся и машут "лапками", а шмели летают.

13.        Тюша – плюша Толстячок.

        Тюша – плюша Толстячок

(дети надувают щеки, выпячивают живот).

Спрятал шапку в сундучок

(наклонились, руки внизу "замком").

В сундуке проснулась мышка

(пальцами изобразили мышку),

Мышка – серая глупышка.

Только шапку увидала

("мышку" подносят к лицу),

Сразу в обморок упала

(руки бросают как "тряпочки").


                                           МАЙ

1. Ходьба под марш, бег. Ходьба с заданиями:

"Сосна" – дети стоят на носочках, руки подняты вверх, голова смотрит на руки ("Вот стоит высокая сосна").

"Пенек" – дети приседают, обнимают колени руками, голову наклоняют к коленям ("А вот пенек в землю врос").

  • У нас славная осанка

Мы свели лопатки (дети сводят лопатки).

Мы походим на носках,

А потом на пятках (ходят на носочках, на пятках).

Пойдем мягко, как лисята (изображают лисят),

Ну, а если надоест,

Мы пойдем все косолапо,

Как медведи ходят в лес (изображают медвежат).

  • Мы в строю шагаем браво,

Мы науки познаем.

Это – правая рука,

Это – левая рука.

Ох, наука нелегка (дети четко произносят слова и показывают движения).

  • Правая – вверх, левая – вверх,

В стороны – накрест, в стороны – вниз (под музыку повторить 2 раза).

  • На одной ноге постой-ка

Будто ты солдатик стойкий.

Ну, смелее, подними,

Да гляди, не упади!

(дети разводят руки в стороны, стоя на одной ноге)

А теперь постой на левой,

Если ты солдатик смелый.

2. Дети берут обручи, кладут по кругу.

Игра "Руки к солнцу поднимайте".

Руки к солнцу поднимайте,

(руки поднимают вверх)

С солнцем в прятки поиграйте (руки вправо – влево).

Солнце светит нам с утра (пальцами рук гладят лицо),

Солнце любит детвора.

Раз-два, раз-два

К солнцу тянется трава (приседают и медленно поднимаются).

Три-четыре, три-четыре

Пусть сияет солнце мира! (хлопки над головой).

3. Каждый ребенок берет обруч – "солнышко". Под музыку вальса выполняют упражнение:

1) Бегут по кругу с обручем.

2) Кладут обручи на пол.

3) Бегут вокруг обруча.

4) поднимают с концом музыки обруч вверх.

(Обручи складывают друг на друга в стороне. Это – "гнездо").

4.        У нас под крышей белый гвоздь висит:

        Солнце взойдет – гвоздь упадет.

        (Дети вытягиваются на носочках с поднятыми руками. На последнюю строчку дети роняют расслабленные руки и приседают).

5. Упражнение "Кап – кап".

Под музыку дети попеременно встряхивают то правой, то левой рукой, пропевая: "Кап – кап…"

6. Игра "Маленький Карлик".

Дети идут по кругу, взявшись за руки, поют песню про Карлика и выполняют движения, соответствующие тексту:

В огромнейшей норе,

Карлик маленький во сне (дети идут по кругу, приседают).

Встает солнце высоко,

Светит шаром золотым (руки поднимают).

Поют птички: "Пи-пи-пи",

Вставай же, лежебока ты… (изображают пальцами "клювики").

Не слышит песни Карлик той,

Он спит да спит весь день-деньской… (руки под голову).

Вот жук ползет в его "сундук",

С трудом в нос Карлика ползет (пальцами правой руки показывают, как ползет жук).

Апч-хи! – проснувшись, он орет!

7. Дети ритмично произносят текст, поочередно соединяя большой палец с остальными.

8. Игра "Ледоход".

Дружно ударили рыбы об лед (стоя врассыпную, дети делают 4 прыжка на двух ногах с одновременными хлопками).

И на реке начался ледоход (свободно опустили руки вниз, делают поворот вокруг себя четырьмя шагами).

9. Упражнение "Мыльные пузыри".

Логопед или ребенок имитирует выдувание мыльных пузырей, а все остальные дети под музыку изображают полет этих пузырей. После команды: "Лопнули!" дети ложатся на пол (расслабление).

10. Игра с мячами "Мяч бросай – слог называй" (закрепление слогов со звуком Р-р… - песенка мотора).

11. Игра "Ехал Грека через реку". Дети идут по кругу топающим шагом:

        Ехал Грека через реку,

        Видит Грека – в реке рак.

        Сунул Грека руку в реку,

        Рак за руку Греку цап!


Литература

  1. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности.-  М.: Медицина, 1966.
  2. Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика. - СПб.: Детство  - Пресс, 1999.
  3. Волкова Г.А.Логопедическая ритмика.-М.: Просвещение. 1985.
  4. Верясова Т.В. Роль двигательного анализатора в развитии речевой деятельности детей: Учебное пособие. Екатеринбург, 2000.
  5. Верясова Т.В.Система упражнений по развитию ручного и артикуляционного праксиса: Учебное пособие. -Екатеринбург,2000.
  6. Воробьева Т.А., Крупенчук О.И. Мяч и речь.- СПб.: Дельта, 2001.
  7. Гринер В.А.Логопедическая ритмика для дошкольников.-2-е изд.-М.,1958.
  8. Дудьев В.П. Особенности произвольной двигательной деятельности детей с общим недоразвитием речи.// Дефектология.-  1995.№4
  9.  Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг.- СПб.: М и М, 1998.
  10.   Петухова Л.П., Ашихмина Н.П., Зиберова С.З. Стертая форма дизартрии. Пути коррекции.( пособие для логопедов). – Челябинск 1998.
  11.  Чистякова М.И. Психогимнастика. –М.: Просвещение, 1995
  12.  Лебедева И.Л. Логопед и я .//Дошкольник.-2000.
  13.   Шашкина Г.Р. Содержание и методика проведения логоритмических занятий в подготовительной к школе группе для детей с фонетико- фонематическим недоразвитием речи// Дефектология.-1995.№ 4.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Коррекция тяжелых нарушений речи с использованием средств логоритмики""

В сообщении представлена краткая характеристика тяжелых нарушений речи, раскрыто понятие "Логопедическая ритмика", представлены основные её составляющие....

Логопедическое занятие по коррекции ФФНР у детей 5-6 лет

Конспект  группового занятия   по коррекции  фонетико-фонематического  недоразвития  речи  у детей  дошкольного  возраста (5 - 6 лет)Тема: «В гости...

Индивидуальное перспективное планирование по коррекции ФФНР у детей с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии на логопедическом пункте

В данном материале представлены разделы работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей с лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии. Приведены примеры индивидуального перспек...

Роль игры в коррекции ФФНР у детей старшего дошкольного возраста

Роль игры в коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста.           Работая с детьми с фонетико – ...

Коррекция ФФНР у детей старшего дошкольного возраста

Данная статья предназначена для начинающих логопедов,воспитателей и родителей старших дошкольников...

«Логопедическая работа по коррекции ФФНР у детей с ЗПР»

Статья посвящена проблеме фонетико-фонематического недоразвития у детей с задержкой психического развития,  психолого-педагогическим особенностям проявления этих нарушений, а также методам логопе...