Консультация для родителей^ Значение развития мелкой моторики и координации движений руки у детей дошкольного возраста, имеющих фонетические нарушения речи.
консультация по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Никонова Наталья Витальевна

В данной статье я пытаюсь разъяснить необходимость работы по развитию мелкой моторики ребенка с первых месяцев жизни и до школы. Показываю взаимосвязь речевых центров и центров,отвечающих за развитие мелкой мотрики, расположенных в коре головного мозга. Предлагаю конкретные предложения,которые помогут совершенствовать мелкую моторику.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_rol_melkoy_motoriki.docx15.28 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Значение развития мелкой моторики и координации движений руки у детей дошкольного возраста, имеющих фонетические нарушения речи.

Многих родителей волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, особенно если у него есть те или иные нарушения речи.

Одним из аспектов полноценного развития дошкольника является развитие мелкой моторики и координация движений пальцев рук.

Почему эта проблема является особенно актуальной для детей, имеющих речевые нарушения?

Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Это связано с близостью центров, отвечающих за развитие речи и мелкой моторики в головном мозге.

Движения пальцев рук у людей совершенствовалось из поколения в поколение, так ка люди выполняли руками все более тонкую и сложную работу. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в человеческом мозге. Таким образом развитие речи у людей и функции мелкой моторики руки шло параллельно.

Аналогичное развитие наблюдается и у ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Это тесное взаимодействие доказывают реальные факты.
В возрасте около 5 месяцев ребенок начинает противопоставлять большой палец другим при схватывании предмета, само захватывание предмета осуществляется теперь не всей ладонью, а пальцами. На 6-м месяце движения схватывания становятся более точным, уверенными. На 7-м появляется артикуляция слогов: да-да-да, ба –ба -ба и т.д. В 8-9 месяцев малыш берет уже мелкие предметы двумя пальцами, показывает пальцем на привлекающий его предмет и т.д. Вслед за развитием тонких дифференцированных движений пальцев рук,
не раньше, начинается произнесение первых слов.

На протяжении всего раннего детства четко выступает эта зависимость-по мере совершенствования тонких движений пальцев рук идет развитие речевой функции.

Эта взаимосвязь не случайна. Ученые при электрофизиологическом исследовании высшей нервной деятельности у детей выявили, что речевые области головного мозга формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.

Естественно, что этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка моторной речи ребенка.

Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически мыслить, рассуждать. У него достаточно развиты внимание, память, связная речь.

 В дошкольном возрасте очень важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, для накопления ребенком двигательного и практического опыта, создания навыков ручной умелости. Для овладения навыком письма необходима определенная функциональная зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния в школе.

Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления в школу. Родители, которые уделяют должное внимание упражнения, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное и речевое развитие ребенка, во-вторых, готовят к овладению навыка письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже в младенчестве можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождая стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивания и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков, завязывание шнурков. Обязательно в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики должна стать важной частью подготовки ребенка к школе. Работа по развитию мелкой моторики должна проводиться регулярно, задания должны приносить ребенку радость. Нельзя допускать скуки и переутомления.

Упражнения, игры, способствующие развитию движений рук и мелкой моторики.

-Различные виды пальчиковой гимнастики: «расскажи стихи руками».

-Рисование в воздухе. Заводить механические игрушки ключиками.

-Запускать пальцами мелкие волчки.

-Катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики.

-Сжимать и разжимать кулачки.

-Делать мягкие кулачки, в которые взрослый может просунуть палец, затем крепкие, которые не разожмешь.

-Двумя пальцами руки (указательным и средним) «ходить по столу». Сначала медленно, как бы крадясь, а потом быстро, как будто бегут. Упражнения проводить правой и левой рукой поочередно.

-Барабанить пальцами обеих рук по столу.

-Кистями рук «играть на фортепьяно».

-Собирать пальчики в щепотку.

-Нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки.

-Наматывать нитки для вязания на катушку, крупные пуговицы, палец.

-Завязывать узлы на толстой веревке.

-

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.

Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности....

Педагогическая мастерская "Развитие мелкой моторики и координации движения рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности"

Педагогическая мастерская«Развитие мелкой моторики и координации движения рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности»Цель. Повышение уровня профессиональной компетентност...

Консультация для родителей Тема «Развитие мелкой моторики и координации Движений пальцев рук у детей Младшего дошкольного возраста».

  «Ум ребенка – в пальчиках»     Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Детям необходимо все хватать, тро...

Презентация "Развитие мелкой моторики и координации движения рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности"

Презентация "Развитие мелкой моторики и координации движения рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности"...