Домашние животные
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Пачкова Лариса Александровна

Занятие по развитию речи по Нищевой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dom_zhiv.docx42.22 КБ

Предварительный просмотр:

Тема : «Домашние животные»

Коррекционно-образовательные цели: Дальнейшая актуализация словаря по теме «Домашние животные». Совершенствование грамматического строя речи (образование и употребление существительных в форме множественного числа в родительном падеже, образование и употребление притяжательных прилагательных). Совершенствование навыка анализа предложений. Совершенствование умения петь естественным голосом.

Коррекционно-развиваюшие цели: Развитие связной речи, общих речевых навыков, зрительного внимания и восприятия, мышления, творческого воображения, подражательности.

Воспитательные цели: Воспитание самостоятельности, активности, инициативности, бережного отношения к животным.

Оборудование: Мольберт, коврограф. иллюстрация к сказке «Как щенок узнал, кто всех важнее», фигурки домашних животных для настольного театра аудиопроигрыватель, CD с записью голосов домашних животных, игра «Кто за забором?». карточки с изображениями домашних животных, контейнеры с фишками для анализа предложений, лист ватмана, гуашь, кисти, клеевые карандаши, фен.

Ход занятия

  1. Организационный момент. 

 Сегодня мы отправимся в очередное путешествие в сказку и продолжим разговор о домашних животных. А для начата загадайте загадки-описания, которые мы с вами подготовили на индивидуальных занятиях.

( Она небольшая, лохматая, черная. У нее острые уши. хвост колечком. Она охраняет своего хозяина. Кто это?

Дети. Это собака.

 Она небольшая, рыжая, пушистая. У нее зеленые глаза, острые когти. Она умеет ловить мышей, мурлыкать и мяукать. Кто это?

Дети. Это кошка.

Она большая, пятнистая, рогатая. У нее добрые глаза и хвост с кисточкой на конце. Она дает человеку молоко. Кто это?

Дети. Это корова.  И  т. п.)

  1. Рассказывание сказки «Как щенок узнал, кто всех важнее».

. Летом Аришка поехала в деревню к бабушке. И вот что она увидела и услышала однажды утром, выглянув из окна. Около будки сидела собака Черника и говорила своему щенку:

(Звучит запись лая собаки.)

  • Я ухожу на работу, а ты будь послушным и никуда из дома не отлучайся.        .
  • А какая у тебя работа? — спросил щенок.

Самая важная, — ответила Черника. — Я охраняю дом, хозяйку и ее внучку, двор и всех животных во дворе. Смотрю, чтобы хулиганы не залезли в сад, а лисица не пробралась в курятник. Я — самое нужное домашнее животное

-Ничего подобного,— не согласилась толстая кошка, сидевшая на крыльце.— Самая важная работа у меня. Кто ловит мышей в подвале и на чердаке? Кто стережет хозяйкины припасы? Кто охраняет клубнику от галок? — Я — самое нужное домашнее животное.

(Звучит запись мычания коровы.)

  • Как бы не так, — высунула голову из хлева корова. — Что бы вы делали без моего молока? А хозяйкина внучка что бы ела, если не молоко, сливки, молоко, сметанка? Я — самое нужное домашнее животное.

 (Раздается меканье козы.)

  • Между прочим, мое молоко и полезнее, и жирнее, а еще я даю шерсть и чудесный пух, — возмутилась коза. — Я самое нужное домашнее животное.

(Раздается фырканье кролика.)

  • Ну уж если говорить про пух, то лучше нашего не сыскать,— засуетились кролики в вольере.—А еще я даю мясо, а из моей шкурки шьют шубы и шапки. — Я — самое нужное домашнее животное.

(Раздается блеянье овцы и барана.)

  • Мы тоже даем и мясо, и шкуру, и много шерсти, — заблеяли овца и баран,— Мы — самые нужные домашние животные.

(Раздается хрюканье свиньи.)

— Какое свинство! — послышалось хрюканье из глубины хлева.— Я даю больше всех мяса и сала. Я — самое нужное домашнее животное.

( раздаётся ржание коня)

Из конюшни вышел красавец конь

- Ну что, скажешь, что ты – самое нужное животное- спросила кошка.

- Нет, потому что я думаю, что все мы нужны людям, все приносим им пользу. За это люди и держат нас, и кормят нас, и ухаживают за нами

- И то верно- согласилась корова.

И все животные дружно закивали головами. Девочка обрадовалась, что спор так хорошо закончился и что щенок узнал, что все домашние животные нужны человеку. И как раз в это время бабушка позвала её завтракать

  1. Игра «Есть- нет»

Вы берёте предметную картинку и говорите – У меня есть на картинке корова.

Ваш сосед берёт свою картинку и говорит – У меня нет коровы, зато у меня есть коза.У меня нет козы, зато есть собака

  1. Упражнение «Составь схему»

Составьте предложение по картинке.(На лугу пасётся стадо коров)

. Сосчитайте слова и составьте схему предложения. Дети выполняют задание и выкладывают схему

Назовите первое слово. Назовите второе слово. Назовите третье слово.. .Какой предлог есть в предложении?

5.Подвижная игра «Кони». 

Кони гуляют гурьбой на лугу.

Я всех коней перечислить могу:

Черный как уголь

, белый как снег,

Рыжий как пламя красивее всех.

Серый, весь в яблоках,

с гривой седой.

Конь шоколадный, совсем молодой.

Идут по кругу с высоким подниманием колена

На каждое название коня загибают по одному пальцу на обеих руках

6.Упражнение «Повтори за мной»

Давайте отрегулируем дыхание. Глубокий вдох, задержка дыхания, выдох. Давайте расскажем скороговорку про щенят.

(Сделайте глубокий вдох и на выдохе произносим первые две строчки)  У ищейки три щеночка

Два щенка и крошка дочка (ещё сделайте вдох и продолжайте скороговорку)

        У щенков, как бочки щёчки

      У сыночков и у дочки.

  1. Беседа по сказке. Пересказ по ролям.

Давайте вспомним сказку, которую я вам читала.

Что услышала Ариша? ( Она услышала спор животных)

О чём они спорили? ( о том , кто из них нужнее человеку)

Кто же оказался самым важным домашним животным? (Все животные нужны человеку, потому, что они приносят ему пользу)

Давайте разыграем спор животных( распределяет роли)

(дети разыгрывают спор животных)

  1. Игра «Кто за забором

Части каких животных вы видите? Выберите по одному животному и составьте предложение со словом «значит»

(Я вижу пушистый, кошачий хвост, значит за забором прячется кошка)

И з-мод забора торчат козьи копыта, значит, за забором прячется коза. (И т. п.)

Логопед оценивает работу детей и убирает пособие с коврографа.

  1. Пение русской народной песни «В огороде бел козел». Музыкальный руководитель приглашает детей сесть на стульчики. стоящие рядом с пианино, и предлагает им спеть знакомую песню. Каждая строка во всех куплетах, кроме восьмого, повторяется по 2 раза.
  1. Окончание занятия. Оценка работы детей.

Педагоги предлагают детям высказать свои впечатления от занятия и оценивают работу детей. Логопед подводит итог изучения темы.

НОЯБРЬ   3неделя

                                   Занятие 1

Тема  «Дикие животные наших лесов»

Коррекционно-образовательные цели: Обобщение и систематизация знаний о диких животных наших лесов, их внешнем виде и образе жизни. Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Дикие животные наших лесов» (лее, зверь, животное, медведь, вояк, лиса, заяц, белка, лось, кабан, еж, барсук, бобер, детеныш, зимовка, шерсть, мех, берлога, логово, нора, дупло; зимовать, питаться, менять, линять, накапливать; дикий, хищный, пушной, осторожный, хитрый, опасный). Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с суффиксами -онок-, -енок-, притяжательных прилагательных). Совершенствование синтаксической стороны речи (сложноподчиненные предложения), Совершенствование навыков звукового и слогового анализа слов. Автоматизация правильного произношения и дифференциация сонорных звуков в игровой деятельности.

Корекционно-развивающие цели: Развитие связной речи и навыков общения, речевого слуха, общих речевых навыков, памяти, мышления, артикуляционной и общей моторики.

Воспитательные цели: Воспитание активности, инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества, бережного отношения к природе.

Оборудование. Коврограф, мольберт, сюжетная картинка с изображением медведя, строящего берлогу; плоскостные изображения дуба и диких животных наших лесов, контейнеры с фишками для звукового и слогового анализа слов, плоскостные изображения желудей с написанными на них слогами.

Ход занятия

1. Организационный момент. 

Послушайте стихотворение Е. Головина

Собрались и полетели

Утки в дальнюю дорогу,

Под корнями старой ели

Мастерит медведь берлогу.

Заяц в мех оделся белый,

Стало зайчику тепло.

Носит белка месяц целый

Про запас грибы в дупло.

Рыщут волки ночью темной

За добычей по лесам.

Меж кустов к тетерке сонной

Пробирается лиса.

Прячет на зиму кедровка

В старый мох орехи ловко.

Хвою щиплют глухари.

Зимовать к нам прилетели

Северяне - снегири!

О чём это стихотворение? ( О том как животные готовятся к зиме ) И как же животные готовятся к зиме?( Утки улетают в жаркие края, медведи устраивают себе берлогу, заяц меняет серую шубку на белую. Белка готовит запасы на зиму собирая их в дупло.)

Сегодня мы продолжим разговор о диких животных наших лесов, о том, что происходит в их жизни с наступлением осени.

2.Чтение А. Клыкова «Медведь».

Давайте прочитаем рассказ о медведе.

Медведь.

     К осени у медведя заканчивается период линьки, его мех становится густым, длинным, пышным. Зимой мех защищает медведя от лютых морозов.
    За осень медведь нагуливает много жира. 
    С наступлением холодов он выбирает место для устройства берлоги, нагребает туда мху, опавшей листвы, забрасывает сверху ветками. 
    Когда падают первые снежинки, медведь уже в берлоге.

3.  Беседа по тексту

- Вы послушали рассказ о жизни медведя осенью. Вы запомнили, когда у него заканчивается период линьки?

- Как вы понимаете слово линька?

- Почему мех медведя должен стать более теплым?

- А как вы понимаете выражение медведь нагуливает много жира?

- Что делает медведь с наступлением холодов?

- Когда же медведь впадает в зимнюю спячку?

- Вы очень хорошо слушали и поэтому смогли ответить на все вопросы.

4. Повторное чтение рассказа

5. Коллективное составление плана пересказа.

Попробуйте составить план рассказа. С чего вы его начнете?

(Мы расскажем о том, когда у медведя заканчивается период линьки.)

Логопед. О чем вы расскажете потом?

(Потом мы расскажем о том, что медведь накапливает много жира)

 Что вы опишете дальше?

 (Дальше стоит рассказать о том, как медведь устраивает себе берлогу.)

Чем вы закончите рассказ?

(Мы расскажем, что медведь уже залег в берлогу, когда выпадает первый снег.)

Ну что же, это очень хороший план. А сейчас подумайте одну минутку и начинайте пересказ.

  1. Пересказ рассказа детьми. [Развитие связной речи.]

Дети по очереди пересказывают текст. Логопед предлагает им определить лучшего рассказчика и объяснить свой выбор.

  1. Подвижная игра «На водопой». 

Логопед приглашает детей пройти на ковер и предлагает выполнить знакомое упражнение. Он ориентирует детей на правильное произношение сонорных звуков.

Жарким днем лесной тропой

Звери шли на водопой.

За мамой-лосихой топал лосенок,

За мамой-лисицей крался лисенок,

За мамой-ежихой катился ежонок,

За мамой-медведицей шел медвежонок,

За мамою-белкой скакали бельчата,

За мамой-зайчихой —косые зайчата,

Волчица вела за собою волчат.

Все мамы и дети напиться хотят.

Дети идут по кругу друг за другом

Идут, громко топая. Идут крадучись.

Передвигаются в глубоком приседе.

Идут вперевалку

Скачут на носочках, согнув руки перед грудью.

Скачут, сделав ушки из ладоней.

8.Игра «В лесной глуши»

В лесной глуши спрятались дикие животные. Посмотрите внимательно кто прячется за дубом. Расскажите, что вы видите. Составьте предложения со словом «значит». ( Я вижу лосиные рога, значит за деревом прячется лось.

Я вижу беличий хвост, значит за деревом прячется белка. Я вижу лисью голову, значит за дубом прячется лиса…)

Молодцы вы угадали, кто прячется в лесной глуши.

  1. Упражнение «Составь схему»

На доске картинка «лиса». Определите сколько слогов в слове-  лиса. А теперь выложите слоговую схему. А это картинка – «лось».  Определите сколько слогов в слове лось. . А теперь выложите слоговую схему слова лось.

  1. Окончание занятия.

Оценка детей. Вспомните, что нового вы узнали, в какие игры играли.

НОЯБРЬ   3неделя

                                   Занятие 1

НОЯБРЬ  3 неделя  Занятие 3.                                                                                Тема  «Дикие животные наших лесов»

Коррекционно-образовательные цели: Актуализация и активизация словаря по теме «Дикие животные наших лесов». Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с суффиксами -онок-. -енок-. -их-, -иц-; образование и употребление существительных в форме множественного числа в родительном падеже). Совершенствование навыка звукового анализа слов. Автоматизация в рассказе и в игре правильного произношения и дифференциация сонорных звуков

Коррекционно-развивающие цели: Развитие связной речи, зрительного внимания и восприятия, артикуляционной, тонкой и общей моторики, творческого воображения.        

Воспитательные цели: Воспитание активности, инициативности, самостоятельности, любви и бережного отношения к природе.

Оборудование: Мольберт, альбом «Мир природы. Животные», плоскостные изображения поезда и диких животных, резиновый мяч среднего размера, контейнер с фишками для звукового анализа, контейнер с карандашами, тетрадь № 1 по числу детей

.

Ход занятия

1. Организационный момент. 

Логопед встречает детей в дверях кабинета, организует приветствие с ними, предлагает им занять места возле стульчиков, стоящих перед мольбертом.

Сегодня мы с вами продолжим разговор о диких животных наших лесов и составим рассказ по картине «Медведица с медвежатами». Но сначала послушайте стихотворение

Шла медведица к реке

С медвежонком бурым.

Повалялась на песке !

Отряхнула шкуру

Сына дальше повела,

Поискала броду,

 Поискала и нашла,

И полезла в воду

Смотрит маленький медведь

Хмурится упрямо,

А потом давай реветь:

 — Как же я-то, мама?

А медведица идет,

Прибавляет ходу,

 Сына ласково зовет

За собою в воду.

Мишка в воду не полез,

 Мать окликнул снова

И на весь зеленый лес

Закатился ревом!

Оглянулась мать, ворча,

И вернулась к мишке,

Мокрой лапой сгоряча

 Шлепнула трусишку

Мишка в воду угодил,

Забарахтался, поплыл!        '

Ну а если плавать начал,        

Нет причины плакать, значит!

2. Рассматривание картины «Медведица с медвежатами». Беседа по картине.

Логопед предлагает детям сесть на стульчики, помещает на мольберт картину.

 Кого вы видите на картине? . На картине изображены медведица и медвежата. Куда привела медведица своих медвежат?

( Медведица привела медвежат на лесную речку). 

Расскажите о лесной речке и о лесе. Опишите лес. Подумайте, какие слова подойдут для описания леса. Какими словами можно описать лесную речку? Она спокойная или шумная, бурлива.  Обратите внимание на небо. Какой день изображен на картине: солнечный или пасмурный?        ?

(На картине изображен глухой, смешанный лес. Через лес, среди холмов, по камушкам бежит шумная, бурливая речка. По берегам речки растут ели и берёзы. Стоит ранняя осень, тёплый осенний день. Небо покрыто светлыми облаками. )

 Теперь расскажите о медведице ( Справа нарисована медведица. Она большая, коричневая, лохматая. У неё крупная голова с круглыми ушами. На лапах у медведицы длинные когти. Она стоит в воде на задних лапах и строго смотрит на своих медвежат.)

Теперь расскажите о медвежатах. (Медвежата маленькие, коричневые, забавные. Они похожи на маму медведицу. Один медвежонок стоит на камушке и трогает воду передней лапой. А другой стоит на большом камне на задних лапах. Видно он боится лезть в воду)

Какими кажутся медвежата? (Они кажутся испуганными)

Наверно их пугает шумная речка и холодная вода в ней. Может они пришли купаться в первый раз.

3.Подвижная игра «На водопой»

Логопед приглашает детей пройти на ковер и предлагает выполнить знакомое упражнение. Он ориентирует детей на правильное произношение сонорных звуков.

Жарким днем лесной тропой

Звери шли на водопой.

За мамой-лосихой топал лосенок,

За мамой-лисицей крался лисенок,

За мамой-ежихой катился ежонок,

За мамой-медведицей шел медвежонок,

За мамою-белкой скакали бельчата,

За мамой-зайчихой —косые зайчата,

Волчица вела за собою волчат.

Все мамы и дети напиться хотят.

Дети идут по кругу друг за другом

Идут, громко топая. Идут крадучись.

Передвигаются в глубоком приседе.

Идут вперевалку

Скачут на носочках, согнув руки перед грудью.

Скачут, сделав ушки из ладоней.

4.Подготовка детей к рассказу по картине.

Давайте составим план рассказа по картине. С чего вы его начнёте?

 ( Мы расскажем про лес, лесную речку, про погоду и про небо)

О ком вы будете рассказывать дальше?( Дальше мы расскажем о медведице потом о медвежатах).

 Чем можно закончить рассказ?( Можно рассказать о том, что нам понравилась картина).

5.Пауза для подготовки детей к рассказыванию

Логопед дает детям 1—2 минуты для подготовки детей к рассказыванию.

6.Рассказ по картине 

Дети составляют рассказ по картине по частям.  Затем рассказ повторяет целиком один из детей.

На лесной речушке

На картине изображена медведица с медвежатами. Медведица привела медвежат на лесную речку. Речка бежит через густой лес. среди холмов. По берегам растут ели и сосны. Стоит теплый осенний день. Небо покрыто светлыми облаками.

Медведица изображена на картине справа. Она большая, коричневая, лохматая. У нее крупная голова с круглыми ушами. На лапах у медведицы длинные когти. Она стоит в воде на задних лапах и строго смотрит на медвежат.

Медвежата маленькие, коричневые, забавные. Они похожи на маму-медведицу. Один медвежонок стоит на камушке и трогает воду передней лапой. А другой медвежонок стоит на задних лапах на большом камне. Видно, что он боится лезть в воду. Медвежата кажутся испуганными, их пугают шумная речка и холодная вода в ней. Может быть, они пришли купаться в первый раз.

Мне особенно понравились на картине смешные медвежата

7.Игра с мячом «Есть — нет» 

Я называю части тела какого-либо дикого животного, являющиеся его отличительной особенностью, и бросаю мяч одному из вас. Вы ловите мяч, говорите, что таких частей тела нет у другого выбранного вами животного, и называете части тела этого животного, а потом бросаете мяч мне.

(У зайца неть острых когтей, зато есть длинные уши. У рыси нет длинных ушей, зато есть кисточки на ушах. У кабана нет кисточек на ушах, зато есть острые клыки. У лося нет острых клыков, зато есть ветвистые рога)

8.Игра «Зоопоезд»

Животных везут в зоопарк. В первом вагоне поедут животные со звуком Р, во втором со звуком РЬ, в Третьем со звуком Л, в четвёртом со звуком ЛЬ. (В первом вагоне поедет рысь, во втором вагоне  хорёк, в третьем белка, в четвёртом лиса..

  1. Упражнение «Составь схему».

А теперь вы выберете по одному животному и составите звуковую схему слова – его названия.

10.Работа в тетради №1.

Откройте тетради на странице 10 Кого вы видите? (Это лось)

 Заштрихуйте изображение лося, как показано стрелками, а потом правильно раскрасьте его.

Дети выполняют задание

11.Окончание занятия. Оценка работы детей.

Дети высказывают впечапиения от занятия.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Наши меньшие друзья" Цель:способствовать формированию заинтересованного, бережного отношения к домашним животным.Задачи: Формировать знания детей о домашних животных. Дать представления о потребностях животных для их роста и развития. Воспитать чувства

"Наши меньшие друзья" - занятие по  ознакомлению с окружающим миром. Цель -  способствовать формированию заинтересованного, бережного отношения к домашним животным.  Задачи: форми...

Конспект НОД в старшей группе. "Домашние животные" Беседа о домашних животных.

Цель: Закрепление представления о домашних животных, их внешнем виде, образе жизни, повадках. Уточнение , расширение и активизация словаря . Учить составлять описательные рассказы о домашних животных ...

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе на тему: «Домашние животные» Цель: 1. Обогащать и систематизировать словарный запас. 2. Активизировать и закреплять речь по теме «Домашние животные». 3. Развивать внимание, мышление, память, зрит

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе на тему: «Домашние животные»выполнила воспитатель Новоселова ЛВ Цель:1.   Обогащать и систематизировать словарный запас.2....

"Загадки о домашних животных" по лексической теме "Домашние животные"

Материал может использоваться как в ООд так и в режимных моментах....

План Коррекционно-педагогического процесса по теме недели: «Домашние животные и их детеныши, содержание домашних животных»»

Тема недели : (Домашние животные и их детеныши, содержание домашних животных ) с 18.11.19 по 22.11.19Программное содержание: 1. Уточнять и расширять представление о домашних животных. Отмечать и...