«Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ компенсирующего вида через современные формы инновационной деятельности».
статья по логопедии

Стешова Надежда Вячеславовна

«Организация развивающей предметно-пространственной  среды в ДОУ компенсирующего вида через современные формы инновационной деятельности».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx37.76 КБ

Предварительный просмотр:

«Организация развивающей предметно-пространственной  среды в ДОУ компенсирующего вида через современные формы инновационной деятельности».

     Неотъемлемой частью коррекционной работы в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида является организация такой развивающей предметно-пространственной среды,  которая может обеспечить развивающий характер всего педагогического процесса. Сегодня, согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, среда - это определенный комплекс материально-технических средств, санитарно-гигиенических, социально бытовых, эргономических, общественных, эстетических, психолого-педагогических, духовных условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых в дошкольном образовательном учреждении. В  п.3.3.5 требований  к структуре образовательной Программы дошкольного образовательного учреждения указывается, что «ДОУ самостоятельно определяет средства обучения, в том числе материалы, игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь необходимые для реализации образовательной Программы».

     Какую же роль в современных условиях может играть инновационная деятельность детского сада  для организации развивающей предметно-пространственной среды? Ответ на этот непростой вопрос лежит в основе разработки стратегии развития образовательного учреждения, которую каждое дошкольное учреждение  планирует  самостоятельно.

   Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №3»  - это  образовательное учреждение компенсирующего вида  для детей с нарушениями речи. Миссия детского сада - создание условий для необходимой коррекции речевых нарушений и социальной адаптации воспитанников к школьной жизни, а так же  создание оптимальных условий для своевременного, полноценного психического и физического развития воспитанников  и  укрепления их здоровья. Для нашего детского сада с 2010 г. основное направление инновационного развития - это интеграция компьютерных технологий в коррекционно-образовательный процесс. Для осуществления и воплощения в жизнь идей инновационного развития дошкольного образовательного учреждения, еще около десяти лет назад, началась поэтапная работа по оборудованию компьютерно-игровыми комплексами  групповых помещений, обновлению содержания коррекционно-развивающей  среды, обучению педагогов элементарным навыкам работы с персональным компьютером. Работа по разработке и реализации грантовых проектов:  «В страну чистых звуков» (муниципальный проект, призер второго грантового конкурса  2007 г.), «Хочу здоровым быть!» (региональный проект, призер грантового конкурса проводимого  ОАО «ЛУКОЙЛ» 2008 г.), «Давай с компьютером дружить!» (2009 г. муниципальный проект,  призер конкурса «ПРОФИ – 2009), направленных на укрепление материально-технической базы ДОУ и информатизацию развивающей предметно-пространственной среды, позволила оборудовать компьютерно-игровыми комплексами  100% помещений детского сада, обновить коррекционно-развивающую среду (оборудовать сенсорную комнату, физкультурный и музыкальный залы), обучить педагогов через бюджетные курсы «Электронный гражданин» работе на персональном компьютере. Идея инновационного развития дошкольного образовательного учреждения  прошла путь от формирования  до освоения на стадии опытного внедрения, а педагогический коллектив начал разработку и реализацию научно-обоснованной Программы развития детского сада, приобщающей педагогический персонал к исследовательской деятельности в условиях инновационного развития дошкольного образовательного учреждения. Локальная программа развития дошкольной образовательной организации  «Детский сад №3» стала победителем в региональном конкурсе среди дошкольных образовательных учреждений внедряющих инновационные образовательные программы в рамках  Приоритетного национального проекта «Образование» и обладателем гранта губернатора Нижегородской области в 2010 г.

    Основными задачами для инновационного развития нашего учреждения мы наметили следующие:

- Систематизация  инновационной деятельности  детского сада  в соответствии с нормативно-правовой базой дошкольного учреждения;

- Повышение эффективности коррекционно-развивающего воздействия на детей с нарушениями речевого развития через внедрение в образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения  интегрированных форм проведения занятий;

- Обеспечение координации деятельности специалистов ДОУ (учителей-логопедов, педагога-психолога, музыкального руководителя) и воспитателей по повышению качества коррекционной работы;

- Обеспечение целостности образовательного процесса ДОУ;

- Создание  психолого-педагогических  условий для обеспечения равных стартовых возможностей  воспитанников при поступлении на первую ступень образования.

     В результате реализации задач Программы развития ДОУ до 2015 г. нам удалось смоделировать такую информационно насыщенную коррекционно-развивающую среду, которая соответствовала требованиям ФГТ и ФГОС: создана библиотека методической литературы по использованию ИКТ в ДОУ (приобретено 21 методическое пособие); создан банк развивающих компьютерных обучающих программ, медиатека с презентациями, банк специализированных и диагностических компьютерных программ и тренажеров, дидактических и методических материалов по использованию ИКТ в работе с дошкольниками; реализован план работы методической службы ДОУ по повышению ИКТ-компетентности педагогов; (анализ исследования уровня развития ИКТ- компетентности  педагогов с сентября 2012 по апрель 2015 показывает динамику развития навыков использования ИКТ, которая составляет 34.5%  по основным компетенциям владения ИКТ (см. диаграмму 1 ):

Диаграмма 1.

Сводная диаграмма

ИКТ-компетентности педагогов

                                                                  сентябрь 2012-апрель 2015

-разработаны перспективные планы использования мультимедийных презентаций и интерактивных игр в процессе организации образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим, математике, изо и логопедических формах  НОД;

-созданы дополнительные точки выхода в интернет (5 по ДОУ), приобретено необходимое компьютерное оборудование (3 компьютера, 3 ноутбука, 2 мультимедийных проектора. В настоящее время  в МБДОУ «Детский сад №3» имеется 6 точек доступа в Интернет, имеется  9 стационарных компьютеров и  7 ноутбуков, в группах, музыкальном зале, кабинете педагога-психолога имеются мультимедийные проекторы.

 Но  в связи с модернизацией системы образования на основе  федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО),  вновь возникла  необходимость  перехода  педагогического коллектива на современные образовательные программы дошкольного образования  и инновационные формы работы с детьми и родителями.  Перед ДОУ  встала задача разработки новой Программы развития, которая в стратегии развития определяет  непрерывное преобразование коррекционно - образовательного пространства ДОУ, обеспечивает оснащение  современным оборудованием групп и кабинетов специалистов, расширяет информационные возможности развивающей предметно-пространственной среды.

Развитие образовательного учреждения   не может осуществляться иначе, чем через освоение нововведений, в котором проявляется профессиональный уровень педагогического коллектива, « …при этом содержание образования должно быть ориентировано  на  индивидуальность каждого ребенка, его личностный рост и  развитие способностей» (К.Ю. Белая, А.Г. Асмолов и др.).  Воспитать творческую, самодостаточную личность может только талантливый педагог, идущий по пути самосовершенствования и саморазвития, по словам Ю.П. Азарова, А.В. Петровского «… качественно осуществлять воспитательно-образовательный процесс может только педагог, постоянно повышающий уровень своего профессионального мастерства,  способный к внедрению инноваций».

Основной идеей инновационного развития ДОУ «Детский сад №3» сегодня  является  - необходимость сохранения достигнутого уровня качества коррекционно-развивающей, образовательной и воспитательной работы, а так же существующей динамики инновационного развития ДОУ за счет актуализации внутреннего потенциала образовательного учреждения.  Нововведением  является разработка инновационной модели взаимодействия педагогов ДОУ по активизации коррекционно-развивающей, образовательно-воспитательной  работы посредством дальнейшего внедрения в образовательный процесс интерактивных и мультимедийных средств.

Использование информационно – коммуникативных  технологий в дошкольном образовании, основанное на интерактивных методах  дает возможность расширить творческие способности  педагога, как непосредственного участника образовательного процесса, а так же  оказывает положительное влияние на воспитание, обучение и развитие дошкольников с нарушениями речи. 

       Для реализации идеи инновационного развития в ДОУ «Детский сад №3»  в настоящее время имеется научный и инновационный потенциал. В 2010 – 2013 г.г.   «Детский сад №3»  компенсирующего вида  имел статус экспериментальной площадки в  Нижегородском институте развития образования по теме: «Разработка педагогической технологии по внедрению интегрированных форм обучения в коррекционно-развивающий процесс дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида» под руководством профессора, зав. кафедрой коррекционной педагогики и специальной психологии Сековец Л.С. Результатом экспериментальной работы стало разработанное методическое пособие: «Методические рекомендации к электронной речевой карте для детей с ОНР III уровня 1-го и 2-го года обучения в условиях ДОУ компенсирующего вида  (авторы: Кобзарь Л.В., старший преподаватель кафедры  коррекционной педагогики и специальной  психологии ГБО ДПО НИРО, учителя-логопеды МКДОУ «Детский сад №3» г. Дзержинск  Клочкова Н.А., Кошечкина Е.В., Прыгунова Л.В. 17.12.2013 года  было получено экспертное заключение №171 ГБОУ ДПО НИРО на данное методическое пособие.

     В 2014 – 2015 г.г. и по сегодняшний день МБДОУ «Детский сад №3» компенсирующего вида является стажировочной площадкой Нижегородского института развития образования, работающей как методический центр для других образовательных организаций Нижегородской области по проблемам коррекционно-развивающего образования и сопровождения детей с речевыми нарушениями в образовательных организациях.

     Сегодня основной целью развития нашего учреждения является - создание информационно-образовательной среды  в ДОУ, основанной на интерактивных средствах обучения, способствующей  развитию личности ребёнка с речевыми нарушениями  в разных видах общения и деятельности с учётом их индивидуальных, физиологических, психологических и возрастных особенностей и  обеспечивающей  равные стартовые возможности для успешного обучения выпускников  в школе. Достижение поставленной цели в современных условиях возможно, при решении следующих задач:

- Создать такое информационно-образовательное пространство в ДОУ, которое способствует коррекции речевых нарушений и   развитию интеллектуально-личностного потенциала каждого ребенка.

-Разработать инновационную модель взаимодействия педагогов ДОУ по активизации коррекционно-развивающей, образовательно-воспитательной  работы посредством дальнейшего внедрения в образовательный процесс интерактивных и мультимедийных средств.

- Обогатить образовательную среду  ДОУ интерактивным  оборудованием SMART Board  и развивающим  сенсомоторным интерактивным оборудованием.

- Разработать и взять за основу при осуществлении образовательной  деятельности систему перспективного планирования интерактивных форм образовательной и коррекционной работы с детьми в соответствии с ФГОС ДО.

- Обеспечить повышение профессиональной компетентности педагогов и специалистов ДОУ в вопросах использования интерактивных форм и методов образовательной деятельности.

- Продолжить работу по сопровождению и консультированию семей воспитанников по вопросам образования  и развития детей с ОНР и повышению уровня компетенции родителей в вопросах детской педагогики, психологии и логопедии. Содействовать активному включению  родителей в образовательный процесс.

     Сегодня педагогический коллектив нашего ДОУ высокопрофессионален, прослеживается стабильная динамика профессионального роста педагогов через курсы повышения квалификации и аттестацию педагогов. (см. таблица 1.) В группах компенсирующей направленности работают  20 педагогов, среди них:

Таблица 1.

                                              Сводная характеристика по

                                          педагогическим кадрам

                                 «Детский сад №3»

                                                              компенсирующей направленности

Всего педагогов

Из них имеют образование:

Стаж педагогической работы

21 человек

высшее

неполное высшее

ср-спец

педаг.

до 5 лет

5-10 лет

10-15 лет

15 и более

11

1

9

1

2

1

17

Средний возраст педагогов- 42 года, что говорит о высокой работоспособности и энергичности  кадров.

По мнению Н.В. Нищевой «Правильно организованная предметно-пространственная развивающая среда в логопедической группе создает возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии, позволяет ребенку проявлять свои способности не только в организованной образовательной, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности».

На протяжении  последних лет мы старались организовать  коррекционно-развивающую среду в нашем ДОУ на основе рекомендаций  ФГОС ДО. Сегодня мы имеем среду, которая соответствует возрастным возможностям детей с ОНР и Адаптированной образовательной программе ДОУ «Детский сад №3». Микро и макро среда  ДОУ оснащена компьютерной, мультимедийной, интерактивной техникой, игровыми  и спортивными пособиями, материалами. В образовательной и коррекционно-развивающей деятельности  используются лицензионные специализированные компьютерные программы и тренажеры: «Картина мира» автор О.И. Кукушкина, Т.К. Королевская Е.Л. Гончарова; «Радуга в компьютере», «Учимся с Логошей» автор Варченко В.И., логопедический тренажер «Дельфа-142», «Игры для Тигры» автор Л.Р. Лизунова, логопедические тренажеры сайта Мерсибо,  интерактивные развивающие познавательно-речевые игры для детей 5-7 лет (издательство «Учитель»).  Разработан и активно используется авторский диагностический материал для обследования речи «Электронная речевая карта».

 Образовательное пространство в ДОУ организовано так, что позволяет обеспечивать все виды детской деятельности, оно эмоционально насыщено и дает возможности для самовыражения детей. Содержание РППС зонировано в соответствии с рекомендациями К.Ю. Белой.    В каждом уголке имеется необходимый набор игр, игрушек, пособий, оборудования в зависимости от  возраста ребенка и этапа коррекционной работы. Почти в каждом уголке условными маркерами обозначена индивидуальная коррекционная работа по заданию учителя-логопеда. Кроме того, в каждой группе имеется речевой уголок для совместной работы воспитателя и детей во время, отведенное воспитателю для коррекционной работы. Предметно-пространственная среда имеет возможность трансформации, в зависимости от образовательной ситуации, возраста и учета зоны ближайшего развития детей с речевыми нарушениями.  В групповых помещениях используются полифункциональная мебель, оборудование, интерактивные игрушки, а также разнообразные материалы, обеспечивающие свободный выбор детей. Все уголки в группах доступны для детей, дают возможность для самостоятельного выбора детской деятельности. Создавая среду, мы в первую очередь, старались сделать ее  безопасной.

Участие ДОУ в инновационной деятельности позволило  не только смоделировать развивающую предметно-пространственную в соответствии с современными требованиями, но и значительно (на 30%) повысить кадровый потенциал. Педагоги детского сада постоянно находятся в педагогическом поиске, участвуют в различных конкурсах, вебинарах, конференциях, семинарах,  расширяют свой профессиональный уровень через курсы переподготовки и повышения квалификации. Кроме того, растут показатели коррекционно-развивающей работы, значительно укрепилась и расширилась материально-техническая база ДОУ. По итогам конкурса ПНПО в 2016 г., детский сад уже второй раз стал победителем среди дошкольных образовательных учреждений внедряющих инновационные программы  и получил грант губернатора Нижегородской области.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общие положения организации учебного процесса в детских садах компенсирующего вида(для детей с нарушениями зрения)

В работе представлены основные задачи, принципы для организации учебного процесса. Также огромную роль играет взаимосвязь работы всех специалистов коррекционного детского сада....

Организация семейного клуба в дошкольном учреждении компенсирующего вида

В статье представлен опыт клубной работы с родителями дошкольников с ограниченными возможностями здоровья....

Доклад на ММО для воспитателей по изобразительной деятельности. Организация работы с родителями в ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушением зрения.

Докладна ММО для воспитателей по изобразительной деятельностиОрганизация работы с родителями в ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушением зрения....

Организация преемственности воспитательно-образовательного процесса между дошкольным и начальным общим образованием как эффективная форма инновационной деятельности

laquo;Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда  опирается на определённую стадию  развития, проделанную ребёнком».Л.С. Выготский....

Инновационный проект по теме: «Развитие мелкой моторики и координации движений у детей с ограниченными возможностями здоровья через современные модели образовательной деятельности с учётом регионального компонента»

1. Тема проекта: «Развитие мелкой моторики и координации движений у детей с ОВЗ через современные модели образовательной деятельности с учётом регионального компонента»Авторы проекта: Духи...

Презентация к проекту "РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ИСКУССТВА"

Актуальность: дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя н...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ "РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ИСКУССТВА.

Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и уд...