Опыт работы с ребенком после кохлеарной имплантации .
статья по логопедии

Сорокина Наталья Михайловна

В статье представлен опыт работы с ребенком после кохлеарной имплантации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty.doc31 КБ
Microsoft Office document icon opyt_raboty.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

  Опыт работы с ребенком после КИ.

В 2016 году к нам в детский сад поступил ребенок с кохлеарным имплантом . Для тех, кто не сталкивался с  этим вопросом, позвольте вкратце рассказать. Ребенку с сенсоневральной тугоухостью,  при которой он практически не слышит, провели хирургическую операцию по установке импланта, с помощью которого у ребенка появляется слух. Как вы понимаете, слышить ребенок слышит, но ничего не понимает, речевые и неречевые звуки не различает.Ребенок, в апреле исполняется 7 лет (родной язык у него таджикский), в повседневном общении в семье говорят по русски. Имплантирован в октябре 2014 года , в декабре- подключение  в Санкт-Петербурге.

Поступил в детский сад в сентябре 2016 года как ребенок –инвалид, без заключения ПМПК. Адаптация у ребенка очень тяжелая, продолжалась в течение учебного года. Наличие любых (не только громких звуков) его раздражало. Звуки музыки его раздражали, закрывал уши, очень часто срывал аппарат.   Все это выражалась в агрессии на взрослых (педагогов), детей. Кидался игрушками, стульями. Режимные моменты показательно игнорировались. При сформированных навыках самообслуживания выражал протест и отказывался ходить в туалет, одеваться на улицу. При положительных и отрицательных эмоциях ребенок издавал высокочастотные звуки. Первое время на занятиях отказывался от всех видов деятельности, предложенных воспитателем. Всеми способами старался обратить на себя внимание детей: щипал, ставил подножки . В массовых мероприятиях участие не принимал .

В апреле 2017 года родители принесли заключение с рекомендациями ЦПМПК с диагнозом ОНР,1ур.р.р., обусловленное двусторонней сенсоневральной тугоухостью. На консилиуме было принято решение оставить ребенка в группе с детьми, педагогами к которым он только стал привыкать.

        Ребенок на момент начала   коррекционной работы легко   общался с детьми  пользуясь исключительно мимикой и жестами. Реакция на поощрения адекватная: улыбается, доволен собой, радуется, но вместе с тем на любое порицание – он замыкается, обижается, отказывается от деятельности. Познавательный интерес сохранен.

 Свою работу я начала с изучения литературы по коррекционно-педагогической помощи ребенку с КИ, так как до этого не сталкивалась с такой проблемой в своей практике. Для воспитателей группы и музыкального руководителя  была проведена консультация на тему «Что такое кохлеарная имплантация. Дети с КИ».

На момент первого обследования имитационные способности ребенка достаточно высокие: звуки, усеченные основы слов, контуры некоторых слов повторял.  Словарь-нос-(показывает, называет, повторяет за взрослым),сума -сумка, автобус -масим (машина), гусь –ква -ква, ножи -зи, ножницы -показывает пальцами чик-чик, дятел-пица, калё-корова, комар-фи, кипа-рыба, банан-баля.  

Система работы строится по следующим направлениям:

1.Развитие слухового восприятия

2.Развитие импрессивного (понимания) словаря

3.Развитие экспрессивного словаря

4.Работа над фразой

5.Работа над слуховыми дифференцировками звуков, обучение грамоте.

6.Работа над формированием связной речи

На начальном этапе работы коррекционные занятия проводились индивидуально, с ноября 2017 года добавились подгрупповые занятия с детьми ОНР,1-2 ур. р.р.

 Для развития слухового восприятия мы учили ребенка узнавать

окружающие звуки, различать и узнавать звуки речи, обнаруживали звук (есть или нет), различали  при парном сравнении ( музыкальные игрушки, звуки ,издаваемые животными). Мы слушали звуки. Создавали или замечали слуховые ситуации.  Хлопнула дверь. Открыли кран. Шуршат листья. Все эти ситуации мы оречевляли. Различали характеристики неречевых и речевых звуков (громко-тихо).

Работа над пониманием речи ведется за счет формирования у ребенка семантических полей. Я использовала элементы сенсорной интеграции, закрепляя пассивный словарный запас используя все сохранные анализаторы ребенка: зрительный, тактильный, двигательный: вода –течет –холодная –горячая –чистая –грязная -мокрые руки-сухие руки-пить-лить.

Работая над звуко-слоговой структурой слова (умения анализировать и воспроизводить правильно длину слова, количества слогов, расположение ударного слога) мы рисуем определенное количество точек, отстукиваем сколько  слогов в слове по руке или по спине ребенка, и более сильным постукиванием даю почувствовать ударный слог.

Для стимулирования имитации контура слова (путем повтора слова в замедленном или ускоренном темпе я использовала прием, когда ребенок произносит слово без согласных  звуков ( ооа-корова)

Для накопления глагольного словаря я использовала пособия Новиковой-Иванцовой.

 С помощью простых слов-связок вызывали простые предложения.(Это шапка. Вот мама. Вот Вова. )

Для развития фразовой речи используется имитация речевых шаблонов взрослого. Как дела? Доброе утро! В своей работе я использовала моделирование типовых коммуникативных ситуаций, в которых ребенок начинает использовать типизированные фразы-клише. Тем самым достигается наша цель  - быстрый запуск речи и  формирование развернутой речи. Для того, чтобы ребенок начал пользоваться фразовой речью, с ребенком  учим примитивные  диалоги,  тексты на основе сюжетных картинок.

Для развития понимания специальных вопросов работаем  по сюжетной картинке для того, чтобы ребенок понимал, о чем идет речь, использовал зрительную опору. Где мама? Что у мамы в пакете? Где Вова? Что у Вовы в пакете?

Работая   по лексической теме « Человек» отрабатывали словарь на себе -покажи, где нос, рот, затем на картинке, соотнося слуховой образ слова с   надписью и с картинкой. Одной из полюбившихся форм работы является рисование портретов, где дается инструкция: нарисуй голову, черные волосы, синие глаза, большой красный рот, маленькие уши. С помощью этого упражнения ребенок запоминает двуступенчатые инструкции, а   мы можем оценить уровень понимания обращенной речи ребенка.

 При выполнении заданий  на развитие логики, главная задача состоит не в том, чтобы найти пару, а в том, чтобы ребенок с помощью небольших речевых средств объяснил, что он сделал.

Для развития фразовой речи, коммуникативных способностей после подготовительной индивидуальной работы я провожу игры в группе с ребятами. С помощью этой игры развивается фразовая речь, улучшается зрительная память, дети взаимодействуют между собой в игровой ситуации.  

На данный момент видны результаты работы. Мы вместе с ребенком составляем  рассказы из четырех эпизодов.

В моей работе также используется обучение грамоте, что является профилактикой нарушения письменной речи и чтения. С опорой на чтение мы работаем над чистотой дикции, произношения; над  пониманием  смысла прочитанного, пониманием обращенной речи.

Для развития ориентировки в пространстве, запоминания слов используем игры с мячом, кубиком, мягкими игрушками.


На данный момент мальчик полностью  адаптировался в группе. За год заметно улучшились навыки рисования. Сейчас: проявляет желание общаться со взрослыми, детьми (доступными средствами общения); хочет быть первым во всем - идти на занятия, играть, обедать. На новогоднем празднике в 2017 году был активным участником: танцевал, пел песни (подпевал знакомые слова), играл вместе с ребятами и героями праздника. Поскольку ритмичные движения способствуют развитию слуха, а значит и речи: мы делаем акцент на игре на музыкальных инструментах.

У ребенка появилось  понимание речи на бытовом уровне, хотя большая часть привязана к наглядности. Имеет представления о себе: знает свое имя, возраст, пол; называет членов своей семьи. Заметно увеличился словарь ребенка: называет части тела, одежду, названия животных и их детенышей.

 Мальчик  повторяет за взрослым простую фразу. Самостоятельно или после напоминания говорит «спасибо», «привет», «пока» (в семье, в группе); Уже появилась самостоятельная речь, хоть и смазанная. Где ножницы? Смотри Выполняет простейшие поручения взрослого;  отвечает на вопросы («кто?», «что?», «что делает?»...), cчитает  в пределах 10.

Продолжаем работу над  звуко –слоговым  составом слова, грамматическим строем речи, слухо- речевой памятью (знал слово или понятие- но забыл). Ведется работа по пониманию  специальных вопросов (что, где, куда) . Продолжаем  развивать артикуляционные навыки, необходимые для формирования отсутствующих звуков, для развития правильного звукопроизношения. Работаем над дифференциацией звуков.

Параллельно родители водят ребенка на занятия к сурдологу, 2 раза в неделю. Родители планируют дальнейшее обучение ребенка в специализированной школе .



Предварительный просмотр:

  Опыт работы с ребенком после КИ.

В 2016 году к нам в детский сад поступил ребенок с кохлеарным имплантом . Для тех, кто не сталкивался с  этим вопросом, позвольте вкратце рассказать. Ребенку с сенсоневральной тугоухостью,  при которой он практически не слышит, провели хирургическую операцию по установке импланта, с помощью которого у ребенка появляется слух. Как вы понимаете, слышить ребенок слышит, но ничего не понимает, речевые и неречевые звуки не различает.Ребенок, в апреле исполняется 7 лет (родной язык у него таджикский), в повседневном общении в семье говорят по русски. Имплантирован в октябре 2014 года , в декабре- подключение  в Санкт-Петербурге.

Поступил в детский сад в сентябре 2016 года как ребенок –инвалид, без заключения ПМПК. Адаптация у ребенка очень тяжелая, продолжалась в течение учебного года. Наличие любых (не только громких звуков) его раздражало. Звуки музыки его раздражали, закрывал уши, очень часто срывал аппарат.   Все это выражалась в агрессии на взрослых (педагогов), детей. Кидался игрушками, стульями. Режимные моменты показательно игнорировались. При сформированных навыках самообслуживания выражал протест и отказывался ходить в туалет, одеваться на улицу. При положительных и отрицательных эмоциях ребенок издавал высокочастотные звуки. Первое время на занятиях отказывался от всех видов деятельности, предложенных воспитателем. Всеми способами старался обратить на себя внимание детей: щипал, ставил подножки . В массовых мероприятиях участие не принимал .

В апреле 2017 года родители принесли заключение с рекомендациями ЦПМПК с диагнозом ОНР,1ур.р.р., обусловленное двусторонней сенсоневральной тугоухостью. На консилиуме было принято решение оставить ребенка в группе с детьми, педагогами к которым он только стал привыкать.

        Ребенок на момент начала   коррекционной работы легко   общался с детьми  пользуясь исключительно мимикой и жестами. Реакция на поощрения адекватная: улыбается, доволен собой, радуется, но вместе с тем на любое порицание – он замыкается, обижается, отказывается от деятельности. Познавательный интерес сохранен.

 Свою работу я начала с изучения литературы по коррекционно-педагогической помощи ребенку с КИ, так как до этого не сталкивалась с такой проблемой в своей практике. Для воспитателей группы и музыкального руководителя  была проведена консультация на тему «Что такое кохлеарная имплантация. Дети с КИ».

На момент первого обследования имитационные способности ребенка достаточно высокие: звуки, усеченные основы слов, контуры некоторых слов повторял.  Словарь-нос-(показывает, называет, повторяет за взрослым),сума -сумка, автобус -масим (машина), гусь –ква -ква, ножи -зи, ножницы -показывает пальцами чик-чик, дятел-пица, калё-корова, комар-фи, кипа-рыба, банан-баля.  

Система работы строится по следующим направлениям:

1.Развитие слухового восприятия

2.Развитие импрессивного (понимания) словаря

3.Развитие экспрессивного словаря

4.Работа над фразой

5.Работа над слуховыми дифференцировками звуков, обучение грамоте.

6.Работа над формированием связной речи

На начальном этапе работы коррекционные занятия проводились индивидуально, с ноября 2017 года добавились подгрупповые занятия с детьми ОНР,1-2 ур. р.р.

 Для развития слухового восприятия мы учили ребенка узнавать

окружающие звуки, различать и узнавать звуки речи, обнаруживали звук (есть или нет), различали  при парном сравнении ( музыкальные игрушки, звуки ,издаваемые животными). Мы слушали звуки. Создавали или замечали слуховые ситуации.  Хлопнула дверь. Открыли кран. Шуршат листья. Все эти ситуации мы оречевляли. Различали характеристики неречевых и речевых звуков (громко-тихо).

Работа над пониманием речи ведется за счет формирования у ребенка семантических полей. Я использовала элементы сенсорной интеграции, закрепляя пассивный словарный запас используя все сохранные анализаторы ребенка: зрительный, тактильный, двигательный: вода –течет –холодная –горячая –чистая –грязная -мокрые руки-сухие руки-пить-лить.

Работая над звуко-слоговой структурой слова (умения анализировать и воспроизводить правильно длину слова, количества слогов, расположение ударного слога) мы рисуем определенное количество точек, отстукиваем сколько  слогов в слове по руке или по спине ребенка, и более сильным постукиванием даю почувствовать ударный слог.

Для стимулирования имитации контура слова (путем повтора слова в замедленном или ускоренном темпе я использовала прием, когда ребенок произносит слово без согласных  звуков ( ооа-корова)

Для накопления глагольного словаря я использовала пособия Новиковой-Иванцовой.

 С помощью простых слов-связок вызывали простые предложения.(Это шапка. Вот мама. Вот Вова. )

Для развития фразовой речи используется имитация речевых шаблонов взрослого. Как дела? Доброе утро! В своей работе я использовала моделирование типовых коммуникативных ситуаций, в которых ребенок начинает использовать типизированные фразы-клише. Тем самым достигается наша цель  - быстрый запуск речи и  формирование развернутой речи. Для того, чтобы ребенок начал пользоваться фразовой речью, с ребенком  учим примитивные  диалоги,  тексты на основе сюжетных картинок.

Для развития понимания специальных вопросов работаем  по сюжетной картинке для того, чтобы ребенок понимал, о чем идет речь, использовал зрительную опору. Где мама? Что у мамы в пакете? Где Вова? Что у Вовы в пакете?

Работая   по лексической теме « Человек» отрабатывали словарь на себе -покажи, где нос, рот, затем на картинке, соотнося слуховой образ слова с   надписью и с картинкой. Одной из полюбившихся форм работы является рисование портретов, где дается инструкция: нарисуй голову, черные волосы, синие глаза, большой красный рот, маленькие уши. С помощью этого упражнения ребенок запоминает двуступенчатые инструкции, а   мы можем оценить уровень понимания обращенной речи ребенка.

 При выполнении заданий  на развитие логики, главная задача состоит не в том, чтобы найти пару, а в том, чтобы ребенок с помощью небольших речевых средств объяснил, что он сделал.

Для развития фразовой речи, коммуникативных способностей после подготовительной индивидуальной работы я провожу игры в группе с ребятами. С помощью этой игры развивается фразовая речь, улучшается зрительная память, дети взаимодействуют между собой в игровой ситуации.  

На данный момент видны результаты работы. Мы вместе с ребенком составляем  рассказы из четырех эпизодов.

В моей работе также используется обучение грамоте, что является профилактикой нарушения письменной речи и чтения. С опорой на чтение мы работаем над чистотой дикции, произношения; над  пониманием  смысла прочитанного, пониманием обращенной речи.

Для развития ориентировки в пространстве, запоминания слов используем игры с мячом, кубиком, мягкими игрушками.


На данный момент мальчик полностью  адаптировался в группе. За год заметно улучшились навыки рисования. Сейчас: проявляет желание общаться со взрослыми, детьми (доступными средствами общения); хочет быть первым во всем - идти на занятия, играть, обедать. На новогоднем празднике в 2017 году был активным участником: танцевал, пел песни (подпевал знакомые слова), играл вместе с ребятами и героями праздника. Поскольку ритмичные движения способствуют развитию слуха, а значит и речи: мы делаем акцент на игре на музыкальных инструментах.

У ребенка появилось  понимание речи на бытовом уровне, хотя большая часть привязана к наглядности. Имеет представления о себе: знает свое имя, возраст, пол; называет членов своей семьи. Заметно увеличился словарь ребенка: называет части тела, одежду, названия животных и их детенышей.

 Мальчик  повторяет за взрослым простую фразу. Самостоятельно или после напоминания говорит «спасибо», «привет», «пока» (в семье, в группе); Уже появилась самостоятельная речь, хоть и смазанная. Где ножницы? Смотри Выполняет простейшие поручения взрослого;  отвечает на вопросы («кто?», «что?», «что делает?»...), cчитает  в пределах 10.

Продолжаем работу над  звуко –слоговым  составом слова, грамматическим строем речи, слухо- речевой памятью (знал слово или понятие- но забыл). Ведется работа по пониманию  специальных вопросов (что, где, куда) . Продолжаем  развивать артикуляционные навыки, необходимые для формирования отсутствующих звуков, для развития правильного звукопроизношения. Работаем над дифференциацией звуков.

Параллельно родители водят ребенка на занятия к сурдологу, 2 раза в неделю. Родители планируют дальнейшее обучение ребенка в специализированной школе .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Адаптация ребенка третьего года жизни к условиям дошкольного образовательного учреждения"

Опыт работы "Адаптация ребенка третьего года жизни к условиям дошкольного образовательного учреждения" представленный на профессиональном конкурсе "Воспитатель года - 2010"...

ОПЫТ РАБОТЫ «Адаптация ребенка в условиях детского учреждения»

Родители, отдавая ребенка в дошкольное учреждение, беспокоятся за его судьбу. И это обосновано. Многие дети в период адаптации становятся плаксивыми, замкнутыми, агрессивными, тревожными. Это св...

Опыт работы "Здоровый ребенок-Здоровая нация"

              Сложилась устойчивая тенденция к ухудшению здоровья населения, увеличению хронических заболеваний, росту количества людей с отклонениями в физич...

ОПЫТ РАБОТЫ С РЕБЕНКОМ С ОВЗ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Данный опыт работы был предсавлен на межрегиональной научно-практической конференции "Проблемы межведомственного взаимодействия в сопровождении семей имеющих детей с ограниченными возможностями здоров...

Опыт работы "Адаптация ребенка в детском саду"

Адаптация ребенка в детском саду"...

Опыт работы "Адаптация ребенка в детском саду"

Адаптация ребенка в детском саду"...

Опыт работы "Внимание ребенка старшего дошкольного возраста как компонент психолого-педагогической готовности к школьному обучению"

Разработка содержит: теоретический материал, диагностический инструментарий и игры по данной теме...