ОПЫТ РАБОТЫ С РЕБЕНКОМ С ОВЗ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему

Шкарупа Елена Анатольевна

Данный опыт работы был предсавлен на межрегиональной научно-практической конференции "Проблемы межведомственного взаимодействия в сопровождении семей имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konf_opyt_raboty_s_rebenkom_s_ovz.docx31.96 КБ

Предварительный просмотр:

ОПЫТ РАБОТЫ С РЕБЕНКОМ С ОВЗ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

 

Составители: МАНОХИНА Е.Ю., ШКАРУПА Е.А.

МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 121»

1 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение “Центр развития ребенка – детский сад № 121 «Умничка» города Петрозаводска с 2011 года по настоящее время года работает с ребенком с ограниченными возможностями здоровья. Коллектив детского сада готов поделиться опытом практической работы по воспитанию и развитию ребенка с особыми нуждами.

2 Цель: адаптация и социализация ребенка с ОВЗ в дошкольном образовательном учреждении.

Задачи:

1. Выявить индивидуальные психолого-педагогические особенности ребенка с ОВЗ.

2. Определить условия воспитания и развития ребёнка;

3. Спланировать мероприятия и разработать маршрут развития ребенка с ОВЗ в условиях ДОУ.

4. Провести психолого-педагогическую и коррекционно-развивающую работу.

5. Оценить динамику развития ребенка в результате совместной деятельности.

Организация работы в ДОУ включает три взаимосвязанных компонента:

  • изучение личности воспитанника и анамнестических данных;
  • создание благоприятных условий для развития личности;
  • непосредственная психолого-педагогическая помощь ребенку и семье.

3 Этапы работы:

  •  Проведение консилиума с участием администрации (Коржук О.А., Манохина Е.Ю., Кобоева Т.М.), воспитателей (Смирнова Е.А., Бурая И.А.), педагога-психолога (Шкарупа Е.А.), учителя-логопеда (Алексенко С.Г.), музыкального руководителя (Бородай М.В.), инструктора физической культуры (Логинова В.В.), старшей медицинской сестры (Улитская Н.Н.), младшего воспитателя (Столярова И.А.) и родителей ребенка, на котором обсуждаются цели, план работы коллектива с ребенком с особыми нуждами.
  •  Составление индивидуального образовательного маршрута работы с ребенком на основе данных медицинской карты и результатов мониторинга.
  •  Проведение психолого-педагогической и коррекционно-развивающей работы с ребенком. Взаимодействие с родителями воспитанника.
  •  Определение эффективности развития ребенка всеми специалистами и администрацией посредством наблюдений, бесед, мониторинга.
  •  Проведение консилиума в конце учебного года с участием администрации, педагогов, специалистов ДОУ и родителей воспитанника, в рамках которого проводится оценка развития ребенка и подводятся итоги работы коллектива ДОУ.

4 Образовательный процесс строится на основе творческой комплексной командной работы всех его участников: детей, родителей, педагогов, специалистов, младшего персонала, администрации.

Современные подходы в работе:

        Кружок «Здоровейка». Берется допуск врача, договор с родителями заключается, и физкультурным работником разрабатывается индивидуальный маршрут. Работа направлена на профилактику плоскостопия. Упражнения для стоп применяются в сочетании с упражнениями для мышц верхних конечностей, плечевого пояса, нижних конечностей. Используются массажные коврики, массажеры, дорожки здоровья и т.д. Специально подобранны упражнения, игровые комплексы, которые разработаны с учётом индивидуальных возможностей здоровья ребенка. Занятие проводится инструктором  физической культуры, 1 раз в неделю, длительность 10-15 минут.

        Рефлексотерапия: в повседневном режиме дня воспитатели проводят игровые комплексы, упражнения с использованием массажеров для развития мелкой и крупной моторики. В группу приобретен для оздоровления ионизатор воздуха.

        Упражнения и игры, направленные на развитие эмоционального благополучия, на установление взаимодействия с другими детьми, взрослыми, раскрытия творческого потенциала ребенка, игры на расслабление, снятие мышечного напряжения с использованием релаксационной музыки. Проводят педагоги и специалисты.

        Индивидуальные взаимодействия с мамой ребенка по подготовке к праздникам, конкурсам, выставкам. Ребенок участвует совместно с родителями в различных мероприятиях, проводимых на базе ДОУ и на городском уровне.


5 Цикл коррекционно-развивающих игр «Мы вместе» проводится педагогом-психологом, рассчитан на 8 месяцев при частоте встреч – 1 раз в месяц. Продолжительность - 20-25 минут. Используются тренинги Упражнение «Восход солнца», «Деревья-Характеры»  «Кто Я?» «Я рад тебя видеть...» «Приветствие» «Рукопожатие»

 элементы сказкотерапии, Сказкотерапевтические игры направлены на коррекцию страхов, застенчивости, умение общаться с другими детьми и умение выразить свои мысли и чувства. «Однажды» «Все наоборот», «Это я!» «Моя семья» «Сказочная шкатулка»

 игротерапии, способствуют коррекции самооценки ребенка, формированию у него позитивных отношений со сверстниками и взрослыми. игры направлены на формирование у ребенка умения увидеть в другом человеке его достоинства, на развитие саморегуляции, обучают умению сотрудничать. Основной задачей игротерапии также является коррекция эмоциональной сферы ребенка. «На что похоже мое имя», «Настроение моего друга» «Школа улыбок», «Запомни мое лицо», «Дерево радости» «Путешествие» «Контрасты»,

арт-терапии, это форма работы, основана на изобразительном искусстве. Основная задача состоит в развитии самовыражения и самопознания ребенка. Упражнение «Нарисуй своё имя» «Лекарство от грусти»,  «Рисуем радость») «Нарисуй стихотворение», «Мое настроение в цвете»);задания с камушками «Марблс», направленные на коррекцию и развитие психомоторной сферы, «Продолжи узор»,  «Выложи узор» «Чудесный мешочек», «Волшебные квадратики»  Слушай внимательно!»);элементы релаксации используются спокойная классическая музыка и звуки природы, психогимнастики. включает в себя ритмику, пантомиму, игры на снятие напряжения, развитие эмоционально-личностной сферы. Игры «Мое настроение», «Веселый – грустный» «Зарядка для лица» «Фотограф»

Каждое занятие состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной. В водной части педагог-психолог настраивает маму и ребенка на эмоциональный контакт, используется ритуал приветствия, вхождение в сказку. В основной части – ребенок и мама выполняют задания и упражнения вместе, при этом взрослый выступает в роли партнера, помогая ребенку. Завершающим этапом  является проговаривание понравившихся моментов либо трудностей, с которыми столкнулись участники. В конце проводится ритуал прощания – произносятся добрые слова, пожелания, благодарность друг другу.

Играя, мама и ребенок учатся слушать и слышать, понимать друг друга. Совместная деятельность помогает маме лучше чувствовать своего ребенка, понимать его внутренний мир. Соблюдается принцип признания главенствующей роли родителя, как первого воспитателя ребенка, создания атмосферы доверия, взаимного уважения.

Цель: гармонизация отношений, сотрудничества, взаимодействия мамы и ребенка в процессе совместной деятельности.

Задачи:

- развивать эмоционально-волевую и познавательную сферу, пространственные представления, мелкую моторику;

- совершенствовать коммуникативные навыки;

- снять эмоциональное и мышечное напряжение;

- способствовать развитию у мамы и ребенка умения чувствовать партнера в совместной деятельности.


6 Первоначально ребенок поступил в детский сад замкнутый, неэмоциональный, испытывал сложности в передвижении, отсутствие культурно-гигиенических навыков.

Со стороны мамы, бабушки наблюдалась гиперопека (фразы «осторожно, не толкните, дайте руку»). Родители не доверяли детскому саду, относились настороженно: умалчивали проблемы, не обращались за консультацией, за помощью.

На сегодняшний день анализ результатов обследования показал положительную динамику оздоровления ребенка с особыми нуждами, успешную социализацию и адаптацию в образовательное пространство дошкольного учреждения. Ребенок равноправный участник всех показательных мероприятий проводимых в детском саду – читает стихи, поет песни, музицирует на музыкальных инструментах, исполняет небольшие роли, например Петрушка, цыпленок, мишка и другие. Ребенок испытывает радость, удовлетворение от музыки, от выполняемых ролей.  Так же является победителем конкурсов поделок, рисунков в детском саду («Золотая осень», «Маленькие пешеходы»), участником городских конкурсов («Новогодний маскарад» - костюм Петрушки), спортивных соревнований «Мама, папа я – спортивная семья». А так же участник международного конкурса «Волшебное рождество в Северных странах» - поделка новогодняя елочка из ткани.

 Считаем, что это результат целенаправленной совместной работы детского сада и семьи. Коллектив детского сада чувствует поддержку и заинтересованность со стороны родителей, установлены доверительные отношения. Родители удовлетворены образовательным процессом и качеством работы ДОУ. Ребенок ощущает себя равноправным членом  детского коллектива, чувствует себя комфортно, осваивает дошкольную образовательную программу в пределах возрастной нормы.  


Современные подходы в работе:

  • Кружок «Здоровейка»: профилактика плоскостопия. Упражнения для стоп применяются в сочетании с упражнениями для мышц верхних конечностей, плечевого пояса, нижних конечностей. Используются массажные коврики, массажеры, дорожки здоровья и т.д. Специально подобранны упражнения, игровые комплексы, которые разработаны с учётом индивидуальных возможностей здоровья ребенка. Занятие проводится инструктором физической культуры, 1 раз в неделю, длительность 10-15 минут.
  • Рефлексотерапия: в повседневном режиме дня воспитатели проводят игровые комплексы, упражнения с использованием массажеров для развития мелкой и крупной моторики.
  • Практические занятия «Мы вместе», направленные на взаимодействие родителей и ребенка. Проводятся педагогом-психологом 1 раз в месяц в игровой форме с использованием тренингов, элементов сказкотерапии, игротерапии, арт-терапии, релаксации, психогимнастики.
  • Упражнения и игры, направленные на развитие эмоционального благополучия, раскрытия творческого потенциала ребенка. Проводят педагоги и специалисты.
  • Участие ребенка совместно с родителями в праздниках, конкурсах, выставках, различных мероприятиях, проводимых на базе ДОУ и на городском уровне.

Анализ результатов обследования показал положительную динамику оздоровления ребенка с особыми нуждами, успешную социализацию и адаптацию в образовательное пространство дошкольного учреждения.

Считаем, что это результат целенаправленной совместной работы детского сада и семьи. Коллектив детского сада чувствует поддержку и заинтересованность со стороны родителей. Ребенок ощущает себя в детском коллективе достаточно комфортно, родители удовлетворены образовательным процессом и качеством работы ДОУ.


Работа с ребенком с особыми нуждами строится на взаимодействии:

Семья включена в единое образовательное пространство «Детский сад – семья». Родители принимают активное участие в родительских собраниях, мероприятиях, конкурсах, выставках, праздниках детского сада. Взаимодействуют со специалистами детского сада (консультации, беседы, наглядная информация).

Администрация

Блок «Работа с семьей» (оформление документации, получение информации о здоровье ребенка, особенностях воспитания проблемах развития и т.д., обеспечение социальной защиты).

Блок «Работа с сотрудниками» (определение роли каждого в работе с семьей и ребенком, анализ результатов деятельности.)

Блок «Оснащение» (создание развивающей среды).

Воспитатели: центральной задачей воспитателей является охрана жизни и здоровья ребенка, индивидуальное развитие ребенка. Воспитатели выполняют все режимные моменты (различные виды гимнастики, прием пищи, свободная деятельность воспитанника, дневной сон, гигиенические процедуры и др.), планируют индивидуальную воспитательную работу, регламентируют двигательную активность ребенка в группе, развивают различные виды продуктивной деятельности и обучают игре. Воспитатели выполняют рекомендации всех специалистов по развитию ребенка с ОВЗ в повседневной деятельности.

Педагог-психолог организует психологическую диагностику, психологическое консультирование, разрабатывает и оформляет рекомендации другим специалистам по организации работы с ребёнком, проводит тренинговые, коррекционно-развивающие формы работы (развитие психических процессов, развитие эмоционально-волевой сферы, индивидуальных особенностей). Проводит консультации для родителей.

Учитель-логопед проводит логопедическую диагностику, коррекцию и развитие речи, разрабатывает рекомендации специалистам, воспитателям, родителям по работе с ребенком с ОВЗ. Проводит консультации для родителей.

Музыкальный руководитель  развивает музыкальные способности ребенка, приобщает к музыкальному искусству, развивает общую и мелкую моторику, выразительность мимики, пластику движений, постановку дыхания, голоса, чувства ритма. Ребенок участвует в театрализованной деятельности, инсценировках. Организует совместные с родителями праздники и развлечения.

Медицинский работник изучает и оценивает здоровье ребёнка. Организует оздоровительные, профилактические мероприятия. Осуществляет контроль за питанием ребенка.

 Инструктор ФИЗО решает задачи по общему физическому воспитанию и развитию, направленные на укрепление здоровья, развития двигательных умений и навыков. Организует совместные с родителями праздники и развлечения, спортивные мероприятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Адаптация ребенка третьего года жизни к условиям дошкольного образовательного учреждения"

Опыт работы "Адаптация ребенка третьего года жизни к условиям дошкольного образовательного учреждения" представленный на профессиональном конкурсе "Воспитатель года - 2010"...

опыт работы на тему "Взаимодействие семей и детских дошкольных учреждений в развитии личности ребенка"

Важность семейного воспитания в процессе развития личности детей определяет важность взаимодействия семьи и дошкольного детского учреждения. Однако на это взаимодействие влияет ряд факторов, прежде вс...

Опыт работы по организации инклюзивного образования в условиях дошкольного образовательного учреждения

  Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования разработан на основе Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации и с учётом Конве...

«Опыт работы по организации инклюзивного образования в условиях дошкольного образовательного учреждения»

Самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий,  значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период...

«Опыт работы по организации инклюзивного образования в условиях дошкольного образовательного учреждения»

Самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий,  значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период...

Опыт работы "Внедрение регионального компонента музыкальное воспитание детей дошкольного учреждения"

В опыте представлена система работы по музыкальному воспитанию детей через внедрение программы "Наш дом - Южный Урал" (под редакцией Е.Бабуновой)...

Опыт работы по созданию системы музыкального воспитания в дошкольном учреждении

 Предлагаю опыт работы по организации музыкального воспитания в детском саду с применением разнообразных современных педагогических технологий, интересных мероприятий. Надеюсь, моя публика...