Опыт работы "Внедрение регионального компонента музыкальное воспитание детей дошкольного учреждения"
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Маврова Альфия Миннырахмановна

В опыте представлена система работы по музыкальному воспитанию детей через внедрение программы "Наш дом - Южный Урал" (под редакцией Е.Бабуновой)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_vnedrenie_regionalnogo_komponenta.docx72.08 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 15» Еманжелинского муниципального района

Челябинской области

Внедрение регионального компонента в музыкальное воспитание детей в дошкольном учреждении

Выполнили: Маврова А.М.,

музыкальный руководитель

2020 г.

Содержание

Введение                                                                                           3-6

Глава 1. Теоретическая часть

1.1. Программно-методическое обеспечение регионального компонента в ДОУ                                                                                                  7-8

1.2.  Методические рекомендации по реализации программы «Наш дом — Южный Урал» (Е. Бабунова) в музыкальном воспитании детей в ДОУ              9-16

1.3. Народные праздники, как средство формирования музыкальных способностей и патриотического воспитания детей                       17-19

1.4. Игра на народных музыкальных инструментах как средство внедрения регионального компонента в образовательный процесс ДОУ      20-22

Глава 2. Практическая часть

2.1. Методика развития музыкальных способностей детей через внедрение регионального компонента в музыкальное воспитание                    23-27

2.2. Воспитание у дошкольников толерантности через проектную деятельность в ДОУ                                                                             28-32

2.3. Условия необходимые для эффективного внедрения регионального компонента в образовательный процесс ДОУ                                    33-35

Список литературы                                                                                 36

                                       

Введение

В соответствии с утверждением и введением в действие с 1 января 2014г. – Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного  приказом Минобрнауки России от 17.10.2013г. № 1155 изменяется форма и структура Образовательной программы ДОУ. В соответствии с ФГОС основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения состоит из двух частей – обязательной и части, формируемой участникам образовательного процесса. В данной части образовательной программы  дошкольного учреждения важное место занимает региональный компонент. Региональный компонент – это часть содержания предметов базисного плана, включающих материалы о регионе.

Национально-региональный компонент (родная природа, культурное наследие — памятники архитектуры, искусства, декоративно-прикладного искусства, художественно-ремесленные традиции, язык, обряды, фольклор, народные игры и др.) в дошкольном образовании помогает детям ощутить и осознать свою принадлежность к своей «малой Родине», к своему дому, воспринимая всю полноту ближайшего окружения, усваивая при этом общечеловеческие и национальные ценности в духовном, материальном и морально-эстетическом плане.

В  настоящее время всё большее внимание уделяется ознакомлению детей с культурными традициями родного края. В условиях многонациональности Южного Урала  большую актуальность приобрела проблема сохранения исторического наследия и развития самобытной национальной культуры, изучение традиций и обычаев  народов  является важнейшим звеном в процессе формирования у детей эстетических чувств и высокой художественной культуры.           Через приобщение дошкольников к культурным традициям родного края формируются духовно-нравственные ценности.

В Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования определены задачи: «формирование у детей гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу». Содержательной направленностью образования  в этих условиях является вхождение личности в мировую культуру через национальную и этническую. Осознание себя с дошкольного возраста в качестве объекта и субъекта культуры и истории обеспечит фундамент для развития у воспитанников опыта социокультурной толерантности.

Тема толерантности, совместного проживания разных народов на Южном Урале, в последнее время стала актуальной. Челябинская область многонациональна, на ее территории проживают представители более 30 народов: русские, татары, башкиры, немцы, евреи, азербайджанцы и др. Чтобы отношения между этносами были цивилизованными и гармоничными, они должны знать историю, культуру, обычаи, традиции других народов, населяющих Южный Урал.

В современной образовательной системе центром является человек, воспитывающийся и развивающийся в поликультурном пространстве. Приобщение дошкольников к народной культуре становится социальным заказом общества, что отражено в  Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ, «Концепции государственной национальной политики».

В ситуации демократизации гражданского общества, всего полиэтнического пространства России одним из важнейших условий формирования подрастающего человека выступает этнокультурное воспитание. Понять и принять других может лишь тот человек, который уважает и понимает самобытность собственного народа, знаком с историей родного края.

С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культурные ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций. И маленький татарин, и маленький башкир, и маленький русский, и другие должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа, доступное их возрасту.

         Первой разновидностью культуры, к которой приобщается ребенок еще в младенческом возрасте, является культура народная – совокупность ценностей группы людей, объединенных сходством языка (русская татарская, башкирская, нагайбакская, казахская, казачья) общностью обрядов и традиций. Она отличается определенной долей простоты и поэтому является доступной детям с рождения. Передаваемая из уст в уста, она обогащается различными вариациями и представляет огромный интерес для ребенка в плане познания богатства и красоты традиций, праздников, обрядов. Национальная культура Южного Урала  может быть сохранена и продолжена в веках, только если она будет интересна подрастающему поколению. Поэтому задача приобщения детей к национальной культуре коренного населения   остановится актуальной для педагогов дошкольных учреждений. 

Внедрение регионального компонента в образовательный процесс  нашего ДОУ осуществляется через использование областной образовательной программы «Наш дом – Южный Урал»  (Е.С. Бабунова) определяется необходимостью формирования этнокультурного опыта подрастающего поколения в условиях многонационального пространства Южного Урала, представленного совокупностью полиэтнических образовательных сред, потребностью общества и личности жить в толерантном сообществе. Реализация программы направлена на решение задач поликультурного воспитания детей и является одним из педагогических путей преодоления негативных явлений в духовно-нравственной жизни общества, проявляющихся в тревожной тенденции к национальной нетерпимости и разобщенности, обострении проблемы адаптации человека в инокультурной среде.

Цель исследования: приобщение  детей дошкольного возраста к особенностям региональной культуры через реализацию областной программы «Наш дом – Южный Урал» (Е. Бабунова).

Задачи:

- духовно- нравственное развитие личности воспитанников через обучение и воспитание детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики: знакомство дошкольников с социокультурными нормами, традициями народов Южного Урала,

- развитие у детей музыкальных способностей через приобщение к культуре народов Южного Урала,

- создание в ДОУ оптимальных условий для внедрения регионального компонента.

Объект исследования: процесс внедрения регионального компонента в музыкальное воспитание дошкольников.

Предмет исследования:  условия необходимые для внедрения регионального компонента в ДОУ.

Гипотеза исследования: внедрение регионального компонента в дошкольном образовательном учреждении, возможно, станет успешнее, если:

1) в воспитательно-образовательной работе ДОУ будет реализована региональная программа «Наш дом – Южный Урал» (Е. Бабунова);

2) в ДОУ будет создана предметно-развивающая среда, отражающая культуру и быт народов Южного Урала;

3) будет организовано взаимодействие ДОУ и семьи по приобщению детей к культуре народов Южного Урала.

1.1. Программно-методическое обеспечение регионального компонента в ДОУ.

Образовательная программа воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики «Наш дом — Южный Урал» (Е. Бабунова, С.Багаутдинова, Л Градусова) включает в себя описание средств народной педагогики, их воспитательных возможностей и методических рекомендаций по использованию этих средств в образовательных организациях Челябинской области в качестве компонента основной образовательной программы дошкольного образования, формируемого участниками образовательных отношений. Программный материал отражает познавательные сведения об истории, жизни, труде, быте, культуре народов Южного Урала, специфике речевого и игрового фольклора.

Цель программы: способствовать воспитанию и развитию детей на идеях народной педагогики.

Задачи программы:

      - Развивать у детей эмоциональное, активное отношение, действенный интерес к народной культуре.
- Обогащать интеллектуальную, информационную сторону ребенка.
- Способствовать приобщению детей к народной культуре.

Программа содержательно раскрывает один из путей социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста, осуществляемых в процессе приобщения к культуре народов региона Южного Урала. Результатом педагогической работы рассматривается воспитание и развитие детей на идеях народной педагогики. Приобщение детей к народной культуре предполагает развитие у детей эмоционально-действенного отношения, информационно-интеллектуальной компетентности, этнокультурную социализацию. Содержание программы строится на принципе сквозной реализации идей народной педагогики. Воспитание и развитие детей на идеях народной педагогики является результатом образовательного процесса. В связи с этим данный результат можно рассматривать как одно из проявлений образованности личности, характерной для 6-7 лет. Согласно мнению доктора педагогических наук, профессора Г. Н. Серикова, образованность — это «некоторое свойство, приобретаемое человеком в процессе образования, которое выражает определенную меру овладения (усвоения, освоения) им какой-то (специальным образом организованной) частью социального опыта (достижений мировой культуры), а также способностей пользоваться им (усвоенным опытом) в своей жизнедеятельности» (Сериков Г. Н. Образование: аспекты системного образования. Курган, 1997. С. 104).

По мнению Г. Н. Серикова, основными компонентами образованности выступают:

— осведомленность — «характеризует те аспекты образованности личности, которые могут проявляться ею посредством воспроизведения овладеваемой (усваиваемой и осваиваемой) в процессе образования частью социального опыта»;

— сознательность — «мера воздействия осваиваемого личностью социального опыта на ее способность выражать свое собственное отношение к себе и окружению»;

— действенность — «мера воздействия осведомленности и сознательности образовывающейся личности не только на ее отношение к себе и к окружению, но и на вовлеченность в практическую реализацию аспектов своей жизнедеятельности»;

- умелость — «мера способностей (личности) выражать свои актуальные потребности посредством обоснованных (в частности, усвоенными знаниями) действий». Обозначенные компоненты можно рассматривать в виде критериев (обобщенных показателей), которые дают возможность детализации отдельных показателей.

         Показатели усвоения содержания программы выявляются при помощи следующих методов: наблюдение в ходе организованной образовательной деятельности, беседы с детьми, изучение продуктов деятельности. Материалы диагностики предполагают выявление развития и воспитания детей на идеях и средствах народной педагогики и дают возможность выявить не только уровень образованности детей, но и эффективность создаваемых педагогических условий, провести корректировку педагогической деятельности. Идеи народной педагогики в программе «Наш дом — Южный Урал» реализуются через средства народной педагогики. В связи с этим показатели усвоения содержания программы рассматриваются через средства приобщения детей к народной культуре .

1.2. Методические рекомендации по  реализации программы «Наш дом — Южный Урал» в музыкальном воспитании детей в ДОУ

В младшем дошкольном возрасте ставятся задачи: учить управлять своим телом, способствовать речевому развитию, вызвать положительные эмоции, повеселить, позабавить ребенка.

Программой «Наш дом — Южный Урал» рекомендовано использовать:

— игры с бабинской матрешкой, яйцами, вкладышами;

— подвижную игру «Маленькие ножки — большие ноги»;

— игры-забавы «Этот пальчик хочет спать».

 — игры-забавы с богородскими игрушками;

— словесные игры «Ладушки-ладошки».

Методические рекомендации по использованию колыбельных песен.

         Колыбельные песни, или байки, относятся к произведениям, созданным взрослыми для детей. Назначение колыбельных песен — убаюкать, усыпить ребенка — определяет не только ритмику, но и систему образов (образы близких ребенку взрослых, фантастические образы Сна и Дремы). Во второй младшей группе детей знакомят с назначением колыбельных и некоторыми особенностями содержания и формы (помощники мамушек — кот и гуленьки, ласковые обращения к детям). Поощряется участие детей в исполнении колыбельных на занятиях и в игровых ситуациях. Проводятся инсценировки с игрушками по сюжетам литературных произведений («Сказка о глупом мышонке» С. Маршака), дидактические игры с куклой («Уложим куклу Машу спать»). Сохраняется значение колыбельных в режимных процессах. При ознакомлении с колыбельными необходимо наличие специального дидактического материала: колыбель, люлька (подлинные или сделанные по образцу народных); игрушки-помощники (кот Баюн), иллюстративный материал (книги колыбельных песен с иллюстрациями), магнитофонные записи различных вариантов исполнения колыбельных.

Младший дошкольный возраст:

 1. Продолжать знакомить детей с колыбельными песнями.

 2. Дать детям некоторые сведения о происхождении и назначении колыбельных песен (пели у колыбели, когда укладывали детей спать, поэтому песни называются колыбельными. Выражают заботу о детях: будут крепко спать — вырастут сильными и здоровыми).

3. Познакомить с некоторыми фольклорными образами (кот Баюн, Гули-гуленьки, Сони Дрема).

4. Обратить внимание на характер исполнения (нежно, ласково). Мамы любят своих детей, обращаются к ним с ласковыми именами (Ванюшенька, Андрюшенька).

5. Способствовать исполнению колыбельных песен в самостоятельной игровой деятельности.

Методические рекомендации по использованию пестушек, потешек и прибауток 

Пестушки — коротенькие приговорки, сопровождающие ритмизированной и рифмованной речью необходимые для ребенка гигиенические и физические процедуры: умывание, купание, массаж. Потешки — сопровождают игры взрослого с ребенком, его ручками, пальчиками. Прибаутки — небольшие стихотворения в 4—6 строк, своим содержанием напоминающие маленькие сказочки в стихах. Содержание прибауток составляют яркие, красочные картинки окружающей жизни (быт, домашнее хозяйство, домашние животные). Особое значение придается пестушкам и потешкам в работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста. В более старшем возрасте (2—4 года) пестушки используются педагогом при выполнении соответствующих игровых действий с куклами. Педагог поощряет участие детей в исполнении пестушек и потешек.

Младший дошкольный возраст:

1. Приобщать детей к устному поэтическому творчеству.

2. Помочь понять назначение потешек, прибауток, пестушек (помогают ребенку научиться ходить, умываться, забавляют, развлекают ребенка). Исполняются ласково, нежно.

3. Стимулировать участие детей в исполнении потешек, прибауток педагогом (договаривание слов, выполнение движений, подражание игровым действиям).

4. Поощрять самостоятельное исполнение пестушек в играх с куклами.     Методические рекомендации по использованию закличек и приговорок    Заклички — стихотворные обращения к различным явлениям природы (солнцу, ветру, дождю), небольшие песенки, предназначенные для распевания группой детей. Приговорки — обращения к животным, птицам, построенные по принципу просьбы- пожелания. Часто приговорки строятся на звукоподражании. Заклички и приговорки доставляют детям радость, развлекают их. Заклички и приговорки помогают воспитывать у детей чувство связи с природой. Заклички генетически восходят к древним обрядам. Многие заклички в настоящее время утратили магическое значение, но приобрели шуточный характер. В младшем дошкольном возрасте дети привлекаются к исполнению закличек и приговорок, поощряется исполнение приговорок и закличек по инициативе детей.

Задачи:

 1. Приобщать к устному народному творчеству.

 2. Поддерживать желание произносить заклички вместе с педагогом. Методические рекомендации по использованию пословиц и поговорок Пословица — это краткое, поэтически образное, ритмически организованное произведение народного творчества, обобщающее исторический и социальный опыт поколения. Четко формулируя морально-этические нормы, пословицы представляют собой яркие образцы практической философии. Поговорка — это меткое выражение, высказанное по конкретному случаю, оборот речи, лишь намекающий на вывод. Знакомство с пословицами можно начинать с младшего дошкольного возраста. В этом возрасте педагог не объясняет детям, что такое пословица, а может использовать доступные детям пословицы и поговорки в соответствующей ситуации. После уборки игрушек — «Кончил дело — гуляй смело», в подвижной игре — «Маленький, даудаленький». При этом термин «пословица» не обязательно употреблять. Примерное количество пословиц и поговорок, включаемых педагогом в свою речь, — 4-6.

В среднем дошкольном возрасте начинается целенаправленная работа по формированию представлений об отличительных особенностях произведений различных жанров, развиваются исполнительские навыки. В средней группе важно опираться на ранее накопленный детьми фольклорный опыт. Необходимо создавать условия для самостоятельного исполнения детьми фольклорных произведений в сюжетно-ролевых, театрализованных играх.

Методические рекомендации по использованию колыбельных песен      Колыбельные песни, или байки, относятся к произведениям, созданным взрослыми для детей. Назначение колыбельных песен — убаюкать, усыпить ребенка — определяет не только ритмику, но и систему образов (образы близких ребенку взрослых, фантастические образы Сна и Дремы). В средней группе уточняются представления детей о жанровых особенностях колыбельных, даются в сравнении народные и авторские колыбельные, развиваются исполнительские навыки детей, детям предлагается сочинять отдельные строки для колыбельных. Стимулируется исполнение детьми колыбельных песен в сюжетно- ролевых играх. При ознакомлении с колыбельными необходимо наличие специального дидактического материала: колыбель, люлька (подлинные или сделанные по образцу народных); игрушки-помощники (кот Баюн), иллюстративный материал (книги колыбельных песен с иллюстрациями), магнитофонные записи различных вариантов исполнения колыбельных.

Задачи:

1. Продолжать знакомить с жанровыми особенностями колыбельных песен (особенности содержания и формы).

2. Показать отличие и сходство народных и авторских колыбель-ных песен.

3. Развивать исполнительские умения (исполнять колыбельные протяжно, нежно, ласково).

4. Развивать творческие способности детей (самостоятельное придумывание детьми отдельных строк в колыбельных).

 5. Примерный репертуар: в активном репертуаре детей 4-6 колыбельных.

Методические рекомендации по использованию пестушек, потешек и прибауток 

Пестушки — коротенькие приговорки, сопровождающие ритмизированной и рифмованной речью необходимые для ребенка гигиенические и физические процедуры: умывание, купание, массаж. Потешки — сопровождают игры взрослого с ребенком, его ручками, пальчиками. Прибаутки — небольшие стихотворения в 4—6 строк, своим содержанием напоминающие маленькие сказочки в стихах. Содержание прибауток составляют яркие, красочные картинки окружающей жизни (быт, домашнее хозяйство, домашние животные). Особое значение придается пестушкам и потешкам в работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста. В среднем и старшем дошкольном возрасте уточняется назначение пестушек и потешек: пестушки помогают ребенку освоить навыки умывания, ходьбы; потешки забавляют, развлекают. Обращается внимание на особенности содержания и формы. Потешки и пестушки сравниваются с колыбельными, загадками. Для ознакомления с потешками необходимо наличие в группах раннего и младшего возраста игрушек, иллюстраций, отражающих фольклорные образы («коза», «сорока-белобока», «петушок»). Возможно использование театра картинок. Педагог рассказывает потешку и показывает детям картинки, отражающие содержание потешек. Дети среднего и старшего дошкольного возраста могут исполнять потешки в играх-инсценировках, рисовать иллюстрации к потешкам, сами сочинять потешки.

Задачи:

1. Уточнять представления детей о пестушках, потешках, прибаутках, их содержании и форме.

 2. Помочь понять роль пестушек, потешек в воспитании маленьких детей (учат движениям, забавляют, развлекают).

3. Поддерживать желание рассказывать потешки, прибаутки куклам в сюжетно- ролевых играх.

Методические рекомендации по использованию закличек и приговорок Заклички — стихотворные обращения к различным явлениям природы (солнцу, ветру, дождю), небольшие песенки, предназначенные для распевания группой детей. Приговорки — обращения к животным, птицам, построенные по принципу просьбы- пожелания. Часто приговорки строятся на звукоподражании. Заклички и приговорки доставляют детям радость, развлекают их. Заклички и приговорки помогают воспитывать у детей чувство связи с природой. Заклички генетически восходят к древним обрядам. Многие заклички в настоящее время утратили магическое значение, но приобрели шуточный характер. В среднем дошкольном возрасте даются общие представления о происхождении и назначении закличек и приговорок (заклички — от слов «кликать», «звать», обращение к объектам природы: солнцу, дождю, ветру с просьбой о хорошем урожае); отмечается, что заклички придумывал народ. Обращается внимание на интонацию, с которой произносятся заклички.

Задачи:

1. Познакомить детей с содержанием и формой закличек, приговорок.

2. Способствовать восприятию закличек, приговорок как способа общения с природой.

3. Привлекать детей к коллективному исполнению закличек, приговорок.

В старшем дошкольном возрасте программой рекомендовано использовать:

Народные игры:

— русская народная игра «Дед Мороз»;

— русская народная хороводная игра «Чурилки»;

— татарская народная игра «Спутанные кони»;

— башкирская народная игра «Белая кость»;

— башкирская народная я игра «Гроза»;

—  русская народная хороводная игра «Грачи прилетели»;

 -   русская народная ая игра «Золотые ворота».

— русские народные подвижные игры «Огородник», «Овечки», «Извозчик»; — русские народные хороводные игры «Дед Мазай», «В мельницу»; — татарская народная игра «Продаем горшки»;

 — русские народные игры «Городки», «Лапта», «Чижик» (спортивные), «Болото», «Улитки» (классы)

— русские народные хороводные игры: «Дед Сысой», «У дедушки Трифона»;

— татарская народная хороводная игра «Темербай»;

— башкирская народная хороводная игра «Юрта».

Воспитательные задачи: приучать детей преодолевать трудности, препятствия, пополнять знания о профессиях прошлого, воспитывать уважительное отношение к человеку труда.

Развивающие задачи: развивать ловкость, терпение, находчивость, быстроту реакции, умение действовать по правилам, активный интерес к народным играм.

Все народы, проживающие на Южном Урале, учили детей понимать прекрасное. Это отражается в народных загадках, легендах, искусстве, трудовых традициях, в обустройстве жилища (того места, где проживали человек и его семья).

В старшем дошкольном возрасте представления о жанровых особенностях уточняются и обобщаются. Большое внимание уделяется воспитанию у детей умения понять основное содержание произведения, соотнести его с жизненной ситуацией. Развивается словесное творчество на материале фольклора. Важным условием воспитания на идеях народной педагогики средствами фольклора является создание развивающей среды, включающей два основных компонента:

 • речь педагога, обогащенную фольклорной лексикой;

• предметную среду (предметы народного быта, игрушки, картины, книги), отражающую содержание фольклорных текстов.

Методические рекомендации по использованию колыбельных песен

В старшем дошкольном возрасте знания о жанровых особенностях колыбельных уточняются и обобщаются. Развиваются творческие способности детей. Дети сочиняют свои колыбельные песни. Колыбельные широко используются в сюжетно-ролевых играх, в досугах, в играх-инсценировках. При ознакомлении с колыбельными необходимо наличие специального дидактического материала: колыбель, люлька (подлинные или сделанные по образцу народных); игрушки-помощники (кот Баюн), иллюстративный материал (книги колыбельных песен с иллюстрациями), магнитофонные записи различных вариантов исполнения колыбельных. Задачи:

 1. Уточнять представления детей о колыбельных, их содержании, форме.

 2. Помочь понять роль колыбельных в жизни семьи, во взаимоотношениях родителей, дедушек, бабушек, детей (взаимная любовь, забота).

3. Учить видеть выразительные образы колыбельной, образные средства языка (эпитеты: точеная, золоченая), ритм, рифмы, наличие слов, создающих ритм колыбельной («баю-бай», «люли-люли»).

4. Совершенствовать исполнительские умения детей.

 5. Развивать творческие способности детей (умение сочинять свои колыбельные песни).

Методические рекомендации по использованию пестушек, потешек и прибауток 

Пестушки — коротенькие приговорки, сопровождающие ритмизированной и рифмованной речью необходимые для ребенка гигиенические и физические процедуры: умывание, купание, массаж. Потешки — сопровождают игры взрослого с ребенком, его ручками, пальчиками. Прибаутки — небольшие стихотворения в 4—6 строк, своим содержанием напоминающие маленькие сказочки в стихах. Содержание прибауток составляют яркие, красочные картинки окружающей жизни (быт, домашнее хозяйство, домашние животные). В старшем дошкольном возрасте уточняется назначение пестушек и потешек: пестушки помогают ребенку освоить навыки умывания, ходьбы; потешки забавляют, развлекают. Обращается внимание на особенности содержания и формы. Потешки и пестушки сравниваются с колыбельными, загадками.

Методические рекомендации по использованию закличек и приговорок 

В старшем дошкольном возрасте уточняются представления детей о жанровых особенностях закличек и приговорок. Развиваются творческие способности детей. Дети сами придумывают заклички и приговорки, обращения к разным явлениям природы и животным. Детское творчество может быть отражено в альбомах и книгах, в которых записываются придуманные детьми заклички. Заклички и приговорки становятся частью игр-инсценировок, фольклорных праздников.

Задачи:

1. Уточнять представления о жанровых особенностях закличек, приговорок. 2. Развивать умение произносить заклички выразительно (интонация просьбы).

 3. Развивать творческие способности. Учить придумывать свои варианты закличек, приговорок.

Методические рекомендации по использованию пословиц и поговорок Пословица — это краткое, поэтически образное, ритмически организованное произведение народного творчества, обобщающее исторический и социальный опыт поколения. Четко формулируя морально-этические нормы, пословицы представляют собой яркие образцы практической философии. Поговорка — это меткое выражение, высказанное по конкретному случаю, оборот речи, лишь намекающий на вывод. В старшем дошкольном возрасте детям дается доступное для них определение пословиц. Пословицы — это мудрые мысли народа. Показывается значение пословиц в жизни человека — они учат, помогают жить. Если не знаешь, как тебе поступить, вспомни, как говорится в пословице. Пословица всегда поможет. Поговорки делают нашу речь более красивой, интересной. Детям называются отличительные особенности формы пословиц (краткие, всего несколько слов). Детей учат задумываться над смыслом пословиц, соотносить с конкретным случаем, ситуацией. Конкретное воспитательное значение пословицы зависит от содержания: воспитание трудолюбия, уважения к родителям, любви к Родине и др. В старшем дошкольном возрасте детей можно знакомить с пословицами разных народов, отражающими одну и ту же мысль. В этом возрасте развиваются творческие способности детей. Их можно учить придумывать сказки, рассказы по содержанию пословиц. В старшем дошкольном возрасте пословицы и поговорки должны широко использоваться в педагогическом процессе, в различных видах деятельности: бытовой, трудовой, игровой. Педагог сам использует пословицы, предлагает детям подумать, какая пословица подойдет к той или иной ситуации, поощряет самостоятельность использования детьми пословиц.

Пословицы включаются в различные фольклорные праздники и развлечения. Широко используются дидактические игры по пословицам.

Задачи:

1. Обогащать представления детей о пословицах, поговорках (значение, содержание, форма).

2. Учить задумываться над смыслом пословиц, соотносить с ситуациями, возникающими в жизни.

 3. Учить выделять общий смысл в пословицах разных народов.

 4. Воспитывать интерес к языку, желание сделать свою речь выразительной. 5. Активизировать самостоятельное использование детьми пословиц

1.3. Народные праздники, как средство формирования музыкальных способностей и патриотического воспитания детей

          Развитие детей на традициях музыкальной народной культуры является одним из главных направлений общего художественно-эстетического воспитания и образования дошкольника. Владея знаниями и методами фольклорного творчества,  пытаемся строить музыкально - воспитательную работу на материале русских народных песен, игр, танцев. Жизнь в детском саду должна быть яркой, богатой впечатлениями, как хорошая интересная книга, лучшими страницами которой должны стать праздники. Помочь детям сделать детский праздник незабываемым, открыть детям окно в мир удивительных чудес, оставить яркий след в душе ребёнка - цель всего нашего коллектива. Музыкально - фольклорный материал народных праздников направлен на то, чтобы помочь детям выразить свои чувства, переживания через песни, танцы, стихи, потешки, прибаутки. Сценарии народных праздников  составляются так, чтобы каждый ребенок стал участником праздника, чтобы у каждого была своя, пусть даже небольшая роль. Праздники пронизаны духовной мудростью нашего народа, они знакомят детей с народными традициями и позволяют ребятам принять активное участие в празднике. Красота праздничного действа, образная выразительная речь, песни и хороводы - прекрасный материал для эмоционально — эстетического и нравственного воспитания детей. В ходе народных праздников развиваются музыкальные способности (эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма).

                 В ходе народных праздников происходит музыкальное воспитание дошкольников развивается музыкальный слух и музыкальная память, формируются навыки певческой деятельности. Перед музыкальным руководителем и воспитателем дошкольного учреждения стоит ответственная задача – научить детей любить песню, дать простейшие певческие навыки. С этой целью целесообразно тщательно продумать весь вокальный репертуар, который будет использован в работе с дошкольниками во время народных праздников - и для слушания, и для разучивания. Необходимо расширять репертуар в первую очередь за счет народных песен, так как народная песня обладает художественно-воспитательной ценностью, не перестает восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Пение народных песен знакомит детей с национальными традициями народа, с его песенным прошлым. Систематическое их исполнение способствует эстетическому воспитанию, развивает у детей художественный вкус, пробуждает чувство любви к Родине, родной природе. Народная песня обогащает речь детей, способствует улучшению дикции и артикуляции, благоприятно влияет на выразительность речи. Например, в младшем дошкольном возрасте дети разучивают русские народные песни, например: «Ладушки» - русская народная прибаутка; «Петушок» - русская народная прибаутка; «Жучка» - музыка Н. Кукловской, слова С. Федорченко; «Самолет» - музыка Е. Тиличеевой, слова Н. Найденовой ; «Цыплята» - музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной ; «Андрей-воробей» - русская народная песня ; «Серенькая кошечка» - музыка В. Витлина, слова Н. Найденовой .Простота построения мелодии, яркая образность, юмор создают желание петь даже у самых застенчивых и малоактивных детей. Народные песни вызывают положительные эмоции у ребенка. Иногда при одном только упоминании названия песни лица у детей освещаются улыбками, и они с удовольствием исполняют ее. Это песни композиторов Е. Тиличеевой, Т. Ломовой, Т. Попатенко, Ю. Чичкова и других.

      Пение народных песен во время народных праздников развивает эстетическое восприятие, эстетические чувства, художественно-музыкальный вкус и весь комплекс музыкальных и музыкально-сенсорных способностей, особенно музыкально-слуховые представления. Слушание народной музыки способствует воспитанию  эстетического отношения к окружающей действительности, обогащению переживаний ребенка, его умственному развитию, так как раскрывает перед ним целый мир представлений и чувств. Оно расширяет детский кругозор, увеличивает объем знаний об окружающей жизни, событиях, явлениях природы. Велико значение пения в развитии речи ребенка: обогащается его словарный запас, совершенствуется артикуляционный аппарат, улучшается детская речь. Пение способствует формированию эстетического отношения к окружающей действительности, обогащению переживаний ребенка, его умственному развитию, так как раскрывает перед ним целый мир представлений и чувств. Оно расширяет детский кругозор, увеличивает объем знаний об окружающей жизни, событиях, явлениях природы. Велико значение пения в развитии речи ребенка: обогащается его словарный запас, совершенствуется артикуляционный аппарат, улучшается детская речь.

       Народные праздники помогают развивать социально-личностные и коммуникативные качества, помогают организовать и объединить детский коллектив. В процессе подготовки и проведения народных праздников воспитываются такие важные черты личности, как чувства патриотизма и толерантности, организованность, выдержка. Народные песни, песни классиков и особенно русских композиторов раскрывают перед детьми целый мир новых представлений и чувств. У ребенка появляется заинтересованное отношение к музыке, эмоциональная отзывчивость на нее. Народное пение - это живое, непосредственное общение  детей с окружающим миром. В фольклорном пении как и других видах исполнительства, ребенок может активно проявить свое отношение к музыке. Не осознавая еще до конца содержания текста, дети реагируют на песенные интонации: подпевают, приплясывают под веселую музыку, засыпают, прислушиваясь к мелодии колыбельной песни. Пение играет важную роль в музыкальном и личностном развитии. Певческий голос сравнивают с музыкальным инструментом, которым ребенок может пользоваться с малых лет. Выразительное исполнение народных песен помогает более ярко и углубленно переживать их отношение к музыке, к окружающей действительности.

Через народные праздники дети приобщаются к художественно-эстетической культуре родного края, познают культурные традиции и обычаи народов Южного Урала, приобщаются к общечеловеческим ценностям.

В ходе народных праздников дети учатся игре на народных инструментах, что способствует формированию у маленького человека национального самосознания.

1.4. Игра на народных музыкальных инструментах как средство внедрения регионального компонента в образовательный процесс ДОУ

Доступность народных инструментов, привлекательность и легкость игры на них приносят детям радость, создавая предпосылки для дальнейших занятий музыкой, формируют интерес к познанию мира музыки в разных его проявлениях.

Народная музыка и народные инструменты подготавливают детей к пониманию традиций и культуры своего народа.

Исполнительство на народных музыкальных инструментах - важный вид деятельности детей в процессе музыкально-эстетического воспитания в ДОУ наряду с пением, слушанием музыки, музыкально-ритмическими движениями.

Игра на народных инструментах открывает перед детьми новый мир звуковых красок, помогает развивать музыкальные способности и стимулирует интерес к народной музыке.

В процессе игры на народных инструментах совершенствуются эстетическое восприятие и эстетические чувства ребенка, дети приобщаются к национальной культуре. Это вид музыкальной деятельности детей способствует становлению и развитию волевых качеств: выдержки, настойчивости, целеустремленности, усидчивости; совершенствованию психических процессов - памяти, внимания, восприятия, образного и словесно-логического мышления. Знакомство с названиями инструментов, их тембрами, специальными музыкальными терминами (струны, клавиши, медиатор, оркестр и др.) обогащает активный словарь детей, развивает их речь; укрепляется и совершенствуется мелкая моторика пальцев рук. У детей развиваются музыкально-сенсорные способности, тембровый, регистровый, гармонический слух, чувство ритма, умения вслушиваться в многоплановую и многоголосную фактуру произведения.

Музицирование позволяет развивать чувство взаимопомощи и внимания к действиям товарищей; активизирует всех детей, способствуя координации музыкального мышления и двигательных функций организма, развивает фантазию и творческие способности, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку. В процессе игры на народных инструментах идет усвоение нотной грамоты. Играя, дети лучше понимают устройство народных музыкальных инструментов, различают их звучание, тембр и входят в новый для них мир музыкальной азбуки.

Игра на народных инструментах расширяет чувственно эмоциональный опыт ребенка. Неповторимое звучание каждого инструмента вызывает у детей определенные чувства и ощущения. Нередко эти чувства воплощаются в придуманные образы. Народный музыкальный инструмент помогает создавать эмоциональную связь между миром ребенка и миром музыки, знакомит его с традициями народов, Южного Урала.

Игра на народных музыкальных инструментах ценна еще и тем, что может применяться в самых различных условиях – как на занятиях с педагогом, так и в самостоятельной музыкальной деятельности, возникающей по инициативе детей. Музыкальные игрушки-инструменты входят в жизнь ребенка – его ежедневные игры, занятия, развлечения, отвечают склонностям детей и объединяют их в исполнительский коллектив.

Таким образом, игра на народных музыкальных инструментах оказывает влияние на всестороннее развитие личности, имеет большое воспитательное и образовательное значение.

В свою очередь, исполнительство на народных музыкальных инструментах следует рассматривать как модель проявления и становления музыкальных задатков детей, вовлечения их в активную музыкальную деятельность.

Современные дошкольные учреждения опираются на вековой опыт применения в воспитании детей озвученных игрушек, распространенных в народе. Самые древние игрушки появились еще в I—II вв. Об этом, в частности, свидетельствуют экспонаты Музея игрушек в Сергиевом Посаде. Они представляют собой погремушки и трещотки из дерева, просверленных костей, позже появились игрушки из металла. При раскопках в древнерусских городах найдены глиняные свистульки разнообразных форм (в виде козы, петуха, собаки, утки и т. д.).

С помощью народного инструмента ребенок не только может проявлять свои эмоции, но и управлять ими. Он подсознательно чувствует, какие звуки, тембры, созвучия ему нравятся, и никогда не возьмет в руки тот музыкальный инструмент, который будет его раздражать.

В быту народа, в различных культовых обрядах музыкальные инструменты часто применялись как эмоционально воздействующие. Например, трещотки, свистки использовались для привлечения или отпугивания птиц, зверей, ими отгоняли («злые силы» и стремились призвать «добрые»).

Эмоциональное воздействие музыкального инструмента усиливается, когда ребенок, взяв его в руки, как бы ощущает дыхание времени, истории развития культуры своего народа. Играя на народном музыкальном инструменте, он входит в особый мир эмоциональных переживаний, в котором рождаются образы, навеянные звучанием, историей бытования данного инструмента. Проводниками в этот мир образов могут быть сказки, былины, произведения песенного и поэтического народного творчества, сам музыкальный инструмент как образец декоративно-прикладного искусства.

Реализация художественных потребностей детей в процессе музицирования на народных инструментах, развитие их эмоционального восприятия, музыкального слуха и чувства ритма, приобретение музыкального опыта — все это создает предпосылки к активной творческой деятельности детей и сочинительству.

Народные музыкальные инструменты как произведения народного прикладного искусства помогают создавать необходимый эстетический настрой, активизирующий детское восприятие, стимулирующий формирование обратной связи между педагогом и детьми.

Народные музыкальные инструменты выступают также в роли источников информации: слушая звучание инструментов, дети знакомятся с историей их создания, визуально их воспринимая, сочиняя музыку, дети постигают культуру своего народа, находясь в её «поле», ощущают себя ее звеньями.

2.1. Методика развития музыкальных способностей детей в ДОУ через внедрение программы «Наш дом – Южный Урал» (Е.С. Бабунова)

Для приобщения детей к истокам культуры народов Южного Урала с учетом программы «Наш дом – Южный Урал), нами были определены следующие направления работы:

- проведение познавательных бесед о народных праздниках, обрядах, рассказывание детям о традициях и обрядах населения  Урала,  знакомство детей с народными музыкальными инструментами, их звучанием и историей происхождения. Созданию условий для приобщения ребенка к лучшим образцам поэтического, музыкального, игрового фольклора способствует организация встреч в музыкальной гостиной с представителями коренных народов Урала.

 - образовательная деятельность по развитию певческих навыков детей: решение задачи развития певческого голоса ребенка дошкольного возраста выстраивается на основе специально подобранного репертуара.

- исполнение песен с детьми без музыкального сопровождения: с учётом традиции звучания фольклорной песни одной из задач использования средств народной педагогики в работе с дошкольниками является обучение детей пению без сопровождения.

-музыкально-образовательная деятельность по освоению дошкольниками элементов музыкальной грамоты. Способствую становлению  представлений детей о таких средствах выразительности, как темп, динамика, регистр, тембр, метроритм в процессе ознакомления с известными и доступными жанрами детского фольклора.

- использование пения в сочетании с хореографическими движениями при инсценировании знакомого детям фольклорного репертуара: естественной формой исполнения народной песни является выражение ее содержания в хореографическом движении. Незаменимым средством в работе с дошкольниками по развитию двигательных навыков являются игры со словом, использование которых знакомит детей с основными видами движений (пружинным, переменным шагом, поскоками, галопом, элементами танца), совершенствует качество их выполнения.

 - включение фольклорного материала в праздники, развлечения, самостоятельную деятельность: разученные в непосредственно образовательной деятельности песни, танцы, импровизации на музыкальных инструментах становятся близкими и доступными ребенку, когда включаются в его повседневную жизнь, используются в самостоятельной игровой деятельности. Традиционно каждый фольклорный праздник - это общая организация детско-взрослой жизни. Он естественным образом ориентирован на проявление  общей радости, совместного проживания празднества, что способствует созданию благоприятной воспитательной среды для детей разных возрастов. В народных праздниках нашло ярко выраженное ощущение народом своего единства с окружающей природой. Организуем праздники, в которых   традиционно принимали участие дети: «Масленица», «Пасха», «Колядки», «Рождественнские вечера».

 - использование средств народной педагогики в режимных моментах дня и нерегламентированной образовательной деятельности: в тесном взаимодействии с другими педагогами  знакомлю детей с важнейшими датами народного календаря, различными сведениями из русской истории, фольклорным материалом. Совместная образовательная деятельность основывается на игре, творческом фантазировании, стремлении пробудить в детях интерес к открытию богатств народной игры.

     Эффективным в работе оказывается слушание музыки без предварительного объяснения, но со специально поставленной проблемной задачей - определить назначение фольклорного произведения на основе лишь слухового восприятия и слухового анализа, что даёт возможность показать детям зависимость содержания фольклорных произведений от их жизненного назначения.

- взаимодействие с семьей: возраст дошкольного детства - период, когда ребенок особенно привязан к дому, семье. Для него важным являются, прежде всего, те ценности, которые признаются его родителями, поэтому эффективность проводимой в детском саду работы зависит от отношения к ней в семье ребенка. Проводим детско-взрослые праздники, где родители выступают активными участниками общего праздничного действа.

Для успешного обучения и развития музыкальных способностей детей в пении используем разнообразные методы и приёмы. Применяя в своей работе  наглядно-выразительный показ приёмов исполнения песен,   привлекаем  к знакомству с новым произведением воспитателей, родителей, чтобы  красиво продемонстрировать народную песню, помочь детям правильно интонировать её, работать над дыханием, характером звучания, эмоциональной выразительностью исполнения, связанного с художественным образом.

          При отборе детского музыкального репертуара  обращаем внимание  на:

        1) наличие в песне яркого музыкального образа;

        2) доступность музыкального произведения восприятию;

        3) соответствие содержания музыкального произведения жизненному опыту детей.

Нами подобран интересный и доступный фольклорный материал. В народной песне всё продуманно и предусмотрено, всё идёт от природы. При обучении пению  учитываем физиологическое развитие голосовых связок дошкольника. Работу по постановке голоса начинаем с диагностики музыкальных способностей, деление детей по голосам: высокий,  средний, низкий.

Но самое главное при работе над песней, учитывая критерии и показатели здоровья и физического развития воспитанников (СанПиН), обращаем  внимание на охрану певческого голоса дошкольника. Учим воспитанников не форсировать звук в пении, не перенапрягаться, не утомлять свой голос -  пение и крик -  несовместимы! Добиваемся от маленьких вокалистов овладения элементами резонансной техники пения, бережно относясь  к их голосу.

          В работе над звукообразованием важно укреплять и развивать певческий голосовой  диапазон детей. Делаем это очень осторожно: проверяем объём голоса, выясняем, кому из детей трудно петь, затем продумываем разнообразные приёмы, например: правильное рассаживание детей (имеющих ограниченный диапазон и неправильно поющих посадить в первом ряду). Сидящие впереди слышат, как поют другие дети, так удобнее наблюдать за ними и своевременно приходить на помощь.

В своей работе над народной песней  используем небольшие песенки-попевки, которые способствуют   выработке естественного, лёгкого звучания голоса, чистоты интонирования, облегчают работу над расширением диапазона детского голоса, помогают добиться отчётливого произношения слов в песне.

Легко удаётся привить правильную манеру и получить нужный звук в процессе игры. Например, для получения свободного звука, используем  игры с пением. Ребёнок поёт свободно, без настройки, свободный звук появляется  на речитативе. Делать это  надо легко, свободно, не «давя» на связки. Просим начинающего певца  потянуть звуки, так если бы он пел в поле или в лесу.

Для овладения навыками лёгкого, подвижного пения пользуемся показом, построенным на имитации игры на народном инструменте («спой, как дудочка», «покажи, как  звенит колокольчик» и т.д.).

В работе над дикцией, привлекаю внимание к выразительным речевым интонациям в соответствии с музыкальными. Считаю важным при этом выделять, подчёркивать некоторые слова, выражения, одновременно решая задачи певческого дыхания: «не разрывай слово».

       Одна из сложных задач при исполнении народной песни – петь индивидуально и коллективно, с сопровождением и без него. Я объясняю детям, что недостаточно только правильно исполнять мелодию песни, нужно ещё и слушать соседа, стараться, чтобы песня «сладилась», а в народе говорят: «давайте, сыграем песню». Стремление к игре, к актёрству присуще детям. Игра доставляет им радость.

         Богатство и разнообразие ситуаций и характеров народных песен позволяют активно использовать их для хореографических образов, танцевальных миниатюр, театрализованной деятельности. Участвуя в хороводе, ребёнок будто переносится в другой мир, становясь селезнем и уткой, соловьём и соколом, дедом Ермаком и коршуном. Здесь всё зависит от воображения юного артиста, его представлений.

В своей работе при разучивании народных танцев  используем «подговорки» - это малый фольклорный жанр, в котором в стихотворной форме раскрывается техника исполнения танцевального движения, его название. «Подговорки» образны, музыкальны, ритмичны. Работать с ними удобно в любых условиях: в самостоятельной музыкальной деятельности, в часы досуга, на утренней гимнастике, на музыкальных занятиях.

В работе над танцем стараемся  акцентировать внимание детей не только на правильности исполнения того или иного движения, но и прежде всего на то, что является основой народной традиции. Используем метод сравнения: девочки  «плывут, как лебёдушки», а мальчики  «летят, как соколы».

Одним из наиболее доступных средств познания музыки как вида искусства, отвечающих возможностям, особенностям и потребностям ребенка являются музыкально-дидактические игры. Они объединяют все  виды музыкальной деятельности. Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различию основных свойств музыкального звука. Считаем, что педагогическая ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребёнком путь применения полученных знаний в жизненной практике.

Особое место в работе с детьми по развитию музыкальных способностей занимает игра на русских народных музыкальных инструментах. В ней реализуются исполнительские возможности всех детей, независимо от степени их одарённости.

        Условия формирования игры на народных музыкальных инструментах:

1) накопление детьми музыкально-слухового опыта, знакомство с народными инструментами,

2) овладение навыками игры на музыкальных инструментах,

3) развитие музыкальных  способностей,

4) подбор по слуху (ориентировочно-тембровый, ритмический и мелодический).

          Считаем, занятия детским оркестром на слуховой основе очень интересными для детей.    Они не только приобщают их к истокам родной культуры, но и  создаю условия для формирования музыкально-слуховых представлений, поддерживающих и развивающих интерес к элементарному  музицированию и импровизации.

         Результат работы по внедрению регионального компонента в  музыкальное  воспитание в детском саду   представлен на народных праздниках, концертах. Уже стало традицией проводить в нашем детском саду народные праздники: «Осенины – у Осени именины», «Гуляй на Святки без оглядки»,  «Пришла Коляда – отворяй ворота!», «На Масленицу – веселье да смех, у нас лучше всех», где  дети проявляют совместные эстетические переживания, погружаются в атмосферу культурных ценностей и смыслов, впитывая культуру своего народа, перенимают прошлые культурные традиции.

2.2. Воспитание у дошкольников толерантности через проектную деятельность в ДОУ

«Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут».

(Э.К.Суслова)

В течение двух лет  (2019, 2020 г.) в нашем ДОУ реализовывался долгосрочный, познавательно-творческий проект «Национальная культура народов Южного Урала». В проекте принимали участие дети, педагоги (воспитатели, музыкальный руководитель), родители.

         Новизна проекта заключается в том, что приобщение детей к традициям и культуре народов Южного Урала идет через реализацию обновленной областной программы «Наш Дом – Южный Урал» (2014г.)  и интеграцию ее программного содержания во все образовательные области.

В ходе проекта решались следующие задачи:

  • Расширить знания детей о жизни людей разных национальностей, проживающих на Южном Урале, их обычаях, традициях, фольклоре, народных играх.
  • Познакомить с национальной одеждой народов Южного Урала.
  • Развить у детей интерес не только к историческому прошлому, но и настоящему и будущему родного края.
  • Воспитывать чувство толерантности к представителям других национальностей, чувство уважения к культуре народов Южного  Урала.
  • Привлечь родителей к помощи в реализации проекта.

Работа над проектом осуществлялась в три этапа.

На первом  этапе проекта была  изучена  программа «Наш Дом – Южный Урал» (Е.С. Бабунова) и созданы условия  для ее реализации:

- составлено перспективное планирование по внедрению регионального компонента в музыкальное воспитание с учетом программы «Наш Дом – Южный Урал» (Е.С. Бабунова) (Приложение № 1);

- разработаны картотеки  народных игр и народного календаря (Приложение № 2);

- создан мини-музей народных инструментов (Приложение № 3). Музейная педагогика способствует развитию у детей интегративных качеств, так как при организации образовательной деятельности в музее реализуются задачи всех образовательных областей;

- составлена  план-схема по реализации  данного проекта.

С помощью целевых ориентиров (возрастные достижения детей при реализации образовательных областей), рекомендуемых данной программой, на начало 2019/20 уч.г. было выявлено  следующее:

- знакомы с основными  праздниками народов Южного Урала и обрядами – 23% детей,

-  знакомы с народными играми, забавами, увеселениями у разных народов Южного Урала – 26%,

- стремятся пополнить свои знания о народной культуре через различные источники информации (рассматривание предметов народного быта, народного жилища, иллюстраций, чтение книги, слушание фольклора: словесного, музыкального, беседы и т. д.)- 8%.

Таким образом, анализ данных диагностики показал, что в связи с недостаточностью знаний о культуре народов Южного Урала у детей отсутствует интерес к ней.

Нами было проведено анкетирование родителей, предложенное программой «Наш дом – Южный Урал»,  которое позволило получить ответы на вопросы:

- Считают ли родители нужным воспитание ребенка с привлечением традиций, обычаев и обрядов народов, проживающих на Южном Урале?

- Могут ли родители рассказать ребенку о традициях русского народа, народов, проживающих на Южном Урале?

- Должны ли рассказывать об истоках русской культуры и о национальной культуре, народов, проживающих на Южном Урале в детском саду?

- Какие народные игры вы знаете?

- Ходили ли Вы с ребенком в краеведческий музей?

Анализ данных анкетирования показал, что большинство родителей (78 %) считают необходимым знакомство детей с культурой народов Южного Урала, но реализация данного проекта требует от родителей пополнения их знаний о различных компонентах национальной культуры народов Южного Урала. Поэтому проблеме воспитания толерантности должно уделяться серьезное внимание.

На втором, основном этапе, в соответствии с планом-схемой была организована проектная деятельность.

Во время непосредственно организованной музыкальной деятельности детей знакомили с народными песнями, танцами, играми, фольклором, традициями народов, проживающих на Южном Урале, народным календарем.

Закреплялись полученные знания на народных праздниках.       Народные праздники помогают развивать социально-личностные и коммуникативные качества, помогают организовать и объединить детский коллектив. В процессе подготовки и проведения народных праздников воспитываются такие важные черты личности, как чувство патриотизма, уважения к народам других национальностей, организованность, выдержка.

Работа по формированию музыкальных способностей и воспитанию толерантности  у дошкольников через использование народных праздников  шла в следующей последовательности.

Вначале детей знакомили с наличием традиций в семье, воспитанникам были даны знания об особенностях народного гостеприимства в семье, о подготовке к праздникам в семьях.

 Были проведены народные праздники «Осенняя ярмарка», «Семейные посиделки», «Кузьминки» с активным привлечением к участию в них родителей.

Затем, детям были даны знания о народной культуре Южного Урала, их ознакомили с самобытностью проведения на Южном Урале русских народных праздников таких, как «Колядки», «Масленица» (Приложение № 4).

Праздник «Масленица» стал любимым праздником у наших воспитанников. Проводим его во дворе детского сада. На площадке каждой группы организуем разнообразные зимние игры и забавы. Обходя постепенно здание детского сада вокруг, дети раз за разом поочередно принимают участие во всех играх  и получают заряд радости, бодрости, уверенности в своей силе и ловкости, сжигается чучело зимы, заканчивается праздник чаепитием с блинами.

После того, как дети узнали о самобытности проведения русских народных праздников на Южном Урале,  воспитанников познакомили с праздниками народов, проживающих на Южном Урале. Особо удался на славу татарский народный праздник «Сабантуй» (Приложение № 5). Дети продемонстрировали знание татарских и башкирских народных танцев, песен, игр («Юрта», «Наездники»).

На втором этапе проектной деятельности в дошкольном учреждении педагогами совместно с детьми и родителями был организован краеведческий музей (Приложение № 6). Педагоги старшей, подготовительной групп совместно с детьми сделали макеты русской избы и татарской юрты, родители принесли предметы утвари, атрибуты национальных костюмов народов Южного Урала.

На третьем, заключительном, этапе проекта был проведен анализ организации проектной деятельности, обобщен опыт работы по проблеме внедрения регионального компонента в музыкальное воспитание детей в ДОУ, на районном методическом объединении музыкальных руководителей было проведено итоговое мероприятие проекта фестиваль «Разные народы в нашем городе живут».

Анализ данных диагностики по результатам реализации программы «Наш дом – Южный Урал» (Е.С. Бабунова):  воспитанию у детей толерантности и музыкальных способностей показал, что

- хорошо знакомы с основными  праздниками  народов Южного Урала и обрядами – 78% детей, что на 55% больше, чем на начало проектной деятельности,

-  знакомы с народными играми, забавами, увеселениями у разных народов Южного Урала – 82% воспитанников, что в три раза больше, чем на начало проекта;

- стремятся пополнить свои знания о народной культуре через различные источники информации (рассматривание предметов народного быта, народного жилища, иллюстраций, чтение книги, слушание фольклора: словесного, музыкального, беседы и т. д.)- 78%.

В ходе проектной деятельности нами были разработаны следующие критерии диагностики музыкальных способностей детей: диагностика чувства музыкальной формы, диагностика звуковысотного слуха, диагностика темпо-метрического слуха, диагностика тембрового и динамического слуха.

1. Диагностика восприятия музыки: дети легко распознают, по словам и мелодии народную музыку, классифицируя её по жанру, характеру, содержанию, музыкальному языку и тематике (о родной природе, бытовые, праздничные, колыбельные, военные, шуточные). Воспитанники оценивают и рассуждают о характере народной музыки с проявлением собственного личностного отношения к ней, вслушиваясь в каждую фразу музыкального произведения, чувствуя смену настроения, динамику музыкального образа и средства его воплощения.

2. Диагностика звуковысотного слуха (пение): дети выразительно исполняют  народные песни. Правильно интонируя, владеют навыками дыхания, звукообразования, чистотой дикции. Включают народные песни  в собственную творческую деятельность, являясь активными участниками в составлении песенного репертуара для праздников и развлечений. Они легко подбирают и исполняют народные песни по событиям: если это экологический праздник – о природе, встреча со старшим поколением – бытовые, военные, концерт для малышей – колыбельные, шуточные песни. Хороводные песни обыгрывают танцем, придумывая свои движения.

3.Диагностика темпо-метрического слуха (музыкально-ритмические движения): народные танцевальные движения даются детям легко, они свободно ориентируются в пространстве, выбирая наиболее подходящие для того или иного сюжета образные и выразительные композиции. Двигаясь, в соответствии с характером народной песни, дети приобрели опыт соотнесения музыки с движением.

4. Диагностика тембрового и динамического слуха (элементарное музицирование): дети выразительно исполняют подобранные по слуху народные мелодии, импровизируя и интерпретируя свой созданный музыкальный образ. Самостоятельно моделируют и исполняют собственное музыкальное произведение в оркестре. С большим удовольствием вносят сочинения в свой быт, игры, самостоятельную художественную деятельность, музицируя в музыкальном уголке детского сада и у себя дома, привлекая старших сестёр, братьев и родителей.

          Анализ показателей мониторинга динамики развития у детей музыкальных способностей на начало и конец проектной деятельности показал, что воспитанники осваивают все виды музыкальной деятельности на оптимальном уровне. По всем критериям наблюдается положительная динамика музыкального развития детей (Приложение № 7).

 2.3. Условия необходимые для эффективного внедрения регионального компонента в образовательный процесс ДОУ

С целью повышения качества образовательного процесса по проблеме внедрения регионального компонента в воспитательно-образовательный процесс ДОУ необходимо  объединение всех участников образовательного процесса: педагогов, детей, родителей.

         Работа с родителями в нашем ДОУ строится на принципах доверия, диалога, партнёрства, учёта интересов и возможностей детей. Педагоги приобщают родителей с детьми к национальным ценностям через культуру народов Южного Урала, активизируя при этом эмоционально-чувственную сферу детей.

Важным условием эффективной реализации краеведческого образования дошкольников является, на наш взгляд, тесная взаимосвязь с семьями воспитанников. Необходимо, чтобы процесс воспитания любви к малой родине был двусторонним, поэтому в дошкольном учреждении проводится работа с родителями. Мы глубоко убеждены, что семья – это источник, дающий силу для духовного развития ребенка, помогающий ему адаптироваться в обществе, найти себя в жизни. Для успешного вхождения ребенка в мир социальных отношений необходимо интегрировать усилия детского сада и семьи в этом направлении и значительно повысить роль семьи как проводника социализации.

В нашем детском саду реализуются разнообразные формы сотрудничества с семьей: анкетирование, родительские собрания, консультации, оформление стендовой информации, совместные праздники, выпуск буклетов, листовок, выставки народно-прикладного творчества, совместные акции и т. д. Родители в свою очередь помогают собирать экспонаты для патриотических уголков, предоставляют фотоматериалы, участвуют в народных праздниках, шьют народные костюмы, оформляют развивающую среду являются активными участниками конкурсов и выставок, проводимых в детском саду. 

Мы уверены, что лишь при тесном взаимодействии всех участников образовательного процесса: семьи и педагогов ДОУ, школы искусств, дома детского творчества «Радуга» в нашем детском саду создана  единая музыкально-образовательная среда, которая является мощным средством развития творческих способностей воспитанников детского сада и воспитания у них толерантности.

           

При организации предметно-развивающей среды, как пространства, раскрывающего перед ребёнком мир многонациональной культуры народов Южного Урала, позволяющий самостоятельно реализовать свой творческий потенциал, ставились следующие задачи:

1.Создать условия для воспитания у детей толерантности через реализацию программы «Наш дом – Южный Урал».

2.Развивать творчество дошкольников через активное отношение к миру, стремление изменить и создать новую социокультурную среду, потребность выразить самобытность своего «Я».

Ориентируясь на данные задачи в дошкольном учреждении совместно с детьми и родителями  были созданы мини-музеи «Народов Южного Урала», «Народных музыкальных инструментов», во всех возрастных группах оформлены семейные и патриотические уголки.

    Знакомство детей с национальными традициями народов Южного Урала начинается со сбора и изучения краеведческого материала. В группах подобраны  наглядно-дидактический материал, художественная литература, песенный материал, картотеки народных игр и фольклора, из которых можно почерпнуть знания об истории народов Урала. Системность и динамичность предметно-развивающей среды позволяют ребенку  самостоятельно знакомиться с  материалами по краеведению, совместно с родителями, регулярно пополнять и обновлять содержание развивающих центров группы. В соответствии с программой «Наш дом – Южный Урал» нами разработана система мероприятий по воспитанию у старших дошкольников любви к родному краю, составлено перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности с учётом регионального компонента.

     Комплексный подход в изучении родного края позволяет сформировать знания краеведческого содержания, так как материал включает характеристику основных объектов природы, культуры, быта. Работа в данном направлении ориентирует детей на организацию личностного познания родного края, его обрядов и традиций, музыкальной культуры от непосредственного восприятия, изучения, ощущения к осмыслению. Дети проживают явления природы и культуры, пропуская их через собственное творчество. Чтобы воспитать человека-патриота, знающего свой уральский край    – малую  родину, ежегодным стало проведение праздника народов Урала творческих мини-проектов. Готовятся к мероприятиям все: родители, дети, педагоги. Организуются творческие выставки, праздничные концерты, посвященные  народным праздникам.

Таким образом, подтвердилась гипотеза исследования: процесс внедрения регионального компонента в музыкальное воспитание детей в ДОУ будет протекать успешнее в связи с реализацией в детском саду областной программы «Наш дом –Южный Урал», созданием в ДОУ предметно-развивающей среды, отражающей культуру и быт народов Южного Урал, организацией взаимодействия ДОУ и семьи по этнокультурному воспитанию детей дошкольного возраста.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Алешина, Н.В. Знакомство с родным городом и страной (патриотическое воспитание) [Текст]: конспекты занятий / Н.В. Алешина – М.: УЦ «Перспектива», 2011. – 296с.
  2. Бабунова Е.С. Программно-методический комплекс «Наш дом – Южный Урал».- Челябинск: АБРИС, 2014. - 255с.
  3. Жуковская Р.И. Родной край [Текст] / Р.И. Жуковская, Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова; под ред. С.А. Козловой. - М.: Просвещение, 1990. - 208 с.
  4. Кондрыкинская, Л.А. С чего начинается Родина? Методические рекомендации. [Текст]: Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ / Л.А. Кондрыкинская – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 192с.
  5. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры, СПб, 1998
  6. Логинова, Л.В. Что может герб нам рассказать… Нетрадиционные формы работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию [Текст] / Л.В. Логинова – М.: Скрипторий, 2008.
  7. Рыбалкова, И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания[Текст] // Дошкольное воспитание 2003, № 6. 45 – 55с.
  8. Якушева, Т. А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребёнка старшего дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика 2006, № 6.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализация как основной компонент музыкального воспитания детей дошкольного возраста

Мой опыт работы по теме самобразования. Как театрализация помогает детям расскрываться....

ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ как основной компонент музыкального воспитания детей дошкольного возраста.

Театральная деятельность - это  мощное  синтетическое средство развития  творческих способностей....

Театрализация как основной компонент музыкального воспитания детей дошкольного возраста

Способность человека понимать, любить и ценить прекрасное – качество не врожденное. Оно формируется с раннего детства как результат сложного и продолжительного духовного формирования личности. С...

ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ как основной компонент музыкального воспитания детей дошкольного возраста

Цель статьи: Повышать качество реализации образовательной области " Художественно-эстетическое развитие" в условиях ФГОС ДО....

Конспект родительского собрания "Региональный компонент в воспитании детей дошкольного возраста"

В материале представлен конспект родительского собрания с участием детей , педагогов и родителей, на тему воспитания патриотических качеств дошкольников....

Задачи музыкального руководителя в музыкальном воспитании детей дошкольного учреждения

Главная задача музыкального воспитания на этапе дошкольного детства – это развитие его эмоциональной сферы, имея в виду, прежде всего самый общий план психического развития ребёнка....