Театрализация как основной компонент музыкального воспитания детей дошкольного возраста
методическая разработка по теме

Николаева Вера Викторовна

Мой опыт работы по теме самобразования. Как театрализация помогает детям расскрываться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatralizaciya_kak_osnovnoy_komponent_muzykalnogo_2.docx131.46 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Способность человека понимать, любить и ценить прекрасное – качество не врожденное. Оно формируется с раннего детства как результат сложного и продолжительного духовного формирования личности. С поступлением ребенка в дошкольное учреждение создаются объективные условия для приобщения детей к театру, начинается накопление того минимума театральных впечатлений, который является основой для эстетического развития, последующего систематического художественного образования.

 Дети, получившие эстетическое воспитание, оказываются наиболее развитыми, серьезными и восприимчивыми к учебе, чем их сверстники, они более эмоционально приподняты.

 Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека. В период от трех до семи лет ребенок интенсивно растет и развивается. Поэтому так важно с самого раннего детства приобщать маленького человека к театру, литературе, живописи. Чем раньше это начать, тем больших результатов можно достигнуть.

 Музыкальное воспитание является синтезом различных видов деятельности. Мне хотелось бы охватить многое, хотя углубленно заниматься всем одновременно невозможно. И меня, музыкального руководителя  привлекает театрализация. Уникальные возможности каждого ребенка полнее всего проявляются и развиваются в творческой деятельности, одной из которых в детском саду является театрализация. Природа театральной деятельности многообразна. Она объединяет средства архитектуры, живописи, пластической организации действия с музыкой, ритмом, словом.

 Театральное творчество – творчество коллективное и оно сосредотачивает свое внимание на исследовании личности, раскрытии ее внутреннего мира, порождает множество новых сценических образов. Я убеждена, что основной целью детского театрального творчества является содействие становлению ребенка как личности. Занятия театральным искусством дают детям прекрасную возможность закрепить коммуникативные навыки, стимулируют развитие внимания, памяти, речи, восприятия, в результате происходит расцвет творческого воображения.

 Легкость и радость общения с ребенком, готовность к импровизации и экспромту, стремление к творчеству, самовыражению, общему успеху – вот что лежит в основе совместной театрализованной деятельности.

 Основные направления – развитие певческих, двигательных навыков, эмоциональности, интеллекта, артистических способностей и навыков сценических воплощений, коммуникативных особенностей ребенка.

 Театрализация включает в себя практически все виды детской деятельности: песенной, танцевальной, игровой, импровизации на детских музыкальных инструментах, драматизацию.

 Песенное творчество воспитывает у детей устойчивый интерес к пению, побуждает детей сочинять песенки на заданный текст.

 Танцевальное творчество вызывает эмоциональный отклик и желание двигаться под музыку, импровизировать; побуждает детей к поискам выразительных движений для передачи характерных особенностей персонажей и настроение музыки танцевальными движениями.

 Игровое творчество привлекает детей к сочинительству коротких сказок, историй, диалогов; побуждает детей самостоятельно создавать игровые образы с помощью движений, мимики, интонаций, жестов инсценировать хорошо знакомые сказки.

 Импровизация на детских музыкальных инструментах дает детям представления и способы звукоизвлечения; предлагает им импровизировать простые мелодии индивидуально и в ансамбле, используя ударно-шумовые инструменты; совершенствовать умение воспроизводить различные ритмы.

 В процессе театрализованных игр, происходит интегрированное воспитание детей, они обучаются выразительному чтению, пластике движения, пению, игре на музыкальных инструментах. Создается творческая атмосфера, которая помогает раскрыться каждому ребенку как личности, применять собственные возможности и способности.

 Театрализация является стержнем в моей работе, элементы театрализации я использую на занятиях, развлечениях, праздниках, начиная с младшей группы. Малыши с радостью изображают в небольших сценках повадки животных, имитируя их движения, голоса.

 С возрастом задачи по театрализованной деятельности усложняются, дети инсценируют небольшие сказки, поэтические произведения. К театрализации я обязательно привлекаю воспитателей, которые с удовольствием берут на себя роли героев сказок. Приобщаю родителей к подготовке спектаклей, тем самым, стараясь сблизить семью с жизнью детей в детском саду. Совместные мероприятия взрослых, более старших детей и моих воспитанников создают обоюдный интерес к театральному виду деятельности.

 Театральная деятельность детей включает в себя несколько разделов: основы кукловождения, актерское мастерство, игровое творчество, имитирование на музыкальных инструментах, песенное и танцевальное творчество детей, проведение праздников и развлечений.

 Для проведения занятий, развлечений и спектаклей, совместно с воспитателями и родителями были изготовлены декорации, атрибуты, маски, костюмы сказочных персонажей, эмблемы, шумовые музыкальные инструменты (банки с крупой, камешками; коробки с палочками и др.)

 С малышами я уделяю большое внимание отражению сказочных образов животных, анализирую характер движения, интонацию: летит большая и маленькая птица, веселые и грустные зайцы, снежинки кружатся, падают на землю. Использую упражнения по психогимнастике: полил дождик, дует ветер, солнышко, туча. Предлагаю детям игрушки, атрибуты для ряженья, эмблемы зверей для разыгрывания «Репки», «Курочки-рябы», добиваюсь того, чтобы дети передавали настроение, меняли мимику, провожу индивидуальную работу с детьми, поощряю участие детей в инсценировках, желание играть роль. Дети учатся правильно называть театральное оборудование, бережно к нему относиться, ориентироваться в пространстве зала, следить за развитием действия. Большое внимание уделяю речи ребенка, правильному произношению слов, построению фраз, стараясь обогатить речь. Вместе сочиняем маленькие истории, поддерживаю коллективное придумывание диалогов. Дети самостоятельно сочинили историю про Машу и Жучку - что случилось с ними летом, зимой…

 Инсценировали «Теремок», «Маша и медведь», «Бобовое зернышко». В песенном творчестве предлагаю детям придумать мелодии на отдельные слова: «Что ты хочешь, кошечка? - молочка немножечко!». Старшие дошкольники сочиняют мелодию в жанре колыбельной для мишки, куклы; в плясовом «Пляшут петушки». В танцевальном творчестве воспитываю интерес и желание двигаться в различных образах - зверюшек, снежинок, петрушек. Использую различные атрибуты: цветы, листики, ленты, салютики, платочки, кубики, шарики и др. дети имитировали игру на музыкальных инструментах: дудочках, балалайках, барабанах, пианино…

 Увиденное и пережитое в настоящем театре и в самодеятельных театрализованных представлениях расширяет кругозор детей, создает дружественную атмосферу, располагающую ребят вступить в беседу, рассказать о спектакле товарищам и родителям, поделиться эмоциями. Все это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления, что особенно необходимо сегодня, когда речь наших детей бывает скудна и невыраженна.

 Конечно, в условиях работы детского сада нельзя требовать создания большого и сложного спектакля, которые по силам профессиональному театру. Это невозможно и ненужно. Большой популярностью пользуется театр игрушек. В этом театре все объемное. В театре игрушек обычно используются обычные детские куклы, игрушки, погремушки.

 Даже простой театр игрушек уже воздействует на маленьких зрителей целым комплексом средств: это и художественные образы, и яркое оформление, и точное слово, и музыка. Таким образом, театр становится такой формой искусства, которая способна не только развлечь, но и максимально воздействовать на зрителя, воспитывая в нем определенные нравственные черты. При показе театра игрушек воспитатель не только произносит авторский текст реплики всех действующих лиц, но и является прямым проводником между детьми и персонажами. Игрушки желательно подбирать одной фактуры. Одновременно с подбором игрушек проходит работа над текстом. В театре игрушек можно показать образ, характер того или иного персонажа. При появлении новой игрушки надо дать детям возможность ее рассмотреть, не торопиться с продолжением чтения текста. Спектакль можно показывать небольшому количеству детей. Цель таких показов - внести разнообразие в их игры, сделать для них игрушку более интересной, развлечь и порадовать детей.

 В средней группе я добиваюсь выразительной речи, развиваю представления о нравственных качествах, разбирали ситуации о поведении зрителей на спектакле. Дети учатся свое отношение к происходящему выражать более точно. Дети должны быть вежливыми, внимательными, вживаться в образ, уметь анализировать свою игру и исполнение других героев. Обучаются новым приемам игры на музыкальных инструментах. Дети сами придумывали различные способы озвучивания появления того или другого героя - приезд лошадки - ложки, колокольчики, самостоятельно подбирали музыкальные инструменты для героев сказки: зайке - барабан, мишке - бубен.

 По желанию ребята выбирали себе роли, без какого-либо принуждения. Использую игры на внимание, фантазию, добиваюсь яркой передачи разнопланового образа. В танцевальном творчестве ребенок приобретает жизнерадостную самоутверждающую уверенность в себе, что становится прекрасным фоном для развития его интеллектуальной сферы.

 

Поддерживаю инициативу импровизирования на музыкальных инструментах: треугольниках, металлофоне, трещетке, ложках. Дети сочиняли маленькие сказки. Предлагаю по желанию исполнить сольные партии - песня мышки, лягушки, зайца в театрализации «Теремка».

 В старшей группе продолжаем заниматься обогащением словарного запаса детей прилагательными, глаголами, наречиями. Совершенствуем интонацию, развивая прямую и косвенную речь. Воспитываем гуманные чувства: отзывчивость, умение радоваться успехам, огорчаться в случае неудачи, придти на помощь в трудную минуту.

 Можно утверждать, что музыкально-театральная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, развивает его творческие способности, приобщает его к глубоким ценностям. Это конкретный, зримый результат.

ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ

как основной компонент

музыкального воспитания детей

дошкольного возраста.

Из опыта работы музыкального руководителя

МБДОУ №24 Николаевой Веры Викторовны.

г. Елабуга 2013 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ как основной компонент музыкального воспитания детей дошкольного возраста.

Театральная деятельность - это  мощное  синтетическое средство развития  творческих способностей....

Театрализация как основной компонент музыкального воспитания детей дошкольного возраста

Способность человека понимать, любить и ценить прекрасное – качество не врожденное. Оно формируется с раннего детства как результат сложного и продолжительного духовного формирования личности. С...

ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ как основной компонент музыкального воспитания детей дошкольного возраста

Цель статьи: Повышать качество реализации образовательной области " Художественно-эстетическое развитие" в условиях ФГОС ДО....

"Театрализованная деятельность- основной компонент музыкального воспитания детей дошкольного возраста"

quot;Театрализованная деятельность-основной компонент музыкального воспитания детей дошкольного возраста"...

Театральная деятельность как основной компонент музыкального воспитания детей

laquo; Театрализованная деятельность - основной компонент  музыкальноговоспитания детей дошкольного возраста»  Способность человека понимать, любить и ценить прекрасное – к...

« Театрализованная деятельность - основной компонент музыкального воспитания детей дошкольного возраста»

Способность человека понимать, любить и ценить прекрасное – качество не врожденное. Оно формируется с раннего детства как результат сложного и продолжительного духовного формирования личности. С...