ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ как основной компонент музыкального воспитания детей дошкольного возраста.
методическая разработка (музыкально-ритмическое занятие) на тему

Театральная деятельность - это  мощное  синтетическое средство развития  творческих способностей. 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ

 как основной компонент музыкального

воспитания детей дошкольного возраста.

Подготовила:

Музыкальный руководитель

МАДОУ Детский сад №12

Махинова В. Н.

2014


 

                Дошкольный  возраст – сензитивный период для развития

творческих способностей детей.

           Способность человека понимать, любить и ценить прекрасное – качество не врожденное. Оно формируется с раннего детства как результат сложного и продолжительного духовного формирования личности. С поступлением ребенка в дошкольное учреждение создаются объективные условия для приобщения детей к театру, начинается накопление того минимума театральных впечатлений, который является основой для эстетического развития, последующего систематического художественного образования.

         Дети, получившие эстетическое воспитание, оказываются наиболее развитыми, серьезными и восприимчивыми к учебе, чем их сверстники, они более эмоционально приподняты.

        Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека. В период от трех до семи лет ребенок интенсивно растет и развивается. Поэтому так важно с самого раннего детства приобщать маленького человека к театру, литературе, живописи. Чем раньше это начать, тем больших результатов можно достигнуть.

        Музыкальное воспитание является синтезом различных видов деятельности. Мне хотелось бы охватить многое, хотя углубленно заниматься всем одновременно невозможно. Уникальные возможности каждого ребенка полнее всего проявляются и развиваются в творческой деятельности, одной из которых в детском саду является театрализация. Природа театральной деятельности многообразна. Она объединяет средства архитектуры, живописи, пластической организации действия с музыкой, ритмом, словом.

         Театральная деятельность - это  мощное  синтетическое средство развития  творческих способностей.

         Театральное творчество – творчество коллективное и оно сосредотачивает свое внимание на исследовании личности, раскрытии ее внутреннего мира, порождает множество новых сценических образов. Я убеждена, что основной целью детского театрального творчества является содействие становлению ребенка как личности. Занятия театральным искусством дают детям прекрасную возможность закрепить коммуникативные навыки, стимулируют развитие внимания, памяти, речи, восприятия, в результате происходит расцвет творческого воображения.

Легкость и радость общения с ребенком, готовность к импровизации и экспромту, стремление к творчеству, самовыражению, общему успеху – вот что лежит в основе совместной театрализованной деятельности.

           Цель - Развитие  творческих способностей дошкольников через театральную деятельность

        Задачи:

  • Повысить общую культуру ребенка, приобщать к духовным ценностям;
  • Последовательно знакомить детей с видами театров.
  • Совершенствовать артистические навыки детей: умение создавать образы живых существ с помощью выразительных пластических движений, умение пользоваться разнообразными жестами, речевым дыханием, артикуляцией, дикцией.
  • Развивать пластическую выразительность и музыкальность.
  • Учить детей планировать процесс создания спектакля,  следовать плану, используя различные творческие способности.
  • Развивает навыки публичного выступления и творческого содружества.
  • Создавать условия  в ДОУ и группе, способствующие развитию творческих способностей дошкольников.
  • Воспитывать культуру поведения в театре, уважение к сценическому искусству, доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.

         Основные направления – развитие певческих, двигательных навыков, эмоциональности, интеллекта, артистических способностей и навыков сценических воплощений, коммуникативных особенностей ребенка.

Основные формы организации образовательного процесса:

  • непосредственно – образовательная деятельность
  • совместная деятельность
  • самостоятельная деятельность
  • кружковая работа

Формы работы:   Театральные игры, речевые игры, ритмопластика, инсценировка песен, попевок, хороводов. Использование различных видов театра. Драматизация сказок, посещение театров, взаимодействие с родителями.

Виды театра в детском саду Бибабо, настольный театр, театр на фланелеграфе,  

книжка-театр, театр пяти пальцев, театр масок, театр ручных теней, пальчиковый, теневой театр, театр «живых» теней, магнитный театр, марионеточный театр.

Организация уголка театрализованной деятельности -  В группах детского сада организованы уголки для  театрализованных представлений, спектаклей.

   

В уголке располагаются:

  • различные виды театров: бибабо, настольный, театр на фланелеграфе и др.;
  • реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей: набор кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски;
  • атрибуты для различных игровых позиций: театральный реквизит,  декорации, сценарии, книги, образцы музыкальных произведений, афиши, касса, билеты, карандаши, краски, клей, виды бумаги, природный материал.

Методы и приемы- Игровая деятельность, моделирование, использование произведений художественной литературы, наглядность, наблюдения, беседы, проблемные ситуации, изобразительная деятельность, этюды.

Сотрудничество с родителями - родительские собрания, консультации, анкетирование, участие родителей в театрализованных представлениях в качестве актеров, помощь в изготовлении кукол для различных театров, декораций, совместное семейное чтение произведений, просматривание видеофильмов, посещение театров.

Театрализация включает в себя практически все виды детской деятельности: песенной, танцевальной, игровой, импровизации на детских музыкальных инструментах, драматизацию.

- Песенное творчество воспитывает у детей устойчивый интерес к пению, побуждает детей сочинять песенки на заданный текст.

- Танцевальное творчество вызывает эмоциональный отклик и желание двигаться под музыку, импровизировать; побуждает детей к поискам выразительных движений для передачи характерных особенностей персонажей и настроение музыки танцевальными движениями.

- Игровое творчество привлекает детей к сочинительству коротких сказок, историй, диалогов; побуждает детей самостоятельно создавать игровые образы с помощью движений, мимики, интонаций, жестов инсценировать хорошо знакомые сказки.

- Импровизация на детских музыкальных инструментах дает детям представления и способы звукоизвлечения; предлагает им импровизировать простые мелодии индивидуально и в ансамбле, используя ударно-шумовые инструменты; совершенствовать умение воспроизводить различные ритмы.

- В процессе театрализованных игр, происходит интегрированное воспитание детей, они обучаются выразительному чтению, пластике движения, пению, игре на музыкальных инструментах. Создается творческая атмосфера, которая помогает раскрыться каждому ребенку как личности, применять собственные возможности и способности.

Театрализация является стержнем в моей работе, элементы театрализации  я использую на занятиях, развлечениях, праздниках, начиная с младшей группы. Малыши с радостью изображают в небольших сценках повадки животных, имитируя их движения, голоса.

С возрастом задачи по театрализованной деятельности усложняются, дети инсценируют небольшие сказки, поэтические произведения. К театрализации  я обязательно привлекаю воспитателей, которые с удовольствием берут на себя роли героев сказок. Приобщаю родителей к подготовке спектаклей, тем самым, стараясь сблизить семью с жизнью детей в детском саду. Совместные мероприятия взрослых, более старших детей и моих воспитанников создают обоюдный интерес к театральному виду деятельности.

Театральная деятельность детей включает в себя несколько разделов: основы кукловождения, актерское мастерство, игровое творчество, имитирование на музыкальных инструментах, песенное и танцевальное творчество детей, проведение праздников и развлечений.

Для проведения занятий, развлечений и спектаклей, совместно с воспитателями и родителями были изготовлены декорации, атрибуты, маски, костюмы сказочных персонажей, эмблемы, шумовые музыкальные инструменты (банки с крупой, камешками; коробки с палочками и др.)

С малышами я уделяю большое внимание отражению сказочных образов животных, анализирую характер движения, интонацию: летит большая и маленькая птица, веселые и грустные зайцы, снежинки кружатся, падают на землю. Использую упражнения по психогимнастике: полил дождик, дует ветер, солнышко, туча. Предлагаю детям игрушки, атрибуты для ряжения, эмблемы зверей для разыгрывания «Репки», «Курочки-рябы», добиваюсь того, чтобы дети передавали настроение, меняли мимику, провожу индивидуальную работу с детьми, поощряю участие детей в инсценировках, желание играть роль. Дети учатся правильно называть театральное оборудование, бережно к нему относиться, ориентироваться в пространстве зала, следить за развитием действия. Большое внимание уделяю речи ребенка, правильному произношению слов, построению фраз, стараясь обогатить речь. Вместе сочиняем маленькие истории, поддерживаю коллективное придумывание диалогов. Дети самостоятельно сочинили историю про Машу и Жучку - что случилось с ними летом, зимой…

Инсценировали «Теремок», «Рукавичку», «Сестрицу Аленушку и братца Иванушку». В песенном творчестве предлагаю детям придумать мелодии на отдельные слова: «Что ты хочешь, кошечка? - молочка немножечко!». Старшие дошкольники сочиняют мелодию в жанре колыбельной для мишки, куклы; в плясовом «Пляшут  петушки». В танцевальном творчестве воспитываю интерес и желание двигаться в различных образах - зверюшек, снежинок, петрушек. Использую различные атрибуты:  цветы, листики, ленты, салютики, платочки, кубики, шарики и  др. дети   имитировали игру на музыкальных инструментах: дудочках, балалайках, барабанах, пианино…

  Увиденное и пережитое в настоящем театре и в самодеятельных театрализованных представлениях расширяет кругозор детей, создает дружественную атмосферу, располагающую ребят вступить в беседу, рассказать о спектакле товарищам и родителям, поделиться эмоциями. Все это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления, что особенно необходимо сегодня, когда речь (а следовательно и мышление) наших детей бывает скудна и невыраженна.      

          Конечно, в условиях работы детского сада нельзя требовать создания большого и сложного спектакля, которые по силам профессиональному театру. Это невозможно и ненужно. Большой популярностью пользуется театр игрушек. В этом театре все объемное. В театре игрушек обычно используются обычные детские куклы, игрушки, погремушки.

Даже простой театр игрушек уже воздействует на маленьких зрителей целым комплексом средств: это и художественные образы, и яркое оформление, и точное слово, и музыка.  Таким образом, театр становится такой формой искусства, которая способна не только развлечь, но и максимально воздействовать на зрителя, воспитывая в нем определенные нравственные черты. При показе театра игрушек воспитатель не только произносит авторский текст реплики всех действующих лиц, но и является прямым проводником между детьми и персонажами. Игрушки желательно подбирать одной фактуры. Одновременно с подбором игрушек  проходит работа над текстом. В театре игрушек можно показать образ, характер того или иного персонажа. При появлении новой игрушки надо дать детям возможность ее рассмотреть, не торопиться с продолжением чтения текста. Спектакль можно показывать небольшому количеству детей. Цель таких показов- внести разнообразие в их игры, сделать для них игрушку более интересной, развлечь и порадовать детей.

В средней группе я добиваюсь выразительной речи, развиваю представления о нравственных качествах, разбирали ситуации о поведении зрителей на спектакле. Дети учатся свое отношение к происходящему выражать более точно. Дети должны быть вежливыми, внимательными, вживаться в образ, уметь анализировать свою игру и исполнение других героев. Обучаются новым приемам игры на музыкальных инструментах. Дети сами придумывали различные способы озвучивания появления того или другого героя - приезд лошадки - ложки, колокольчики, самостоятельно подбирали музыкальные инструменты для героев сказки: зайке - барабан, мишке - бубен.

По желанию ребята выбирали себе роли, без какого-либо принуждения. Использую игры на внимание, фантазию, добиваюсь яркой передачи разнопланового образа. В танцевальном творчестве ребенок приобретает жизнерадостную самоутверждающую уверенность в себе, что становится прекрасным фоном для развития его интеллектуальной сферы.

Поддерживаю инициативу импровизирования на музыкальных инструментах: треугольниках, металлофоне, трещетке, ложках. Дети сочиняли маленькие сказки. Предлагаю по желанию исполнить сольные партии - песня мышки, лягушки, зайца в театрализации «Теремка».

В старшей группе продолжаем заниматься обогащением словарного запаса детей прилагательными, глаголами, наречиями. Совершенствуем интонацию, развивая прямую и косвенную речь. Воспитываем гуманные чувства: отзывчивость, умение радоваться успехам, огорчаться в случае неудачи, придти на помощь в трудную минуту.

Результат проведённой работы в течении года мы показываем не только выступлениями на утренниках, развлечениях. У нас уже образовалась традиция проведения театральной недели. В нашем детском саду проводятся различные тематические недели: Башкортостан – мой край родной, неделя игрушки, неделя здоровья, неделя олимпиады и т.д.

Театральная неделя проводится в конце марта (27 марта – международный день театра) –начало апреля.

Определяется тема театральной недели общая, у нас уже были такие темы как: посвящённая тв-ву Корнея Чуковского, ПДД, башкирские сказки. При выборе темы мы опираемся на общую тему года или проектной деятельности нашего детского сада. В этом году наша тема фольклор разного народа.

Далее выбираются сказки и начинается подготовительная работа.

Печатаются или рисуются афишы для театра.  Готовятся пригласительные билетики каждому ребёнку с названием сказки и время представления.

В зале создаётся атмосфера театра – стульчики расставлены по особенному. Какие то атрибуты для оформления дополнительные.

Начинается неделя с познавательных занятий, где двое героев рассказывают коротко и интересно о видах театрах, его происхождении и т.д.

Приглашаются обязательно профессиональные артисты, которые показывают представления (либо кукольные, либо виды театров и т.д.)

Обязательно ставится постановка с воспитателями. Мы показываем всем группам.

На показ сказки приглашаются по 2 группы в качестве зрителей. В день показывается по 2-3 представления.

Детям очень нравится проведение театральной недели. Проходит всё увлекательно и интересно. Дети чувствуют себя настоящими артистами.

Всё мы снимаем на видео. Далее , после прохождения театральной недели мы просматриваем на телевизоре большом.

В итоге проведенной недели я ставлю определённые задачи над чем работать дальше,  какие новые моменты и возможности можно применить.

Результаты:

  • большинство  детей умело используют средства театральной выразительности: мимику, жест, движения,  интонации;
  • владеют простейшими исполнительскими навыками и активно участвуют в театрализованных представлениях;
  • с удовольствием выполняют творческие задания;
  • дети самостоятельно импровизируют, с удовольствием перевоплощаются в образы разных героев, соотносят восприятие со своим опытом, чувствами и представлениями;
  • дети  проявляют интерес к истории театра. В самостоятельной театрализованной деятельности дети свободно применяют полученные знания и умения;
  • у дошкольников появилось желание самостоятельно организовывать небольшие театрализованные постановки со сверстниками и малышами;
  • дети владеют приемами нанесения  театрального грима;
  • у детей появился интерес к подготовке театрализованного показа;
  • к 6-7 годам большинство детей свободно передают настроение, характер героев пластикой своего тела, создают яркие и незабываемые образы.
  • Проведение театральной недели. Показ спектаклей. Приглашение профессиональных артистов.

Вывод

  • Театрализованная    деятельность всесторонне развивает личность
  • Дети имеют возможность проявить свой талант, умеют творчески мыслить, самостоятельно принимать  решения и находить выход  из сложившихся ситуаций
  • Формируется  нравственная позиция по отношению к сверстникам и старшим

Перспективы

  • Продолжать   работу по данной теме
  • Изучать, обобщать и применять на практике новые методики, знакомиться с опытом работы других педагогов – практиков
  • Продолжать работу с детьми, ставить новые спектакли, включать детей в исследовательскую деятельность в ходе их подготовки
  • Осуществлять выход детей со спектаклями в другие детские сады

Можно утверждать, что музыкально-театральная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, развивает его творческие способности, приобщает его к глубоким ценностям. Это конкретный, зримый результат.

Литература:

  • Антипина А.Е.  «Театрализованная деятельность в детском саду», М., «ТЦ Сфера», 2006 г.
  • Артемова Л.В.  «Театральные игры дошкольников», М., Просвещение, 1991г.
  • Буренина А.И.  «Театр всевозможного», С.-Петербург, 2002 г.
  • Губанова Н.Ф.  «Театрализованная деятельность дошкольников», М., «Вако», 2007г.
  • Сорокина Н.Ф. «Играем в кукольный театра: Программа «Театр - творчество - дети», М., АРКТИ, 2004 г.
  • «Фольклор-музыка-театр» под редакцией С.И. Мерзляковой, М., Линка-пресс, 1999г.
  • Царенко Л.  «От потешек к Пушкинскому балу», М., Линка-пресс, 1999г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализация как основной компонент музыкального воспитания детей дошкольного возраста

Мой опыт работы по теме самобразования. Как театрализация помогает детям расскрываться....

Театрализация как основной компонент музыкального воспитания детей дошкольного возраста

Способность человека понимать, любить и ценить прекрасное – качество не врожденное. Оно формируется с раннего детства как результат сложного и продолжительного духовного формирования личности. С...

ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ как основной компонент музыкального воспитания детей дошкольного возраста

Цель статьи: Повышать качество реализации образовательной области " Художественно-эстетическое развитие" в условиях ФГОС ДО....

"Театрализованная деятельность- основной компонент музыкального воспитания детей дошкольного возраста"

quot;Театрализованная деятельность-основной компонент музыкального воспитания детей дошкольного возраста"...

Театральная деятельность как основной компонент музыкального воспитания детей

laquo; Театрализованная деятельность - основной компонент  музыкальноговоспитания детей дошкольного возраста»  Способность человека понимать, любить и ценить прекрасное – к...

« Театрализованная деятельность - основной компонент музыкального воспитания детей дошкольного возраста»

Способность человека понимать, любить и ценить прекрасное – качество не врожденное. Оно формируется с раннего детства как результат сложного и продолжительного духовного формирования личности. С...